TODD
ТОДД | |
---|---|
TODD | |
Файл:TODD (логотип).png | |
Жанр | рок-мюзикл |
Композитор |
Михаил Горшенёв Алексей Горшенёв Павел Сажинов Валерий Аркадин |
Режиссёр | Владимир Золотарь |
Продюсер | Владислав Любый |
Компания | Театральное дело |
Длительность | 120 мин. |
Страна | Россия |
Язык | русский |
«TODD» — рок-мюзикл, который исполнен в жанре ужаса и известен как зонг-опера, создан группой «Король и Шут». Основой данного произведения послужила пьеса Кристофера Бонда, основанная на городских легендах о серийном убийце по имени Суини Тодд.
Театральная премьера мюзикла состоялась в ноябре 2012 года в Московском театре киноактёра. В главной роли выступил Михаил Горшенёв, вокалист и лидер группы «Король и Шут»[1].
История
Проект мюзикла «TODD», вдохновлённый мрачной историей маньяка-парикмахера Суини Тодда, стал знаковым для группы «Король и Шут» и театрального искусства в России. Вдохновившись театром, Михаил Горшенёв, который был не только вокалистом, но и творческим вдохновителем группы, начал развивать эту идею в 2010 году[2].
Подход к созданию мюзикла был уникальным, так как он сочетал в себе элементы рок-музыки и театрального представления, а также оригинальные композиции, которые не имели аналогов, несмотря на существование известного американского мюзикла «Суини Тодд». В результате этого творческого процесса родился альбом «TODD», разбитый на два акта. Первый акт, «Праздник крови», вышел 8 декабря 2011 года, а второй акт, «На краю» — 24 мая 2012 года[3].
Театральная премьера мюзикла прошла в ноябре 2012 года в Московском театре киноактёра. Спектакль вызвал восторг у зрителей и был отмечен высоким уровнем исполнения. Это подтверждает и тот факт, что в 2013 году, на заключительных показах, спектакль собирал полные залы. По итогам сезона мюзикл вошёл в число лучших музыкальных шоу Москвы по версии «Афиши».
Смерть Михаила Горшенёва в июле 2013 года омрачила успех проекта. Однако его друзья и коллеги по группе не забыли о наследии, оставленном им, и приняли решение сохранить театральную постановку «TODD». Спектакль возобновился 13 февраля 2014 года уже с новым исполнителем главной роли — Робертом Остролуцким, что позволило продолжить историю «TODD» и сохранить память о Михаиле Горшенёве как о выдающемся артисте[4].
Мюзикл «TODD» стал не просто театральной постановкой, но и важной частью культурной памяти, показывая, как могущественная музыка и искусство могут соединять людей даже в самые трудные времена[5][6][7].
Сюжет
Первый акт
Первый акт мюзикла «Суини Тодд» погружает зрителей в атмосферу хаоса и насилия, где протестующие сталкиваются с жёстокой полицией. Эта сцена открывает мрачный мир, наполненный страданиями и социальной несправедливостью. Рассказчики наблюдают за событиями и рассказывают о безнадёжности жизни, подчёркивая испорченность общества, в котором царит безразличие[8].
На фоне этого беспорядка, где находится пирожковая Ловетт, и её дядя — мясник, известный тем, что предлагает дешёвое и, мягко говоря, некачественное мясо. Пирожковая привлекает нищих и бродяг, которые надеются хотя бы на простой приём пищи, не подозревая о том, откуда берутся ингредиенты. Песня «Пирожки от Ловетт» демонстрирует, как в этом жёстоком мире даже самые бедные находят свои способы выживания[9].
Внезапно появляется Суини Тодд, который возвращается в родной город после двадцати лет каторги. Его появление, в чёрном потрёпанном плаще, символизирует метаморфозу и внутренние страдания, с которыми он сталкивается. Напоминания о его прошлом, о том, как Судья разрушил его жизнь, и о трагедии, произошедшей с его женой Бетти, добавляют ещё большее напряжение к его возвращению. Песня «Баллада о бедном цирюльнике» служит мощным контрастом к текущим событиям, открывая глубину его отчаяния и жажды мести[8].
Суини, узнав о судьбе своей жены и утрате дочери, погружается в тёмные мысли, которые нарастают, когда он понимает, что его дом теперь принадлежит мяснику. Его желание отомстить за Бетти становится центральной ниткой, соединяющей его судьбу с судьбами других героев[8].
Сцена казни, разыгранная Судьёй на площади, подчёркивает беспощадность власти и угнетение. Суини, взбешённый и полон ярости, предпринимает попытку убить Судью, но его останавливает Ловетт. Она становится его связующим звеном между прошлым и настоящим, и её искренние чувства к нему пробуждают в Суини человечность, которую он, казалось бы, потерял[8].
Ловетт, полная надежд, что вместе с Суини они смогут создать что-то новое, начинает взывать к его лучшим сторонам. Песня «По лезвию бритвы» отражает этот внутренний конфликт Суини, между желанием мести и искушением новизны[8].
После встречи с Ловетт Суини обращается к Священнику в поисках поддержки и благословения на свою месть. Здесь мы видим тёмную сторону религии — священник, узнав Суини, становится символом слепоты и безразличия системы. Песня «Мой Бог» погружает зрителей в философские размышления о справедливости, о том, как Бог оставил людей на произвол судьбы. Священник, хоть и понимает, что происходит, выбирает хранить свои секреты, что намекает на глубокую коррумпированность и моральные дилеммы, охватывающие все слои общества[9].
Первый акт завершается ощущением напряжённости и предвкушения, когда Суини становится всё ближе к осуществлению своей мести, но и одновременно впадает всё глубже в бездну расплаты за свой выбор[9].
Второй акт
Второй акт мюзикла «Суини Тодд» разжигает напряжение, погружая зрителей в мрачные события, разворачивающиеся в пирожковой Ловетт и цирюльне Тодда. После того как Суини убивает Мясника, переходя на тёмную сторону, он оказывается в ловушке своих действий, переплетаясь в сложную сеть мести и насилия[9].
Ловетт, поддерживая Тодда, превращает пирожковую в нечто большее. Песня «Новая пирожковая» показывает, как предпринимательский дух и хитрость помогают ей найти выгоду даже в самых ужасных обстоятельствах. Люди становятся невольными жертвами, случайными ингредиентами для её «пирожков с сюрпризом», тем самым создавая ещё более жуткую атмосферу, полную абсурдной комедии[9].
Тем не менее, внутренние переживания Тодда становятся всё более мучительными. Он осознаёт, что его действия не ведут к желаемой мести, а лишь усугубляют его страдания. Его переработка боли и злости в мстительность создаёт бесконечный порочный круг[10].
Когда Тодд убивает двух франтов, думая, что вот-вот начнётся его триумф, он находит билет на бал — символ надежды на новое начало. Однако, когда он оказывается на самом балу, его ожидания разрушены: его месть оказывается направленной не по тому адресу. Он не достигает своей цели — схватить Судью, а лишь становится жертвой своего собственного заблуждения[9].
Каждое его действие становится похоронной пляской, ведя его к неизбежной развязке. Тодд и Ловетт, захваченные своими желаниями, теряют связь с человечностью — их мечты стали абсолютным кошмаром[9].
Таким образом, второй акт мюзикла завершается угнетённой атмосферой, подчёркивая последствия стремления к мести и невозможность избежать круга насилия. Тодд углубляется в свою тьму, теряя из виду то, что когда-то было важно: свою семью, свою человечность. Всё это лишь подводит к финалу, который станет ярким, шокирующим откровением о том, что каждый выбор ведёт к последствиям, которые невозможно отменить[9].
Во втором акте мюзикла «Суини Тодд» драма нарастает, обостряя эмоциональные конфликты героев. Начинается он с повторения песни «Добрые люди», которую, казалось бы, забыли, но её лирика вновь освещает действительность, показывая, как порочные законы мира становятся частью повседневной жизни[9].
Ловетт, отчаявшаяся от рутины пирожковой, выражает желание сбежать с Тоддом на маленький остров, где они могут начать новую жизнь. В песне «Маленький остров» её мечты о любви и свободе резко контрастируют с определённой безысходностью Тодда, который поглощён своей одержимостью местью. Песня «Неупокоённый» становится его манифестом, отражая его внутреннюю борьбу и фрустрацию[9].
Судья, также оказывающийся в ловушке своего положения, переживает кризис. В песне «Выход судьи» он демонстрирует, что даже обладая властью, не может найти удовлетворения в жизни, которая стала для него лишь серой рутиной. Его сожаление усиливается, когда он слышит прекрасное пение Элизы, дочери Священника, в песне «Христова невеста». Это открывает дополнительные пласты сюжета и создаёт новую динамику, когда он сталкивается с невинностью, которую она олицетворяет[9].
Священник, замечая страсть Судьи к Элизе, становится заложником своих собственных моральных установок и тёмного прошлого, извивающегося в тени. Его лекарства для борьбы с Судьёй доводят до конфликтов, в которых простая попытка защитить свою дочь оборачивается трагедией. Далее события развиваются стремительно: Судья оказывается отравленным, а слухи об этом распространяются по всему Лондону. Элиза, которая в силу своего благочестия остаётся наивной, начинает поиски отца, не понимая, какую тьму она оказывается вовлечённой[9].
Тодд, осознав, что его месть была перехвачена, гневно нападает на Священника, убивая его в порыве отчаяния. Эта сцена становится символом того, как даже человек с добрыми намерениями может заблудиться в своём стремлении к справедливости. В этом акте мы видим, как старые грехи оборачиваются против самих героев, и это ведёт к углублению мрачной атмосферы, заполняющейЛондон[9].
Завершая свой путь, Тодд приходит к Судье с намерением завершить задуманное. Песня «Небесный суд» погружает зрителей в глубокие размышления о грехе, искуплении и окончательной расплате. Во время своей последней встречи с Судьёй Тодд не раскрывает своего лица, полностью принимая маску, которую создал себе в процессе мести. Видение Судьи, которое приводит его к мукам в Аду, подчёркивает идею о том, что наши действия возвращаются к нам, оборачиваются против нас, и заставляет задуматься о цене, которую мы платим за свои решения[9].
Весь этот акт погружает в сложные внутренние конфликты героев и демонстрирует, как мстительность и обида могут затмить рассудок, ведя к жёстокой расплате и окончательной гибели[9].
Эта сцена, когда он узнаёт свою мёртворождённую Бетти, является кульминацией его горечи и безысходности. Вопрос «Почему ты жива?» становится многослойным воплощением не только его страха и гнева, но и подавленного желания вернуть то, что он потерял. Этот момент ярко подчёркивает, как месть, которая казалась ему единственным смыслом жизни, привела к полной утрате всего, что он любил[9].
Ловетт, которая с самой первой встрече была ему близка, оказывается не только знатоком его истории, но и тайной хранительницей, которая хотела защитить свои чувства, даже если это означало скрыть правду. Её ужас и последний крик «Тодд, нет!» — это крик не только о любви, но и о понимании, что их отношения были построены на обмане[9].
Когда Суини убивает Ловетт, эта сцена становится финальным ударом его человеческой сущности. Остатки его человечности исчезают, и он остаётся один, не имея никого — а это уже его самая большая месть: он потерял всё, что имел[9].
Финальная ария Тодда на краю мясорубки отражает решимость и готовность к принятию последствий. Этот момент становится не только отголоском его трагической судьбы, но и название песни «На краю» резонирует с тем, чтобы вызвать в зрителях глубокие размышления о ценности жизни и важности принятия судьбы[9].
Приходит Смерть в образе девочки в белом платье, символизируя невинность и безвременье, которое всегда будет вокруг, даже когда люди углубляются в тьму. Её обращение к зрителям о ценности жизни рождает пронзительное ощущение — не только о страхе, но и о важности радоваться каждому моменту, несмотря на тёмные аспекты человеческой природы[9].
Таким образом, последний акт «Суини Тодд» становится не только мрачной историей о мести и утрате, но и важным уроком о любви, потере и осознании ценности жизни[9].
Музыка
Акт 1
№ | Название | Второе название | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Добрые люди» | «Хор нищих и бродяг» | 5:16 |
2. | «Баллада о бедном цирюльнике» | «Ария бродяги» | 3:19 |
3. | «Каторжник» | «Ария Тодда» | 5:00 |
4. | «Пирожки от Ловетт» | «Хор нищих» | 3:22 |
5. | «Праздник крови» | «Ария судьи» | 3:55 |
6. | «По лезвию бритвы» | «Дуэт Тодда и Ловетт» | 3:00 |
7. | «Мой Бог» | «Ария Тодда» | 3:57 |
8. | «Машина смерти» | «Дуэт Ловетт и мясника» | 3:38 |
9. | «Смертный приговор» | «Дуэт Тодда и Мясника» | 3:32 |
10. | «Признание Ловетт» | «Ария Ловетт» | 3:40 |
11. | «Исповедь» | «Ария Тодда» | 2:00 |
12. | «Первая кровь» | «Дуэт священника и Тодда» | 3:51 |
13. | «Новая пирожковая» | «Хор благородной толпы» | 2:12 |
14. | «Счастье?» | «Ария Тодда» | 3:25 |
15. | «Счастливый билет» | «Ария Тодда и двух франтов» | 3:25 |
16. | «Смерть на балу (Часть 1)» | «Ария солиста и Тодда» | 4:41 |
Итого 1 час 03 минуты, с учётом и песен, и разговоров.
Акт 2
№ | Название | Второе название | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Смерть на балу (Часть 2)» | «Инструментальный проигрыш, судья говорит» | 2:00 |
2. | «Добрые люди (повтор)» | «Ария Тодда» | 5:16 |
3. | «Маленький остров» | «Ария Ловетт» | 2:50 |
4. | «Неупокоенный» | «Ария Тодда» | 2:46 |
5. | «Выход судьи» | «Ария судьи» | 4:33 |
6. | «Христова невеста» | «Ария Элизы» | 3:50 |
7. | «Истинный крест» | «Ария монашек» | 3:50 |
8. | «Яд» | «Ария священника» | 3:00 |
9. | «Священник больше ничего не скажет» | «Ария Тодда» | 4:23 |
10. | «Небесный суд» | «Дуэт судьи и Тодда» | 4:37 |
11. | «Грехи» | «Ария Бродяги и толпы» | 3:50 |
12. | «Почему ты жива?» | «Ария Тодда» | 3:03 |
13. | «Смерть Ловетт» | «Ария Ловетт» | 1:34 |
14. | «На краю» | «Последняя ария Тодда» | 4:05 |
15. | «Последствия» | «Ария девочки» | 2:34 |
16. | «Финал» | «Финал» | 3:53 |
Итого 57 минут, с учётом и песен, и разговоров.
Действующие лица и исполнители
- Суини Тодд — Михаил «Горшок» Горшенёв (до 2013 года) / Роберт Остролуцкий (2014—2021, 2023 — н.в.) / Артур Иванов (с 2022 года) — Акт 1: 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15 (2 — говорит). Акт 2: 9, 10, 11, 12, 14, 16.
- Миссис Ловетт — Мария Фортунатова / Елена Резниченко / Юлия Коган — Акт 1: 7, 9 (2, 4 — говорит). Акт 2: 3, 13, 16.
- Судья — Вячеслав Ковалев / Евгений Козлов / Артур Иванов / Александр Емельянов — Акт 1: 6. Акт 2: 1, 5, 10, 16 (1, 7 — говорит).
- Священник — Кинчев, Константин Евгеньевич / Владимир Дыбский / Андрей Красноусов — Акт 1: 11 (10 — говорит). Акт 2: 8, 9, 16 (6 — говорит).
- Мясник — Алексей Власов / Артур Иванов — Акт 1: 8, 9, 16 (2, 3, 4 — говорит).
- Рассказчики — Ирина Епифанова (Акт 1: 2, 3, 12. Акт 2: 15, 16), Вениамин Смехов/София Кардава
- Солист — Александр «Ренегат» Леонтьев
- Элиза — Валерия Морарь / Анастасия Рысева / Александра Еремейчик. Акт 2: 6, 16 (7, 12 — говорит).
- Франты — Евгений Петиш / Олег Малышев, Александр Осинин. Акт 1: 14.
- Чёрный лебедь — Сергей Юдин / Юрий Чулков
- Девочка-смерть — Варвара Леонтьева / Ева Богомолова.
- Хор — Наталья Анисимова, Наталья Голова, Андрей Дегтярев, Евгения Короткевич, Олег Малышев, Валерия Морарь, Александр Осинин, Игорь Отвагин, Евгений Петиш, Светлана Сперанская, Андрей Фёдоров.
- Балет — Никита Авдеев, Анна Васильева, Алексей Григорьев, Алексей Дорошев, Елена Морозова, Василий Мусихин, Руслан Нафигов, Анна Пижонкова, Юлия Сикорская, Николай Трушин, Анастасия Харитонова.
- Паркур — Михаил Бельский, Александр Морозов, Сергей Сафьянов, Сергей Самородов.
- Группа «Король и Шут» — Яков Цвиркунов (гитара), Сергей «Захар» Захаров (бас-гитара; до 2013 года), Александр Куликов (бас-гитара; с 2014 года), Павел Сажинов (клавишные), Александр «Поручик» Щиголев (ударные), Александр «Ренегат» Леонтьев, Валерий Аркадин (The Matrixx, НАИВ) — гитара, аранжировки.
Создатели
- Либретто, тексты — Михаил Бартенев, Андрей Усачёв.
- Музыка — Михаил Горшенёв, Алексей Горшенёв, Павел Сажинов,
- Аранжировки — группа «Король и Шут» и Валерий Аркадин, Павел Завьялов
- Режиссёр — Владимир Золотарь.
- Хореография — Ольга Прихудайлова, Юрий Чулков.
- Музыкальный руководитель — Ольга Шайдуллина.
- Художник-постановщик — Сергей Скорнецкий.
- Художник по костюмам — Любовь Шепета.
- Декорации (стрит-арт) — P183.
- Помощники режиссёра — Ольга Макарова, Галина Игнатенкова.
- Звукорежиссёр — Павел Завьялов
Фильмы о Зонг-опере TODD
- По лезвию бритвы (2014 год).
- TODD Первая кровь (2015 год).
- TODD Первая кровь 2 (2016 год).
- TODD Первая кровь 3 (2018 год).
Награды
- Зонг-опера «Тодд» получила премию как лучший театральный проект 2013 года.
Гастроли
После выходов альбомов «TODD. Акт 1. Праздник крови» (2011 год), «TODD. Акт 2. На краю» (2012 год) и рок-мюзикла TODD (ноябрь 2012 года), группой «Король и Шут» был задуман масштабный концертный тур в поддержку альбомов и мюзикла. Но плотная работа над театральной постановкой TODD внесла свои коррективы[10]. А в июле 2013 года умер фронтмен группы Михаил Горшенёв[11], и идея тура осталась заброшенной.
К концертному туру вернулись лишь спустя 8 лет, к 10-летию выхода альбома. Реализацией тура занялась группа «Северный флот», сформированная из бывших музыкантов «Короля и Шута». Для тура создан тематический видеоряд, сопровождающий каждую композицию на мультимедийном экране. А на выступлениях звучит голос Михаила Горшенёва[10].
В туре принимает участие Алексей Горшенёв, который активно помогал брату Михаилу в работе над альбомами, он также исполнит некоторые вокальные партии за него[10].
Влияние
Брат лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва Алексей Горшенёв и его группа «Горшенёв» в 2022 году выпустили альбом «Музыкальная трагедия „Фауст“» по мотивам одноимённой трагедии Гёте.
Алексей отметил: «Я неоднократно участвовал в проектах такого рода, как: „Есенин“ — театрально-музыкальная постановка, „Тодд“— зонг-опера. И вот, наконец, решил создать что-то похожее с „нетленкой“ замечательного немецкого автора»[12].
Ссылки
Примечания
- ↑ Аргументы и факты . Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 9 ноября 2012 года.
- ↑ Зонг-опера TODD группы «Король и Шут» возвращается на сцену . РИА новости (13 декабря 2013). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Суини Тодд как романтический герой в зонгзопере «TODD» панк-рок группы «Король и шут» . sjes.esrae.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Шаповалова А. От панка до примерного семьянина. Жизнь и смерть лидера группы «Король и Шут» . life.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ «TODD» обновленный . Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 14 марта 2016 года.
- ↑ Голос Михаила Горшенева прозвучит в концертной версии рок-мюзикла Todd . ТАСС. Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 15 июня 2021 года.
- ↑ ТОДД. Театральное дело . Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 8 августа 2013 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит»: занавес приоткрывается… . theatreworld.ru (3 июня 2016). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 9,13 9,14 9,15 9,16 9,17 9,18 9,19 9,20 Суини Тодд. Жуткая история маньяка с Флит -Стрит . pikabu.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 TODD - 10 лет альбому . todd.app. Дата обращения: 28 ноября 2022. Архивировано 28 ноября 2022 года.
- ↑ Умер солист «Короля и шута» . Lenta.ru (19 июля 2013). Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ Проект Горшенев: Трагедия Гёте «Фауст» . planeta.ru. Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |