Автожир

Эта статья является кандидатом в избранные
Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Автожир
Группа из современных автожиров (AutoGyro MTOsport) в полёте над Курдистаном. 2016 годГруппа из современных автожиров (AutoGyro MTOsport) в полёте над Курдистаном. 2016 год
Производитель Германия, Италия, Польша, Австрия, США, Россия, Индия, Китай
Главный конструктор Хуан де ла Сиерва
Николай Ильич Камов
Николай Кириллович Скржинский
Кеннет Уоллис
Первый полёт 9 января 1923 года (Испания)
25 сентября 1929 года (СССР)
Начало эксплуатации 1929 год
Статус в эксплуатации
Эксплуатанты Спортивная авиация
Сельское хозяйство
Поисково-спасательные операции
Разведывательные миссии
Коммерческие перевозки
Мониторинг инфраструктуры
Военные задачи
Патрулирование

Автожи́р (др.-греч. autos, αὐτός — «сам» и др.-греч. gyros, γῦρος -«круг») (от англ. autogyro — «самовращающийся») — винтокрылый летательный аппарат с несущим ротором, вращающимся за счёт встречного потока воздуха, возникающего при поступательном движении. В отличие от вертолёта, автожир не имеет механического привода ротора — подъёмная сила создаётся за счёт авторотации, а поступательное движение обеспечивается винтом и двигателем[1].

Изобретён испанским авиаконструктором Хуаном де ла Сиерва в 1919—1920 годах. Первый успешный запуск модели произведён в Мадриде 9 января 1923 года. Первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер» построен в 1929 году авиаконструкторами Николаем Ильичём Камовым и Николаем Кирилловичем Скржинским. Первое успешное испытание автожира КАСКР-1 совершил лётчик-испытатель Иван Васильевич Михеев 25 сентября 1929 года[2][3].

К основным достоинствам автожира относятся: высокий уровень безопасности, широкий диапазон скоростей полёта (40—210 км/ч), малые взлётно-посадочные дистанции, простота конструкции и управления. В России и за рубежом выпускают одно- и двухместные автожиры[4].

Другие названия автожира: гирокоптер, гироплан, автогир, жиролёт, вертоплан и другие[1][5].

История создания и модернизации

1920—1930-е годы (Испания, Великобритания, США)

Первый автожир, успешно поднявшийся в воздух в 1923 году, разработанный Хуаном де ла Сиерва. Модель сыграла ключевую роль в развитии роторной авиации
Хуан де ла Сьерва около разведывательного автожира Cierva C.30

Работа над первым автожиром была начата в 1919 году испанским инженером Хуаном де ла Сиерва, стремившимся создать более безопасный воздушный транспорт. В 1919—1920-е годы авиаконструктор сформулировал основные принципы несущего винта, за­па­тен­то­вал и по­стро­ил пер­вый ав­то­жир С-1, но подняться на нём не удалось. Первый непродолжительный полёт Хуан де ла Сиерва совершил в 1923 году на автожире Cierva С-4 на аэродроме Хетафе недалеко от Мадрида[6]. Машина развила скорость 37 миль в час на радиальном двигателе мощностью 110 л. с.[7][1][8].

С 2025 года Хуан де ла Сиерва жил и работал в Великобритании. Он основал компанию «Cierva Autogiro Co.» и зарегистрировал торговую марку Autogiro, которая до сих пор используется во всём мире для обозначения любого авторотационного летательного аппарата, произведённого компанией Cierva или по её лицензии. В 1928 году на автожире C-8 пересёк Ла-Манш, совершив перелёт Лон­дон — Па­риж. «Cierva Autogiro Co.» совместно с ком­па­ни­ей «Avro Aircraft» се­рий­но вы­пус­ка­ла ав­то­жи­ры С-19 (1929), С-30 (1934), в том числе его ва­ри­ант для вер­ти­каль­но­го взлё­та, и С-40 (1938)[7][8].

Дополнительно в источниках присутствует информация о том, что 24 марта 1926 года с Хуаном де ла Сиеврой было заключено соглашение о создании компании «Cierva Autogiro Company Limited», в которой он выполнял роль технического директора. Цель новой компании — разработка моделей автожира, лицензирование, продажа разработок и патентов Сиевры[6].

В январе 1929 года автожир появился в США. За месяц до этого американский авиапромышленник Гарольд приобрёл у «British Cierva Autogiro Company» один автожир Cierva C.8L Mk IV и лицензию на его производство. Для дальнейшей модернизации и постройки автожиров им была в Пенсильвании основана фирма «Pitcairn-Cierva Autogiro Company»[9].

Первой машиной новой компании стал автожир, созданный на основе C.8W, Pitcairn PCA-1. Вторая модель — трёхместный PCA-2 был оснащён 300-сильным (224 кВт) радиальным ПД Wright R-975 в носовой части. Законцовки крыла были отогнуты вверх для повышения устойчивости. Ротор диаметром 13,72 м был установлен на пилоне над передней частью фюзеляжа.

Развёрнутое описание

▫️ 300-сильный двигатель = мощность двигателя 300 лошадиных сил (л.с.) = 224 кВт.
▫️ Радиальный ПД — поршневой двигатель с радиальной схемой (цилиндры двигателя расположены вокруг центральной оси, как спицы колеса).
▫️ Wright R-975 — это модель двигателя, разработанная компанией Wright Aeronautical Corporation. Это был радиальный поршневой двигатель, использовавшийся в авиации в 1930-е годы[9].

В дальнейшем в США было построено около 20 автожиров модели PCA-2.

