TODD

Материал из «Знание.Вики»
ТОДД
TODD
Файл:TODD (логотип).png
Жанр рок-мюзикл
Композитор Михаил Горшенёв
Алексей Горшенёв
Павел Сажинов
Валерий Аркадин
Режиссёр Владимир Золотарь
Продюсер Владислав Любый
Компания Театральное дело
Длительность 120 мин.
Страна Россия
Язык русский

«TODD» — рок-мюзикл, который исполнен в жанре ужаса и известен как зонг-опера, создан группой «Король и Шут». Основой данного произведения послужила пьеса Кристофера Бонда, основанная на городских легендах о серийном убийце по имени Суини Тодд.

Театральная премьера мюзикла состоялась в ноябре 2012 года в Московском театре киноактёра. В главной роли выступил Михаил Горшенёв, вокалист и лидер группы «Король и Шут»[1].

История

Проект мюзикла «TODD», вдохновлённый мрачной историей маньяка-парикмахера Суини Тодда, стал знаковым для группы «Король и Шут» и театрального искусства в России. Вдохновившись театром, Михаил Горшенёв, который был не только вокалистом, но и творческим вдохновителем группы, начал развивать эту идею в 2010 году[2].

Подход к созданию мюзикла был уникальным, так как он сочетал в себе элементы рок-музыки и театрального представления, а также оригинальные композиции, которые не имели аналогов, несмотря на существование известного американского мюзикла «Суини Тодд». В результате этого творческого процесса родился альбом «TODD», разбитый на два акта. Первый акт, «Праздник крови», вышел 8 декабря 2011 года, а второй акт, «На краю» — 24 мая 2012 года[3].

Театральная премьера мюзикла прошла в ноябре 2012 года в Московском театре киноактёра. Спектакль вызвал восторг у зрителей и был отмечен высоким уровнем исполнения. Это подтверждает и тот факт, что в 2013 году, на заключительных показах, спектакль собирал полные залы. По итогам сезона мюзикл вошёл в число лучших музыкальных шоу Москвы по версии «Афиши».

Смерть Михаила Горшенёва в июле 2013 года омрачила успех проекта. Однако его друзья и коллеги по группе не забыли о наследии, оставленном им, и приняли решение сохранить театральную постановку «TODD». Спектакль возобновился 13 февраля 2014 года уже с новым исполнителем главной роли — Робертом Остролуцким, что позволило продолжить историю «TODD» и сохранить память о Михаиле Горшенёве как о выдающемся артисте[4].

Мюзикл «TODD» стал не просто театральной постановкой, но и важной частью культурной памяти, показывая, как могущественная музыка и искусство могут соединять людей даже в самые трудные времена[5][6][7].

Сюжет

Первый акт

Первый акт мюзикла «Суини Тодд» погружает зрителей в атмосферу хаоса и насилия, где протестующие сталкиваются с жёстокой полицией. Эта сцена открывает мрачный мир, наполненный страданиями и социальной несправедливостью. Рассказчики наблюдают за событиями и рассказывают о безнадёжности жизни, подчёркивая испорченность общества, в котором царит безразличие[8].

На фоне этого беспорядка, где находится пирожковая Ловетт, и её дядя — мясник, известный тем, что предлагает дешёвое и, мягко говоря, некачественное мясо. Пирожковая привлекает нищих и бродяг, которые надеются хотя бы на простой приём пищи, не подозревая о том, откуда берутся ингредиенты. Песня «Пирожки от Ловетт» демонстрирует, как в этом жёстоком мире даже самые бедные находят свои способы выживания[9].

Внезапно появляется Суини Тодд, который возвращается в родной город после двадцати лет каторги. Его появление, в чёрном потрёпанном плаще, символизирует метаморфозу и внутренние страдания, с которыми он сталкивается. Напоминания о его прошлом, о том, как Судья разрушил его жизнь, и о трагедии, произошедшей с его женой Бетти, добавляют ещё большее напряжение к его возвращению. Песня «Баллада о бедном цирюльнике» служит мощным контрастом к текущим событиям, открывая глубину его отчаяния и жажды мести[8].

Суини, узнав о судьбе своей жены и утрате дочери, погружается в тёмные мысли, которые нарастают, когда он понимает, что его дом теперь принадлежит мяснику. Его желание отомстить за Бетти становится центральной ниткой, соединяющей его судьбу с судьбами других героев[8].

Сцена казни, разыгранная Судьёй на площади, подчёркивает беспощадность власти и угнетение. Суини, взбешённый и полон ярости, предпринимает попытку убить Судью, но его останавливает Ловетт. Она становится его связующим звеном между прошлым и настоящим, и её искренние чувства к нему пробуждают в Суини человечность, которую он, казалось бы, потерял[8].

Ловетт, полная надежд, что вместе с Суини они смогут создать что-то новое, начинает взывать к его лучшим сторонам. Песня «По лезвию бритвы» отражает этот внутренний конфликт Суини, между желанием мести и искушением новизны[8].

После встречи с Ловетт Суини обращается к Священнику в поисках поддержки и благословения на свою месть. Здесь мы видим тёмную сторону религии — священник, узнав Суини, становится символом слепоты и безразличия системы. Песня «Мой Бог» погружает зрителей в философские размышления о справедливости, о том, как Бог оставил людей на произвол судьбы. Священник, хоть и понимает, что происходит, выбирает хранить свои секреты, что намекает на глубокую коррумпированность и моральные дилеммы, охватывающие все слои общества[9].

Первый акт завершается ощущением напряжённости и предвкушения, когда Суини становится всё ближе к осуществлению своей мести, но и одновременно впадает всё глубже в бездну расплаты за свой выбор[9].

Второй акт

Второй акт мюзикла «Суини Тодд» разжигает напряжение, погружая зрителей в мрачные события, разворачивающиеся в пирожковой Ловетт и цирюльне Тодда. После того как Суини убивает Мясника, переходя на тёмную сторону, он оказывается в ловушке своих действий, переплетаясь в сложную сеть мести и насилия[9].

Ловетт, поддерживая Тодда, превращает пирожковую в нечто большее. Песня «Новая пирожковая» показывает, как предпринимательский дух и хитрость помогают ей найти выгоду даже в самых ужасных обстоятельствах. Люди становятся невольными жертвами, случайными ингредиентами для её «пирожков с сюрпризом», тем самым создавая ещё более жуткую атмосферу, полную абсурдной комедии[9].

Тем не менее, внутренние переживания Тодда становятся всё более мучительными. Он осознаёт, что его действия не ведут к желаемой мести, а лишь усугубляют его страдания. Его переработка боли и злости в мстительность создаёт бесконечный порочный круг[10].

Когда Тодд убивает двух франтов, думая, что вот-вот начнётся его триумф, он находит билет на бал — символ надежды на новое начало. Однако, когда он оказывается на самом балу, его ожидания разрушены: его месть оказывается направленной не по тому адресу. Он не достигает своей цели — схватить Судью, а лишь становится жертвой своего собственного заблуждения[9].

Каждое его действие становится похоронной пляской, ведя его к неизбежной развязке. Тодд и Ловетт, захваченные своими желаниями, теряют связь с человечностью — их мечты стали абсолютным кошмаром[9].

Таким образом, второй акт мюзикла завершается угнетённой атмосферой, подчёркивая последствия стремления к мести и невозможность избежать круга насилия. Тодд углубляется в свою тьму, теряя из виду то, что когда-то было важно: свою семью, свою человечность. Всё это лишь подводит к финалу, который станет ярким, шокирующим откровением о том, что каждый выбор ведёт к последствиям, которые невозможно отменить[9].

Во втором акте мюзикла «Суини Тодд» драма нарастает, обостряя эмоциональные конфликты героев. Начинается он с повторения песни «Добрые люди», которую, казалось бы, забыли, но её лирика вновь освещает действительность, показывая, как порочные законы мира становятся частью повседневной жизни[9].

Ловетт, отчаявшаяся от рутины пирожковой, выражает желание сбежать с Тоддом на маленький остров, где они могут начать новую жизнь. В песне «Маленький остров» её мечты о любви и свободе резко контрастируют с определённой безысходностью Тодда, который поглощён своей одержимостью местью. Песня «Неупокоённый» становится его манифестом, отражая его внутреннюю борьбу и фрустрацию[9].

Судья, также оказывающийся в ловушке своего положения, переживает кризис. В песне «Выход судьи» он демонстрирует, что даже обладая властью, не может найти удовлетворения в жизни, которая стала для него лишь серой рутиной. Его сожаление усиливается, когда он слышит прекрасное пение Элизы, дочери Священника, в песне «Христова невеста». Это открывает дополнительные пласты сюжета и создаёт новую динамику, когда он сталкивается с невинностью, которую она олицетворяет[9].

Священник, замечая страсть Судьи к Элизе, становится заложником своих собственных моральных установок и тёмного прошлого, извивающегося в тени. Его лекарства для борьбы с Судьёй доводят до конфликтов, в которых простая попытка защитить свою дочь оборачивается трагедией. Далее события развиваются стремительно: Судья оказывается отравленным, а слухи об этом распространяются по всему Лондону. Элиза, которая в силу своего благочестия остаётся наивной, начинает поиски отца, не понимая, какую тьму она оказывается вовлечённой[9].

Тодд, осознав, что его месть была перехвачена, гневно нападает на Священника, убивая его в порыве отчаяния. Эта сцена становится символом того, как даже человек с добрыми намерениями может заблудиться в своём стремлении к справедливости. В этом акте мы видим, как старые грехи оборачиваются против самих героев, и это ведёт к углублению мрачной атмосферы, заполняющейЛондон[9].

Завершая свой путь, Тодд приходит к Судье с намерением завершить задуманное. Песня «Небесный суд» погружает зрителей в глубокие размышления о грехе, искуплении и окончательной расплате. Во время своей последней встречи с Судьёй Тодд не раскрывает своего лица, полностью принимая маску, которую создал себе в процессе мести. Видение Судьи, которое приводит его к мукам в Аду, подчёркивает идею о том, что наши действия возвращаются к нам, оборачиваются против нас, и заставляет задуматься о цене, которую мы платим за свои решения[9].

Весь этот акт погружает в сложные внутренние конфликты героев и демонстрирует, как мстительность и обида могут затмить рассудок, ведя к жёстокой расплате и окончательной гибели[9].

Эта сцена, когда он узнаёт свою мёртворождённую Бетти, является кульминацией его горечи и безысходности. Вопрос «Почему ты жива?» становится многослойным воплощением не только его страха и гнева, но и подавленного желания вернуть то, что он потерял. Этот момент ярко подчёркивает, как месть, которая казалась ему единственным смыслом жизни, привела к полной утрате всего, что он любил[9].

Ловетт, которая с самой первой встрече была ему близка, оказывается не только знатоком его истории, но и тайной хранительницей, которая хотела защитить свои чувства, даже если это означало скрыть правду. Её ужас и последний крик «Тодд, нет!» — это крик не только о любви, но и о понимании, что их отношения были построены на обмане[9].

Когда Суини убивает Ловетт, эта сцена становится финальным ударом его человеческой сущности. Остатки его человечности исчезают, и он остаётся один, не имея никого — а это уже его самая большая месть: он потерял всё, что имел[9].

Финальная ария Тодда на краю мясорубки отражает решимость и готовность к принятию последствий. Этот момент становится не только отголоском его трагической судьбы, но и название песни «На краю» резонирует с тем, чтобы вызвать в зрителях глубокие размышления о ценности жизни и важности принятия судьбы[9].

Приходит Смерть в образе девочки в белом платье, символизируя невинность и безвременье, которое всегда будет вокруг, даже когда люди углубляются в тьму. Её обращение к зрителям о ценности жизни рождает пронзительное ощущение — не только о страхе, но и о важности радоваться каждому моменту, несмотря на тёмные аспекты человеческой природы[9].

Таким образом, последний акт «Суини Тодд» становится не только мрачной историей о мести и утрате, но и важным уроком о любви, потере и осознании ценности жизни[9].

Музыка

Акт 1

НазваниеВторое название Длительность
1. «Добрые люди» «Хор нищих и бродяг» 5:16
2. «Баллада о бедном цирюльнике» «Ария бродяги» 3:19
3. «Каторжник» «Ария Тодда» 5:00
4. «Пирожки от Ловетт» «Хор нищих» 3:22
5. «Праздник крови» «Ария судьи» 3:55
6. «По лезвию бритвы» «Дуэт Тодда и Ловетт» 3:00
7. «Мой Бог» «Ария Тодда» 3:57
8. «Машина смерти» «Дуэт Ловетт и мясника» 3:38
9. «Смертный приговор» «Дуэт Тодда и Мясника» 3:32
10. «Признание Ловетт» «Ария Ловетт» 3:40
11. «Исповедь» «Ария Тодда» 2:00
12. «Первая кровь» «Дуэт священника и Тодда» 3:51
13. «Новая пирожковая» «Хор благородной толпы» 2:12
14. «Счастье?» «Ария Тодда» 3:25
15. «Счастливый билет» «Ария Тодда и двух франтов» 3:25
16. «Смерть на балу (Часть 1)» «Ария солиста и Тодда» 4:41

Итого 1 час 03 минуты, с учётом и песен, и разговоров.

Акт 2

НазваниеВторое название Длительность
1. «Смерть на балу (Часть 2)» «Инструментальный проигрыш, судья говорит» 2:00
2. «Добрые люди (повтор)» «Ария Тодда» 5:16
3. «Маленький остров» «Ария Ловетт» 2:50
4. «Неупокоенный» «Ария Тодда» 2:46
5. «Выход судьи» «Ария судьи» 4:33
6. «Христова невеста» «Ария Элизы» 3:50
7. «Истинный крест» «Ария монашек» 3:50
8. «Яд» «Ария священника» 3:00
9. «Священник больше ничего не скажет» «Ария Тодда» 4:23
10. «Небесный суд» «Дуэт судьи и Тодда» 4:37
11. «Грехи» «Ария Бродяги и толпы» 3:50
12. «Почему ты жива?» «Ария Тодда» 3:03
13. «Смерть Ловетт» «Ария Ловетт» 1:34
14. «На краю» «Последняя ария Тодда» 4:05
15. «Последствия» «Ария девочки» 2:34
16. «Финал» «Финал» 3:53

Итого 57 минут, с учётом и песен, и разговоров.

Действующие лица и исполнители

Создатели

Фильмы о Зонг-опере TODD

  • По лезвию бритвы (2014 год).
  • TODD Первая кровь (2015 год).
  • TODD Первая кровь 2 (2016 год).
  • TODD Первая кровь 3 (2018 год).

Награды

  • Зонг-опера «Тодд» получила премию как лучший театральный проект 2013 года.

Гастроли

После выходов альбомов «TODD. Акт 1. Праздник крови» (2011 год), «TODD. Акт 2. На краю» (2012 год) и рок-мюзикла TODD (ноябрь 2012 года), группой «Король и Шут» был задуман масштабный концертный тур в поддержку альбомов и мюзикла. Но плотная работа над театральной постановкой TODD внесла свои коррективы[10]. А в июле 2013 года умер фронтмен группы Михаил Горшенёв[11], и идея тура осталась заброшенной.

К концертному туру вернулись лишь спустя 8 лет, к 10-летию выхода альбома. Реализацией тура занялась группа «Северный флот», сформированная из бывших музыкантов «Короля и Шута». Для тура создан тематический видеоряд, сопровождающий каждую композицию на мультимедийном экране. А на выступлениях звучит голос Михаила Горшенёва[10].

В туре принимает участие Алексей Горшенёв, который активно помогал брату Михаилу в работе над альбомами, он также исполнит некоторые вокальные партии за него[10].

Влияние

Брат лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва Алексей Горшенёв и его группа «Горшенёв» в 2022 году выпустили альбом «Музыкальная трагедия „Фауст“» по мотивам одноимённой трагедии Гёте.

Алексей отметил: «Я неоднократно участвовал в проектах такого рода, как: „Есенин“ — театрально-музыкальная постановка, „Тодд“— зонг-опера. И вот, наконец, решил создать что-то похожее с „нетленкой“ замечательного немецкого автора»[12].

Ссылки

Примечания

  1. Аргументы и факты. Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 9 ноября 2012 года.
  2. Зонг-опера TODD группы «Король и Шут» возвращается на сцену. РИА новости (13 декабря 2013). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  3. Суини Тодд как романтический герой в зонгзопере «TODD» панк-рок группы «Король и шут». sjes.esrae.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
  4. Шаповалова А. От панка до примерного семьянина. Жизнь и смерть лидера группы «Король и Шут». life.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
  5. «TODD» обновленный. Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 14 марта 2016 года.
  6. Голос Михаила Горшенева прозвучит в концертной версии рок-мюзикла Todd. ТАСС. Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 15 июня 2021 года.
  7. ТОДД. Театральное дело. Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 8 августа 2013 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит»: занавес приоткрывается…. theatreworld.ru (3 июня 2016). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 9,13 9,14 9,15 9,16 9,17 9,18 9,19 9,20 Суини Тодд. Жуткая история маньяка с Флит -Стрит. pikabu.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 TODD - 10 лет альбому. todd.app. Дата обращения: 28 ноября 2022. Архивировано 28 ноября 2022 года.
  11. Умер солист «Короля и шута». Lenta.ru (19 июля 2013). Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  12. Проект Горшенев: Трагедия Гёте «Фауст». planeta.ru. Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Шаблон:Суини Тодд