Афанасий Никитин

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Афанасий Никитин
Офонас Тферитин
Памятник Афанасию Никитину в Твери на Набережной Афанасия Никитина
Памятник Афанасию Никитину в Твери на Набережной Афанасия Никитина
Псевдонимы Юсуф Хорасани
Место рождения Тверь
Дата смерти 1475 год(1475)
Место смерти Смоленск, Троицкий монастырь
Подданство Тверское княжество
Род деятельности прозаик, путешественник
Годы творчества 1468-1475
Направление Древнерусская литература
Жанр хождения
Язык произведений русский, тюркский, персидский, арабский
Дебют Хожение за три моря

Афана́сий Ники́тин (Афанасий Никитич, поскольку Никитин — это отчество, а не фамилия), упоминался как Офонас Тферитин, по происхождению из Твери, (первая половина XV века, Тверь — около 1475, Смоленск) — тверской купец, русский путешественник, автор путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря»[1]. Первым среди русских путешественников, оставивших письменные свидетельства, и одним из первых среди европейцев достиг Индии, жил там несколько лет и подробно описал быт и обычаи этой страны. Ранее Афанасия только венецианец Марко Поло посетил территорию современного Китая, путешествуя с торговыми караванами по суше, а Никколо Конти с женой и детьми по морю достиг островов Явы и Суматры, его рассказ о Китае и Индии был составлен по сведениям очевидцев. Афанасий Никитин побывал в Индии на 30 лет раньше португальского мореплавателя Васко да Гамы, которого называют первооткрывателем морского пути из Европы в Индию[2].

Биография

Начало «хожения»

Тверь. Спасо-Преображенский собор. Воссоздан на месте Спаса златоверхого, упомянутого Афанасием Никитиным

О ранних годах Афанасия Никитина известно очень мало. Он родился в Тверском княжестве, вероятно, в Твери, в первой половине XV века. К началу своего путешествия имел значительный опыт дальних поездок с целью торговли[3]. Афанасий отправился в путь в 1468 году по датировке Леонида Семёнова, (Измаил Срезневский ранее датировал начало путешествия 1466 годом)[4]. Отправляясь вниз по Волге в направлении Ширвана (Северный Азербайджан), Афанасий Никитин имел, как следует из «Хожения», верительные грамоты своего государя великого князя Михаила Борисовича Тверского и тверского архиепископа Геннадия[1]. Соперничество между Тверским и Московским княжествами, наиболее острое во времена Михаила Тверского и Юрия Московского закончилось в 1318 году гибелью Михаила Ярославича в Орде. Юрий Данилович получил тогда ярлык на великое княжение. Тверские князья искали пути для сохранения своей династии и источники дохода, однако их надеждам на возрождение и продление Волжского торгового пути не суждено было свершиться. Позднее Афанасий упоминает о рассказах иноземцев, побудивших его отправиться в путь: «Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю»[2].

Калязин. Троице-Макарьев монастырь. Фото 1900 года

Тверской купец отправился из Твери: «Пошёл я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича»[4]. Упоминание воеводы Бороздина может быть связано с тем, что он был инициатором поездки или профинансировал её. Влиятельные лица обеспечили Афанасия грамотами, с которыми он смог миновать недружественные московские земли. Первая остановка Афанасия была в Калязине. Там он получил благословение будущего святого — Макария Калязинского, брата Геннадия Тверского. Затем Афанасий дошёл до Углича, контролируемого московским князем, но его «отпустили без препятствий»[1], вероятно, при содействии Паисия Угличского, племянника Макария Калязинского. В Костроме Афанасий предъявил московскому наместнику, князю Александру Фёдоровичу «иную грамоту великого князя» московского[5]. При высоком покровительстве духовных лиц и тверского воеводы корабль Афанасия с товарами для торговли отправился вниз по Волге.

Первое море — Дербентское

Афанасий прибыл в Нижний Новгород, чтобы присоединиться к московскому послу Василию Папину, следующему в Ширван, но тот уже отбыл. Две недели Афанасий ожидал следующего попутчика — ширванского посла Хасан-бека, и продолжил путешествие с ним. Однако в устье Волги на суда напали разбойники, разграбили товары, многих убили. Выжившие прибыли в Дербент, Афанасий бил челом Василию Папину и Хасан-беку, просил содействовать освобождению пленённых, но шах помочь не захотел. Афанасий записал: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь; а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят». Афанасий поехал в Баку, «где огонь горит неугасимый», а затем в Чапакур[1].

500-летие путешествия Афанасия Никитина в Индию. Почтовая марка СССР

Первое море, Дербентское (Каспийское) путешественник называет также Хвалисским. Никитин провёл в Мазендеране 8 месяцев, затем направился к Персидскому заливу. Месяц провёл в Кашане, ещё один в Язде и на следующий год весной прибыл в Ормуз. Через месяц он переправился в Маскат, откуда ходили суда в Индию. Афанасий приобрёл жеребца на продажу, поскольку узнал, что в Индии кони в цене[1].

Второе море — Индийское

Корабль доставил Афанасия в Чаул, порт к югу от Бомбея (Мумбаи), откуда он добрался до Джуннара. Там Никитин хотел продать коня, но местный хан потребовал принять ислам. Афанасий, благодаря помощи знакомого торговца, уехал в Бидар, где выгодно продал жеребца. Но возвращаться купец не спешил. О целях своего путешествия он не сообщает, но Александр Бобров выявил сходство между видами пряностей, названными в «Хожении» и продающимися в Кожикоде (Келекотъ), и «Чином мироварения» Ефросина Белозерского. Поскольку после падения Константинополя в 1453 году русская церковь нуждалась в организации собственного производства этого сложного состава, исследователь предполагает, что одной из целей, поставленной перед Афанасием владыкой Геннадием и Макарием Калязинским был поиск необходимых специй[6].

Почтовая марка. 550 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию

В «Хожении» Афанасий описывает природу, богатство правителей и вельмож, их дворцы и церемонии, бедность большинства населения, их нравы и верования:

Познакомился я со многими индеянами, и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, и жён своих от меня не прятали; я расспросил всё об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится.

Афанасий путешествовал преимущественно по землям Бахманийского султаната, но также сопроводил паломников на празднование Махашиваратри в недружественную султанату Виджаянагарскую империю. Индуистскую святыню, которую Афанасий назвал «Первоть», исследователи отождествили с храмом Парвати[6]. Афанасий Никитин не мог ориентироваться в церковном календаре, не знал, когда наступает праздник или пост:

Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — всё истратишь, потому что у них всё дорого...

Третье море (Чёрное)

Памятник Афанасию Никитину в Феодосии (Кафе)

Из-за использования в «Хожении» арабско-персидских слов и мусульманских молитв, например, заключительного текста из Корана, исследователи обсуждали, остался ли Афанасий верен православию. Американский славист Гейл Ленхофф называл Афанасия «отступником», а Яков Лурье считал, что можно доверять словам самого Никитина о сохранении им православной веры. В обратный путь Афанасий отправился через Персию и Трапезунд. Там он был схвачен одной из воюющих сторон, его пытали, приняв за шпиона:

И в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро моё всё велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали всё. И что было мелочи хорошей — всё выграбили. А искали грамоты, потому что шёл я из ставки Узуп Хасан-бека.

Добравшись до Чёрного моря, Афанасий, пережив шторм, переплыл на корабле в Кафу (Феодосии). Там он пробыл некоторое время, работая над своими записками, а затем через Подолию направился в Смоленск.

Тайна смерти Афанасия Никитина

Руины Троицкого монастыря на Кловке близ Смоленска. Предполагаемое место могилы А. Никитина

Афанасий, как сказано в небольшом предисловии к «Хожению за три моря», «вернулся из Индии и умер, а говорят, что умер, до Смоленска не дойдя». Смоленские исследователи проанализировали доступную информацию о завершающем этапе пути Афанасия Никитина, а также географию Смоленска и Смоленского района, для выявления наиболее вероятное место смерти путешественника. Он прибыл на речном судне с запада – юго-запада.В XV веке речная пристань для купеческих судов с товарами находилась при впадении речки Кловки в Днепр. У пристани располагался Троицкий монастырь и гостиный двор, построенный литовскими купцами для отдыха и перевалки товаров. Монастырь был в юрисдикции Московского митрополита. Афанасий мог остановиться в гостином дворе. Политическая обстановка вокруг Смоленска, подчинявшегося Великому княжеству литовскому, Твери, искавшей у ВКЛ защиты от Ивана III, уже присоединившего к Москве несколько соседних княжеств, и Москвой, проникшейся идеей Третьего Рима, была предвоенная. Сестра Михаила Борисовича, первая жена Ивана III умерла молодой в 1467 году, и в 1473 году Иван женился на Софье Палеолог. Больной Афанасий Никитин не смог бы свободно попасть в Тверь из-за нарастающего конфликта между Литвой и Москвой. Афанасий Никитин вероятнее всего прибыл в монастырь осенью, вынужден был здесь задержаться, и скончался, не дожив до весны. Если это правильная версия, то могила Афанасия Никитина может находиться в некрополе Троицкого монастыря[7].В 1475 году «Хожение за три моря» оказалось у московского дьяка Василия Момырёва. Он, несомненно, заинтересовался путешествием тверского купца. Нет сведений о том, повлияла ли информация, обобщённая Афанасием Никитиным на торговую политику Московского государства. Но текст Афанасия Никитина был внесён в Летописный свод 1489 года. В дальнейшем он вошёл в Софийскую II и Львовскую летописи. Кроме того, сохранились записки Афанасия в Троицком сборнике XV века. Текст, включённый в летопись, был сокращён, а более полный, но сильнее отредактированный составителем текст нашёл отражение в Троицком сборнике[8].

Записки Афанасия Никитина были обнаружены Николаем Карамзиным в архиве Троице-Сергиевого монастыря (Сергиев Посад) в составе Троицкого сборника[8]. Историограф опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью «Хожение за три моря» опубликовал Павел Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

Города, которые посетил Афанасий Никитин

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию. 2 рубля, серебро, 1997 год

Список[1]:

Афанасий Никитин в названиях

Открытие памятника Афанасию Никитину в Индии


Афанасий Никитин в кинематографе

В 1958 году вышел советско-индийский фильм «Хождение за три моря» (совместное производство киностудий Мосфильм и Найа Сансар), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

Мультипликационный сериал «Афанасий» киностудии «Центр национального фильма» создан в 2021-2022 годах и включает в себя 5 серий. Режиссёр — Владимир Наумов, художник — Олег Добровольский. В анимационном фильме Афанасий отправляется в путешествие по велению матери тверского князя Михаила[13].

Памятники

  • В 1955 году в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник (скульпторы Сергей Орлов, А. П. Завалов, архитектор Григорий Захаров. Бронза, гранит).
  • В 2002 году открыли памятник в индийском посёлке Ревданде (штат Махараштра)[14] (координатор проекта — директор Российского центра науки и культуры в Мумбаи вице-консул Д. Е. Челышев).
  • В июле 2008 года памятник был поставлен в Феодосии (бывшей Кафе) (скульптор — Валерий Зенонович Замеховский).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Афанасий Никитин (перевод Семёнова Л. С.). Хожение за три моря. Тверская областная универсальная библиотека имени Горького (2024). Дата обращения: 4 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Афанасий Никитин. // Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, ленингр. отд-ние, 1987. — Вып. 1. — С. 492.
  3. Зимин А. А. Рецензия на: «Хожение за три моря Афанасия Никитина 1466—1472 гг.» // Вопросы истории : журнал / Под редакцией акад. Б. Д. Грекова и чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц.. — М.Л., 1949. — № 7. — С. 140—143.
  4. 4,0 4,1 Семенов Л. С. Хронология путешествия Афанасия Никитина // Хожение за три моря Афанасия Никитина / Под ред. Я. С. Лурье и Л. С. Семенова. — Л.: Наука. Серия: Литературные памятники (древнерусский текст и комментарии), 1986. — С. 88—107.
  5. Хрусталёв Д. Русский разведчик Юсуф Хорасани. Фонд Русский мир (5 января 2024). Дата обращения: 4 декабря 2024.
  6. 6,0 6,1 Бобров А. Г. Что искал в Индии Афанасий Никитин?  // Rossica Antiqua. — 2017. — № 2. — С. 124—142. — ISSN 2226-0986.
  7. Глотов В. А., Гараничев В. В., Кулешов С. Я. Афинасий Никитин // Материалы конференции СГМА : сборник. — 2020.
  8. 8,0 8,1 Осипов А. М., Александров В. А., Гольдберг Н. М. Афанасий Никитин и его время. — 2-е. — М.: Министерства просвещения, 1956. — С. 3. — 215 с.
  9. Улица Афанасия Никитина появилась в индийском историческом городе Кожикоде - ТАСС. TACC. Дата обращения: 19 октября 2024. Архивировано 19 октября 2024 года.
  10. Расположение на карте набережной Афанасия Никитина в Твери. Дата обращения: 4 июня 2024. Архивировано 12 марта 2024 года.
  11. Расположение на карте переулка Афанасия Никитина в Феодосии на Украине
  12. Пиво «Афанасий». Дата обращения: 28 ноября 2024. Архивировано 1 февраля 2024 года.
  13. Афанасий. Киносферум.ру (2024). Дата обращения: 5 декабря 2024.
  14. В Индии поставили памятник Афанасию Никитину.. Газета «Коммерсантъ». Коммерсантъ (17 января 2002). Дата обращения: 16 ноября 2024. Архивировано 16 ноября 2024 года.

Литература

Ссылки