Элиот, Томас Стернз

Томас Стернз Элиот
Портрет
Портрет
Имя при рождении англ. Eliot Thomas Stearns
Дата рождения 26 сентября 1888
Место рождения Сент-Луис, Миссури
Дата смерти 4 января 1965
Место смерти Лондон, Великобритания, (похоронен вв Ист-Кокер, Сомерсет)
Подданство Англия с 1927,США до 1927 гражданство,
Род деятельности поэт, драматург, критик
Направление модернизм
Жанр поэзия
Язык произведений английский язык
Дебют «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (1915)
Премии Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе (1948)
Награды
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Э́лиот То́мас Сте́рнз (англ. Eliot Thomas Stearns), (26 сентября 1888, Сент-Луис, Миссури, США — 4 января 1965, Лондон, Великобритания) — англо-американский поэт, драматург, литературный критик и издатель. Один из ключевых представителей модернистской поэзии XX века, оказавший огромное влияние на развитие литературы[1]. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1948)[2][3].

Ранние годы

Томас Элиот родился в состоятельной и влиятельной семье из Новой Англии, которая обосновалась в Сент-Луисе, штат Миссури, ещё до его рождения. Его дед по отцовской линии, Уильям Гринлиф Элиот, был видным унитарианским проповедником и филантропом. Отец, Генри Уэр Элиот, успешный промышленник, в молодости увлекался искусством. В 1868 году Генри женился на Шарлотте Чамп Стернс, учительнице и начинающей поэтессе, которая опубликовала несколько стихотворений в унитарианских журналах. У них было семеро детей. Томас, младший из семерых детей, с детства проявлял выдающиеся интеллектуальные способности. Друзья и близкие звали его Том[3][4].

С ранних лет Томас Элиот проявлял незаурядные способности, а в 14 лет под впечатлением от поэзии Омара Хайяма он начал сочинять собственные стихи. Получив блестящее образование в частной школе, в 1906 году Элиот поступил в Гарвардский университет, который окончил досрочно за три года вместо четырёх. Затем он год проработал там же ассистентом. Его первые поэтические опыты публиковались в студенческом журнале «Harvard Advocate», где он вскоре стал главным редактором. С 1910 по 1911 год Элиот жил в Париже, посещая лекции в Сорбонне, в том числе Анри Бергсона, что значительно повлияло на его философские взгляды. Вернувшись в Гарвард для подготовки докторской диссертации, он углублённо изучал индийскую философию и санскрит[3][4].

В 1914 году он переехал в Европу, сначала в Марбург, но с началом Первой мировой войны обосновался в Англии, где прожил большую часть жизни. Здесь он сменил несколько профессий: работал учителем, банковским клерком, а позже стал профессором литературы. Его становление как поэта проходило в тесном творческом союзе с Эзрой Паундом, который оказал ему значительную поддержку[5][3].

Раннее творчество Элиота характеризуется гротескными зарисовками буржуазного общества и трагическим изображением человека, потерянного в бездушном городском пространстве[5]. Как истинный сын и внук пуритан, он исповедовал постоянную и твёрдую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы[4].

Личная жизнь

Томас Элиот был крайне скрытен в вопросах личной жизни. В 1915 году он женился на Вивьен Хей-Вуд. Их брак оказался крайне несчастливым и осложнялся серьёзными проблемами с психическим и физическим здоровьем обоих супругов. После 1933 года они стали жить раздельно, а Вивьен была помещена в психиатрическую клинику, где и скончалась в 1947 году[3][4].

В 1957 году Элиот нашёл позднее счастье в браке со своей секретаршей Валери Флетчер, которая стала его верной спутницей до конца жизни и литературным душеприказчиком. Именно она дала согласие на использование стихов из «Популярной науки о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939) Эндрю Ллойдом Уэббером для создания знаменитого мюзикла «Кошки» (1981)[3][4].

Издательская деятельность

С 1925 года и до самой смерти Томас Стернз Элиот работал в известном лондонском издательстве Faber and Faber (до 1929 — Faber and Gwyer), быстро став его директором. Эта должность позволила ему оказывать существенное влияние на литературный процесс. Он активно поддерживал молодых поэтов-модернистов и способствовал публикации их работ[3][4].

С 1917 года он участвовал в издании литературного журнала The Egoist («Эгоист»), а с 1922 по 1939 год был редактором влиятельного международного журнала The Criterion19261927 — The New Criterion; в 1927–1928 — The Monthly Criterion), на страницах которого представлял новейшие произведения европейской мысли и литературы, стремясь к консолидации интеллектуальных сил континента[4]. C 1952 года до своей кончины Томас Элиот был президентом Лондонской библиотеки[4].

Литературная критика

Томас Стернз Элиот — критик, автор таких фундаментальных работ, как «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920), «Избранные статьи» («Selected Essays», 1932), во многом сформировал канон модернистской эстетики и стал одним из основателей школы «новой критики». Он разработал ключевые понятия для концепции модернизма[1].

Стремление модернизма объективировать сугубо субъективное и зафиксировать ускользающий опыт также отразилось в элиотовской концепции «объективного коррелята», изложенной в статье «Гамлет и его проблемы» («Hamlet and His Problems», 1919). Данное понятие, наряду с имперсональностью, служит инструментом для преодоления хаоса индивидуальных переживаний. Элиот моделирует художественную коммуникацию как процесс, протекающий в пространстве интерсубъективности, и указывает: «Единственный способ выразить эмоцию в форме искусства — это найти некий „объективный коррелят“, иными словами, набор предметов, ситуацию, цепь событий, которые будут формулой именно этой эмоции…»[1].

Ещё одним краеугольным камнем элиотовской критики является понятие «распад восприятия», которое он активно использовал, анализируя творчество поэтов-метафизиков в таких работах, как «Метафизические поэты» («The Metaphysical Poets», 1921). Согласно его диагнозу, современное ему сознание утратило целостность, поскольку телесный опыт оказался разъединён с интеллектуальным и эмоциональным началом, что неминуемо вело к деградации поэтического языка. В этой ситуации миссия модернизма видится Томасу Элиоту в том, чтобы реанимировать целостный «механизм артистического восприятия, который способен поглотить любой вид опыта», восстановив тем самым синтез мысли, эмоции и чувственного ощущения[1]. По словам Артура Лесли Мортона, «к концу жизни Элиот превратился в великого патриарха английской поэзии, в высоколобого тори и опору официальной словесности»[6].

Поэзия

Поэтическое наследие Томаса Элиота было собрано в «Собрании стихотворений» («Collected Poems», 1963). В сборник не вошла ранняя поэзия, включающая подражания французским символистам, религиозные и непристойные стихотворения: цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possums’s Book of Practical Cats», 1939; премия «Тони» за стихотворения, использованные в мюзикле, 1983, посмертно), положенный в основу мюзикла «Кошки» Эндрю Ллойд Уэббера; публиковавшиеся для узкого круга «Студенческие стихотворения Т. С. Элиота» («Undergraduate Poems of T. S. Eliot», 1949) и «Стихотворения, написанные в ранней юности» («Poems Written in Early Youth», 1950); стихотворения из записной книжки Элиота, которую он передал в 1922 году нью-йоркскому юристу и покровителю искусств Джозефу Куинну (британский литературовед, специалист по модернизму Кристофер Рикс издал их под заголовком «Инвенции мартовского зайца», «Inventions of the March Hair», 1996)[1].

Широкую известность как поэт Томас Элиот получил в 1915 году благодаря содействию Эзры Паунда. В июньском выпуске американского журнала Poetry. A Magazine of Verse увидело свет его стихотворение «Любовная песнь Дж. Алфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»). Позднее оно вошло в сборник «Пруфрок и другие наблюдения» «Prufrock and Other Observations» (1917). На русский язык было впервые переведено Андреем Яковлевичем Сергеевым в 1971 году. В работе над текстом Томас Элиот опирался на наследие символиста Жюля Лафорга, увлечение которым пронёс со студенческой поры. У французского поэта он воспринял обострённое чувство современности, ироническую интонацию и специфический тип лирического персонажа, отмеченного меланхолией и разладом с собственным физическим естеством. Становлению «Любовной песни» в качестве революционного для своего времени модернистского текста способствовали следующие художественные особенности: гибкая ритмика, где рифмованные двустишия соседствуют со строками, написанными свободным и белым стихом, а рифмы кажутся одновременно хаотичными и навязчивыми; фрагментарная композиция, побуждающая к нелинейному прочтению и заставляющая читателя заново выстраивать смысловые связи; наконец, принципиальная неопределённость поэтической ситуации, оставляющая открытым вопрос — совершает ли герой реальную прогулку в сумерках, обращаясь к читателю, возлюбленной или самому себе, или же все действие представляет собой метафору погружения в «ад» внутреннего мира, на что указывает эпиграф из Данте[7].

Воссоздание меланхолического состояния человека Нового времени достигается в тексте за счёт обильного цитирования и реминисценций из Библии, произведений Данте, Уильяма Шекспира, Эндрю Марвелла. Неспособность к решительному действию, усугубляемая мыслями о смерти, проводит параллель между Пруфроком и шекспировским Гамлетом. При этом главный герой снижает трагический пафос вечного вопроса, переводя его в бытовой, комический регистр и превращая «Быть или не быть?» в робкое «Разве я посмею?» (нанести визит, съесть персик). Таким образом, ирония предоставляет герою иллюзорную возможность преодоления собственных ограничений[7].

Сюжетная канва стихотворения выстраивается вокруг намерения Пруфрока совершить признание некоей даме, однако телесное начало, ассоциирующееся с женским, повергает его в трепет, обнажая его собственную неконтролируемую физиологию. Агония существования, выраженная через меланхолию, иронию и конфликт с телесностью, интерпретируется в произведении как фундаментальная характеристика бытия современного индивида. Среди других поэтических сочинений: лирический сборник «Стихотворения» («Poems», 1919; в издании 1920 — «Ara Vos Prec»), лирические циклы «Стихотворения для брошюры „Стихи Ариэля“» («Ariel Poems», 1927–1954), «Упражнения для пяти пальцев» («Five-Finger Exercises», 1933), «Пейзажи» («Landscapes», 1934–1936)[1].

Вершиной творчества Томаса Элиота признана поэма «Бесплодная земля» (1922) — масштабное полифоническое полотно, запечатлевшее духовный вакуум Европы послевоенной эпохи. К числу других ключевых работ принадлежат «Полые люди» (1925) и «Четыре квартета» (1943), где философские и религиозные искания поэта обрели наиболее глубокое и завершённое воплощение. Особую популярность завоевал юмористический сборник «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), послуживший основой для знаменитого мюзикла «Кошки»[7].

Поэтическая драма

С 1930-х годов Элиот активно работал в жанре поэтической драмы, стремясь возродить её для современной аудитории. В своих теоретических работах он доказывал, что поэзия и драматургия достигают вершины в синтезе. Разрабатывал теорию жанра в статьях «„Риторика“ и поэтическая драма» («„Rhetoric“ and Poetic Drama», 1919), «Возможность поэтической драмы» («The Possibility of a Poetic Drama», 1921), «Четыре драматурга-елизаветинца» («Four Elizabethan Dramatists», 1924), «Диалог о драматической поэзии» («A Dialogue on Dramatic Poetry», 1928). По Элиоту, в поэтической драме драматургия (как основа театрального действа) и поэзия (как максимально точное словесное выражение) достигают своей вершины. Этот тип драмы обращается к тем явлением и эмоциям, которые можно выразить только средствами поэтического языка в «моменты его наибольшей интенсивности», когда в нём напряжённо соединяются возможности драматического и музыкального (суггестивного, гипнотического) воздействия. Другой причиной интереса к поэтической драме было желание расширить аудиторию и получить немедленный отклик: шекспировская драма, по Элиоту, «была обращена к публике, которая жаждала грубого развлечения, но могла вынести и изрядную дозу поэзии». Элиот ориентировался на Шекспира и драматургов начала XVII века как на сценичный образец драматической поэзии[1].

Наиболее знаменитой его пьесой стало «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935; русский перевод 1994), посвящённое мученичеству архиепископа Томаса Бекета. Одноимённая опера Ильдебрандо Пиццетти поставлена в 1958 году в «Ла Скала». В этой пьесе Элиот мастерски сочетал элементы древнегреческой трагедии (хор) с англиканской литургикой, что придало действию вневременной, ритуальный характер[7].

Среди других его драматических произведений — «Фрагменты Аристофановой мелодрамы» «Суини-агонист» («Sweeney Agoniste», 1926–1927), «Камень» («The Rock», 1934), «Семейный праздник» («The Family Reunion», 1939), «Вечеринка с коктейлями» («The Cocktail Party», 1949; премия «Тони» за лучшую пьесу, 1983), «Доверенное лицо» («The Confidential Clerk», 1953), «Государственный деятель» («The Elder Statesman», 1958), в которых он исследует духовные и моральные проблемы современного общества в форме «комедии нравов»[1].

Награды

Наследие

С 1920-х годов и на протяжении десятилетий влияние Томаса Элиота на поэзию и критику в англоязычном мире было доминирующим. Однако после его смерти наследие поэта стало предметом тщательного переосмысления и критики. Особое внимание уделялось его консервативным и элитарным культурным взглядам, а также наличию антисемитских образов в некоторых ранних стихотворениях, что стало причиной сложных дискуссий вокруг его фигуры[3][4].

Несмотря на это, Томас Стернз Элиот остаётся одной из самых значительных фигур литературы XX века. Строки вроде «Апрель — жесточайший месяц» из «Бесплодной земли» и «Так кончается мир, Не взрывом, но всхлипом» из «Полых людей» стали частьми мировой культуры. Его творчество, сочетающее формальное новаторство, философскую глубину и острое чувство современности, продолжает привлекать внимание читателей и исследователей[3][4].

Томас Стернз Элиот скончался 4 января 1965 года в Лондоне, в возрасте 76 лет, урна с прахом была захоронена в церкви Святого Михаила и Всех Ангелов в деревне Ист-Кокер в Сомерсете. Название деревни увековечено в его поэме «Четыре квартета»[10].

Публикации на русском языке

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Половинкина О. И. Элиот Томас Стернз. Большая российская энциклопедия (4 октября 2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
  2. Nobel Prize in Literature 1948 (англ.). Nobel Prize Outreach. Дата обращения: 28 сентября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Moody A.D. Eliot, T. S. (Thomas Stearns), 1888-1965 -- Criticism and interpretation (англ.). — Cambridge [Eng.] ; New York: Cambridge University Press, 1994. — 288 p.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Gordon L. Eliot, T. S. (Thomas Stearns), 1888-1965, Poets, American -- 20th century -- Biography, Critics -- Great Britain -- Biograph (англ.). — N. Y.: Norton, 1999. — 758 p.
  5. 5,0 5,1 Гал А. Томас Стернз Элиот —11-ый Нобелевский лауреат. Издательский Дом «Кристалл» (2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
  6. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: учеб. для студ. пед. ин-тов. — Москва: Высшая школа, 1985. — С. 321.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Eliot T.S. Selected Essays (англ.). — L: Faber and Faber, 1932. — 463 p.
  8. Thomas Stearns Eliot Dichter (англ.). orden-pourlemerite. Дата обращения: 20 октября 2025.
  9. Ackroyd P. T.S. Eliot: A Life (англ.). — N. Y.: Simon & Schuster, 1984. — 440 p.
  10. Великанова Ю. Поэзия «должна быть сложной». День рождения Томаса Стернза Элиота. Pechorin.net (28 сентября 2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
  11. Убийство в соборе (1951) — актёры и создатели. Film.ru. Дата обращения: 20 октября 2025.