Акмеизм
Акмеизм (от др.-греч. ἀκμή — наивысшая степень чего-либо) — течение в русской поэзии 1910-х годов, которое выступало как противоположность уходящему символизму и футуризму, который набирал силу. Зарождение акмеизма связано с деятельностью литературного кружка «Цех поэтов», основанного Николаем Гумилёвым в Санкт-Петербурге (1911—1914 годы), куда также вошли Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут и другие[1].
История
Николай Гумилёв признавал, что символизм перестал быть актуальным, и поэтому начал искать новые экспрессивные средства и идеи. Вместе с товарищем Сергеем Городецким он собрал вокруг себя единомышленников-литераторов, чтобы создать литературный кружок «Цех поэтов». В эту группу вошли такие известные мастера слова, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Михаил Зенкевич. Термин «цех» в наименовании точно отражал философию участников — в отличие от многих коллег, они видели себя не как избранных, обладающих поэтическим даром от небес, а как квалифицированных мастеров своего дела, способных передать свои знания другим. Именно в рамках собраний «Цеха поэтов» было выбрано название для нового литературного течения и разработана его концепция. Члены группы объясняли, что слово «акмеизм» на греческом означает «цветение, расцвет», что символизировало их стремление достичь пика в развитии поэзии. Но среди их современников были и другие точки зрения — например, символист Владимир Пяст утверждал, что название «акмеизм» было взято от псевдонима Ахматовой[2].
Акмеисты играли значительную роль в развитии русской поэзии в начале XX века. Они издавали собственный литературный журнал «Гиперборей», взаимодействовали с символистами, устраивали поэтические вечера и активно публиковали свои произведения. Постепенное затухание акмеизма началось после Октябрьской революции из-за несовместимости его художественных принципов с новой политикой государства. Конец этому литературному течению был положен расстрелом Николая Гумилёва в 1921 году. За короткий период своего существования акмеизм оказал влияние как на советских поэтов, вроде Николая Заболоцкого, так и на русских литераторов эмиграции, например, Георгия Иванова[2].
Этимология
Термин «акмеизм» произошёл от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора». Ахматова писала: «Я отчетливо помню то собрание „Цеха“, когда было решено отмежеваться от символистов. С верхней полки достали словарь и там отыскали — цветение, вершину». По словам филолога Бориса Эйхенбаума, «идея равновесия, прочности, зрелости» была основой этого направления[3].
Черты и принципы акмеизма
Акмеизм является исключительно российским направлением, и слова Александра Блока, назвавшего его «привозной заграничной штучкой», можно считать ошибочными. В общепринятой литературной среде акмеисты были маргинализированы. Некоторые вовсе отказывались считать его отдельным направлением и поэтической школой. Но, несмотря на слова об отсутствии у акмеизма уникальности и индивидуальности, это течение обладает рядом собственных принципов:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определённое, точное значение;
- предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»[4].
Представители
В акмеизме выделяются шесть наиболее активных представителей: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут. Георгий Иванов претендовал на роль «седьмого акмеиста», но его позиция была опротестована Анной Ахматовой, утверждавшей, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». Осип Мандельштам поддержал эту точку зрения, считая, однако, что и шесть членов — избыток: «Акмеистов всего шесть, а среди них оказался лишний…». Он пояснил, что Николай Гумилёв «привлёк» Сергея Городецкого, не решаясь выступать против влиятельных символистов с их «желторотыми». В разное время в деятельности «Цеха поэтов» участвовали: Георгий Адамович, Николай Бруни, Зинаида Гиппиус, Владимир Гиппиус, Георгий Иванов, Николай Клюев, Михаил Кузмин, Елизавета Кузьмина-Караваева, Михаил Лозинский, Велимир Хлебников и другие. На собраниях «Цеха», в отличие от символистов, обсуждались практические вопросы: «Цех» был своеобразной школой поэтического мастерства, профессиональным сообществом[5].
Летом 1916 года под руководством Георгия Иванова вместе с Георгием Адамовичем создан второй «Цех поэтов», который также не смог удержаться на долго. В 1920 году был основан третий «Цех поэтов», ставший последней попыткой Николая Гумилёва сохранить акмеистскую традицию в организационной форме. В его рядах соединились поэты, считающие себя последователями акмеизма, такие как Сергей Нельдихен, Николай Оцуп, Николай Чуковский, Ирина Одоевцева, Нина Берберова, Всеволод Рождественский, Николай Олейников, Леонид Липавский, Константин Ватинов, Владимир Познер и другие. Этот третий «Цех поэтов» действовал в Петрограде в течение примерно трёх лет, параллельно с действием студии «Звучащая раковина», до тех пор, пока не произошла трагическая гибель Николая Гумилёва[5].
Примечания
- ↑ Акмеизм . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Акмеизм: искусство и ремесло . АСТ. Дата обращения: 9 июня 2024.
- ↑ Акмеизм . Культура.РФ. Дата обращения: 9 июня 2024.
- ↑ Эстетические установки акмеизма . Проза. Дата обращения: 9 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Акмеизм . slova. Дата обращения: 9 июня 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |