Аврора (крейсер)
| Аврора | |
|---|---|
| | |
| Страна |
|
| Местоположение | Петроградская набережная |
| Ближайшая станция метро | Горьковская |
| Статус | филиал Военно-морского музея |
| Аврора | |
|---|---|
| Служба | |
| Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
| Порт приписки | |
| Организация | |
| Изготовитель | Новое Адмиралтейство |
| Строительство начато | сентябрь 1896 года |
| Спущен на воду | 11 (24) мая 1900 года |
| Введён в эксплуатацию | 16 июня 1903 года |
| Выведен из состава флота | 1 декабря 2010 года |
| Статус | корабль-музей (c 1956 года) |
| Награды и почести |
|
|
Культурное наследие народов |
Кре́йсер «Авро́ра» — корабль Балтийского флота 1-го ранга с бронепалубной защитой[1]. Широко известен своим участием в Октябрьской революции 1917 года в ночь на 25 октября (7 ноября). Он стал одним из символов этого исторического события. Крейсер принимал участие в трёх войнах — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войне[2].
Крейсер «Аврора» — символ Санкт-Петербурга[2]. Он пришвартован в Санкт-Петербурге на вечной стоянке у Петроградской набережной[3]. 30 августа 1960 года был признан памятником, находящимся под государственной охраной[4]. По состоянию на 2025 год крейсер является объектом культурного наследия Российской Федерации. Крейсер «Аврора» включён в Золотую Книгу Санкт-Петербурга, где он отмечен как важный исторический памятник морской столицы России и символ Военно-Морского Флота. Этот корабль также является членом Международной ассоциации кораблей-музеев[4] и филиалом Центрального военно-морского музея[5].
История создания
Разработка проекта
Проект корабля был разработан К. К. Ратником, управляющим Балтийским судостроительным и механическим заводом. Ксаверий Ксаверьевич в марте 1895 года возглавлял группу инженеров-конструкторов, работающих над проектом[6][7]. Строителями крейсера были младший судостроитель Э. Р. Де Грофе (с июня 1896 года)[8], затем старший помощник судостроителя К. М. Токаревский и, сменивший его в декабре 1901 года, старший помощник судостроителя Н. Н. Пущин. Николай Николаевич руководил завершением большинства работ на крейсере[9].
В процессе строительства применялась сталь, произведённая на Александровском (по состоянию на 2025 год — ОСК «Пролетарский завод») и Ижорском заводах. В то время она выделялась своими механическими и химическими свойствами, считаясь одной из лучших в мире[10].
Энергетическая установка «Авроры» включала три паровые машины тройного расширения, каждая из которых развивала мощность 11 610 лошадиных сил. Эти машины были произведены на Франко-Русском заводе. Балтийский завод поставил 24 водотрубных паровых котла, системы Бельвиля, работающих на угольном топливе[11].
На корабле внедрили систему электрического освещения. Электричество также использовалось для работы водоотливных турбин, вентиляторов, котельных и машинных отделений. «Аврора» стала одним из первых кораблей, оснащённых беспроволочным телеграфом. Кроме того, на судне была установлена собственная телефонная сеть[12].
Водоизмещение корабля — 6731 тонны (в 1917 году — 7600 тонн, в настоящее время — 5760 тонн), длина — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра и осадка — 6,5 метра (в настоящее время — 5,6 метра). Его максимальная скорость составляла 20 узлов (37,2 км/ч), а дальность плавания на полном ходу достигала 1440 миль[13].
На 1903 год вооружение крейсера включало восемь 152-мм орудий, двадцать четыре 75-мм орудия, восемь 37-мм орудий, две 63,5-мм десантные пушки, три торпедных аппарата и 150 мин. В дальнейшем корабль неоднократно подвергался модернизации и перевооружению[14]. Экипаж крейсера вместе с офицерским составом насчитывал 570 человек[13].
Крейсер был предназначен для ведения разведки, уничтожения вражеских торговых судов. Кроме того, в его функцию входила защита линейных кораблей от атак миноносцев и несения дозорной службы[15].
Постройка и испытания
4 июня (23 мая) 1897 года — крейсер I ранга «Аврора» был заложен на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге[16]. 11 мая (24 мая) 1900 года крейсер был спущен на воду. 13 сентября (26 сентября) 1903 года крейсер «Аврора» под флагом командующего Отдельным отрядом контр-адмирала К. П. Никонова начал свой первый самостоятельный поход. Поход занял 4,5 суток за которые крейсер прошел 1158 миль со средней скоростью 273,8 мили в сутки. Так 18 сентября (1 октября) 1903 года были завершены последние испытания крейсера «Аврора». Общая стоимость крейсера составила примерно 6400 тысяч рублей[17]. В конце XIX века на судоверфи в Санкт-Петербурге была построена серия из трёх кораблей водоизмещением 6,6 тысяч тонн. «Паллада» и «Диана» — названия первых двух кораблей серии. Третий корабль оставался безымянным на протяжении почти года и был известен только как «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа „Диана“». В российском флоте название типа кораблей часто присваивалось по наиболее лаконичному и звучному имени одного из кораблей этого типа.
Только в 1897 году этот корабль получил своё имя «Аврора» (в древнеримской мифологии богиня утренней зари). Ещё при Петре I была установлена традиция — право давать названия крупным судам принадлежало императору. Поэтому Николаю II был представлен список возможных имён для нового крейсера: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: «Аврора»[18].
Крейсер «Аврора» — это второй корабль в истории русского флота, который получил это имя. В 1835 году на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был построен трёхмачтовый парусный фрегат «Аврора». В 1854 году он проявил себя в героической обороне Петропавловска-на-Камчатке[18].
Спуск на воду
Крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая (11 мая), по другим источникам 11 мая (28 апреля) 1900 года. Крейсер «Аврора» в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России[19]. 29 июля (16 июля) 1903 года — введён в состав Балтийского флота[16].
Боевой путь «Авроры»
Русско-японская война и послевоенное время
Осенью 1903 года крейсер «Аврора» вошёл в состав эскадры, которая направилась на Дальний Восток. Однако начало Русско-японской войны в 1904 году вынудило его вернуться в Россию из Красного моря. Судно присоединилось ко второй Тихоокеанской эскадре, которая в сентябре 1904 года отправилась на помощь осажденному японскими войсками Порт-Артуру[14].
Крейсер «Аврора» принял участие в Цусимском сражении 1905 года. Во время сражения на крейсере были ранены 83 человека, погибли — 16. В том числе смертельное ранение в самом начале боя получил командир крейсера капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев[20]. Крейсер «Аврора» был частью отряда крейсеров, которым командовал контр-адмирал Оскар Энквист. Он перешёл на борт «Авроры», так как капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, возглавлявший отряд, погиб. А заменивший командира старший помощник Аркадий Небольсин получил три ранения[21]. Однако крейсер избежал уничтожения и прорвался в Манилу на Филиппинских островах, где был интернирован американскими властями до завершения войны[14].
В 1906 году крейсер вернулся в Кронштадт и после завершения ремонтных работ был преобразован в учебное судно для Морского кадетского корпуса. В период с 1906 по 1912 годы крейсер «Аврора» совершил несколько длительных морских путешествий, в которых юнги и гардемарины посетили порты различных стран мира[14]. Так, в 1911 году боевой корабль выполнял важную дипломатическую задачу, представляя военно-морской флот своей страны на коронации короля Сиама в столице этого государства — Бангкоке[22].
Первая мировая война
Во время Первой мировой войны в составе 2-й бригады крейсеров крейсер «Аврора» активно участвовал в боевых действиях на Балтике. Крейсер «Аврора» в этот период прошёл модернизацию и перевооружение, что значительно повысило его боевые возможности. В 1915 году на корабле было установлено 14 орудий главного калибра калибра 152 мм, что на четыре больше, чем годом ранее. Крейсер выполнял функции поддержки основных сил флота, осуществлял патрулирование и защиту дозорных групп, а также прикрывал минные постановки и действия противоминных сил. Он также обеспечивал защиту военно-морских баз от воздушных угроз. Однако из-за низкой скорости его применение в операциях на больших расстояниях было ограничено.
Экипаж «Авроры» сыграл важную роль в успешных операциях легких сил Балтийского флота на Балтийском море, направленных против германских кораблей. Эти действия также способствовали поддержке операций русской 12-й армии на побережье Рижского залива в период с 1915 по 1916 годы в борьбе с сухопутными силами противника[15]. Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации[21].
Участие в революционных событиях
В 1916 году судно было направлено на ремонт в Петроград. В ходе работ кормовую и носовую пушки переместили ближе к центральной части корабля. Также был создан командный пункт для зенитной артиллерии, модернизировано радиооборудование и улучшены условия проживания для экипажа[23].
Во время Февральской революции экипаж крейсера поддержал её, в то время как попытка командира и старшего помощника подавить выступление матросов закончилась их гибелью. К Октябрьской революции на борту «Авроры» уже было достаточно сторонников большевиков, что позволило крейсеру безоговорочно встать на их сторону[21].
Залп с крейсера «Аврора» 25 октября 1917 года стал символическим сигналом для начала штурма Зимнего дворца. Кроме того, с этого корабля по радио было передано воззвание, написанное В. И. Лениным, под названием «К гражданам России!»[24][23].
«Аврора» в первые годы советской власти
К 1922 году крейсер был разоружён в Константиновском судостроительном доке. Однако уже в 1923 году его вооружение было модернизировано: вместо 152-мм пушек установили орудия калибра 130 мм. Кроме того, на борту корабля разместили зенитные установки, включавшие 76-мм пушки и пулемёты «Максим»[14].
С 1923 года «Аврора» была преобразована в учебный корабль Балтийского флота, выполняя рейсы преимущественно в водах вокруг Скандинавии. В период с 1924 по 1929 годы крейсер участвовал в зарубежных походах. К 1930 году механизмы корабля износились, что привело к значительному снижению его скорости. Из-за неудовлетворительного состояния котлов и механизмов, после очередного ремонта в 1933-1935 годах «Аврора» утратила способность к самостоятельному плаванию и стала учебной базой. В 1936 году некоторые котельные отделения были закрыты, и корабль буксировали в открытое море для практических занятий курсантов. В остальное время он служил учебным судном, но был пришвартован. В холодное время года его использовали как плавучую базу для подводных лодок[14][23].
Великая Отечественная война
С 1940 года крейсер «Аврора» стоял на якоре в Ораниенбауме, который по состоянию на 2025 год известен как город Ломоносов. В этом месте он встретил начало Великой Отечественной войны и оставался там на протяжении всей обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, были использованы для усиления обороны города на суше. В сентябре 1941 года крейсер «Аврора» получил серьёзное повреждение ниже ватерлинии и был поставлен на грунт, где оставался затопленным в течение 950 дней. Несмотря на систематические артобстрелы и бомбёжки, в результате которых к январю 1944 года корабль получил более 1500 пробоин, он продолжал сражаться[14].
В июне 1944 года корабль «Аврора» подняли со дна и в 1945 году отбуксировали в Ленинград для капитального ремонта. В процессе восстановили вооружение, которое было на борту в 1917 году[15].
Корабль-памятник
После завершения ремонтных работ в 1948 году крейсер «Аврора» был переведен на постоянное место стоянки у Петроградской набережной реки Большая Невка. До 1956 года он использовался как учебное заведение для Нахимовского военно-морского училища.
Хронология создания
- 1950 год — начало формирования музейной экспозиции,
- 5 июля 1956 года на «Авроре» — открытие филиала Центрального военно-морского музея (ЦВММ),
- 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был признан государственным памятником в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР,
- в 1961 году, после реорганизации Нахимовского военно-морского училища, крейсер «Аврора» был включен в состав Ленинградской военно-морской базы,
- 1984 по 1987 годы капитальный ремонт и реставрация крейсера «Аврора». Внешний облик корабля был восстановлен до состояния, соответствующего 1917 году.
- 16 августа 1987 года — возвращён на свое прежнее место стоянки,
- 1 декабря 2010 года — принято решение Министерства обороны и Главного штаба ВМФ РФ о расформировании экипажа корабля и его замене на квалифицированных музейных специалистов,
- август 2012 года — выведен из состава ВМФ РФ и передан под управление Центрального военно-морского музея,
- май 2013 года — восстановлен в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации,
- 2014 год — ремонт в Кронштадтском морском заводе. Корабль оснастили новыми системами пожаротушения и сигнализации, окрасили корпус и восстановили исторический интерьер внутренних помещений.
- 16 июля 2016 года — вернулся на свое привычное место у Петроградской набережной, где находится по сей день,
- 31 июля 2016 года, в День Военно-Морского флота России, — торжественное открытие обновленной экспозиции на крейсере «Аврора»,
- 3 августа 2016 года — музей стал доступен для посетителей[15].
Крейсер «Аврора» в настоящее время функционирует как плавучий объект с работающими системами и механизмами, которые обеспечивают его автономную жизнедеятельность на протяжении 20 суток. Хотя корабль стал музеем, он сохранил некоторые функции, характерные для действующего боевого судна. На борту находится военный экипаж во главе с командиром, который отвечает за эксплуатацию корабля и поддержание его технического состояния[15].
В искусстве, нумизматике
- В 1946 году, после нанесения грима, «Аврора» принял участие в съемках фильма "Крейсер «Варяг» (режиссёр Виктор Эйсымонт)[23].
- В 1973 году режиссёр Роман Качанов создал анимационный фильм «Аврора», где впервые прозвучала песня «Что тебе снится, крейсер Аврора…». Слова к этой композиции написал Михаил Матусовский, а музыку сочинил Владимир Шаинский[13].
- Изображение «Авроры» в разные годы украшало почтовые марки различных государств, а в 1967 году оно появилось на советских юбилейных монетах номиналом 10, 15 и 20 копеек[13].
- Краснознаменный крейсер «Аврора» стал центральной составляющей ордена Октябрьской революции[25].
Награды
- 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской революции.
- 2 ноября 1927 года — Постановлением ВЦИК СССР крейсер «Аврора» награждён орденом Красного Знамени[16].
Кормовой флаг
Литература
- Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. «Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне». — М.: Военное издательство МО СССР, 1957. — С. 368. — 400 с.
- Чернов Ю. М. «Судьба высокая „Авроры“». — М.: Политиздат, 1987. — С. : 352
- Чернышев А. А. Балтийский флот в битве за Ленинград 1941 г.. — М.,: Вече, 2014. — 384 с.
Примечания
- ↑ «Аврора». Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Отдых в России (Проект «Комсомольской правды»). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ Крейсер Аврора. ООО «Яндекс». Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 История создания филиала. ФГБУ «ЦВММ». Дата обращения: 15 октября 2025.
- ↑ Местонахождение объекта. Яндекс.Карты. Дата обращения: 13 июня 2024.
- ↑ Спиридонова Л.И. 125 лет со дня спуска на воду крейсера I ранга «Аврора». Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Дата обращения: 15 октября 2025.
- ↑ Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 24. — 264 с.
- ↑ Чаплыгин А. Крейсер «Аврора». — М.: Эксмо, 2017. — С. 5. — 64 с. — ISBN 978-5-04-089254-9.
- ↑ Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 53. — 264 с.
- ↑ Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 32—33. — 264 с.
- ↑ Чаплыгин А.В. Крейсер «Аврора». — М.: Эксмо, 2017. — С. 6. — 64 с. — ISBN 978-5-04-089254-9.
- ↑ Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер «Аврора». — Лениздат, 1987. — С. 46. — 163 с.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Шумаков Р. Крейсер "Аврора". Досье. Информационное агентство ТАСС (15 июля 2016). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Крейсер «Аврора». РИА Новости (3 марта 2020). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Крейсер «Аврора». РИА Новости (17 октября 2023). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Основные вехи истории. ФГБУ «ЦВММ». Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 93. — 264 с.
- ↑ 18,0 18,1 Как «Аврора» не стала «Юноной»: малоизвестные факты о легендарном крейсере. «Военное обозрение» (11 июня 2017). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ Трофимов А. Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер «Аврора». — Лениздат, 1987. — С. 97. — 163 с.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Трофимов Антон. Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере. Российское военно-историческое общество «История.РФ». Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ Сиамский поход крейсера «Аврора». «Военное обозрение» (29 июля 2016). Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 Райн А. Г. Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций. Российское военно-историческое общество «История.РФ». Дата обращения: 12 октября 2025.
- ↑ Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — М.: Политическая литература, 1974. — С. 1. — 568 с.
- ↑ К 75-летию установки «Авроры» на вечную стоянку. Газета «Советская Россия» (15 ноября 2023). Дата обращения: 12 октября 2025.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Корабли, награждённые орденом Октябрьской Революции
- Корабли, награждённые орденом Красного Знамени
- Суда по алфавиту
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России
- Музеи, основанные в 1944 году
- Музеи Санкт-Петербурга
- Октябрьская революция
- Военные корабли Балтийского флота
- Корабли Второй Тихоокеанской эскадры
- Корабли-музеи России
- Достопримечательности Санкт-Петербурга
- Бронепалубные крейсера типа «Диана»
- Петроградский район
- Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого