Автомобильный шноркель

Toyota FJ Cruiser со шноркелем

Автомоби́льный шно́ркель (нем. Schnorchel — «дыхательная трубка») — выносной, или внешний воздухозаборник[1] двигателя, представляющий собой трубу, выведенную от штатного воздушного фильтра вверх, обычно к стойке лобового стекла или к стойке кузова, так что воздух берётся на уровне крыши автомобиля или выше. Изначально относилось к устройству для подводных лодок, а затем было перенесено на внедорожники и спецтехнику. Назначение — подача чистого воздуха в двигатель автомобиля[2] и безопасное преодоление водных преград глубиной выше бампера. Иногда автомобильный шноркель называют «рукой дружбы двигателя»[3]. К плюсам устройства относится и незначительное снижение расхода топлива за счёт бо́льшего количества поступающего холодного воздуха в мотор[4].

Термин «шноркель» имеет несколько специализированных значений. Такие выносные воздуховоды использовали раньше на подводных лодках, а в настоящее время входят в конструкцию некоторых моделей БТР при десантировании с воды[4]. Шноркелем называют дыхательную трубку для пловцов[5].

Впервые автомобильный шноркель стал использоваться на сельскохозяйственной технике, так как в условиях работы с землёй или уборке урожая в окружающем воздухе много пыли и более крупных частиц. Двигателю же необходим чистый воздух[5].

Основные поставщики шноркелей для импортных автомобилей расположены в Австралии и Великобритании. Наиболее известные марки внешних воздухозаборников в России: Safari (ARB), Airtec (TJM), Mantec[1][3].

Назначение шноркеля

Гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр», производства ЗАО «ЗЗГТ». Шноркель покрашен в оранжевый цвет в соответствии с кузовом. 2007 год

Первое важное назначение шноркеля — забор более чистого и прохладного воздуха. В пыльных условиях (грунтовые дороги, степи, песок) пыли меньше на высоте крыши, чем возле колёс и под капотом. Это снижает нагрузку на воздушный фильтр и уменьшает износ цилиндро-поршневой группы. Дополнительно более холодный воздух немного повышает эффективность наполнения цилиндров и может слегка улучшать экономичность[2]. Поступление более прохладного воздуха в условиях жары очень важно, особенно для дизельных двигателей[3].

Вторая задача шноркеля — защитить двигатель от попадания воды при преодолении бродов и глубоких луж, то есть снизить риск гидроудара. При стандартной компоновке воздух обычно забирается из-под капота, низко над уровнем дороги. В условиях бездорожья или при преодолении вброд при резком заезде в воду капли и брызги могут попасть во впуск, вместе с воздухом — в цилиндры, что приведёт к серьёзным повреждениям двигателя. Поднятие точки забора воздуха на уровень крыши резко уменьшает вероятность такого сценария[3].

С технической точки зрения шноркель — продолжение впускного тракта двигателя. Он подключается к корпусу воздушного фильтра или к штатному воздуховоду и герметично доводит канал до точки высоко над кузовом. Двигатель «дышит» через эту трубу, так же как через обычный воздухозаборник, но воздух поступает из более безопасной зоны[6].

Гидроудар возникает потому, что вода практически несжимаема. Если во время такта впуска вода попадает в цилиндр, поршень не может сжать её, шатун и другие детали испытывают ударные нагрузки, что чревато погнутыми шатунами, разрушением поршней и блока[7]. Шноркель снижает вероятность захвата воды, но не отменяет других рисков (затопление электрооборудования, мостов, коробки передач).

Без шноркеля большинство внедорожников безопасно преодолевают воду глубиной примерно до середины колеса. Выше возрастает риск захвата брызг штатным воздухозаборником и затопления электрооборудования. С установленным и правильно герметизированным шноркелем точка забора воздуха поднимается к крыше, и автомобиль может проходить более глубокие бродовые участки, когда вода доходит почти до капота. При этом скорость движения по воде должна оставаться небольшой, чтобы не создавать сильной волны.

Важно понимать, что шноркель не превращает машину в амфибию[8]. Даже при поднятом воздухозаборнике остаются уязвимыми свечи и катушки зажигания, блоки управления, генератор, а также сапуны мостов и коробки. Поэтому подготовка к глубоким бродам включает не только установку шноркеля, но и защиту электрики, вынос сапунов и грамотную технику движения по воде[4].

Конструкция, материалы, эксплуатация

Воздухозаборник на крыше Toyota Land Cruiser J60
Шноркель Toyota Safari Управления по защите критически важной инфраструктуры и побережья Абу-Даби (CICPA), представленный на выставке ADIPEC 2013.

Типичный шноркель состоит из нескольких элементов:

  • наружная труба, проходящая вдоль крыла и стойки. Материал: модифицированный полиэтилен, спецполиэтилен LLDPE[9], ABS-пластик, стеклопластик на основе качественных полиэфирных смол[1];
  • оголовок (воздухозаборник) над крышей (прямоугольная пластиковая «коробка» с решёткой из нержавеющей стали).
  • гибкий внутренний воздуховод до корпуса фильтра;
  • крепёж к крылу и стойке, уплотнения, герметик. Материалы: нержавеющая сталь, латунные втулки.
  • лекало для точного позиционирования шноркеля при установке на внедорожнике[10].

Требования к материалам наружных деталей: прочность, устойчивость к физическим нагрузкам, экстремальным температурам, погодным условиям и коррозии[3]. При монтаже важно соблюдать полную герметичность для исключения попадания воды и мусора в двигатель.

Оголовок может быть ориентирован «вперёд» для использования набегающего потока воздуха или «назад». Так его часто разворачивают в сильно пыльных условиях, чтобы уменьшить прямой удар мусора в решётку. На некоторых моделях применяются циклонные предфильтры, дополнительно отделяющие пыль и капли воды за счёт завихрения потока. При пересечении водного препятствия на скорости оголовок не должен смотреть в сторону лобового стекла, так как вода будет отражаться от стекла и попадать в воздухозаборник[11]. Вверх или вниз воздухозаборник не поворачивают. В первом случае воздух не будет активно поступать в двигатель, а во втором — в шноркель будет попадать грязь[4].

При эксплуатации важно регулярно очищать оголовок шноркеля от грязи, насекомых, снега и листвы, а также контролировать состояние решётки и дренажных отверстий (если они предусмотрены конструкцией). В пыльных условиях полезно чаще менять воздушный фильтр и периодически осматривать внутренний воздуховод на предмет трещин и ослабленных хомутов.

В шноркеле предусмотрена своя дренажная система, которая быстро — до попадания в двигатель — выводит попавшую в воздухоотвод воду. Это позволяет ездить на автомобиле со шноркелем даже в условиях тропических дождей[4].

Для многих популярных моделей (Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero и других) выпускаются готовые комплекты, повторяющие геометрию крыла и стойки и использующие штатные точки крепления[12].

Правовые аспекты установки шноркеля

В России установка шноркеля рассматривается как изменение конструкции автомобиля. Установка шноркеля, наряду с лебёдками, централизованной системой подкачки колес, металлическими порогами и креплениями запасного колеса на задней двери должны пройти сертификацию и регистрацию в ГИБДД. Устанавливать их разрешается только если завод-изготовитель предусмотрел места для крепления аксессуаров[13].

В соответствии с Техническими Регламентами Таможенного Союза (ТР ТС), любые изменения в конструкции автотранспортного средства, не предусмотренные заводом-изготовителем, считаются вмешательством и должны быть обязательно зарегистрированы в ПТС (паспорте транспортного средства)[14]. В пункте 75 раздела 4 «Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию» Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» от 20 мая 2023 года сказано:

«Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями».

— ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», раздел 4, пункт 75[15]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Обзор рынка шноркелей – внедорожных воздухозаборников. Журнал Клуб 4х4 - всё о внедорожниках (30 октября 2009). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 Трушников А. Теория. Шноркель и его необходимость. Offclub (18 октября 2015). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Пластиковые воздухозаборники (шноркели). СТОКРАТ. Дата обращения: 29 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Что такое шноркель и для чего он нужен на автомобилях и другой технике. IXBT.com. Все о технике и технологиях (3 февраля 2023). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Макаров И. Шноркель, что ты такое?. ООО «Альфа». Журнал «Полный привод» (7 марта 2025). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  6. Шноркель: для чего предназначен, нужно ли регистрировать и как это сделать. НЕКСТ-АВТО (5 сентября 2024). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  7. Гидроудар. Autonews (11 марта 2025). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  8. Шноркель. 4x4max.ru. Дата обращения: 29 ноября 2025.
  9. Шноркель Toyota Land Cruiser 100/105 / Lexus LX470. STC. Дата обращения: 29 ноября 2025.
  10. Шноркель для УАЗ-469, Хантер. СТОКРАТ. Дата обращения: 29 ноября 2025.
  11. Пошаговая инструкция по установке шноркеля. «Экстрим-НН». Дата обращения: 29 ноября 2025.
  12. Шноркель, насадки на шноркель. СТЦ. Дата обращения: 29 ноября 2025.
  13. За эти изменения автомобиля накажут в ГИБДД. Список, который должен знать каждый водитель. Autonews (10 марта 2023). Дата обращения: 29 ноября 2025.
  14. Регистрация шноркеля (воздухозаборника) в ГИБДД. ООО «ТЕСТ-ДРАЙВ». Дата обращения: 29 ноября 2025.
  15. ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 21 апреля 2023 года) (редакция, действующая с 20 мая 2023 года). СФ Карс (20 мая 2023). Дата обращения: 29 ноября 2025.