Афанасий Никитин
Афанасий Никитин | |
---|---|
Офонас Тферитин | |
Памятник Афанасию Никитину в Твери на Набережной Афанасия Никитина | |
Псевдонимы | Юсуф Хорасани |
Место рождения | Тверь |
Дата смерти | 1475 год |
Место смерти | Смоленск, Троицкий монастырь |
Подданство | Тверское княжество |
Род деятельности | прозаик, путешественник |
Годы творчества | 1468-1475 |
Направление | Древнерусская литература |
Жанр | хождения |
Язык произведений | русский, тюркский, персидский, арабский |
Дебют | Хожение за три моря |
Афана́сий Ники́тин (Афанасий Никитич, поскольку Никитин — это отчество, а не фамилия), упоминался как Офонас Тферитин, по происхождению из Твери, (первая половина XV века, Тверь — около 1475, Смоленск) — тверской купец, русский путешественник, автор путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря»[1]. Первым среди русских путешественников, оставивших письменные свидетельства, и одним из первых среди европейцев достиг Индии, жил там несколько лет и подробно описал быт и обычаи этой страны. Ранее Афанасия только венецианец Марко Поло посетил территорию современного Китая, путешествуя с торговыми караванами по суше, а Никколо Конти с женой и детьми по морю достиг островов Явы и Суматры, его рассказ о Китае и Индии был составлен по сведениям очевидцев. Афанасий Никитин побывал в Индии на 30 лет раньше португальского мореплавателя Васко да Гамы, которого называют первооткрывателем морского пути из Европы в Индию[2].
Биография
Начало «хожения»
О ранних годах Афанасия Никитина известно очень мало. Он родился в Тверском княжестве, вероятно, в Твери, в первой половине XV века. К началу своего путешествия имел значительный опыт дальних поездок с целью торговли[3]. Афанасий отправился в путь в 1468 году по датировке Леонида Семёнова, (Измаил Срезневский ранее датировал начало путешествия 1466 годом)[4]. Отправляясь вниз по Волге в направлении Ширвана (Северный Азербайджан), Афанасий Никитин имел, как следует из «Хожения», верительные грамоты своего государя великого князя Михаила Борисовича Тверского и тверского архиепископа Геннадия[1]. Соперничество между Тверским и Московским княжествами, наиболее острое во времена Михаила Тверского и Юрия Московского закончилось в 1318 году гибелью Михаила Ярославича в Орде. Юрий Данилович получил тогда ярлык на великое княжение. Тверские князья искали пути для сохранения своей династии и источники дохода, однако их надеждам на возрождение и продление Волжского торгового пути не суждено было свершиться. Позднее Афанасий упоминает о рассказах иноземцев, побудивших его отправиться в путь: «Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю»[2].
Тверской купец отправился из Твери: «Пошёл я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича»[4]. Упоминание воеводы Бороздина может быть связано с тем, что он был инициатором поездки или профинансировал её. Влиятельные лица обеспечили Афанасия грамотами, с которыми он смог миновать недружественные московские земли. Первая остановка Афанасия была в Калязине. Там он получил благословение будущего святого — Макария Калязинского, брата Геннадия Тверского. Затем Афанасий дошёл до Углича, контролируемого московским князем, но его «отпустили без препятствий»[1], вероятно, при содействии Паисия Угличского, племянника Макария Калязинского. В Костроме Афанасий предъявил московскому наместнику, князю Александру Фёдоровичу «иную грамоту великого князя» московского[5]. При высоком покровительстве духовных лиц и тверского воеводы корабль Афанасия с товарами для торговли отправился вниз по Волге.
Первое море — Дербентское
Афанасий прибыл в Нижний Новгород, чтобы присоединиться к московскому послу Василию Папину, следующему в Ширван, но тот уже отбыл. Две недели Афанасий ожидал следующего попутчика — ширванского посла Хасан-бека, и продолжил путешествие с ним. Однако в устье Волги на суда напали разбойники, разграбили товары, многих убили. Выжившие прибыли в Дербент, Афанасий бил челом Василию Папину и Хасан-беку, просил содействовать освобождению пленённых, но шах помочь не захотел. Афанасий записал: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь; а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят». Афанасий поехал в Баку, «где огонь горит неугасимый», а затем в Чапакур[1].
Первое море, Дербентское (Каспийское) путешественник называет также Хвалисским. Никитин провёл в Мазендеране 8 месяцев, затем направился к Персидскому заливу. Месяц провёл в Кашане, ещё один в Язде и на следующий год весной прибыл в Ормуз. Через месяц он переправился в Маскат, откуда ходили суда в Индию. Афанасий приобрёл жеребца на продажу, поскольку узнал, что в Индии кони в цене[1].
Второе море — Индийское
Корабль доставил Афанасия в Чаул, порт к югу от Бомбея (Мумбаи), откуда он добрался до Джуннара. Там Никитин хотел продать коня, но местный хан потребовал принять ислам. Афанасий, благодаря помощи знакомого торговца, уехал в Бидар, где выгодно продал жеребца. Но возвращаться купец не спешил. О целях своего путешествия он не сообщает, но Александр Бобров выявил сходство между видами пряностей, названными в «Хожении» и продающимися в Кожикоде (Келекотъ), и «Чином мироварения» Ефросина Белозерского. Поскольку после падения Константинополя в 1453 году русская церковь нуждалась в организации собственного производства этого сложного состава, исследователь предполагает, что одной из целей, поставленной перед Афанасием владыкой Геннадием и Макарием Калязинским был поиск необходимых специй[6].
В «Хожении» Афанасий описывает природу, богатство правителей и вельмож, их дворцы и церемонии, бедность большинства населения, их нравы и верования:
Познакомился я со многими индеянами, и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, и жён своих от меня не прятали; я расспросил всё об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится.
Афанасий путешествовал преимущественно по землям Бахманийского султаната, но также сопроводил паломников на празднование Махашиваратри в недружественную султанату Виджаянагарскую империю. Индуистскую святыню, которую Афанасий назвал «Первоть», исследователи отождествили с храмом Парвати[6]. Афанасий Никитин не мог ориентироваться в церковном календаре, не знал, когда наступает праздник или пост:
Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — всё истратишь, потому что у них всё дорого...
Третье море (Чёрное)
Из-за использования в «Хожении» арабско-персидских слов и мусульманских молитв, например, заключительного текста из Корана, исследователи обсуждали, остался ли Афанасий верен православию. Американский славист Гейл Ленхофф называл Афанасия «отступником», а Яков Лурье считал, что можно доверять словам самого Никитина о сохранении им православной веры. В обратный путь Афанасий отправился через Персию и Трапезунд. Там он был схвачен одной из воюющих сторон, его пытали, приняв за шпиона:
И в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро моё всё велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали всё. И что было мелочи хорошей — всё выграбили. А искали грамоты, потому что шёл я из ставки Узуп Хасан-бека.
Добравшись до Чёрного моря, Афанасий, пережив шторм, переплыл на корабле в Кафу (Феодосии). Там он пробыл некоторое время, работая над своими записками, а затем через Подолию направился в Смоленск.
Тайна смерти Афанасия Никитина
Афанасий, как сказано в небольшом предисловии к «Хожению за три моря», «вернулся из Индии и умер, а говорят, что умер, до Смоленска не дойдя». Смоленские исследователи проанализировали доступную информацию о завершающем этапе пути Афанасия Никитина, а также географию Смоленска и Смоленского района, для выявления наиболее вероятное место смерти путешественника. Он прибыл на речном судне с запада – юго-запада.В XV веке речная пристань для купеческих судов с товарами находилась при впадении речки Кловки в Днепр. У пристани располагался Троицкий монастырь и гостиный двор, построенный литовскими купцами для отдыха и перевалки товаров. Монастырь был в юрисдикции Московского митрополита. Афанасий мог остановиться в гостином дворе. Политическая обстановка вокруг Смоленска, подчинявшегося Великому княжеству литовскому, Твери, искавшей у ВКЛ защиты от Ивана III, уже присоединившего к Москве несколько соседних княжеств, и Москвой, проникшейся идеей Третьего Рима, была предвоенная. Сестра Михаила Борисовича, первая жена Ивана III умерла молодой в 1467 году, и в 1473 году Иван женился на Софье Палеолог. Больной Афанасий Никитин не смог бы свободно попасть в Тверь из-за нарастающего конфликта между Литвой и Москвой. Афанасий Никитин вероятнее всего прибыл в монастырь осенью, вынужден был здесь задержаться, и скончался, не дожив до весны. Если это правильная версия, то могила Афанасия Никитина может находиться в некрополе Троицкого монастыря[7].В 1475 году «Хожение за три моря» оказалось у московского дьяка Василия Момырёва. Он, несомненно, заинтересовался путешествием тверского купца. Нет сведений о том, повлияла ли информация, обобщённая Афанасием Никитиным на торговую политику Московского государства. Но текст Афанасия Никитина был внесён в Летописный свод 1489 года. В дальнейшем он вошёл в Софийскую II и Львовскую летописи. Кроме того, сохранились записки Афанасия в Троицком сборнике XV века. Текст, включённый в летопись, был сокращён, а более полный, но сильнее отредактированный составителем текст нашёл отражение в Троицком сборнике[8].
Записки Афанасия Никитина были обнаружены Николаем Карамзиным в архиве Троице-Сергиевого монастыря (Сергиев Посад) в составе Троицкого сборника[8]. Историограф опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью «Хожение за три моря» опубликовал Павел Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.
Города, которые посетил Афанасий Никитин
Список[1]:
- Калязин
- Углич
- Кострома
- Плёс
- Нижний Новгород
- Казань
- Орда
- Услан
- Сарай
- Берекезан
- Хазтарахан
- Тархи
- Дербенть (дважды)
- Шемахея
- Бака
- Чебокар
- Сара
- Амиль
- Димовант
- Рей
- Кашень (дважды)
- Наин
- Ездея (дважды)
- Сырчан
- Таром
- Лар (дважды)
- Бендерь (дважды)
- Гурмыз (дважды)
- Мошкат (дважды)
- Дег
- Конбат
- Чувиль
- Паль
- Умрь
- Чунерь
- Бедерь (дважды)
- Первоть
- Кольберг (дважды)
- Кулонгерь (дважды)
- Райчуру
- Коилконда
- Аладин (дважды)
- Дабыль
- Шираз
- Эберку
- Исфахан
- Кум
- Сава
- Сольтанио
- Тебриз
- Эрзинджан
- Трабзон
- Вона
- Платана
- Балаклава
- Гурзуф
- Кафа
- Киев
- Могилёв
- Орша
- Смоленск
Афанасий Никитин в названиях
- подводная гора Афанасия Никитина в Индийском океане (минимальная глубина над вершиной — 1549 м, координаты: 3°00′ ю. ш. 83°00′ в. д. / 3.000° ю. ш. 83.000° в. д. (G) (O) (Я)), открытая советскими учёными в 1961 году на основании исследований в 31-м и 33-м рейсах НИС «Витязь»;
- улица Афанасия Никитина — в городе Кожикоде, штат Керала, Республика Индия[9].
- улица Никитина — в городе Московском Новомосковского административного округа города Москвы;
- набережная Афанасия Никитина — в Твери[10];
- переулок Афанасия Никитина — в Феодосии[11];
- улица Афанасия Никитина — в Феодосии;
- улица Афанасия Никитина — в Чебоксарах;
- улица Афанасия Никитина — в Одессе;
- круизный трёхпалубный теплоход «Афанасий Никитин»;
- «Афанасий Никитин» — Airbus A320 ОАО Аэрофлот-Российские Авиалинии бортовой номер VP-BQU;
- «Афанасий» — пиво, которое производится в Твери с 1994 года; на этикетке изображён купец[12];
- 26 февраля 1994 года в честь Афанасия Никитина назван астероид 4605 Nikitin, открытый в 1987 году астрономом Людмилой Черных.
Афанасий Никитин в кинематографе
В 1958 году вышел советско-индийский фильм «Хождение за три моря» (совместное производство киностудий Мосфильм и Найа Сансар), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.
Мультипликационный сериал «Афанасий» киностудии «Центр национального фильма» создан в 2021-2022 годах и включает в себя 5 серий. Режиссёр — Владимир Наумов, художник — Олег Добровольский. В анимационном фильме Афанасий отправляется в путешествие по велению матери тверского князя Михаила[13].
Памятники
- В 1955 году в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник (скульпторы Сергей Орлов, А. П. Завалов, архитектор Григорий Захаров. Бронза, гранит).
- В 2002 году открыли памятник в индийском посёлке Ревданде (штат Махараштра)[14] (координатор проекта — директор Российского центра науки и культуры в Мумбаи вице-консул Д. Е. Челышев).
- В июле 2008 года памятник был поставлен в Феодосии (бывшей Кафе) (скульптор — Валерий Зенонович Замеховский).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Афанасий Никитин (перевод Семёнова Л. С.). Хожение за три моря . Тверская областная универсальная библиотека имени Горького (2024). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Афанасий Никитин. // Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, ленингр. отд-ние, 1987. — Вып. 1. — С. 492.
- ↑ Зимин А. А. Рецензия на: «Хожение за три моря Афанасия Никитина 1466—1472 гг.» // Вопросы истории : журнал / Под редакцией акад. Б. Д. Грекова и чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц.. — М.—Л., 1949. — № 7. — С. 140—143.
- ↑ 4,0 4,1 Семенов Л. С. Хронология путешествия Афанасия Никитина // Хожение за три моря Афанасия Никитина / Под ред. Я. С. Лурье и Л. С. Семенова. — Л.: Наука. Серия: Литературные памятники (древнерусский текст и комментарии), 1986. — С. 88—107.
- ↑ Хрусталёв Д. Русский разведчик Юсуф Хорасани . Фонд Русский мир (5 января 2024). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Бобров А. Г. Что искал в Индии Афанасий Никитин? // Rossica Antiqua. — 2017. — № 2. — С. 124—142. — ISSN 2226-0986.
- ↑ Глотов В. А., Гараничев В. В., Кулешов С. Я. Афинасий Никитин // Материалы конференции СГМА : сборник. — 2020.
- ↑ 8,0 8,1 Осипов А. М., Александров В. А., Гольдберг Н. М. Афанасий Никитин и его время. — 2-е. — М.: Министерства просвещения, 1956. — С. 3. — 215 с.
- ↑ Улица Афанасия Никитина появилась в индийском историческом городе Кожикоде - ТАСС . TACC. Дата обращения: 19 октября 2024. Архивировано 19 октября 2024 года.
- ↑ Расположение на карте набережной Афанасия Никитина в Твери . Дата обращения: 4 июня 2024. Архивировано 12 марта 2024 года.
- ↑ Расположение на карте переулка Афанасия Никитина в Феодосии на Украине
- ↑ Пиво «Афанасий» . Дата обращения: 28 ноября 2024. Архивировано 1 февраля 2024 года.
- ↑ Афанасий . Киносферум.ру (2024). Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ В Индии поставили памятник Афанасию Никитину. . Газета «Коммерсантъ». Коммерсантъ (17 января 2002). Дата обращения: 16 ноября 2024. Архивировано 16 ноября 2024 года.
Литература
- Текст в «Полном собрании русских летописей», т. VI. Ср. Срезневского, в «Уч. запад. ак. наук», кн. II.
- Баранов, Л. С. Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию. («Хождение за три моря») / Л. С. Баранов; отв. ред. Н. И. Знаменская. — Калинин : Калининское областное литературное издательство, 1939. — 79 с., [1] вкл. карт. : ил., карт.
- Виташевская М. Н. Афанасий Никитин / Под ред. М. С. Боднарского. — М.: Географгиз, 1950. — 36 с.
- Виташевская М. Н. Странствия Афанасия Никитина / Предисловие вице-президента Общества советско-индийских культурных связей, лауреата премии Джавахарлала Неру, проф. Е. П. Челышева; Оформление художника А. Б. Боброва. — М.: Мысль, 1972. — 120 с. — (Замечательные географы и путешественники). — 40 000 экз. (обл.)
- Гарина К. Хожденiя за три моря Афанасiя Никитина / авт.-сост. К. Гарина ; Ист. комис. учеб. отдела О-ва распространения техн. знаний. — Изд. И. Д. Сытина. — Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1905. — 32 с. : ил. ; 21 см.
- Ильин М. А. Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию / Художник А. Никифоров. — Калинин: Калининское книжное издательство, 1955. — 48 с. — 15 000 экз. (обл.; карта)
- Ленхофф Г. Д., Мартин Дж. Б. Торгово-хозяйственный и культурный контекст «Хожения за три моря» Афанасия Никитина // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Т. XLVII. — С. 95—120. — 214 с. — (Литературные памятники). — 150 000 экз.
- Лихачёв Д. С. Хожение за три моря Афанасия Никитина // Лихачёв Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси; Заметки о русском. — 2-е изд. — СПб.: Logos, 2007. — 528 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-87288-377-7.
- Лурье Я. С. Афанасий Никитин и некоторые вопросы русской общественной мысли XV в. // Отв. ред. В.П. Адрианова-Перетц; Ред. изд-ва A.A. Воробьева Хожение за три моря Афанасия Никитина, 1466—1472 гг.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 126—142.
- Лурье Я. С. Русский “чужеземец” в Индии XV века // Хожение за три моря Афанасия Никитина / Изд. подготов. Я. С. Лурье и Л. С. Семёнов. Отв. ред. Я. С. Лурье. — Л.: Наука, 1986. — С. 76—86. — 214 с. — (Литературные памятники). — 150 000 экз.
- Мирожина, Е. А. Хожение за три моря тверитина Афанасия Никитина (1466—1472 гг.) / Е. А. Мирожина. — Тверь: тип. Тверского Губсоюза, 1922. — 19 с., [1] л. карт.; 20 см. — (Библиотека Общества изучения Тверского края; вып. 1. — Библиогр.: с. 19 (5 назв.).
- Перетц В. Н. Никитин, Афанасий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Семёнов Л. С. Путешествие Афанасия Никитина / Отв. ред. Р. Г. Скрынников. — М.: Наука, 1980. — 144 с. — (История науки и техники). — 150 000 экз. (обл.)
- Смирнов-Кутаческий А. М. Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию // Пролетарская правда. 1940.
Ссылки
- М. Д. Каган-Тарковской и Я. С. Лурье; перевод Л. С. Семенова, комментарии Я. С. Лурье и Л. С. Семенова. Публикации ИРЛИ РАН. Публикации ОДРЛ. Библиотека литературы Древней Руси. Том 7. Хождение за три моря Афанасия Никитина . Электронные публикации ИРЛИ РАН. — Параллельный просмотр оригинала и перевода текста. Комментарии и пояснения. Дата обращения: 21 июля 2007. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Густерин П. В. Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку // «Россия в красках», 23.09.2018
- АФАНАСИЙ НИКИТИН, Электронная библиотека Тверской ОУНБ
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Персоналии по алфавиту
- Умершие в 1475 году
- Писатели по алфавиту
- Писатели России по алфавиту
- Писатели XV века
- Путешественники по алфавиту
- Путешественники России
- Путешественники XV века
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Умершие в 1470-е годы
- Древнерусские писатели XV века
- Писатели России XV века
- Путешественники в Индию
- Русскоязычные писатели-путешественники
- Путешественники в Персию
- Купцы Русского государства
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN