Архангельский, Александр Андреевич

Материал из «Знание.Вики»
Архангельский Александр Андреевич
Александр Андреевич Архангельский
Александр Андреевич Архангельский
Дата рождения 11 (23) октября 1846(1846-10-23)
Место рождения Старое Тезиково, Наровчатский уезд, Пензенская губерния
Дата смерти 16 ноября 1924(1924-11-16) (78 лет)
Место смерти Прага (Чехия)
Страна Россия
Профессии композитор, дирижёр
Годы активности 1880—1924
Жанры духовная музыка
Коллективы Хор Архангельского
Награды Заслуженный артист РСФСР (1921)

Алекса́ндр Андре́евич Арха́нгельский (11/23 октября 1846Старое Тезиково, Наровчатский уезд, Пензенская губерния — 16 ноября 1924, Прага) — выдающийся русский хоровой дирижёр, организатор церковных хоров, композитор духовной музыки. Заслуженный артист РСФСР (1921)[1].

Создал более 100 произведений, среди которых опера «Граф Нулин» по одноимённой поэме Александра Пушкина, оригинальные Литургии, Всенощная, множество миниатюр и обработок народных песен. Его сочинения вошли в постоянный репертуар церковных и светских хоров и принадлежат к самым исполняемым духовным[2].

Родоначальник русского хорового дела. Организатор смешанного хора, обладавшего обширным репертуаром и высокой музыкальной культурой, который был известен как Хор Архангельского. Своим хором Александр Архангельский руководил 43 года — явление уникальное во всей истории русского хорового искусства. Равного ему хорового дирижёра не было в Европе, он виртуозно управлял хором в 500 человек[3].

Регент-новатор провел реформу церковного пения, впервые заменив в церковных хорах детские мальчиковые голоса на женские. Его служение русскому искусству современники воспринимали как духовный подвиг, он пользовался огромным признанием и авторитетом в музыкальных кругах, как главный хормейстер России, «король регентов»[4].

Биография

Детские и юношеские годы

Александр Архангельский родился 11 октября 1846 года в семье священника, в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии (в настоящее время село Михайлово-Тезиково Пензенской области). Фамилия была закреплена за отцом по наименованию церкви Михаила Архангела, в которой он служил. Когда мальчику было семь лет, семья лишилась кормильца: отец погиб, спасая тонущего псаломщика. Простой сельский быт рано приучил будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве проявился и главный интерес Александра — к пению и музыке. По воспоминаниям старожилов, отроком Саша пел на клиросе в Покровском соборе уездного города Наровчата[5].

После окончания сельской церковно-приходской школы Александра определили на казённое содержание в ближайшее Краснослободское духовное училище (город Краснослободск в ту пору входил в состав Пензенской губернии). В училище музыкальные способности и прекрасный голос (альт) привлекли внимание преподавателей, и одаренного мальчика включили в число певчих училища. В 1859 году голос Саши Архангельского был замечен объезжавшим епархию пензенским архиепископом Варлаамом, который не оставлял юношу без попечения[6].

Наровчат. Покровский собор.

После успешного окончания училища в 1862 году Архангельский стал учиться в Пензенской духовной семинарии. Вскоре Александр заслужил успех, уважение и авторитет в пензенских музыкальных кругах. Однажды во время службы не оказалось регента (руководителя церковного хора), и заменил его 16-летний одарённый семинарист. Эту должность Александр исполнял до окончания курса семинарии. Он хорошо понимал, что самообразование необходимо дополнить более глубокими знаниями, поэтому настойчиво изучал нотную грамоту, теорию музыки. Юношу поддерживал и руководил его первыми музыкальными занятиями пензенский дирижёр-любитель и певец, энтузиаст своего дела, Пётр Львович Федотов и знаток русского церковного пения, духовный композитор Николай Михайлович Потулов[6]. В судьбе будущего композитора большую роль сыграл музыкант и меценат, министр путей сообщения Фёдор Петрович Неронов, оказавшийся в родной Пензе. При его содействии Архангельский после окончания духовной семинарии служил регентом пензенских хоров, а затем перебрался в Петербург. Его заветной мечтой было получение высшего образования[7].

Петербургский период

Пенза. Здание Духовной семинарии, где учился Александр Архангельский.

Летом 1870 года, на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург. Один в громадном городе, без денег, перебиваясь случайным заработком, он пережил много трудностей и невзгод, прежде чем началась его дирижёрская и композиторская деятельность. Сначала Архангельский становится вольнослушателем Медико-хирургической академии, но вскоре понимает, что специальность хирурга не соответствует его духовным интересам и физическим возможностям. В 18711873 годах он обучался на химическом факультете Технологического института, жил впроголодь, являя собой образец массового студента тех времён: нищенское существование и высокие идеалы. Параллельно с ревностным упорством юноша накапливал и углублял музыкально-профессиональные знания: брал частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Музыка была его главным занятием и единственной радостью, и 26-летний Архангельский подал прошение в дирекцию Певческой капеллы, успешно выдержав экстерном сложнейший экзамен на звание регента. После получения аттестата Архангельский служил в должности регента хора Саперного батальона, потом — Конногвардейского полка и наконец — Придворно-конюшенной церкви[8].

В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой. Благодаря министру путей сообщения Фёдору Неронову Архангельский получает место письмоводителя юридической части министерства. И всю жизнь Архангельский много работает, преподаёт сольное и хоровое пение в женском Патриотическом институте, Александровском лицее, Екатерининском женском училище[9].

Деятельность «короля регентов»

В 1880 году Архангельский осуществил давнишнюю мечту и организовал собственный хор в Почтамтской церкви из 40 человек. Этот хор через несколько лет стал знаменитым «хором Архангельского». Уже в 1883 году хор Архангельского в составе 75 певцов дал в Петербурге свой первый концерт. Коллектив начал интенсивную концертную деятельность в столице и других городах России, одновременно участвуя в богослужениях церквей. Он сразу получил высокую оценку видных современных композиторов и музыкантов: Антона Григорьевича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковского, Эдуарда Францевича Направника[10].

Реформатор церковного пения

Архангельский первый заменил в хоре детские голоса мальчиков (дисканты и альты) на женские. До этого в хоре пели исключительно мужчины. Это невиданное доселе новшество первоначально встретило немало противников. Но такая коренная реорганизация хорового дела была оправдана: голоса мальчиков очень быстро менялись с взрослением, состав хора требовал частой замены юных певцов. Ввод женских голосов решил эту проблему. В хоре Архангельского к 1887 году полная замена голосов мальчиков женским составом была завершена, это значительно расширило возможности коллектива. Среди певчих, которыми руководил Архангельский, была и его жена — Пелагея Андреевна Клементьева. Она позднее стала инспектором хора[11].

Это нововведение быстро распространилось по всей России. Уже к началу XX века в церковных хорах, особенно в приходах, женские голоса стали доминирующими. Благодаря Александру Архангельскому женщины появились не только среди певчих, но и среди регентов. Следует отметить, что в настоящее время среди обучающихся на регентов девушек больше, чем мальчиков[11].

Одновременно с хором Почтамтской церкви архангельский руководил хором при Георгиевской общине сестер милосердия, который в материальном отношении был на попечении у графа Александра Дмитриевича Шереметьева, меломана и мецената. В 1889 году граф пригласил его сформировать хор у себя в домовой церкви на Шпалерной улице; Александр Андреевич создал смешанный хор из 30 человек, работая с которым, достиг высокого совершенства в исполнении. Частые домашние концерты у графа — с непременным участием хора — приводят в восторг многочисленных и требовательных слушателей[8].

«Исторические концерты»

Одним из самых блестящих достижений хора Архангельского были знаменитые «исторические концерты» (их ещё тогда называли «хоровыми собраниями»). Это были тематические выступления Архангельского со своим хором, на которых публику знакомили с музыкальными шедеврами не только русских духовных композиторов Максима Созонтовича Березовского, Артемия Лукьяновича Веделя, Степана Аникиевича Дехтерёва, но исполнялась музыка западных мастеров, современных русских композиторов. Таких концертов было девять, последний, девятый состоялся в 1890 году. Эти «исторические концерты» хора Архангельского всегда имели грандиозный успех у российской публики. Они имели большое просветительское и педагогическое значение. «Исторические концерты» и в целом концертная деятельность — только одна из страниц жизни Архангельского и его хора — вызывает чувство глубокого уважения и признательности к его творческой работе. Архангельский проявил себя как серьёзный музыкант, замечательный знаток музыкального дела, которому он служил с любовью и редкой энергией[3].

Концертами заинтересовались широкие музыкальные круги. Антон Рубинштейн подарил Архангельскому свою дирижёрскую палочку в знак признания его заслуг. Архангельский вовлекал в своё творчество множество талантливых людей, например, в его хоре солировал Фёдор Шаляпин, исполнял всемирно известное «Верую»[11].

Выступления следовали за выступлениями. Музыканта заметили и при царском дворе. Хор регулярно пел в домашних концертах Великой Княгини Екатерины Михайловны (внучки Павла I), с её подачи хор Архангельского стали приглашать во дворец императора Александр III. Особенно часто хор выступал у Великого Князя Константина Константиновича[8].

Служение искусству

В 1890 году Архангельский со своим хором из 64 человек отправился покорять Москву, где дал 5 концертов духовной и светской музыки с самой разнообразной программой. С рекламной стороны концерты были организованы весьма неудачно, наличного капитала не было, а перед первым концертом администрация зала потребовала уплатить за помещение вперед. Архангельский был в полном отчаянии, но случайно в гостинице он встретил Петра Ильича Чайковского, рассказал ему о своих злоключениях, и Чайковский сделал на свое имя заём у управляющего гостиницей. Так впервые с большими трудностями в Москве зазвучал хор Архангельского, о нём заговорили и признали заслуги такие знатоки как директор Синодального училища Степан Васильевич Смоленский, дирижёр знаменитого Чудовского хора Пётр Ионович Сахаров. Чудовский хор ввёл даже в свой репертуар сочинения Архангельского[8].

В 1898 году хор Архангельского впервые предпринял концертную поездку по России, посетив 27 городов. Хор дал концерт и в Пензе, где Александра Андреевича помнили ещё семинаристом и начинающим регентом. Теперь родная Пенза принимала его в зале Дворянского собрания как свою гордость и славу. Концерт стал праздником для губернского города, гром аплодисментов сопровождал хормейстера даже на улице. Земляки вручили артисту серебряный венок с надписью: «Нашей гордости — Александру Андреевичу Архангельскому»[12].

В истории русской хоровой жизни это турне хора Архангельского, по своему охвату, по программам и, главное, по художественности исполнения было едва ли не первым. Хор уже пел все программы наизусть, без нот. Возвратившись в Петербург, в январе 1899 года хор отправился в Гельсингфорс (Хельсинки) — Финляндия — на тот момент входила в состав Российской империи. Первый концерт проходил практически при пустом зале, но утром вышла газета с большой статьей о концерте и призывом ко всем пойти послушать удивительный Русский хор. Остальные три концерта прошли с аншлагом — Гельсингфорс был покорен. Через год музыкант получил приглашение на юбилейный концерт Гельсингфорского Университетского хора, записал финляндскую крестьянскую свадьбу и ряд народных песен, и всё это хор исполнил в следующую свою поездку, чем окончательно завоевал симпатии недоверчивых ко всему русскому финнов[8].

В 1899—1901 годах Архангельский совершил ещё артистические грандиозные турне по городам России. Было дано более 100 концертов, которые прошли с неизменным успехом. Смешанный хор обладал обширным для того времени репертуаром: в него входили обработанные народные песни, хоровая классика, сочинения современных композиторов. Кроме того, Архангельский добавил западноевропейскую музыку, включил композиции с инструментальным сопровождением. Многие из этих произведений были исполнены в России впервые[4].

Хор Архангельского получил признание и за рубежом. В 1907 году он выезжал на гастроли за границу, во Францию и Германию, и везде русский хор встречал восторженный прием. Пять концертов в Берлине вызвали многочисленные хвалебные отзывы немецкой прессы. Русский хор Архангельского своим исполнением Баха, Гайдна, Генделя открыл самим немцам пути для более широкого и глубокого понимания церковных композиций этих национальных немецких композиторов[1].

Признание

На рубеже XIXXX веков хор Архангельского утвердил свое положение наравне с Придворной певческой капеллой и московским Синодальным хором. Архангельский служил своему делу с любовью и редкой энергией. Создавал хоры во всех городах страны, организовывал бесплатные курсы хорового пения (19021908)[13].

В Петербурге Архангельский в продолжение 30 лет давал хоровые концерты со своим коллективом, исполняя как классические произведения русских и зарубежных композиторов, так и современных ему авторов. Самоотверженным трудом и великим талантом он довёл хор до высшей степени совершенства. Постоянно работающий состав хора доходил до 90 человек, концертный состав — до 110 человек. Он знакомил публику с лучшими образцами хоровой музыки, не забывая бедную провинцию. Духовные и светские композиции слушали и восторгались и простолюдины, и взыскательные музыкальные специалисты. Всюду выступления имели заслуженный успех[10].

Как хоровой дирижёр Архангельский был выдающимся маэстро: он мог дирижировать хором в 500 человек, достигая невероятной слаженности голосов. Поразителен был его художественный талант и умение распоряжаться хоровыми массами. Иногда при ограниченном количестве репетиций он мог привести в согласие разнородные хоры. Хористы, с которыми он работал, обожали «повелителя голосов», при этом он был строг в своих требованиях[12].

Как хормейстер, руководитель хора, Архангельский приобрёл огромный авторитет. В 1906 году он был назначен главным инспектором Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров. В журнале «Музыка и пение» его называли «родоначальником русского серьёзного хорового дела и единственным хоровым дирижёром, равного которому нет в Европе»[8].

Творческая жизнь музыканта проходила в неизменной напряженной работе, и наступила уже пора заслуженных юбилеев:

  • 1903 год — 20-летний юбилей существования хора;
  • 1908 год — 25-летие артистической деятельности «короля регентов»;
  • 1911 год — 10-летие существования Церковно-Певческого благотворительного общества;
  • 1913 год —30-летний юбилей хора[13].

Создатель Церковно-Певческого Благотворительного общества

Выдающийся организатор думал не только о певцах своего хора, но о певчих всей страны, остававшихся в старости без попечения. В 1902 году Архангельский организовал Церковно-Певческое Благотворительное общество. Задачей его было оказание помощи (медицинской и денежной) певцам хоров во всех несчастных и затруднительных случаях — во время болезни и инвалидности, для выплаты пенсий по старости, а также попечения вдов и сирот. Для сбора средств в пенсионный фонд хористов Архангельский устраивал грандиозные концерты соединённых хоров. Сам Александр Андреевич пожертвовал 1 тысячу рублей. В Петербурге, за Нарвской заставой, на средства фонда был построен большой дом для хористов, и теперь было где преклонить голову старым и уже безголосым певчим[6].

Петербургский почин Архангельского был подхвачен в России: организованы церковно-певческие благотворительные общества в Москве, Харькове, Пензе, Чернигове, Ростове, Саратове. Несмотря на свою загруженность Александр Андреевич специально дважды в год в течение 15 лет, вплоть до революции, устраивал концерты, чтобы обеспечить фонд средствами. Эта работа по объединению певческих сил в России явилась потом толчком для созыва Первого всероссийского съезда регентов в 1908 году. Архангельский единогласно был избран председателем съезда[2].

Последние годы жизни

Начавшаяся Первая мировая война отразилась на мужском составе постоянного хора, но Архангельский неустанно организовал и проводил бесконечные благотворительные выступления. Сбор поступал на нужды фронта и госпиталей[1].

Работа в революционную эпоху

После революционных событий 1917 года в жизни 70-летнего музыканта Архангельского наступило время потрясений, голода, попытки приспособиться к новому строю. Творческий человек был далек от политики и продолжал скромно делать свое дело, но хор оказался в сложном положении. В отличие от Придворного оркестра и Придворной капеллы, объявивших себя государственными, частный Хор Архангельского не имел формального права на подобный статус и к названию своему прибавил слово «коммунальный», то есть общественный, принадлежащий коммуне: Трудовой коммунальный хор[6].

Большое огорчение доставило вечному труженику известие о том, что его имение, небольшой участок земли и домик, где он любил отдыхать летом, теперь национализировано. Позже, в 1924 году, когда он уже работал в Праге, квартира Архангельского в Петрограде была разграблена, и весь архив (неизданные рукописи, переписка с русскими композиторами, программы концертов и отзывы прессы) исчез[8].

АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ В 1918 ГОДУ: в августе 1918 года композитор был объявлен местными революционными властями лишенным своих имущественных прав и должен был очистить свой дом «для нужд трудящихся». Архангельский принял всё это безропотно и молча, но не смог смолчать, когда, кроме всякой домашней утвари, восемь вооруженных людей сгребли в мешок и ноты. Без денег, без вещей, прожив неделю на маленькой станции Антропово, старый музыкант, на средства, собранные местными любителями пения, поехал обратно в Петроград. Переезд был необычайно мучителен: седой старичок с наружностью итальянского маэстро, был мишенью для издевательства привилегированных путешественников того времени — солдат и матросов. Однако, и здесь нашелся солдат, слышавший хор Архангельского и узнавший его — под авторитетным покровительством своего неожиданного поклонника, Александр Андреевич добрался до Петрограда[8].

Для хора началось трудное время: выступления следовали одно за другим — в театрах, казармах, учебных заведениях, на заводах. Исполнялись, главным образом, русские народные песни. Эта усиленная работа в условиях полуголодного существования, при ежедневных репетициях в промерзших, нетопленных помещениях сказалась на состоянии здоровья Архангельского, он тяжело заболел. Почитатели его творчества с трогательной заботливостью приносили кусок хлеба или полено, горсть муки или сахару. Оправившись от болезни, Архангельский снова начал работать с хором, усилив состав и расширив программу. Но Музыкальный отдела Наркомпроса безоговорочно требовал корректировки репертуара, новая власть не принимала творчество, связанное с церковными песнопениями. Хор вынужден был исполнять предложения заведующего Музыкальным Отделом Артура Сергеевича Лурье, имевшие характер приказаний. В частности, хор разучивал произведения самого Лурье (на текст Александра Блока) и поэму «Звездоликий» Игоря Стравинского, которые были трудны по своей музыкальной конструкции для исполнения. В холодной квартире Архангельского, где обычно происходили репетиции, замерзающие от холода певцы и певицы, передавали блоковские слова «о всех усталых в чужом краю» с такими тончайшими оттенками безнадежной скорби, что слушавший Лурье сам был ошеломлен. После репетиции в Зимнем Дворце, где хор демонстрировал свое искусство перед двумя главными экспертами — Анатолием Луначарским и Артуром Лурье, а затем состоявшегося в Дворянском собрании Симфонического концерта, которым дирижировал Сергей Александрович Кусевицкий, коллективу Архангельского было присвоено название «Государственного Академического Хора», с причислением к петроградской филармонии. Но хотя хор и был переименован, старое название, во избежание путаницы, указывалось в скобках: «Академический хор Государственной филармонии (бывший Архангельского)»[8].

Единственный концерт в новой филармонической биографии Александра Архангельского состоялся 29 декабря 1921 года и был посвящен 50-летию творческой деятельности дирижёра, отметившего в октябре 75-й день рождения. Новая власть оценила его труды: в 1921 году «королю хормейстеров» было присвоено звание Заслуженного артиста республики[9].

О том, как жилось в первые послереволюционные годы королю регентов, как переносил голод и холод, свидетельствуют письма Архангельского к знакомой пианистке Вере Уаровне Сипягиной-Лилиенфельд за 1919—1921 годы (письма хранятся в архиве Устюженского краеведческого музея)[14]. 28 мая 1919 года композитор писал Сипягиной в Устюжну[15]:

«Сезон я провел в сильнейших трудах с моим хором, с которым я дал в Петрограде около шестидесяти концертов, и Вам понятно будет мое желание отдыха.

Кроме того, примите во внимание и наше петроградское голодание».

— Александр Архангельский

2 июля 1919 года, в ответ на повторное приглашение Сипягиной отдохнуть у неё в городе Устюжна, Александр Андреевич сообщал о своей загруженности, тяжёлых условиях работы и страшной дороговизне[15]:

«Глубокоуважаемая Вера Уаровна <…> не могу воспользоваться Вашим дорогим приглашением, так как я состою на службе с моим хором в музыкальном отделе комиссариата по народному просвещению, и отпуска мне не дают, так как музыкальный отдел проявляет теперь интенсивную деятельность и отпуска своим служащим не даёт, как бы кто ни нуждался в отдыхе.

Что сказать мне про себя, ничего особенного за исключением лишь того, что страшная неудовлетворительность в питании даёт себя чувствовать, и я очень сильно похудел, конечно, от недостатка питания и тяжелого труда — я работал прошедший сезон как никогда. Хор мой дал в этот сезон не менее 60 концертов при очень тяжелых условиях. <…>Страшная дороговизна во всем, отсутствие самых необходимых продуктов делают жизнь невозможной».

— Александр Архангельский

В сентябре 1921 года Хор Архангельского, в составе которого пело 82 человека, был выведен из штата Филармонии и передан в ведение Политпросвета — структурного подразделения Комиссариата народного просвещения. Коллектив пытался выжить, выступал в светских и духовных концертах под управлением других дирижёров. Сам создатель хора Александр Андреевич Архангельский после 43-х лет работы завершил сотрудничество с коллективом. Но музыкант продолжал работать, собрал небольшой хор, давал концерты. В это время пензенские почитатели предложили ему приехать в родную Пензу и дать с местным хором несколько концертов. Он с радостью принял это предложение, и 9 ноября 1922 года в Пензе состоялся большой юбилейный концерт в честь его 50-летней дирижёрской работы. Программа в двух отделениях состояла исключительно из произведений Архангельского. Это был последний концерт Архангельского и в Пензе, и в России. Возвращаясь из поездки, Архангельский в Москве встретил композитора Александра Тихоновича Гречанинова, который предложил ему поехать работать в Чехию, для работы с Общестуденческим Русским Хором[7].

Прага. Чехия.
Могила Александра Архангельского. Петербург. Александро-Невская лавра

Эмиграция

Духовный концерт «Помышляю день страшный» оказался пророческим, и Александру Андреевичу на закате жизни, 77-летним старцем, пришлось в поисках хлеба насущного отправиться на чужбину. В 1923 году он вместе с женой Пелагеей Андреевной уехал из России в Прагу. С этого времени начался недолгий, чуть более года, зарубежный период жизни Александра Архангельского. И снова с молодым жаром он взялся за работу, став во главе большого студенческого хора, с которым начал давал концерты в Праге с неизменным успехом. Он продолжал пропагандировать музыку, и в Чехии его называли Апостолом русской церковной и народной музыки[11].

Несмотря на болезни, трудности и испытания Архангельский до конца своих дней воспринимал жизнь радостно и благодарно. По свидетельству русского эмигранта, врача и руководителя хора Фёдора Никишина, ему редко приходилось встречать таких светлых людей[16]:

«Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору болезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил её к успокаивающему разрешению»

— Фёдор Никишин

Всю жизнь, и даже в последний свой день, великий подвижник был в работе. 16 ноября 1924 года, в день назначенной репетиции с хором, Архангельский скоропостижно скончался. Первоначально был похоронен в Праге. В октябре 1925 года прах Александра Андреевича, согласно высказанной им воле, был перевезён его женой в Россию, в Ленинград. После соборно совершённой заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении его «бывшего» хора, прах Архангельского предали погребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Его могила находится рядом с могилами композиторов Петра Чайковского, Антона Рубинштейна, Николая Римского-Корсакова, Милия Балакирева, актрисы Веры Комиссаржевской. На могильной плите выгравированы ноты из композиции «Внуши, Боже, молитву мою»[6].

Творческое наследие композитора

Духовная музыка

В неустанной и разнообразной работе Архангельского композиторское творчество занимало значительное место. Он сочинял как духовную, так и светскую музыку и оставил обширное композиторское наследие. Его сочинения значительно обогатили духовно-музыкальную жизнь и литературу. Им написано две оригинальные литургии, Всенощное бдение, около 80 духовных сочинений-миниатюр, в том числе 11 херувимских песен, 10 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». Среди ярких произведений Архангельского стоит отметить духовный концерт «Помышляю день страшный», отличающийся высоким драматизмом[17].

Архангельскому принадлежит видное место среди таких авторов духовной музыки, как Дмитрий Степанович Бортнянский, Алексей Фёдорович Львов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Дмитриевич Кастальский, Милий Алексеевич Балакирев. Духовные сочинения Архангельского отличались высоким профессиональным уровнем[18]. Из произведений Архангельского специалисты выделяли «Заупокойную Литургию», которая являлась единственной Литургией заупокойного характера и была проникнута единством настроения. Духовный писатель Николай Беренский на рубеже XIX—XX веков отметил[17]:

«В нашей церковной музыке ещё не вполне выработался тип целой Литургии, как это мы видим на Западе, а потому произведение Архангельского представляет для нас двойную ценность»

— Николай Беренский

Его сочинения отличаются необыкновенной гармоничностью, мягкостью, ясностью, молитвенностью. Поэтому говорили, что вся Россия любила молиться под звуки песнопений Архангельского[19]. Причина этого влияния крылась и в глубоком религиозном чувстве самого автора. Если церковные композиторы со спокойной бесстрастностью стремились передать Славословие, словно доносящееся из неземного, горнего мира и настроить слушателей на созерцание, что не всем было доступно, то духовный композитор обращался к чувству, прислушивался к голосу религиозных переживаний. Поэтому Архангельского по праву можно назвать религиозным лириком. Спокойное, без подчёркнутой экзальтации, благозвучие его Славословия словно льётся из души и вызывает чувство умиления у слушателя[19].

Известная пианистка Вера Уаровна Сипягина-Лилиенфельд, участвовавшая в концертах Архангельского, записала в своём дневнике впечатления от исполнения хором под управлением Архангельского «Символа веры»:
"Верую! Верую! Верую!.. Троекратное твердое вступление в исповедание своей веры. Баритон излагает текст «Символа веры», выработанный Вселенским собором для смертных, чающих общения с Божеством. Хор якобы бесплотных Духов, прислушиваясь к исповеданию смертных, вдумчиво подтверждает правильность этого исповедания о Боге Отце и о Боге Сыне, принявшем добровольные страдания, о тайне Его воплощения — подтверждает всю историческую сторону события распятия Праведника… Когда же доходит до исповедания тайны Воскресения, то хор, как сонм Ангелов, властно прорывает, отодвигает голос земных удостоверений и, ликуя на всю вселенную, возвышает эту тайну Воскресения и Вознесения. К исповеданию Духа Святаго снова приступает баритон в начальном тоне, с подтверждениями хора, заканчивая весь «Символ веры»[20].

Русский самородок не подражал итальянским мастерам. Если во внешне-напыщенной музыке так называемых «итальянствующих» композиторов каждое чувство подчеркнуто, экзальтировано, искусственно возбуждено, и сердце истинно верующего человека чувствует фальшь, то этой фальши не было у Архангельского. Такие произведения русского композитора как «Хвалите», «Милость мира», «Крест Хранитель» стали классическими не только по своей простоте, но по необычайной правдивости передачи душевных движений. Мелодичность, естественность, искренность и задушевность — главные достоинства музыки Архангельского. От композиторов «Нового направления» — Александра Дмитриевича Кастальского, Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Тихоновича Гречанинова и других — Архангельского отличает не только стиль, но и эмоциональный строй музыки[18]. За некоторую сентиментальность звучания, лёгкий налёт печали современники называли его «маэстро соль минор». Под его руководством голоса хора могли мастерски передать замысел его музыкального произведения, чувства кротко скорбящей и томящейся души, возлагающей надежду на Бога. Архангельский — певец молитвы, многие из своих рукописей он начинал простой и умилительной молитвой: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»[21].

Значение его композиторской деятельности, как и в целом служения искусству и русскому хоровому делу велико. Просто и прямо, без долгих теоретических споров,Архангельский решил большое и важное практическое дело — основал свой хор, добился с ним образцового исполнения и был живым примером для многих хоров в стране, где хоровая певческая культура только ещё создавалась. Нельзя забывать, что это происходило в то время, когда во всей остроте стоял вопрос о репертуаре церковных песнопений. На клиросах господствовали крикливые произведения итальянцев и их русских подражателей, что шло вразрез с духом русского православного богослужения. Архангельский написал целые службы и ряд отдельных песнопений, стройных и молитвенных, приличествующих церкви. На русских клиросах запела русская душа. Произведения его вошли в постоянный репертуар церковных хоров, и до сегодняшнего дня Архангельского поют едва ли не все православные церковные и светские хоры, как академические, так скромные в сельском храме. Его сочинения стали образцами духовного искусства.

Сочинения Александра Архангельского. Фрагмент экспозиции музея Архангельского
Сочинения духовного композитора Александра Архангельского. Фрагмент экспозиции музея Архангельского.
Музей Александра Архангельского. Фрагмент экспозиции.

Избранные духовные произведения:

  • Аллилуия.
  • Блажени яже избрал Причастен.
  • Великая ектения.
  • Великое славословие.
  • Вечная память.
  • Взбранной воеводе.
  • Внуши, Боже, молитву мою.
  • Воскресение Христово.
  • Всенощная.
  • Вскую мя.
  • Гласом моим ко Господу воззвах.
  • Господи, услыши молитву мою.
  • Еже прежде солнца.
  • Житейское море.
  • Запечатану гробу Тропарь.
  • Заупокойная литургия.
  • Ирмосы 1-го канона Сретению.
  • Ирмосы 2-го канона Крещению.
  • Ирмосы 1-го канона Крещению.
  • Ирмосы 1-го канона Рождеству.
  • Ирмосы Вербного Воскресения.
  • К Богородице прилежно ныне притецем.
  • К Кому возопию, Владычице.
  • Крест хранитель всея вселенныя.
  • Литургия преждеосвященных даров.
  • Милосердия двери отверзи нам.
  • Милость мира № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Многая лета.
  • Молитву пролию ко Господу.
  • На реках Вавилонских.
  • Не имамы иныя помощи.
  • Ныне отпущаеши.
  • О всепетая Мати.
  • Отверзу уста моя.
  • Отца и Сына.
  • Панихида.
  • Пасхальный канон полный.
  • Песнопения Великого поста.
  • Покаяние.
  • Помилуй нас, Господи.
  • Помышляю день страшный.
  • Приидите поклонимся.
  • С вышних призирая, убогия приемля.
  • Свете Тихий.
  • Светилен Рождеству.
  • Святый Боже на погребение.
  • Святый Боже опус 33.
  • Со святыми упокой.
  • Стихиры Пасхи.
  • Трисвятое на вынос Креста.
  • Тропарь Рождества.
  • Уст твоих Тропарь Иоанну Златоусту.
  • Хвалите Господа с небес.
  • Хвалите Имя Господне.
  • Хвалите Имя Господне из Всенощной.
  • Херувимская № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
  • Христос Воскресе.

Светская музыка

Помимо духовных сочинений Архангельский написал оперу «Граф Нулин» по одноимённой поэме Пушкина, музыку к драматическим сценам пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан» и спектаклям «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама». Светская музыка Архангельского также отличалась мелодичностью и трепетным лиризмом. Хор Архангельского часто принимал участие в театральных постановках[7].

Композитор Александр Архангельский.

В музыкальной деятельности Архангельского особое место занимают обработанные им для хора песни разных народов. Целая серия их (34 песни: шесть испанских, четыре неаполитанских, одна итальянская, семь французских, восемь русских, четыре польских, две сербских и две хорватских) была издана в 18931894 годах. Позднее эта серия год от года пополнялась новыми номерами. Уже живя в Праге и работая с общестуденческим русским хором, он обработал для него целый ряд славянских песен, которыми можно было заполнить программу концерта[8].

Обработка народных песен была неотъемлемой частью его разносторонней творческой деятельности. Хор выступал с ясно выраженной задачей: дать образцовое исполнение русских народных песен. Разработка и осуществление программы потребовали много труда и усилия, нужна была хоровая литература на русском языке, и этому Архангельский уделил внимание. Песни разных народов были изданы под общим названием: «Репертуар концертов А. Архангельского (мадригалы и песни), положенные для 4-голосного смешанного хора или квартета». В ту пору особенной была уже самая идея систематического ознакомления общества с народными песнями, и Архангельский был одним из первых музыкальных деятелей, который начертал такую программу и сам создал репертуар для неё. И не только в России, но и в Западной Европе такая работа была редкостью[22].

При обработке песен Архангельский всегда схватывал дух и характер песни, не прибегая к чрезмерным сложностям в её фактуре и не требуя от певцов крайнего напряжения голосов, а используя наивыгоднейшее сочетание отдельных голосов и хоровых групп, чистоту интонирования. Мастерски были выполнены обработки русских песен «Ночка», «Как под лесом», «Зеленый луг», «Заря потухает», «Сумрак ночи» и другие. При значительной нарядности, изящной простоте характер песен был вполне сохранен и ярко выражен[3].

Первыми песнями в русских хорах зазвучали песни в обработке Архангельского. Русские хоры учились у Архангельского светскому хоровому пению, как они учились от него и пению церковному. К сожалению, важнейшая и самая ценная часть архива Александра Андреевича Архангельского — неизданные рукописи его сочинений и переложений — погибла во время разграбления его квартиры в Петербурге в 1924 году[22].

Память

Музей Александра Архангельского. Фрагмент экспозиции.

В январе 1925 года в Большом зале ленинградской Филармонии состоялся вечер памяти Архангельского, о чём сообщала газета «Жизнь искусства»[23]. В Праге Общестуденческий русский хор не забыл своего руководителя, создал фонд по увековечению памяти Архангельского, и на средства из сумм фонда была сооружена памятная доска на доме по ул. Коперника: «В этом доме в 1923—1924 годах жил и умер Александр Андреевич Архангельский. 1846—1924»[16].

Активное возвращение из забвения имени и творчества русского духовного композитора началось на его родине в Пензенской области в 1991 году, к 145-летию со дня рождения Архангельского. В городе Пензе состоялся I-й фестиваль духовной музыки. Концерт проходил в зале областного драматического театра. Сочинения земляка исполнил Пензенский академический хор Центра хоровой и вокальной музыки под руководством заслуженного артиста России Владимира Викторовича Каширского[13].

С 2016 года в Пензе проходит Межрегиональный фестиваль духовной хоровой музыки «Архангельский глас». К 100-летию со дня смерти Архангельского, в 2024 году, в Пензе прошёл Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной церкви[24].

Память о выдающемся деятеле музыкальной культуры увековечена в разных формах: проведение фестивалей, вечеров памяти.

  • Именем Архангельского названа одна из новых улиц города Пензы.
  • Создан документальный фильм «Александр Архангельский: Гласом моим ко Господу возвах» (2003 год, автор сценария и режиссёр Людмила Усова)[25].
  • Имя А. А. Архангельского в 2002 году присвоено Пензенскому музыкальному училищу[24].
  • В 2003 году в Пензе установлена мемориальная доска — горельеф на здании Центра русской хоровой и вокальной культуры (бывший электротеатр «Олимп», где в 1922 году состоялся прощальный концерт Архангельского). Автор горельефа — скульптор Александр Хачатурян[26].
  • В 2019 году в районном центре Наровчат Пензенской области открыт музей А. А. Архангельского[27].

Литература

  • Ткачёв Д. В. Александр Андреевич Архангельский. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Музыка, 1974. — С. 72.
  • Александр Андреевич Архангельский / Сост. О. А. Бычков. — М.: Живоносный Источник, 1999. — 135 с.
  • Яковлева Т. Б. Александр Андреевич Архангельский. — Пенза, 2005. — 235 с. — ISBN 5-93966-024-X.
  • Музыкальная энциклопедия в 6 т / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 233. — 1072 с.
  • Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  • Наровчатская православная энциклопедия / Гл. ред. и сост. А. Г. Сохряков. — Наровчат, 2009. — С. 18—19. — 112 с. — ISBN 978-5-93066-048-8.
  • Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — С. 54—59. — 350 с.
  • Савин О. М. Имя гордое — наровчатцы. — Пенза, 2003. — 258 с. — ISBN 5-7595-1505-5.
  • Серебрякова Л. А. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях её творцов. — Челябинск, 2001.
  • Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: страницы истории. — М.: Россельхозакадемия, 2007. — 308 с.
  • Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной церкви — в 2-х т. — Нью-Йорк, 1982. — Т. 2. — 605 с.
  • Архангельский А. Духовно-музыкальные сочинения для хора : избранное. — Серия: Шедевры русской духовной музыки. — Санкт-Петербург: Северный Олень, 1993. — 40 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ткачёв Д. В. Александр Андреевич Архангельский. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Музыка, 1974. — 72 с.
  2. 2,0 2,1 Плотников Н. Ю.  Архангельский Александр Андреевич // Православная энциклопедия. — М., 2001.
  3. 3,0 3,1 3,2 Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  4. 4,0 4,1 Наровчатская православная энциклопедия / Гл. ред. и сост. А. Г. Сохряков. — Наровчат, 2009. — С. 18—19. — 112 с. — ISBN 978-5-93066-048-8.
  5. Поляков В. А.  Памяти великого земляка композитора А. А. Архангельского // Поляков В. А. Наручадь: И это всё о Наровчате. — Пенза, 1996. — С. 81—82.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Яковлева Т. Б. . Александр Андреевич Архангельский. — Пенза, 2005. — 235 с. — ISBN 5-93966-024-X.
  7. 7,0 7,1 7,2 Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — С. 54—59. — 350 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Александр Андреевич Архангельский. Русский Хоровой Сборник / сост. О. А. Бычков. — М.: Живоносный Источник, 1999. — 135 с.
  9. 9,0 9,1 Макарова Ю. Н.  Архангельский Александр Андреевич // Пензенская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — С. 27.
  10. 10,0 10,1 Савин О. М.  Его имя известно всей России // Доброе утро : газета. — 1993. — 5 февраля.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Юсупова Екатерина. А. А. Архангельский // Вода живая : Санкт-Петербургский церковный вестник. — 2014. — № 11. — С. 18—19..
  12. 12,0 12,1 Савин О. М.  Музыки чарующие звуки // Савин О. М. Имя гордое — наровчатцы. — Пенза, 2003. — С. 126—135. — ISSN 5-7595-1505-5.
  13. 13,0 13,1 13,2 Каширский В. В.  Памяти великого дирижёра // Сура : журнал. — 1996. — № 5.
  14. Воротынцева Е. А.  Творческая интеллигенция из окружения пианистки В. У. Сипягиной-Лилиенфельд // Устюжна : Краеведческий альманах / Гл. ред. М. А. Безнин. — Вологда, 2002. — Вып. 5. — С. 167—169..
  15. 15,0 15,1 Архангельский А. А. Письма к В. У. Сипягиной-Лилиенфельд // Устюженский краеведческий музей : Фонд 3. К. 11. Д. 35..
  16. 16,0 16,1 Русский Хоровой Сборник. Издание Общественного Русского хора имени А. А. Архангельского / сост. О. А. Бычков. — Прага, 1930.
  17. 17,0 17,1 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной церкви. — в 2-х т. — Нью-Йорк, 1982. — Т. 2. — 605 с.
  18. 18,0 18,1 Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: страницы истории. — М.: Россельхозакадемия, 2007. — 308 с.
  19. 19,0 19,1 Дабаева И. П. Духовный концерт в деятельности и музыкальном творчестве А. А. Архангельского (1846 – 1924). Кибер Ленинка. Дата обращения: 20 октября 2024. Дабаева Ирина Прокопьевна. Духовный концерт в деятельности и музыкальном творчестве А. А. Архангельского (1846 – 1924) // Научная мысль Кавказа. — 2012. — № 1 (69).
  20. Сипягина-Лилиенфельд В. У. Дневниковые записи // Устюженский краеведческий музей : Фонд 3. К. 10. Д. 35..
  21. Артёмова Е. Г. Александр Архангельский — церковный композитор и хоровой дирижёр // Музыкальная академия : журнал. — 2013. — № 3. — С. 102—108.
  22. 22,0 22,1 Серебрякова Л. А. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях её творцов. — Челябинск, 2001.
  23. Вечер памяти А. А. Архангельского // Жизнь искусства : газета. — 1925. — № 1.
  24. 24,0 24,1 ГБПОУ «Пензенский музыкальный колледж имени А. А. Архангельского». Дата обращения: 21 октября 2024.
  25. В Пензе состоялся вечер классической музыки, посвященный 90-летней годовщине со дня смерти дирижера Александра Архангельского. Пензенская Епархия. Дата обращения: 25 октября 2014.
  26. Первушкин В. И., Кайманова Т. А. Пенза: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза, 2017.
  27. Музей-заповедник Наровчатского района Пензенской области. Дата обращения: 21 октября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!