Березовский, Максим Созонтович

Материал из «Знание.Вики»
Максим Созонтович Березовский
Портрет
Дата рождения 16 (27) октября 1745(1745-10-27)
Место рождения неизвестно
Дата смерти 22 марта (2 апреля) 1777(1777-04-02) (31 год)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Страна  Российская империя
Профессии композитор, певец
Жанры хоровой концерт, опера, камерная инструментальная музыка

Макси́м Созо́нтович Березо́вский (16 [27] октября 1745 г., по другим данным — 1741 год[1] — 22 марта [2 апреля] 1777 г., Санкт-Петербург, Российская империя) — российский[2] композитор, также известный своими выступлениями в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским, он является одним из основателей классического русского хорового концерта. Украинские учёные включают его в украинскую композиторскую школу[3].

Биография

Данные о жизни Березовского сохранились лишь в шести подлинных архивных документах XVIII века. Из его нотных автографов уцелели только скрипичная соната и экзаменационный антифон из Болоньи, что вызывает множество споров и предположений о его биографии и творчестве[4].

Точная дата рождения Березовского не установлена. Есть две версии: 16 (27) октября 1745 года или 1741 год. Его отец, Созонт Березовский, был дворянином из Глухова, служившим в Санкт-Петербурге, но его деятельность неизвестна. По другим сведениям, Созонт был шляхтичем герба Сас. Также не известно, где именно родился композитор. Предположительно до восьмилетнего возраста он жил в Глухове[5], где пел в хоре местной певческой школы, созданной по указу императрицы Анны Иоанновны. В этой школе обучали «киевскому», «четырёхгласному» и «партесному русскому» пению, нотной грамоте, игре на цимбалах и бандуре. Возможно, он также учился в Киевской духовной академии[5].

В возрасте 13 лет (1758 г.) Березовский начал петь в капелле при дворе великого князя Петра Фёдоровича (будущего Петра III). Я. Штелин писал, что в 1759 и 1769 годах Березовский участвовал в итальянских операх в Ораниенбауме[6]. В 1763 году композитор женился на дочери валторниста придворного оркестра, выпускнице ораниенбаумской театральной школы и танцовщице придворного театра Францине Юбершер.

В 1760-х годах Березовский служил камер-музыкантом при дворе Петра III, а затем Екатерины II, создав несколько хоровых церковных концертов и других духовных произведений. Современники высоко оценили его композиторское мастерство за вкус и мелодичность произведений. В «Истории российской музыки» подчёркивается, что в своих хоровых концертах Березовский соединил традиции русского церковного пения «а капелла» с итальянскими хоровыми школами.

Весной 1769 года Березовский отправился на учёбу в Болонскую филармоническую академию, где учился до 1771 года. Престиж академии основывался на высоком признании её руководителя, композитора Дж.-Б. Мартини, который стал его наставником.

В 1771 году Березовский получил звание академика, успешно завершив обучение и сдав экзамен по композиции. Протокольная рукопись его антифона, подписанная «Massimo Berezovsky», хранится в архиве академии. В тот же день экзамен сдавал чешский композитор Йозеф Мысливечек, а за год до этого — Вольфганг Амадей Моцарт. Оба также получили звание академиков. Благодаря этому статусу Березовский смог работать капельмейстером.

В Италии Березовский посетил Болонью, Венецию и Ливорно. Для зимнего карнавала в Ливорно он написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 году в Ливорно; частично сохранилась). Его «Соната для скрипки и клавесина» вероятно была написана в Пизе. В итальянских архивах хранятся «Симфония» и три клавирные сонаты. Местонахождение партитур, кантат и концерта, упомянутых в различных источниках, не найдено.

В октябре 1773 года Березовский вернулся в Санкт-Петербург и поступил на службу в императорские театры, а через восемь месяцев его назначили капельмейстером придворной капеллы. Данные о последних годах его жизни разнятся. Первый биограф композитора Евгений Болховитинов писал, что Березовский «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Некоторые биографы считают, что к его самоубийству причастна княжна Тараканова. Однако современный биограф М. Г. Рыцарева опровергает эту версию, утверждая, что Березовский вернулся в Россию за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве появилась в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX века. Согласно её данным, в марте 1777 года Березовский заболел «горячкой» (точное заболевание неизвестно), что и стало причиной его скоропостижной смерти.


Творчество

Березовский, вместе с Д. С. Бортнянским, является основоположником классического русского хорового концерта. Среди его произведений популярны:

  • литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»);
  • хоровые концерты («Отрыгну сердце», «Господь, воцарися», «Милость и суд», «Не имамы иныя помощи», «Слава в вышних Богу»);
  • причастные стихи («В память вечную», «Знаменася на нас», «Хвалите Господа с небес» и др.).

Апогеем его духовного творчества стал хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70). Всего атрибуировано 46 его хоровых сочинений[7], некоторые из которых по данным сентября 2022 года не опубликованы.

Музыка западноевропейского барокко оказала значительное влияние на творчество Березовского. В Италии он писал преимущественно салонную музыку в классицистской манере. Среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773 г.; сохранились четыре арии) и соната для скрипки и клавесина (1772 г.).

Рецепция

Факты из биографии композитора использовались в фильме «Ностальгия» (реж.  А. 1983 г.)[8].

Влияние музыки Березовского на последователей

Воздействие мелодических структур, полифонических методов, гармонических решений и образной системы данного концертного произведения обнаруживается в творческих работах более молодых современников Березовского — Д. Бортнянского, С. Дегтярёва, А. Веделя[9]. Концерт «Не отвержи», являясь подлинным шедевром музыкального творчества, знаменует начало классической эпохи в эволюции отечественной хоровой музыки.

Немногочисленные сохранившиеся образцы сочинений Березовского свидетельствуют о разнообразии жанровых предпочтений автора, а также о гармоничном сочетании в его музыкальных произведениях национальных мелодических особенностей с общеевропейскими техниками и формами музыкального развития.

Примечания

  1. Лебедева-Емелина 2017, с.41-42 (той же даты придерживается Рыцарева)..
  2. М. С. Березовский (Музыкальная энциклопедия). Дата обращения: 14 мая 2023. Архивировано 14 мая 2023 года..
  3. Maksym Berezovsky – Ukrainian Sacred Music – Vidrodzhennya Chamber Choir – CB4730. Дата обращения: 22 марта 2024..
  4. Левашёв Е. М. Березовский М. С. // История русской музыки. Т.3. М., 1985. С.134..
  5. 5,0 5,1 Леонтьева Г. Г., Тюленева В. А. География родного края. «Ромео», 2000. — 76 с..
  6. Болонская филармоническая академия (БРЭ) Архивная копия от 15 мая 2023 на Wayback Machine..
  7. Рыцарева М. Г. Максим Березовский: жизнь и творчество композитора. — 2-е. — СПб.: Композитор СПб, 2013. — 228 с. — (Русская музыкальная классика)..
  8. Лебедева-Емелина 2017, с. 11..
  9. Шумилина, Ольга Анатольевна. Максим Березовский: возвращение утраченного наследия : [рус. // Старинная музыка : журн. — 2010. — № 4 (50). — С. 14–18.].

Ссылки