Аврора (крейсер)

Аврора
Крейсер «Аврора», г. Санкт-Петербург, 2012Крейсер «Аврора», г. Санкт-Петербург, 2012
Страна Флаг России Россия
Местоположение Петроградская набережная
Ближайшая станция метро Горьковская
Статус филиал Военно-морского музея
Аврора
Служба
 Российская империя РСФСРEnsign of the Cruiser Aurora (1968).svg СССРEnsign of the Cruiser Aurora (2016).svg Россия
Класс и тип судна бронепалубный крейсер
Порт приписки

Кронштадт

Организация
Российская империя РИФ
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика РККФ
Союз Советских Социалистических Республик ВМФ СССР
Россия ВМФ России
Изготовитель Новое Адмиралтейство
Строительство начато сентябрь 1896 года
Спущен на воду 11 (24) мая 1900 года
Введён в эксплуатацию 16 июня 1903 года
Выведен из состава флота 1 декабря 2010 года
Статус корабль-музей (c 1956 года)
Награды и почести Орден Октябрьской Революции — 1968 Орден Красного Знамени— 1927
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 781710972400006

Кре́йсер «Авро́ра» — корабль Балтийского флота 1-го ранга с бронепалубной защитой[1]. Широко известен своим участием в Октябрьской революции 1917 года в ночь на 25 октября (7 ноября). Он стал одним из символов этого исторического события. Крейсер принимал участие в трёх войнах — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войне[2].

Крейсер «Аврора» — символ Санкт-Петербурга[2]. Он пришвартован в Санкт-Петербурге на вечной стоянке у Петроградской набережной[3]. 30 августа 1960 года был признан памятником, находящимся под государственной охраной[4]. По состоянию на 2025 год крейсер является объектом культурного наследия Российской Федерации. Крейсер «Аврора» включён в Золотую Книгу Санкт-Петербурга, где он отмечен как важный исторический памятник морской столицы России и символ Военно-Морского Флота. Этот корабль также является членом Международной ассоциации кораблей-музеев[4] и филиалом Центрального военно-морского музея[5].

История создания

Разработка проекта

Проект корабля был разработан К. К. Ратником, управляющим Балтийским судостроительным и механическим заводом. Ксаверий Ксаверьевич в марте 1895 года возглавлял группу инженеров-конструкторов, работающих над проектом[6][7]. Строителями крейсера были младший судостроитель Э. Р. Де Грофеиюня 1896 года)[8], затем старший помощник судостроителя К. М. Токаревский и, сменивший его в декабре 1901 года, старший помощник судостроителя Н. Н. Пущин. Николай Николаевич руководил завершением большинства работ на крейсере[9].

В процессе строительства применялась сталь, произведённая на Александровском (по состоянию на 2025 год — ОСК «Пролетарский завод») и Ижорском заводах. В то время она выделялась своими механическими и химическими свойствами, считаясь одной из лучших в мире[10].

Энергетическая установка «Авроры» включала три паровые машины тройного расширения, каждая из которых развивала мощность 11 610 лошадиных сил. Эти машины были произведены на Франко-Русском заводе. Балтийский завод поставил 24 водотрубных паровых котла, системы Бельвиля, работающих на угольном топливе[11].

На корабле внедрили систему электрического освещения. Электричество также использовалось для работы водоотливных турбин, вентиляторов, котельных и машинных отделений. «Аврора» стала одним из первых кораблей, оснащённых беспроволочным телеграфом. Кроме того, на судне была установлена собственная телефонная сеть[12].

Водоизмещение корабля — 6731 тонны (в 1917 году — 7600 тонн, в настоящее время — 5760 тонн), длина — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра и осадка — 6,5 метра (в настоящее время — 5,6 метра). Его максимальная скорость составляла 20 узлов (37,2 км/ч), а дальность плавания на полном ходу достигала 1440 миль[13].

