Березовский, Максим Созонтович
Максим Созонтович Березовский | |
---|---|
| |
Дата рождения | 16 (27) октября 1745 |
Место рождения | неизвестно |
Дата смерти | 22 марта (2 апреля) 1777 (31 год) |
Место смерти |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Страна | Российская империя |
Профессии | композитор, певец |
Жанры | хоровой концерт, опера, камерная инструментальная музыка |
Макси́м Созо́нтович Березо́вский (16 [27] октября 1745, по другим данным — 1741 — 22 марта [2 апреля] 1777 , Санкт-Петербург, Российская империя) — российский композитор, также известный своими выступлениями в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским, он является одним из основателей классического русского хорового концерта. Украинские учёные включают его в украинскую композиторскую школу[1].
Биография
Данные о жизни Березовского сохранились лишь в шести подлинных архивных документах XVIII века. Из его нотных автографов уцелели только скрипичная соната и экзаменационный антифон из Болоньи, что вызывает множество споров и предположений о его биографии и творчестве[2].
Точная дата рождения Березовского не установлена. Есть две версии: 16 (27) октября 1745 года или 1741 год. Его отец, Созонт Березовский, был дворянином из Глухова, служившим в Санкт-Петербурге, но его деятельность неизвестна. По другим сведениям, Созонт был шляхтичем герба Сас. Также не известно, где именно родился композитор. Предположительно до восьмилетнего возраста он жил в Глухове[3], где пел в хоре местной певческой школы, созданной по указу императрицы Анны Иоанновны. В этой школе обучали «киевскому», «четырёхгласному» и «партесному русскому» пению, нотной грамоте, игре на цимбалах и бандуре. Возможно, он также учился в Киевской духовной академии[3].
В 13-летнем возрасте (1758 год) Березовский начал свою певческую карьеру в капелле при дворе великого князя Петра Фёдоровича, будущего Петра III.
Как отмечает Я. Штелин, в 1759 и 1769 годах Березовский принимал участие в исполнении итальянских опер в Ораниенбаум[4]. В 1763 году композитор женился на дочери валторниста придворного оркестра, выпускнице ораниенбаумской театральной школы и танцовщице придворного театра Францине Юбершер.
В 1760-х годах Березовский служил камер-музыкантом при дворе Петра III, а затем Екатерины II, создав несколько хоровых церковных концертов и других духовных произведений. Современники высоко оценили его композиторское мастерство за вкус и мелодичность произведений. В «Истории российской музыки» подчёркивается, что в своих хоровых концертах Березовский соединил традиции русского церковного пения «а капелла» с итальянскими хоровыми школами.
Весной 1769 года Березовский отправился на учёбу в Болонскую филармоническую академию, где учился до 1771 года. Престиж академии основывался на высоком признании её руководителя, композитора Дж.-Б. Мартини, который стал его наставником.
В 1771 году Березовский получил звание академика, успешно завершив обучение и сдав экзамен по композиции. Протокольная рукопись его антифона, подписанная «Massimo Berezovsky», хранится в архиве академии. В тот же день экзамен сдавал чешский композитор Йозеф Мысливечек, а за год до этого — Вольфганг Амадей Моцарт. Оба также получили звание академиков. Благодаря этому статусу Березовский смог работать капельмейстером.
В Италии Березовский посетил Болонью, Венецию и Ливорно. Для зимнего карнавала в Ливорно он написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 году в Ливорно; частично сохранилась). Его «Соната для скрипки и клавесина» вероятно была написана в Пизе. В итальянских архивах хранятся «Симфония» и три клавирные сонаты. Местонахождение партитур, кантат и концерта, упомянутых в различных источниках, не найдено.
В октябре 1773 года Березовский вернулся в Санкт-Петербург и поступил на службу в императорские театры, а через восемь месяцев его назначили капельмейстером придворной капеллы. Данные о последних годах его жизни разнятся. Первый биограф композитора Евгений Болховитинов писал, что Березовский «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Некоторые биографы считают, что к его самоубийству причастна княжна Тараканова. Однако современный биограф М. Г. Рыцарева опровергает эту версию, утверждая, что Березовский вернулся в Россию за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве появилась в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX века. Согласно её данным, в марте 1777 года Березовский заболел «горячкой» (точное заболевание неизвестно), что и стало причиной его скоропостижной смерти.
Творчество
Березовский, вместе с Д. С. Бортнянским, является основоположником классического русского хорового концерта. Среди его произведений популярны:
- литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»);
- хоровые концерты («Отрыгну сердце», «Господь, воцарися», «Милость и суд», «Не имамы иныя помощи», «Слава в вышних Богу»);
- причастные стихи («В память вечную», «Знаменася на нас», «Хвалите Господа с небес» и др.).
Апогеем его духовного творчества стал хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70). Всего атрибуировано 46 его хоровых сочинений[5], некоторые из которых по данным сентября 2022 года не опубликованы.
Музыка западноевропейского барокко оказала значительное влияние на творчество Березовского. В Италии он писал преимущественно салонную музыку в классицистской манере. Среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773 год; сохранились четыре арии) и соната для скрипки и клавесина (1772 год).
Влияние музыки Березовского на последователей
Воздействие мелодических структур, полифонических методов, гармонических решений и образной системы данного концертного произведения обнаруживается в творческих работах более молодых современников Березовского — Д. Бортнянского, С. Дегтярёва, А. Веделя[6]. Концерт «Не отвержи», являясь подлинным шедевром музыкального творчества, знаменует начало классической эпохи в эволюции отечественной хоровой музыки.
Немногочисленные сохранившиеся образцы сочинений Березовского свидетельствуют о разнообразии жанровых предпочтений автора, а также о гармоничном сочетании в его музыкальных произведениях национальных мелодических особенностей с общеевропейскими техниками и формами музыкального развития.
Примечания
- ↑ Maksym Berezovsky – Ukrainian Sacred Music – Vidrodzhennya Chamber Choir – CB4730. Дата обращения: 22 марта 2024. . Claudio Records. Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ Левашёв Е. М. Березовский М. С.. — М., 1985. — Т. 3. История русской музыки. — С. 134.
- ↑ 3,0 3,1 Леонтьева Г. Г., Тюленева В. А. География родного края. — «Ромео», 2000. — 76 с.
- ↑ Болонская филармоническая академия . БРЭ. Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ Рыцарева М. Г. Максим Березовский: жизнь и творчество композитора. — 2-е. — : , 2013. — 228 с. — (Русская музыкальная классика).. — СПб.: Композитор СПб, 2013. — 228 с.
- ↑ Шумилина, Ольга Анатольевна. Максим Березовский: возвращение утраченного наследия : [рус. // Старинная музыка : журн. — 2010. — № 4 (50). — С. 14–18.] .
Ссылки
- Русско-итальянские стилевые диалоги в симфонии С-dur Максима Березовского.
- Современная опера «Под знаком мюзикла»: предпосылки, истоки, тенденции.
- Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце xix века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский.
- Русская композиторская школа в контексте европейской культуры: субъект творчества и его границы.
- Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов.
- Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского).
- Квалификационное музыковедение.
- Становление художника в пространстве отечественной культуры второй половины ХVIII века.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 27 октября
- Родившиеся в 1745 году
- Умершие 2 апреля
- Умершие в 1777 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Российской империи
- Композиторы классической эпохи
- Композиторы России XVIII века
- Певцы и певицы по алфавиту
- Певцы и певицы Российской империи
- Певцы и певицы России
- Певцы и певицы XVIII века