Якимов, Алексей Петрович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Петрович Якимов
Дата рождения 24 января (6 февраля1914
Место рождения село Верх-Яйва, Соликамский район, Пермская область, Российская империя
Дата смерти 10 марта 2006 (92 года)
Место смерти Жуковский, Московская область, Россия
Принадлежность  СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Годы службы 19341971
Звание полковник Полковник ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Алексе́й Петро́вич Яки́мов (24 января (6 февраля1914, село Верх-Яйва, Соликамский район, Пермская область, Российская империя — 10 марта 2006, Жуковский, Московская область, Россия) — заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960 год), лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО Москвы), совершил 11 боевых вылетов, полковник. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, пятью орденами Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин города Жуковский[1][2][3].

Биография

Родился 24 января 1914 года в селе Верх-Яйва Соликамского района Пермской области (ныне Александровского района Пермского края)[2]. В его жизни имелось много трудностей: он являля сыном кочегара химического завода, в возрасте 14 лет остался круглым сиротой. Отец Алексея погиб в 1928 году, а его мать ушла из жизни, когда мальчику было всего 11 лет. Эти ранние утраты закалили его характер и научили ценить труд, самостоятельность и порядок[3].

В 1934 году окончил три курса Уральского горного института в городе Свердловске. В Красной Армии с августа 1934 года. В 1937 году направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1937 году, после чего остался работать в ней лётчиком-инструктором. С марта 1941 года работал лётчиком-инструктором Сталинградской военной авиационной школы лётчиков[4].

8 мая 1941 года военного лётчика Алексея Якимова вызвали из Сталинграда в Москву, в управление кадров Военно-воздушных сил СССР Красной Армии (ВВС). Оттуда его направили к лётчику-испытателю Михаилу Громову, в только что образованный в подмосковном Жуковском Лётно-исследовательский институт — ЛИИ, где началась его испытательская карьера[3].

Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 года служил лётчиком во 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье, защищая небо Москвы. В этот период он совершил 11 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, что стало важным вкладом в защиту столицы. После этих операций он вернулся к испытательной деятельности в ЛИИ, где продолжил развивать свои навыки и участвовать в разработке новых авиационных технологий[4][5].

В период с марта по май 1941 года работал лётчиком-инструктором в Сталинградской военной авиационной школе. С мая 1941 года по ноябрь 1951 года занимал должность лётчика-испытателя в Лётно-исследовательском институте. Он поднял в воздух и провёл испытания второго экземпляра МиГ-3 с двигателем М-82 (25 августа 1941 года), И-222 («ЗА», 5 июля 1944 года) и И-225 («5А», 21 июля 1944 года). В его обязанностях также входила проверка МиГ-3, И-220, И-250, Ту-4. Он проводил испытания Ла-5 в 1942 году, а также ряд испытательных работ с И-153, ЛаГГ-3, МиГ-9, МиГ-15, Пе-2, Як-1, Як-3, Як-7 и Як-9.[5].

С 1951 по 1954 год работал лётчиком-испытателем в ОКБ-30, расположенном в Москве. В этот период он проводил испытания радиолокационной системы на самолёте Ил-12Д в 1953 году, а также на скоростном планере-мишени в 1952-1953 годах и десантной версии Ту-4 в 1953 году. Кроме того, он испытывал различные модификации самолёта Ли-2. Затем, с 1954 по 1971 год, продолжал свою карьеру в опытном конструкторском бюро Андрея Туполева (ОКБ), где с 1960 по 1971 год возглавлял лётную службу. В этом качестве он поднял в воздух и провёл испытания пассажирского самолёта Ту-114 15 ноября 1957 года и реактивного пассажирского самолёта Ту-104Е в 1960 году. Он также принимал участие в испытаниях воздушной дозаправки для Ту-16 в 1954—1955 годах и Ту-95 в 1961 году, а также испытывал двигатель НК-6 на Ту-95ЛЛ в 1961 году. Участвовал в испытаниях нескольких моделей, включая Ту-16, Ту-95 и Ту-134. С апреля 1971 года находился в запасе и жил в Жуковском, Московская область[5][6].

Умер 10 марта 2006 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском[7].

Награды

Почётные звания

Память

  • В городе Жуковском Московской области (ул. Маяковского, дом 5) на доме, в котором в 1958 — 2006 годах жил Алексей Якимов, установлена мемориальная доска. Доска открыта 17 ноября 2011 года[10].
  • Имя отважного лётчика-испытателя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании горного университета города Екатеринбург[11].

Примечания

  1. Якимов Алексей Петрович. Авиаторы Второй мировой. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Якимов Алексей Петрович. Героипфо.рф. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Геннадий Ашотович Амирьянц, доктор технических наук. Алексей Якимов: от Ла-5 до Ту-22. Тестпилот.ру.
  4. 4,0 4,1 Якимов Алексей Петрович. Пантеон России. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Алексей Петрович Якимов. ОВВАКУЛ - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  6. Якимов Алексей Петрович. Победа.Пермский край.ру. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  7. 7,0 7,1 Якимов Алексей Петрович. авиару.рф. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  8. Якимов Алексей Петрович 1914г.р. Подвиг народа.ру. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  9. Якимов Алексей Петрович. Городской округ Жуковский.официальный сайт. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  10. Герой Советского Союза Якимов Алексей Петрович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 15 декабря 2024.
  11. Герой Советского Союза Якимов Алексей Петрович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 15 декабря 2024.