На 1903 год вооружение крейсера включало восемь 152-мм орудий, двадцать четыре 75-мм орудия, восемь 37-мм орудий, две 63,5-мм десантные пушки, три торпедных аппарата и 150 мин. В дальнейшем корабль неоднократно подвергался модернизации и перевооружению[14]. Экипаж крейсера вместе с офицерским составом насчитывал 570 человек[13].

Крейсер был предназначен для ведения разведки, уничтожения вражеских торговых судов. Кроме того, в его функцию входила защита линейных кораблей от атак миноносцев и несения дозорной службы[15].

Постройка и испытания

Бронепалубный крейсер «Аврора», 1903 год

4 июня (23 мая) 1897 года — крейсер I ранга «Аврора» был заложен на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге[16]. 11 мая (24 мая) 1900 года крейсер был спущен на воду. 13 сентября (26 сентября) 1903 года крейсер «Аврора» под флагом командующего Отдельным отрядом контр-адмирала К. П. Никонова начал свой первый самостоятельный поход. Поход занял 4,5 суток за которые крейсер прошел 1158 миль со средней скоростью 273,8 мили в сутки. Так 18 сентября (1 октября) 1903 года были завершены последние испытания крейсера «Аврора». Общая стоимость крейсера составила примерно 6400 тысяч рублей[17]. В конце XIX века на судоверфи в Санкт-Петербурге была построена серия из трёх кораблей водоизмещением 6,6 тысяч тонн. «Паллада» и «Диана» — названия первых двух кораблей серии. Третий корабль оставался безымянным на протяжении почти года и был известен только как «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа „Диана“». В российском флоте название типа кораблей часто присваивалось по наиболее лаконичному и звучному имени одного из кораблей этого типа.

Спуск на воду крейсера Аврора 11 мая 1900

Только в 1897 году этот корабль получил своё имя «Аврора» (в древнеримской мифологии богиня утренней зари). Ещё при Петре I была установлена традиция — право давать названия крупным судам принадлежало императору. Поэтому Николаю II был представлен список возможных имён для нового крейсера: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: «Аврора»[18].

Крейсер «Аврора» — это второй корабль в истории русского флота, который получил это имя. В 1835 году на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был построен трёхмачтовый парусный фрегат «Аврора». В 1854 году он проявил себя в героической обороне Петропавловска-на-Камчатке[18].

Спуск на воду

Крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая (11 мая), по другим источникам 11 мая (28 апреля) 1900 года. Крейсер «Аврора» в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России[19]. 29 июля (16 июля) 1903 года — введён в состав Балтийского флота[16].

Боевой путь «Авроры»

Русско-японская война и послевоенное время

Осенью 1903 года крейсер «Аврора» вошёл в состав эскадры, которая направилась на Дальний Восток. Однако начало Русско-японской войны в 1904 году вынудило его вернуться в Россию из Красного моря. Судно присоединилось ко второй Тихоокеанской эскадре, которая в сентябре 1904 года отправилась на помощь осажденному японскими войсками Порт-Артуру[14].

Крейсер «Аврора» принял участие в Цусимском сражении 1905 года. Во время сражения на крейсере были ранены 83 человека, погибли — 16. В том числе смертельное ранение в самом начале боя получил командир крейсера капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев[20]. Крейсер «Аврора» был частью отряда крейсеров, которым командовал контр-адмирал Оскар Энквист. Он перешёл на борт «Авроры», так как капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, возглавлявший отряд, погиб. А заменивший командира старший помощник Аркадий Небольсин получил три ранения[21]. Однако крейсер избежал уничтожения и прорвался в Манилу на Филиппинских островах, где был интернирован американскими властями до завершения войны[14].

В 1906 году крейсер вернулся в Кронштадт и после завершения ремонтных работ был преобразован в учебное судно для Морского кадетского корпуса. В период с 1906 по 1912 годы крейсер «Аврора» совершил несколько длительных морских путешествий, в которых юнги и гардемарины посетили порты различных стран мира[14]. Так, в 1911 году боевой корабль выполнял важную дипломатическую задачу, представляя военно-морской флот своей страны на коронации короля Сиама в столице этого государства — Бангкоке[22].

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны в составе 2-й бригады крейсеров крейсер «Аврора» активно участвовал в боевых действиях на Балтике. Крейсер «Аврора» в этот период прошёл модернизацию и перевооружение, что значительно повысило его боевые возможности. В 1915 году на корабле было установлено 14 орудий главного калибра калибра 152 мм, что на четыре больше, чем годом ранее. Крейсер выполнял функции поддержки основных сил флота, осуществлял патрулирование и защиту дозорных групп, а также прикрывал минные постановки и действия противоминных сил. Он также обеспечивал защиту военно-морских баз от воздушных угроз. Однако из-за низкой скорости его применение в операциях на больших расстояниях было ограничено.

Экипаж «Авроры» сыграл важную роль в успешных операциях легких сил Балтийского флота на Балтийском море, направленных против германских кораблей. Эти действия также способствовали поддержке операций русской 12-й армии на побережье Рижского залива в период с 1915 по 1916 годы в борьбе с сухопутными силами противника[15]. Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации[21].

Участие в революционных событиях

Табличка на лобовом орудии Авроры
Стела на месте выстрела Авроры

В 1916 году судно было направлено на ремонт в Петроград. В ходе работ кормовую и носовую пушки переместили ближе к центральной части корабля. Также был создан командный пункт для зенитной артиллерии, модернизировано радиооборудование и улучшены условия проживания для экипажа[23].

Во время Февральской революции экипаж крейсера поддержал её, в то время как попытка командира и старшего помощника подавить выступление матросов закончилась их гибелью. К Октябрьской революции на борту «Авроры» уже было достаточно сторонников большевиков, что позволило крейсеру безоговорочно встать на их сторону[21].

Залп с крейсера «Аврора» 25 октября 1917 года стал символическим сигналом для начала штурма Зимнего дворца. Кроме того, с этого корабля по радио было передано воззвание, написанное В. И. Лениным, под названием «К гражданам России!»[24][23].

«Аврора» в первые годы советской власти

К 1922 году крейсер был разоружён в Константиновском судостроительном доке. Однако уже в 1923 году его вооружение было модернизировано: вместо 152-мм пушек установили орудия калибра 130 мм. Кроме того, на борту корабля разместили зенитные установки, включавшие 76-мм пушки и пулемёты «Максим»[14].

С 1923 года «Аврора» была преобразована в учебный корабль Балтийского флота, выполняя рейсы преимущественно в водах вокруг Скандинавии. В период с 1924 по 1929 годы крейсер участвовал в зарубежных походах. К 1930 году механизмы корабля износились, что привело к значительному снижению его скорости. Из-за неудовлетворительного состояния котлов и механизмов, после очередного ремонта в 1933-1935 годах «Аврора» утратила способность к самостоятельному плаванию и стала учебной базой. В 1936 году некоторые котельные отделения были закрыты, и корабль буксировали в открытое море для практических занятий курсантов. В остальное время он служил учебным судном, но был пришвартован. В холодное время года его использовали как плавучую базу для подводных лодок[14][23].

Великая Отечественная война

С 1940 года крейсер «Аврора» стоял на якоре в Ораниенбауме, который по состоянию на 2025 год известен как город Ломоносов. В этом месте он встретил начало Великой Отечественной войны и оставался там на протяжении всей обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, были использованы для усиления обороны города на суше. В сентябре 1941 года крейсер «Аврора» получил серьёзное повреждение ниже ватерлинии и был поставлен на грунт, где оставался затопленным в течение 950 дней. Несмотря на систематические артобстрелы и бомбёжки, в результате которых к январю 1944 года корабль получил более 1500 пробоин, он продолжал сражаться[14].

В июне 1944 года корабль «Аврора» подняли со дна и в 1945 году отбуксировали в Ленинград для капитального ремонта. В процессе восстановили вооружение, которое было на борту в 1917 году[15].

Корабль-памятник

После завершения ремонтных работ в 1948 году крейсер «Аврора» был переведен на постоянное место стоянки у Петроградской набережной реки Большая Невка. До 1956 года он использовался как учебное заведение для Нахимовского военно-морского училища.

Памятный знак на месте вечной стоянки у Петроградской набережной

Хронология создания

Крейсер «Аврора» в настоящее время функционирует как плавучий объект с работающими системами и механизмами, которые обеспечивают его автономную жизнедеятельность на протяжении 20 суток. Хотя корабль стал музеем, он сохранил некоторые функции, характерные для действующего боевого судна. На борту находится военный экипаж во главе с командиром, который отвечает за эксплуатацию корабля и поддержание его технического состояния[15].

В искусстве, нумизматике

Награды

Кормовой флаг

Литература

  • Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. «Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне». — М.: Военное издательство МО СССР, 1957. — С. 368. — 400 с.
  • Чернов Ю. М. «Судьба высокая „Авроры“». — М.: Политиздат, 1987. — С. : 352
  • Чернышев А. А. Балтийский флот в битве за Ленинград 1941 г.. — М.,: Вече, 2014. — 384 с.

Примечания

  1. «Аврора». Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 12 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Отдых в России (Проект «Комсомольской правды»). Дата обращения: 12 октября 2025.
  3. Крейсер Аврора. ООО «Яндекс». Дата обращения: 19 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 История создания филиала. ФГБУ «ЦВММ». Дата обращения: 15 октября 2025.
  5. Местонахождение объекта. Яндекс.Карты. Дата обращения: 13 июня 2024.
  6. Спиридонова Л.И. 125 лет со дня спуска на воду крейсера I ранга «Аврора». Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Дата обращения: 15 октября 2025.
  7. Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 24. — 264 с.
  8. Чаплыгин А. Крейсер «Аврора». — М.: Эксмо, 2017. — С. 5. — 64 с. — ISBN 978-5-04-089254-9.
  9. Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 53. — 264 с.
  10. Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 32—33. — 264 с.
  11. Чаплыгин А.В. Крейсер «Аврора». — М.: Эксмо, 2017. — С. 6. — 64 с. — ISBN 978-5-04-089254-9.
  12. Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер «Аврора». — Лениздат, 1987. — С. 46. — 163 с.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Шумаков Р. Крейсер "Аврора". Досье. Информационное агентство ТАСС (15 июля 2016). Дата обращения: 12 октября 2025.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Крейсер «Аврора». РИА Новости (3 марта 2020). Дата обращения: 12 октября 2025.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Крейсер «Аврора». РИА Новости (17 октября 2023). Дата обращения: 12 октября 2025.
  16. 16,0 16,1 16,2 Основные вехи истории. ФГБУ «ЦВММ». Дата обращения: 12 октября 2025.
  17. Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». — Судостроение, 1987. — С. 93. — 264 с.
  18. 18,0 18,1 Как «Аврора» не стала «Юноной»: малоизвестные факты о легендарном крейсере. «Военное обозрение» (11 июня 2017). Дата обращения: 12 октября 2025.
  19. Трофимов А. Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере. Дата обращения: 11 июня 2024.
  20. Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер «Аврора». — Лениздат, 1987. — С. 97. — 163 с.
  21. 21,0 21,1 21,2 Трофимов Антон. Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере. Российское военно-историческое общество «История.РФ». Дата обращения: 12 октября 2025.
  22. Сиамский поход крейсера «Аврора». «Военное обозрение» (29 июля 2016). Дата обращения: 12 октября 2025.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Райн А. Г. Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций. Российское военно-историческое общество «История.РФ». Дата обращения: 12 октября 2025.
  24. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — М.: Политическая литература, 1974. — С. 1. — 568 с.
  25. К 75-летию установки «Авроры» на вечную стоянку. Газета «Советская Россия» (15 ноября 2023). Дата обращения: 12 октября 2025.