Витя Малеев в школе и дома

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

«Ви́тя Мале́ев в шко́ле и до́ма» — повесть Николая Носова, впервые опубликованная в 1951 году. Произведение входит в число детских книг советского периода и повествует о школьной жизни, дружбе и ответственности[1].

Тема

В произведении затрагиваются темы саморазвития, ответственности и влияния дружбы на становление личности. Главная идея повести — показать, как честность, трудолюбие и искренность помогают преодолеть трудности, исправить ошибки и стать лучше. Через историю Вити Малеева и Кости Шишкина автор демонстрирует важность дружбы, поддержки и работы над собой[1].

Идея

Основная идея повести «Витя Малеев в школе и дома» заключается в том, что благодаря упорству и стараниям человек способен преодолеть свои недостатки и добиться успеха. Произведение также поднимает тему значимости дружбы и взаимовыручки. Главные герои ленятся делать уроки, предпочитая играть, гулять, оставляя сложное на потом. Но поставив перед собой цель, они меняются, становятся дисциплинированными и более ответственными[1].

Сюжет

Главный герой, Витя Малеев, — ученик начальных классов, который испытывает трудности с учёбой и дисциплиной. В классе Вити Малеева появляется новый ученик — Костя Шишкин. Ребята быстро находят общий язык. Вскоре ребятам приходится справляться с общим несчастьем: они стали двоечниками. Костя получил «двойку» за четверть по русскому языку, а Витя — по арифметике[1].

Витя чувствует себя неловко за свои дурные отметки, ищет себе оправдания. Когда сестра просит помочь ей с решением задач, понимает свою ответственность и испытывает стыд за то, что не может решить задачу. Костя, в свою очередь, вместо того, чтобы исправлять «двойки» по предмету, начинает прогуливать уроки. Мальчик мечтает стать дрессировщиком, и всё своё время проводить в цирке с животными[1].

Когда ситуация накаляется, на помощь к друзьям приходят одноклассники. Они помогают Вите и Косте разобрать трудные для них темы, подключают их к общественной работе. Вместе Витя с Костей организовывают классную библиотеку[1].

Витя и Костя исправляют оценки, переходят в пятый класс с отличием, а на концерте Костя исполняет свою мечту. Он выступает с собакой в качестве дрессировщика. Мальчик научил свою собаку считать. В повести раскрываются аспекты воспитания, саморазвития и важности взаимопомощи[1].

Персонажи

Витя Малеев — ученик четвёртого класса и главный персонаж повести. Он переживает из-за своей успеваемости, но постепенно исправляет ситуацию, становясь более старательным. У Вити есть младшая сестра Лика, которая учится в третьем классе.

Костя Шишкин — лучший друг Вити, также учится в четвёртом классе. Он любит животных и в разное время ухаживал за белыми мышами, ежами, морской свинкой и собакой по кличке Лобзик, которую даже научил считать. Костя мечтает о карьере вначале — дрессировщика, затем — циркового акробата, увлекается спортом: играет в футбол и баскетбол, а в финале истории становится капитаном баскетбольной команды.

Ольга Николаевна — классный руководитель Вити и Кости.

Володя — пионервожатый, ученик старших классов[1][2].

История создания

Повесть была написана Николаем Носовым в конце 1940-х годов по заказу Министерства просвещения РСФСР и Отдела школ ЦК ВКП(б) и впервые опубликована в 1951 году. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Носов был удостоен Сталинской премии третьей степени за выдающиеся работы в области литературы и искусства (художественной прозы) в размере 25 000 рублей[3].

Поэтика

Язык произведения живой, простой и доступный для детей. В тексте много диалогов, что делает его динамичным. Используются юмористические ситуации, которые не только развлекают, но и несут воспитательный смысл. Автор использует яркие сравнения, метафоры и народные выражения, что придает тексту выразительность и эмоциональность. Это сочетание иронии и психологизма и обеспечило популярность повести среди детей и особенно — родителей и учителей, которым этот психологизм, вероятно, казался ещё более достоверным, чем их воспитанникам[4].

Значение и влияние

В 1954 году режиссёр Виктор Эйсымонт создал художественный фильм под названием «Два друга», основанный на сюжете повести[5]. Повесть стала одной из наиболее известных работ Николая Носова, её многократно переиздавали, а также включали в школьную программу по литературе в СССР и России. Она остается актуальной и сегодня, так как вопросы школьной жизни, взаимоотношений с друзьями и самовоспитания неизменны во все времена. Повесть внесла огромный вклад в развитие советской и российской детской литературы, став классикой, к которой возвращаются новые поколения читателей[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Книга-юбиляр «Витя Малеев в школе и дома». Центральная библиотечная система для детей г. Севастополя (9 февраля 2021). Дата обращения: 5 февраля 2025.
  2. Витя Малеев в школе и дома 1951 Краткое содержание повести. © 2003−2025. Брифли — сайт с пересказами книг. Дата обращения: 20 февраля 2025.
  3. Бурт, Валерий. Взрослеть противопоказано: 115 лет назад родился Николай Носов. Культура (газета) (23.11.2023). Дата обращения: 5 февраля 2025.
  4. Майофис, Мария. Как читать «Витю Малеева в школе и дома». Арзамас (журнал) (19 июля 2017). Дата обращения: 5 февраля 2025.
  5. Два друга. Кино-театр.ру (16 июля 2024). Дата обращения: 14 февраля 2025.