Витте, Сергей Юльевич

Материал из «Знание.Вики»
Сергей Юльевич Витте
SergeiWitte01548v.jpg
19 октября 1905 — 22 апреля 1906
Монарх Николай II
Предшественник он сам (как председатель Комитета министров)
Преемник Иван Логгинович Горемыкин
29 августа 1903 — 23 апреля 1906
Предшественник Иван Николаевич Дурново
Преемник он сам (как председатель Совета министров)
30 августа 1892 — 29 августа 1903
Предшественник Иван Алексеевич Вышнеградский
Преемник Эдуард Дмитриевич Плеске
15 февраля — 30 августа 1892
Предшественник Адольф Яковлевич Гюббенет
Преемник Аполлон Константинович Кривошеин

Рождение Тифлис, Российская империя
Смерть Петроград, Российская империя
Место погребения Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры
Дети Вера Сергеевна Нарышкина-Витте
Образование Новороссийский университет
Отношение к религии православие
Автограф Автограф
Награды

Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Граф (1905).

Сергей Витте — действительный тайный советник (с 1899 года), член Государственного совета (с 1903 года). Автор многотомных мемуаров.

Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Он — противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Сергей Витте считают гениальным государственным деятелем, новатором своего времени, радеющим за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря экономическим реформам, индустриализации России и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения, но его вклад в развитие страны очевиден.

Биография

Сергей Витте родился в небогатой семье провинциальных дворян. Отец — выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. Родословная матери уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким. Основательница Теософского общества Елена Блаватская приходилась Витте двоюродной сестрой.

В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет, получив степень кандидата математики. По окончании университета намеревался остаться на кафедре высшей математики для продолжения научных занятий, но отказался от этой перспективы. Его мать и дядя выступили против намерения стать профессором: «Это не дворянское дело». Дело дворянина — служить государю и отечеству.

Сергей Витте посвятил себя железнодорожному делу и в 1870 году он поступил на службу в управлении Одесской железной дороги. Витте сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны. Этим он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича. Витте переехал в Петербург, получив должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. Работал в Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и участвовал в разработке проекта устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте переехал в Киев. Председателем правления Общества был И. С. Блиох, а его правой рукой был профессор И. А. Вышнеградский, будущий министр финансов России, который на протяжении 15 лет являлся непосредственным начальником Витте.

После событий 1 марта 1881 года, когда распоясавшиеся революционеры-народовольцы убили царя Александра II Николаевича, разорвав его бомбами на набережной Екатерининского канала в Петербурге, Витте выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была поддержана и государем, и была создана «Священная дружина». Витте получил конкретное задание организовать в Париже убийства скрывавшихся там русских террористов. Благодаря знакомым актрисам он вышел на Нико Николадзе и договорился через него c народовольцами о прекращении их террора и роспуске Святой дружины. Эта деятельность Сергея Витте продемонстрировала царской семье его преданность и способность находить решения сложнейших политических и моральных проблем.

В 1883 году Сергей Юльевич Витте на основе цикла статей, напечатанных им ранее в журнале «Инженер» опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая выдержала 3 издания и принесла ему известность среди специалистов. В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности.

В этот период Витте познакомился с императором Александром III. По словам самого Витте, он на глазах императора вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. К сожалению, в правоте Витте убедились только после крушения царского поезда в 1888 году. 10 марта 1889 года назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. Его департамент считался образцовым. Витте был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 году Сергей Витте опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С. Витте и Дмитрия Ивановича Менделеева, сыгравший важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В 1892 году Витте — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889) в российских пассажирских поездах впервые появились подстаканники современной формы в металлическом окладе. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава

30 августа 1892 года Витте занял пост министра финансов, занимая его в течение 11 лет. Им был поднят вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали, которая должна была стать комплексом неотложных мер по заселению окраин, что требовало связать их с центром стабильными и удобными транспортными коммуникациями.

В 1894 году Витте выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор..

С 1895 года начал вводить винную монополию, которая стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

За четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 году провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

За год до начала русско-японской войны Сергей Витте был назначен на пост председателя Комитета министров. Его полномочия на новой должности были малозначимыми, так как фактически правительство возглавлял не председатель, а сам император. Находясь на церемониальной должности, Витте не смог повлиять на предотвращение Русско-японской войны и ход боевых действий.

Чем заканчивались войны той эпохи после безоговорочного поражения одной из сторон? Большие контрибуции, территориальные уступки, частичная экономическая и политическая зависимость. Но в Портсмутском мире, который был заключен Витте как руководителем делегации России, ничего подобного нет. Россия ничего не платила, потеряла только южную часть Сахалина (незначительная территория) и отказалась от арендованных у Китая земель. Захваченные корабли и пленные вернулись на родину.

Заключение Портсмутского мира имело двойственное влияние на политическую судьбу Витте. Вряд ли кто, кроме Витте смог бы так успешно провести переговоры в Портсмуте. Сергей Юльевич ещё до переговоров провел мощную, как бы сейчас сказали, пиар-компанию, представив Японию как агрессивного захватчика. Он провел множество пресс-конференций, включая организованных на корабле, на котором он плыл через Атлантику. В Америке он встречался с русскими, фотографировался с русским ребёнком на руках. Он сделал все, чтобы мировая общественность встала на сторону России. И Япония подписала договор, на основе которого все русские суда и русские военнопленные были отпущены без контрибуции. Многие главы государств Европы награждали Витте за успешные переговоры.

Вернувшись в Россию после заключения договора, Николай II отметил его заслуги графским титулом, а осенью назначил его главой нового правительственного органа — совета министров, который обладал несравненно большими полномочиями, чем предшествовавший ему комитет министров.

Витте вступил в обязанности председателя Комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел значения. На новом посту Витте пробыл всего полгода. Как глава правительства, он начал принимать меры по подавлению революции. Он решил разместить войска на железных дорогах, чтобы они могли быстро реагировать на возникающие в разных районах беспорядки. К весне 1906 году ситуация в стране стабилизировалась, а Витте был отправлен в отставку. Царь и двор не могли простить ему жёсткости и самоуверенности, а пресса и простые люди — уступок Портсмутского договора. Почему не учитывались действительные заслуги Витте, связанные с возвратом военнопленных, русских кораблей и отказа от контрибуции, на совести этих людей.

С 1903 года — член Государственного совета, назначался к присутствию на 1906—1915 годы. С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его председатель. В 1904 году заключил торговый договор с Германией.

Но в октябре 1905 года Витте представил царю записку о необходимости политических реформ и руководил подавлением революции 1905 года, организовывал «экзекуционные поезда». По инициативе Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. С октября 1905 года по апрель 1906 года он — председатель реформированного Совета министров.

В 1906 году Витте провёл переговоры с Францией о получении займа. Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства.

Витте был отправлен в отставку по собственному желанию 22 апреля 1906 года. С 1898 года до конца жизни занимал особняк К. Ф. Штемберга по адресу: Каменноостровский проспект, 5. В 1907 году состоялось покушение на его жизнь.

Согласно воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, император Николай II, с которым посол беседовал 3 марта, согласился с тем, что «большой очаг интриг погас вместе с ним» (слова из телеграммы Палеолога своему правительству о смерти Витте) и добавил: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий». И это в ответ на уход из жизни крупнейшего государственного деятеля, преданного его отцу императору Александру III и России, выполнявшего важнейшие поручения самого императора Николая П.

Основные достижения министра Витте

  • Содействие сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.
  • Проведение денежной реформы 1897 года по введению золотого стандарта рубля.
  • Разработка программы реформ, воплощённой в жизнь П. А. Столыпиным.

Сторонник ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

  • Содействие введению государственной «винной монополии» на алкоголь.
  • Заключение Портсмутского мирного договора с Японией, по которому Россия вышла из войны с минимальными потерями. Половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией, хотя после войны весь остров Сахалин принадлежал Японии.
  • Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, торговый договор с Германией).
  • Манифест 17 октября 1905 года, обещавший гражданские свободы.
  • Государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Примечания

Ссылки