  • PCA-3 с 300-сильным (224 кВт) ПД Pratt & Whitney Wasp Junior
  • PA-21 с 420-сильным (313 кВт) мотором Wright[9]

В конце 1930 года Хуан де ла Сиерва опубликовал в американском журнале Aero Digest статью «Применение и возможности автожира». На обложке был изображён автожир Pitcairn PCA-2, летящий над Нью-Йорком. Модель была разработана под руководством американского бизнесмена Гарольда Питкэрна. Хуан де ла Сиерва и Гарольд Питкэрн объединили усилия по работе над автожирами, иногда они работали вместе, иногда конкурировали[6].

Посадка автожира Bell XV-15 у Белого дома

Интерес к автожиру усилился в 1931 году. Ярким событием апреля этого года была демонстрация лётных возможностей и показательное приземление автожира Pitcairn PCA-2 на лужайке позади Белого дома. Мероприятие прошло 22 апреля, и было широко освещено в прессе[6].

Апрель 1931 года знаменателен для эволюции автожира. 8 апреля на автожире Pitcairn PCA-2 был установлен рекорд высоты в 5615 метров, установленный лётчицей Амалия Эрхарт[9]. Три автожира были куплены для испытаний ВМС США, где они получили обозначение XOP-1.

Хуан де ла Сиерва по­гиб в авиа­ка­та­ст­ро­фе при очередном испытании в 1936 году. Его вклад в развитие авиации в 1932 году был отмечен зо­ло­той ме­да­лью Международной Авиационной Федерации (ФАИ) (англ. Fédération Aéronautique Internationale) и посмертно в 1937 году — зо­ло­той ме­да­лью английского Ко­ро­лев­ско­го авиационного общества. В 1954 году всем потомкам его рода был присвоен специально учреждённый графский титул[1][7].

1920—1940-е годы (СССР)

Первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер», разработанный в ЦАГИ под руководством Н. И. Камова и Н. К. Скржинского, 1929—1930 годы.

Первым отечественным винтокрылым летательным аппаратом, поднявшимся в воздух, стал автожир КАСКР. Его разработали в 1929 году советские авиаконструкторы Николай Ильич Камов и Николай Кириллович Скржинский. Название образовано из первых букв фамилий изобретателей (сокращение от КАмов — СКРжинский). Второе название первого советского автожира было «Красный инженер».

За основу модели была взята конструкция работ Хуана де ла Сиервы, но после внесения существенных модификаций — шарнирная подвеска лопастей, лёгкий мотор М-2 в 120 л. с. и другое — был признан собственной разработкой советских инженеров. КАСКР-1 был построен из подручных материалов, фюзеляж был взят от учебного самолёта, внешне напоминал самолёт с ветряной мельницей, крылья которой создавали подъёмную силу. В феврале 1929 года при рассмотрении проекта автожира технической комиссии Центрального совета Осоавиахима впервые встретилось придуманное Николаем Камовым слово «вертолёт» («вертится» и «летает»). КАСКР-1 впервые взлетел 25 сентября 1929 года. Проводил испытательный полёт лётчик Иван Васильевич Михеев[10][2].

Позднее последовало создание усовершенствованной модели КАСКР-2 с мотором М-2 «Титан» мощностью в 235 л. с. (лошадиных сил). Демонстрация возможностей КАСКР-2 прошла 21 мая 1931 года на Центральном аэродроме в Москве. Линейку новой авиационной техники лично осматривали Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов, Вячеслав Менжинский и Пётр Баранов.

Группа Камова волновалась за КАСКР необычайно — как он поведёт себя сегодня. Аппарат стоял крайним на правом фланге, и ждать пришлось долго. Наконец Сталин подошел к КАСКРу, остановился, а Камов начал докладывать: «В общественном порядке по линии Осоавиахима мы построили первый советский вертолет своими руками из советских материалов, впервые освоили полет на несущем винте. Мы покажем сегодня его полет».

— Из книги «Конструктор вертолётов. Страницы жизни Н.И. Камова»[10]

Демонстрационный полёт проводил пилот Дмитрий Кошиц. Ротор был раскручен вручную вместе с механиком. Автожиру потребовалось 5—6 метров разбега, после чего он поднялся в воздух на высоту 300 метров и в течение 12 минут со скоростью 90 км/ч сделал три круга над аэродромом, после чего плавно приземлился. Иосиф Виссарионович Сталин похвалил Николая Ильича Камова за проявленную инициативу и разработку нового типа летательного аппарата и посчитал развитие вертолётного направления перспективным в авиастроении. Конструкцией КАСКР-2 заинтересовались авиационные инженеры, которые занимались разработкой аналогичных аппаратов. Это Александр Изаксон, Алексей Черёмухин, Иван Братухин и другие[10].

Осенью 1931 года Николай Ильич Камов приступил к разработке тяжёлого боевого автожира А-7. Работа велась в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) при поддержке начальника ВВС РККА Якова Ивановича Алксниса. Помимо разведывательной задачи, Николай Камов закладывал в назначение боевого автожира корректировку артиллерийского огня, поэтому оснастил конструкцию двумя пулемётами. Автожир А-7 имел большое крыло, двухместную кабину и серийный мотор М-22 мощностью 480 л. с. В разработке принимали участие многие конструкторы ЦАГИ, в том числе Михаил Леонтьевич Миль, ставший впоследствии заместителем Николая Ильича Камова[10].

Совершенствование модели А-7 и устранение недостатков длилась несколько лет. В апреле 1934 года на заводе опытных конструкций при ЦАГИ была закончена постройка первого А-7. В мае винтокрылый аппарат перевезли на аэродром, где приступили к наземным гонкам двигателя и небольшим пробежкам. 20 сентября 1934 года был совершён первый пробный полёт. Пилотировал А-7 лётчик Сергей Александрович Корзинщиков[11]. Демонстрация готового к задачам нового боевого автожира успешно прошла на воздушном параде в Тушино 18 августа 1935 года. Управлял автожиром лётчик Константин Попов. Он продемонстрировал маневренность машины. Позднее, в сентябре этот же пилот столь же успешно корректировал артиллерийские стрельбы[10].

А-7 и более совершенная модель с улучшенными аэродинамическими формами, усиленным ротором и хвостовым оперением А-7бис получили доверие лётчиков. Во время спасательной операции полярников дрейфующей станции Северный полюс-1 в Гренландском море в 1937—1938 годах в правительственную комиссию поступило предложение от полярного лётчика Маврикия Слепнёва об использовании автожира А-7бис для спасения людей[11].

«Прошу разрешения вылететь к месту аварии на автожире или самолёте. Обстоятельно знаю район. Пилот трёх полярных экспедиций, лётчик Слепнёв»[11].
А-7бис на сельскохозяйственных работах в горах Тянь-Шаня, начало 1941 года.

Просьбу решено было удовлетворить. За пять дней в срочном порядке А-7бис был переоборудован. Задняя кабинка была увеличена для того, чтобы можно было перевезти двух человек. Автожир с запчастями погрузили на железнодорожную платформу. Из Москвы машина была доставлена в Ораниенбаум, где её погрузили на ледокол «Ермак». К спасению полярников всё было готово. Но спасены папанинцы были силами ледокольных пароходов «Таймыр» и «Мурман»[11].

Другим примером использования автожира А-7бис является его использование в лесном и сельском хозяйстве в Средней Азии. В начале 1941 года для борьбы с яблочной молью, угрожавшей тысячам гектаров фруктовых садов в предгорьях Тянь-Шаня, Наркомлес и Аэрофлот организовали экспедицию для распыления ядохимикатов. Модификации А-7бис под предстоящую задачу включали в себя:

  • Установку на фюзеляже перед передней стойкой крыльчатки, которая вращалась за счёт поступающего при полёте встречного воздуха;
  • Установку оборудования для распыления ядохимикатов;

Во время полёта за автожиром ядохимикаты рассеивались на сады широким шлейфом. Воздушный поток от ротора направлял инсектициды строго вниз.

Экспедиция по спасению фруктовых садов в Киргизии продолжалась один месяц. Итоги успешной миссии были отмечены 19 июня 1941 года в газете «Правда»[11]:

«На днях в Москву возвратились участники авиационной химической экспедиции треста лесной промышленности Наркомлеса СССР. Экспедиция провела опыт использования советского автожира конструкции инженера Николая Камова для борьбы с вредителями плодовых деревьев в Южной Киргизии. Пилотируемый лётчиком Владимиром Карповым, А-7 круто уходил вверх и, лавируя вдоль отвесных горных склонов, быстро достигал недоступных для самолёта участков. Аппарат легко маневрировал в узких долинах, опускался в чашеобразные горные урочища, внизу разворачивался и снова поднимался. 32 полёта выполнил автожир»[11].

Автожир выполнял и непосредственно боевые задачи, для которых и был задуман. В конце 1939 года для выполнения разведывательных полётов машины А-7 и А-7бис были отправлены на советско-финляндский фронт.

Весной 1940 года Николай Ильич Камов предложил создать первый в СССР завод винтокрылых аппаратов на станции Ухтомская. Предложение было принято, и Николая Ильича назначили директором и главным конструктором завода. В середине 1940 года на заводе было запущено производство пяти автожиров А-7-За. Испытания готовых машин проводил лётчик Дмитрий Александрович Кошиц. Он же обучал пилотировать винтокрылые машины военных лётчиков[11]. Завод на станции Ухтомская вошёл в состав Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова.

Боевой автожир принял участие в военных операциях РККА в 1941 году. Помимо указанных выше характеристик, он мог поднимать небольшие бомбы[11]. В первые месяцы Великой Отечественной войны из пяти автожиров А-7-За сформировали отдельную эскадрилью — первую часть винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.

Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Лётчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полёты проводились днём и ночью.

— Из воспоминаний Н. И. Камова

В начале октября 1941 года эскадрилья автожиров перебазировалась на восток. Две машины А-7-За были переданы в 43-ю армию, две отправлены для ремонта в Москву. На пятом автожире командир эскадрильи Трофимов выполнил задание срочно доставить донесение в штаб советских войск в Гжатске. При посадке автожир получил серьёзные повреждения. Командир эскадрильи остался жив, донесение было доставлено вовремя, но в производстве автожира А-7-За была поставлена точка.

В связи с приближением немецких войск к Москве осенью 1941 года завод автожиров на Ухтомской был эвакуирован в посёлок Билимбай Свердловской области. Здесь проводился ремонт повреждённых А-7. Главный конструктор Николай Ильич Камов планировал начать разработку новой модели автожира АК (артиллерийский корректировщик), но все силы были брошены на ремонт автомобильной и авиационной техники. Н. И. Камов смог приступить к конструкторским разработкам только по окончании Великой Отечественной войны. К автожирам он больше не возвращался, полностью переключившись на создание вертолётов.

Вклад Николая Ильича Камова и его соратников в авиастроение заключается в создании первого в мире боевого автожира и первого серийного винтокрылого аппарата в СССР. И впоследствии, на основе автожиров, разработка конструкций вертолётов[11].

1950—1970-е годы

Игорь Бенсен со своим автожиром B-7M (модифицированным на основе его гироплана B-7) в Историческом музее Северной Каролины

Повторное массовое привлечение внимания к автожирам произошло благодаря Игорю Бенсену (англ. Igor Bensen). Эмигрировав в США он основал компанию «Bensen Aircraft» по производству автожиров. Особенностью его бизнеса было то, что он предлагал клиентам чертежи и комплектующие, чтобы люди могли сами собрать себе простой летательный аппарат[12].

У Игоря Васильевича уже был опыт конструирования и изобретения. До создания фирмы он запатентовал в США 36 изобретений. Он совмещал деятельность в исследовательском отделе Kaman, General Electric и работу лётчиком-испытателем ВВС и ВМС США.

После серии пробных разработок гирокоптеров (автожиров), Игорь Бенсен «вышел» на производство модели Model B-8 Gyro-Glider. Прототипом для него послужила Bensen Model B-7 Gyro-Glider. Собрать Model B-8 Gyro-Glider мог каждый, купивший инструкцию и набор комплектующих деталей. За годы работы компания Игоря Бенсена произвела более 15 000 комплектов для самостоятельной сборки. Все необходимые части будущего автожира Бенсена упаковывались в специальный рюкзак с надписью «Giro Kits». Стоил рюкзак 950 $. Необходимые для сборки чертежи и инструкции продавались отдельно. Комплект стоил 40 $. Конструкторы Бенсена были очень популярны. Этому способствовал и тот факт, что для полётов на автожирах на тот период времени специальных прав, разрешений и сертификации в США не требовалось[12][13].

Игорь Васильевич Бенсен входил в несколько специализированных авиационных сообществ. В 1962 году он основал ассоциацию народных винтокрылых аппаратов (НОА) и стал её президентом. Ассоциация наладила регулярный выпуск журнала «Popular Rotorcraft», который помогал привлекать к разработкам по малой авиации тысячи людей из разных стран[13].

Расшифровка названия WA-116/F/S
  • WWallis
  • A — автожир (Autogyro)
  • 116 — модель
  • F — двигатель Franklin 2A-120-A
  • SSpecial (специальная версия с улучшенной аэродинамикой)
Автожир Little Nellie (Wallis WA-116 Agile), который использовался в фильме о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды» (1967).

Начиная с 1960-х годов стали выходить гирокоптеры английского военного пилота и авиаконструктора Кеннета Уоллиса. 2 августа 1961 года впервые взлетел первый автожир его конструкции. Автожир WA-116 Agile прошёл цикл интенсивных испытаний авиакорпусом британской армии, впоследствии в 1962 году компания Beagle Aircraft приобрела три предсерийные модели этой конструкции для решения ряда вспомогательных военных задач[14].

Кен Уоллис совершенствовал свои модели. В период с 1961 по 1980-е годы он официально установил восемь рекордов скорости и продолжительности перелётов на автожире. Одно время он удерживал 19 из 20 рекордов, доступных для этих летательных аппаратов. 18 сентября 1986 года Кен Уоллис сумел разогнать свой автожир до скорости 193 км/ч.

Модели автожиров, которые показывали высокие результаты дистанции и скорости, отмечались Кеном Уоллисом буквами «F» и «S». «F» обозначала поршневый двухцилиндровый двигатель Franklin, за счёт которого достигалась высокая скорость. «S» означала «Special» (специальный) и маркировала модель с высокими аэродинамическими характеристиками. Базовая модель автожира с этим показателями называлась WA-116/F/S и была создана в 1962 году[14].

Автожир WA-116/F/S появился на киноэкране в 1976 году в фильме про приключения Джеймса Бонда «Живёшь только дважды», где гирокоптер под названием «Малышка Нелли» пилотировал сам агент 007[14].

На базе модели WA-116 были разработаны следующие автожиры:

  • WA-117 Venom — с двигателем Rolls-Royce Continental O-200-B мощностью 100 л. с.
  • WA-118 Meteorite — с двигателем Wallis-modified Meteor Alfa мощностью 100 л. с.
  • WA-119 — с автомобильным двигателем водяного охлаждения 990-cc Hillman Imp мощностью 40 л. с.
  • WA-120 с закрытой кабиной и мотором Rolls-Royce Continental O-240-A.
  • WA-121 — доработанный вариант для высотных исследовательских полётов, оснащенный двигателем Wallis-McCulloch.
  • WA-122 —- двухместный автожир[14].
Автожир Brock KB-2 (N2303) в музее EAA (англ. Experimental Aircraft Association), (Ошкош, Висконсин, США).

Кен Уоллис стал старейшим пилотом автожиров. В 1996 году королева Елизавета II наградила его Орденом Британской империи[14].

В конце 1960-х — начале 1970-х годов испанская компания «Aeronáutica Industrial S.A (AISA)» разработала четырёхместный гражданский автожир AISA Autogyro GN. Единственное испытание машины прошло в 1982 году, в результате которого GN разбился. Вскоре после этого проект был закрыт[15].

Последователем идеи Игоря Бенсена стал американский конструктор и предприниматель Кен Брок (англ. Ken Brock). Он продвигал идею производства автожиров в разобранном виде в виде наборов для самостоятельной сборки. Конструкции Кена Брока получили название «Серия КВ». В неё входил гироплан Brock KB-2, созданный на основе гирокоптера Bensen B-8. Кен Брок внёс в модель Игоря Бенсена ряд усовершенствований, в том числе улучшил систему управления для повышения устойчивости. Brock KB-2 установил несколько мировых рекордов по дальности полётов. В 1971 году Кен Брок пересёк Северную Америку с запада на восток от Лонг-Бич в Калифорнии до Китти-Хок в Северной Каролине (≈ 5 500 км) за 10 дней[16].

XXI век

В 2016 году Американская компания аэрокосмических исследований и разработок Carter Aviation Technologies представила разработку реактивного автожира CarterCopter. Он развивает скорость до 833 км/ч, поднимается на высоту до 15,3 тысяч метров, экономнее расходует топливо за счёт уменьшения скорости вращения несущего винта[17].

В 2020 году в СМИ появилась информация о современном воздушном такси. Немецкая компания Fraundorfer Aeronautics разработала модель Tensor 600X и провела его испытание. Во время полёта автожир набрал высоту 500 метров и разогнался до скорости 130 км/ч. Позднее им были выполнены дополнительные испытания взлёта и посадки.

По мнению разработчиков аэротакси имеет ряд преимуществ перед вертолётами, а именно снижение шума, расхода топлива и стоимости как перевозок, так и обслуживания. Tensor 600X создаётся шестиместным. Для взлёта аэротакси-автожиру требуется полоса длиной 50 метров. Тестовая модель была укомплектована бензиновым двигателем Rotax 915S. В планах разработчиков использование электрического двигателя с питанием от аккумуляторной батареи или водородной топливной ячейки.

Крейсерская скорость аэротакси-автожира составляет 200 км/ч. Дальность полёта машины составляет 600 километров. Разработчики полагают, что Tensor 600X будет востребовано для перевозки пассажиров на средние дистанции. Серийное производство планировалось начать с 2021 года.

Аналогичными разработками занимаются американские компании Mooney International и Carter Aviation Technologies. В проектах доведение скорости полёта до 280 км/ч[18].

История автожиров
Autogyro at Farnborough, 1925 (Our Generation, 1938).jpg
Buhl A-1 Autogiro - autogyro with rear push propeller engine - designer Etienne Dormoy and pilot James Johnson - 1931.jpg
Pitcairn XOP-1 autogyro taking off in June 1931.jpg
Kayaba ka-1.jpg
Koshits D.A. against the backdrop of a gyroplane A-14.png
Демонстрация автожира Cierva C.6 в Фарнборо, октябрь 1925 года Buhl A-1 — первый серийный автожир, произведённый в США в 1931 году. Он использовался для почтовых перевозок и разведывательных миссий Pitcairn XOP-1 был военным автожиром, использовавшимся ВМС США в 1930-х годах для разведки и связи. Японский разведывательный автожир Kayaba Ka-1, использовавшийся во время Второй мировой войны для артиллерийской корректировки и борьбы с подводными лодками. Д. А. Кошиц на фоне автожира А-14. 1935 год

Современное производство автожиров

Компании, занимающиеся производством автожи́ров, помимо самого изготовления, оказывают услуги по обучению, ремонту и техобслуживанию. Производители продают свою продукцию. Для тестирования машин потребителям предлагается пробный полёт. Модели подбираются, исходя из задач клиента и потенциальных сфер применения машины.

Современное производство автожиров в России
Компания Примеры моделей Общее описание технических характеристик
Tango Gyro (Ижевск)[19]
  • Tango travel
  • Tango plus
  • Двухместная закрытая кабина с возможностью трансформации в открытую.
  • Дальность полёта: 450—550 км.
  • Крейсерская скорость: до 175—185 км/ч
  • Силовая установка: Suzuki (162 л. с.), Yamaha, Rotax или Zongshen. Можно варьировать в зависимости от задач.
  • Дополнительная информация: салонный отопитель для полётов в холодную погоду.
ООО «Гирокоптер» (Москва)[20]
  • RUS-3T (Дельфин)
  • RUS-3C (red)
  • RUS-4 Tuning (blue)
  • RUS-3 N (red)
  • RUS-3 (white)
  • RUS-2
  • RUS-3 (blue)
  • RUS Инспектор (рыба)
  • Двух-, трёх- и четырёхместные закрытые кабины
  • Дальность полёта: 200—500 км
  • Крейсерская скорость: 120 км/ч
  • Силовая установка: Honda (150 л. с.), Subaru (160 л. с.), Suzuki (162 л. с.), Honda (200 л. с.), Subaru (209 л. с.),
  • Дополнительная информация: Модели производятся с 2012—2014 годов, производство некоторых моделей надо заказывать.
ООО «АвтоГиро Руссланд» (Московская область)[21]
  • ГироКлассик (GyroClassic)
  • МТО Спорт
  • Кавалон
  • Калидус 912
  • Калидус 914
  • Двухместная закрытая кабина
  • Дальность полёта: не указана
  • Крейсерская скорость: до 175—185 км/ч
  • Силовая установка: ROTAX 912 / 914
  • Дополнительная информация: дистрибьютор мирового лидера по производству гиропланов — AutoGyro (Германия).
Современное производство автожиров в странах мира
Компания Примеры моделей Общее описание технических характеристик
AutoGyro (Германия)[22]
  • Cavalon
  • Calidus
  • MTOsport
  • Мтонавтический
  • MTOagric/терминатор
  • Двухместные закрытые и открытые кабины
  • Дальность полёта: 550—600 км
  • Крейсерская скорость: 90—185 км/ч
  • Силовая установка: Rotax
  • Дополнительная информация: есть модели для взлёта с водной поверхности, для распыление пестицидов. Есть возможность выбора комплектации (колёса, поплавки, амфибийное оборудование и др).
Aviation Artur Trendak (Польша)[23]
  • Twistair 2.0
  • Taifun
  • Tercel
  • Taurus
  • T6
  • Двухместные и шестиместные закрытые кабины
  • Дальность полёта: 525—850 км
  • Крейсерская скорость: 120—175 км/ч
  • Силовая установка: Rotax
SilverLight Aviation (США)[24]
  • American Ranger 1 (AR-1) (Американский рейнджер 1)
  • Двухместные закрытые и открытые кабины
  • Дальность полёта: нет информации
  • Крейсерская скорость: 177 км/ч
  • Силовая установка: Rotax
Niki Rotor Aviation (Австрия)[25]
  • Cruiser
  • Kallithea
  • Lightning
  • Двухместные закрытые кабины
  • Дальность полёта: нет информации
  • Крейсерская скорость: нет информации
  • Силовая установка: Rotax
Shaanxi Baoji Special Vehicles Manufacturing (Китай)[26]
  • Hunting Eagle (Охотящийся орёл)
  • Двухместные и четырёхместные закрытые кабины
  • Дальность полёта: нет информации
  • Крейсерская скорость: 180 км/ч
  • Силовая установка: Rotax
  • Дополнительная информация: Hunting Eagle используется для перевозки и десантирования бойцов, патрулирования и разведки, а также для нанесения ударов и находится на вооружении Народно-освободительной армии Китая.
AviaTraining Solutions Pvt Ltd (Индия)[27] В августе 2024 года было анонсировано начало производства и продаж в партнёрстве с европейскими производителями: Aviation Artur Trendak из Польши и Carpenerie Pagotto из Италии. Для экспорта рассматривались страны региона СААРК, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
Современные модели и вид с высоты полёта
260611 - MTOsport - Flugschau Hockenheim18.jpg
Autogyro"Calidus" RA-1440G (8109209576).jpg
VKG Hangar mars 2017.jpg
PortugalLagosAltstadtFort2018-02-27-14-29-15.jpg
AutoGyro MTOsport, 01-AEK.jpg
AutoGyro MTOsport — современный лёгкий автожир, используемый для спортивных полётов и обучения пилотов. Автожир «Калидус» RA-1440G. 2012 год Собственные и гостевые гирокоптеры перед ангарами Västkustens Gyrokopterklubbs Вид с воздуха на Лагуш (Португалия), снятый с гирокоптера Спортивный автожир AutoGyro MTOsport

Конструкция и принцип работы

Внешнее строение автожира

Автожир - небольшое устройство, похожее на вертолёт, но имеющее отличия. Автожир оснащён сверху несущим винтом (ротором), состоящим из двух лопастей. Горизонтальную тягу лётному средству обеспечивает тянущий или толкающий винт в виде пропеллера сзади, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания[5][28].

Современный автожир представляет собой компактное устройство обтекаемой формы, в носовой части которого размещаются люди. Кабинки позволяют разместить от двух до четырёх человек. Американская разработка кабинки, рассчитанной на шестерых человек, распространения не получила. Все современные гирокоптеры (автожиры) оборудованы электронными датчиками, помогающими контролировать параметры полёта. Во всех автожи́рах предусмотрено место для небольшого багажа.

Перед взлётом большинству моделей требуется небольшой разгон по земле. Для создания максимальной подъёмной силы ось вращения винта отклоняется назад, лопасти (при наличии шарнирного крепления к втулке оси) переводятся на наибольший угол атаки. Разбег автожира перед взлётом и пробег после посадки не превышает нескольких десятков метров. При взлёте автожир разгоняется по полосе, ротор начинает вращаться под действием набегающего потока воздуха (режим авторотации). При наборе скорости возникает подъёмная сила, позволяющая оторваться от земли.

Крейсерская скорость полёта — около 120 км/ч и расход топлива в 13—17 литров на 100 километров пути сравним с техническими характеристиками многих современных автомобилей. Диапазон температур большой и варьируется в зависимости от моделей от минус 40°С до плюс 35°. Безопасность полёта и посадки на автожире обеспечивается тем, что по мере вхождения аппарата в более плотные слой приземного воздуха снижается скорость вращения ротора. По отзывам авиаторов, управление гиропланом проще пилотирования самолёта и тем более вертолёта[5].

Пульт управления пилота автожира Autogyro MT03, 2011 год
Автожир «Калидус». Кабина пилота. 2010 год

Основными частями автожира являются:

  • Ротор/несущий винт — основной винт сверху, отвечающий за подъём. Он прочно закреплён на оси и немного отклонён назад, что обеспечивает оптимальный аэродинамический эффект. В ряде моделей заложено раскручивание ротора с горизонтально ориентированными лопастями до высоких оборотов, что позволяет сразу взлететь вертикально;
  • Маршевый винт или Тяговой винт (пропеллер) — трёхлопастный винт, обеспечивающий движение аппарата вперёд (в отличие от несущего винта, который поднимает). Размещён позади автожира и при разгоне создаёт тягу;
  • Топливный бак — их может быть несколько и разных объёмов;
  • Механизм регулирования наклона оси несущего винта;
  • Рули направления — располагаются чаще всего позади кабины;
  • Фюзеляж/Кабина — закрытое, открытое или трансформируемое пространство для пилота и пассажира/пассажиров, рассчитанное у большинства моделей на двух человек. Пилот и пассажир могут располагаться как рядом, так и друг за другом. Если пассажиров больше одного, то они сидят во втором ряду кабинки. Сидения оборудованы ремнями безопасности;
  • Шасси автожира — три колеса: два основных по бокам и носовое спереди. Колёса оснащены гидравлическими тормозами;
  • Несущая рама из лёгких и прочных материалов;
  • Двигатель внутреннего сгорания;
  • Система управления;
  • Электрическая и осветительная системы;
  • Приборная панель[5][29].

Сферы применения автожи́ров

Автожир Magni Gyro во время заключительного этапа чемпионата Франции по воздушной акробатике 2016 года. Аэродром Дижон-Даруа (Кот-д’Ор, Бургундия — Франш-Конте, Франция).

Перечень сфер применения

Сферы применения пилотируемых автожи́ров разнообразны: от спортивных соревнований и туристических полётов до решения прикладных задач. К прикладным целевым задачам, которые можно решить с использованием сверхлёгкой лётной техники относятся:

  • Агрохимические работы в сельском хозяйстве. Например, распыление инсектицидов и обработка грунта с воздуха;
  • Мониторинг состояния объектов с воздуха. Например, контроль состояния ЛЭП и нефте- и газопроводов; контроль состояния железных дорог, мостов и автомагистралей;
  • Перевозки лёгких грузов;
  • Оказание срочной медицинской помощи и эвакуация пострадавших при чрезвычайных ситуациях из труднодоступных районов;
  • Обучение пилотов;
  • Спортивные соревнования;
  • Аэрофотосъёмка[19][20];
  • Пограничный патруль;
  • Воздушный поиск и наблюдение днём и ночью;
  • Мониторинг дорожного движения;
  • Охрана окружающей среды и водных ресурсов;
  • Поддержка морских судов;
  • Патруль Береговой охраны;
  • Поиск в оффшоре;
  • Туристические рейсы;
  • Воздушное такси (Перевозка товаров или людей из пункта А в пункт Б);
  • Мониторинг мероприятий и игра с перемещениями людей по территории;
  • Предотвращение и мониторинг лесных пожаров;
  • Контроль и предупреждение браконьерства[30].

Спортивные соревнования сверхлёгкой авиации (Россия)

Пилоты автожи́ров принимают участия в спортивных соревнованиях сверхлёгкой авиации вместе с пилотами других летательных аппаратов этой группы: дельталётом и микросамолётом. В Российской Федерации организатором таких соревнований выступает Объединённая федерация сверхлёгкой авиации России (ОФ СЛА России). Федерация организует региональные и Всероссийские соревнования, в частности — Чемпионат и Кубок России по спорту сверхлёгкой авиации. В 2025 году соревнования проходили в 35 километрах от Пскова в авиацентре Авиацентр «Серёдка» с 4 по 14 августа[31].

В задачи ОФ СЛА России включены помощь, обучение и содействие молодым спортсменам сверхлёгкой авиации. В частности, в уставе ОФ СЛА России перечислены следующие задачи:

...развитие, организация и пропаганда спорта СЛА на территории Российской Федерации; развитие спорта СЛА и авиации общего назначения; содействие разработке, производству и сертификации сверхлёгкой авиатехники...

— Устав ОФ СЛА России, раздел II Основные цели, задачи и предмет деятельности Федерации. 2019 год[32]

В 2022 году приказом Министерства спорта Российской Федерации была утверждена программа «Развитие вида спорта «спорт сверхлегкой авиации» в Российской Федерации. Спорт сверхлёгкой авиации в тексте документа определён как:

вид спорта с обязательным использованием сверхлёгкого воздушного судна в качестве спортивного снаряда, движущегося в атмосфере Земли и управляемого спортсменом или спортсменами, находящимися на борту этого воздушного судна.

— Программа «Развитие вида спорта «спорт сверхлёгкой авиации» в Российской Федерации»[33]

По классификации видов сверхлёгких воздушных судов автожир относится к моторным с жёстким крылом наряду с дельталётом, микросамолётом и мотодельтапланом. В соревнования для моторных СЛА включены следующие задачи:

  • Полёт по маршруту (навигация) на максимальную дальность, скорость или экономию (только для моторных СЛА);
  • Упражнение на точность посадки;
  • Слалом — огибание вешек в определённой последовательности;
  • Воздушная акробатика[34].

Спортивные соревнования сверхлёгкой авиации (мир)

В качестве синонима «сверхлёгкой авиации» в спортивном мире используют слово «микролайт» (сверхмалая авиация). Спортивные соревнования имеют формат национальных, континентальных и мировых чемпионатов. Организатором выступает Международная авиационная федерация (фр. Fédération Aéronautique Internationale, FAI), среди главных задач которой — раз­ви­тие спор­тив­ной авиа­ции в ми­ре[35]. Второе равноценное название — Международная Федерация Воздушных Видов Спорта. Соревнованиями на автожирах занимается Комиссия по микролайтам и парамоторам CIMA (фр. FAI (Comité International de Micro-Aviation)[34].

В Федерацию Воздушных Видов Спорта входит более 100 стран. Россия является активным членом ФАИ с 1992 года, представляя все спортивные дисциплины по безмоторному и моторному полёту[34].

Первый Чемпионат мира по микролайтам (англ. World Microlight Championships) был проведён в 1985 году во Франции[28]. Чемпионаты мира проходят по нечётным годам, а Чемпионаты континентов — по чётным годам. Место проведения соревнований меняется. В дисциплинах группы Мото-СЛА сильнейшие команды из Польши, Испании, Чехии и России[34].

Требования к пилоту автожира

Для того, чтобы стать сертифицированным пилотом автожира нужно пройти обучение и сдать экзамен. В России обучение можно пройти в лицензируемых организациях, которые имеют разрешение Министерства транспорта Российской Федерации на обучение пилотов гражданской авиации. Учебная программа рассчитана на 220 учебных часов и состоит из полутора десятков дисциплин, по каждой из которых проходят итоговые проверки. Обучение включает как теоретическую, так и практическую часть. В практическую часть входят занятия на тренажёре и учебно-тренировочные полёты. К обучению в России допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие медицинское освидетельствование. В других странах возрастной порог ниже[5].

Некоторые физические характеристики человека могут стать ограничением или барьером в пилотировании автожира или просто его использовании. К полётам не допускаются дети и подростки моложе 14 лет, люди с весом тела более 120 килограмм, беременные женщины и люди, имеющие медицинские ограничения, например повышенное артериальное давление[5].

Для совершения перелётов на автожире необходимы:

  • Свидетельство пилота сверхлёгких воздушных судов (СЛА). В России это свидетельства пилота ОФ СЛА России[36];
  • Регистрация летательного аппарата;
  • Страховка летательного аппарата;
  • Регулярное техобслуживание (ежегодно или чаще);
  • Уход и регулярная чистка двигателя, маршевого винта, системы ротора и фюзеляжа;
  • Перед вылетом обязательное ознакомление с навигацией и метеорологической сводкой по запланированному маршруту полёта. При сильном ветре и в условиях способствующих обледенению полёты запрещены;
  • Информирование диспетчерской службы[5][29].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Автожир: что это такое и как работает. Полетомания. Дата обращения: 26 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 Михеев Иван Васильевич. Испытатели. Дата обращения: 26 октября 2025.
  3. Николай Камов, автор вертолётов. Политехнический музей - Медиа (26 сентября 2023). Дата обращения: 26 октября 2025.
  4. Маслов А. Д. Автожир. Большая российская энциклопедия (25 ноября 2022). Дата обращения: 26 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Что такое автожир, как на нём летать?. Территория Полёта. Дата обращения: 28 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 The Autogiro (англ.). Rotorcraft Pioneers. Дата обращения: 27 октября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 Сиерва Хуан де ла. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 октября 2025.
  8. 8,0 8,1 Gyroplane (англ.). Gyroplane Passion. Дата обращения: 26 октября 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 PCA-1(2). Уголок неба. Дата обращения: 27 октября 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Хазанов Д. Как начиналась винтокрылая авиация в СССР: автожиры и вертолёты Николая Камова. Мнения ТАСС (14 сентября 2022). Дата обращения: 26 октября 2025.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 11,8 Камов (ЦАГИ) А-7. Уголок неба. Дата обращения: 27 октября 2025.
  12. 12,0 12,1 Benson B-8 Gyro-Glider. Уголок неба. Дата обращения: 28 октября 2025.
  13. 13,0 13,1 Савинский, Юрий Эзекейлевич. Мир вертолёта. — М.: Триумф, 2014. — С. 264—265. — 519 с. — ISBN 978-5-89392-599-9.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 WA-116 Agile. Уголок неба - Большая авиационная энциклопедия. Дата обращения: 26 октября 2025.
  15. AISA GN. Уголок неба. Дата обращения: 28 октября 2025.
  16. 1970 Brock KB-2 'Gyroplane' Autogyro (англ.). Oshkosh, Wisconsin: Experimental Aircraft Association. Дата обращения: 29 октября 2025.
  17. Американцы представили реактивный автожир CarterCopter. ООО «АвтоГиро Руссланд» (7 мая 2016). Дата обращения: 29 октября 2025.
  18. Сычёв В. Немцы испытали крылатое аэротакси-автожир. N + 1 (5 марта 2020). Дата обращения: 28 октября 2025.
  19. 19,0 19,1 Tango Gyro. Tango Gyro. Дата обращения: 27 октября 2025.
  20. 20,0 20,1 Российские автожиры ООО «Гирокоптер» - Avtogyr.ru. Российские автожиры ООО «Гирокоптер» - Avtogyr.ru. Дата обращения: 27 октября 2025.
  21. АвтоГиро Руссланд – эксклюзивный дистрибьютор гиропланов AutoGyro. АвтоГиро Руссланд | Автожиры AutoGyro. Дата обращения: 28 октября 2025.
  22. AutoGyro (англ.). AutoGyro. Дата обращения: 28 октября 2025.
  23. Aviation Artur Trendak. Aviation Artur Trendak. Дата обращения: 28 октября 2025.
  24. SilverLight Aviation (англ.). SilverLight Aviation. Дата обращения: 28 октября 2025.
  25. Lightning - NIKI Rotor Aviation (англ.). NIKI Rotor Aviation. Дата обращения: 28 октября 2025.
  26. Shaanxi Baoji Hunting Eagle: автожир специального назначения. Военное обозрение (22 августа 2022). Дата обращения: 28 октября 2025.
  27. Саксена С. Революция в индийском небе: AviaTraining по сборке и производству автожиров в Индии. Indian Defence News (14 августа 2024). Дата обращения: 28 октября 2025.
  28. 28,0 28,1 Microlights (англ.). World Air Sports Federation. Дата обращения: 28 октября 2025.
  29. 29,0 29,1 Автожир MTOsport Руководство по лётной эксплуатации. ООО «АвтоГиро Руссланд». Дата обращения: 28 октября 2025.
  30. Professional Use (англ.). AutoGyro. Дата обращения: 28 октября 2025.
  31. Чемпионат и Кубок России по спорту сверхлёгкой авиации - Псков. Авиацентр «Серёдка», ОФ СЛА России. Дата обращения: 28 октября 2025.
  32. Устав общероссийской общественной организации «Объединенная федерация сверхлёгкой авиации России». ОФ СЛА России (30 ноября 2019). Дата обращения: 28 октября 2025.
  33. Программа «Развитие вида спорта «спорт сверхлёгкой авиации» в Российской Федерации». Министерства спорта Российской Федерации (25 февраля 2022). Дата обращения: 28 октября 2025.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 Программа «Развитие вида спорта «спорт сверхлёгкой авиации» в Российской Федерации». Министерства спорта Российской Федерации (25 февраля 2022). Дата обращения: 28 октября 2025.
  35. Международная авиационная федерация. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 октября 2025.
  36. FAQ о получении свидетельства пилота ОФ СЛА России. ОФ СЛА России. Дата обращения: 28 октября 2025.

Ссылки