Элиот, Томас Стернз
| Томас Стернз Элиот | ||||||
|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Портрет | ||||||
| Имя при рождении | англ. Eliot Thomas Stearns | |||||
| Дата рождения | 26 сентября 1888 | |||||
| Место рождения | Сент-Луис, Миссури | |||||
| Дата смерти | 4 января 1965 | |||||
| Место смерти | Лондон, Великобритания, (похоронен вв Ист-Кокер, Сомерсет) | |||||
| Подданство | Англия с 1927,США до 1927 гражданство, | |||||
| Род деятельности | поэт, драматург, критик | |||||
| Направление | модернизм | |||||
| Жанр | поэзия | |||||
| Язык произведений | английский язык | |||||
| Дебют | «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (1915) | |||||
| Премии |
|
|||||
| Награды |
|
|||||
| Автограф |
|
|||||
Э́лиот То́мас Сте́рнз (англ. Eliot Thomas Stearns), (26 сентября 1888, Сент-Луис, Миссури, США — 4 января 1965, Лондон, Великобритания) — англо-американский поэт, драматург, литературный критик и издатель. Один из ключевых представителей модернистской поэзии XX века, оказавший огромное влияние на развитие литературы[1]. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1948)[2][3].
Ранние годы
Томас Элиот родился в состоятельной и влиятельной семье из Новой Англии, которая обосновалась в Сент-Луисе, штат Миссури, ещё до его рождения. Его дед по отцовской линии, Уильям Гринлиф Элиот, был видным унитарианским проповедником и филантропом. Отец, Генри Уэр Элиот, успешный промышленник, в молодости увлекался искусством. В 1868 году Генри женился на Шарлотте Чамп Стернс, учительнице и начинающей поэтессе, которая опубликовала несколько стихотворений в унитарианских журналах. У них было семеро детей. Томас, младший из семерых детей, с детства проявлял выдающиеся интеллектуальные способности. Друзья и близкие звали его Том[3][4].
С ранних лет Томас Элиот проявлял незаурядные способности, а в 14 лет под впечатлением от поэзии Омара Хайяма он начал сочинять собственные стихи. Получив блестящее образование в частной школе, в 1906 году Элиот поступил в Гарвардский университет, который окончил досрочно за три года вместо четырёх. Затем он год проработал там же ассистентом. Его первые поэтические опыты публиковались в студенческом журнале «Harvard Advocate», где он вскоре стал главным редактором. С 1910 по 1911 год Элиот жил в Париже, посещая лекции в Сорбонне, в том числе Анри Бергсона, что значительно повлияло на его философские взгляды. Вернувшись в Гарвард для подготовки докторской диссертации, он углублённо изучал индийскую философию и санскрит[3][4].
В 1914 году он переехал в Европу, сначала в Марбург, но с началом Первой мировой войны обосновался в Англии, где прожил большую часть жизни. Здесь он сменил несколько профессий: работал учителем, банковским клерком, а позже стал профессором литературы. Его становление как поэта проходило в тесном творческом союзе с Эзрой Паундом, который оказал ему значительную поддержку[5][3].
Раннее творчество Элиота характеризуется гротескными зарисовками буржуазного общества и трагическим изображением человека, потерянного в бездушном городском пространстве[5]. Как истинный сын и внук пуритан, он исповедовал постоянную и твёрдую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы[4].
Личная жизнь
Томас Элиот был крайне скрытен в вопросах личной жизни. В 1915 году он женился на Вивьен Хей-Вуд. Их брак оказался крайне несчастливым и осложнялся серьёзными проблемами с психическим и физическим здоровьем обоих супругов. После 1933 года они стали жить раздельно, а Вивьен была помещена в психиатрическую клинику, где и скончалась в 1947 году[3][4].
В 1957 году Элиот нашёл позднее счастье в браке со своей секретаршей Валери Флетчер, которая стала его верной спутницей до конца жизни и литературным душеприказчиком. Именно она дала согласие на использование стихов из «Популярной науки о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939) Эндрю Ллойдом Уэббером для создания знаменитого мюзикла «Кошки» (1981)[3][4].
Издательская деятельность
С 1925 года и до самой смерти Томас Стернз Элиот работал в известном лондонском издательстве Faber and Faber (до 1929 — Faber and Gwyer), быстро став его директором. Эта должность позволила ему оказывать существенное влияние на литературный процесс. Он активно поддерживал молодых поэтов-модернистов и способствовал публикации их работ[3][4].
С 1917 года он участвовал в издании литературного журнала The Egoist («Эгоист»), а с 1922 по 1939 год был редактором влиятельного международного журнала The Criterion (в 1926–1927 — The New Criterion; в 1927–1928 — The Monthly Criterion), на страницах которого представлял новейшие произведения европейской мысли и литературы, стремясь к консолидации интеллектуальных сил континента[4]. C 1952 года до своей кончины Томас Элиот был президентом Лондонской библиотеки[4].
Литературная критика
Томас Стернз Элиот — критик, автор таких фундаментальных работ, как «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920), «Избранные статьи» («Selected Essays», 1932), во многом сформировал канон модернистской эстетики и стал одним из основателей школы «новой критики». Он разработал ключевые понятия для концепции модернизма[1].
Стремление модернизма объективировать сугубо субъективное и зафиксировать ускользающий опыт также отразилось в элиотовской концепции «объективного коррелята», изложенной в статье «Гамлет и его проблемы» («Hamlet and His Problems», 1919). Данное понятие, наряду с имперсональностью, служит инструментом для преодоления хаоса индивидуальных переживаний. Элиот моделирует художественную коммуникацию как процесс, протекающий в пространстве интерсубъективности, и указывает: «Единственный способ выразить эмоцию в форме искусства — это найти некий „объективный коррелят“, иными словами, набор предметов, ситуацию, цепь событий, которые будут формулой именно этой эмоции…»[1].
Ещё одним краеугольным камнем элиотовской критики является понятие «распад восприятия», которое он активно использовал, анализируя творчество поэтов-метафизиков в таких работах, как «Метафизические поэты» («The Metaphysical Poets», 1921). Согласно его диагнозу, современное ему сознание утратило целостность, поскольку телесный опыт оказался разъединён с интеллектуальным и эмоциональным началом, что неминуемо вело к деградации поэтического языка. В этой ситуации миссия модернизма видится Томасу Элиоту в том, чтобы реанимировать целостный «механизм артистического восприятия, который способен поглотить любой вид опыта», восстановив тем самым синтез мысли, эмоции и чувственного ощущения[1]. По словам Артура Лесли Мортона, «к концу жизни Элиот превратился в великого патриарха английской поэзии, в высоколобого тори и опору официальной словесности»[6].
Поэзия
Поэтическое наследие Томаса Элиота было собрано в «Собрании стихотворений» («Collected Poems», 1963). В сборник не вошла ранняя поэзия, включающая подражания французским символистам, религиозные и непристойные стихотворения: цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possums’s Book of Practical Cats», 1939; премия «Тони» за стихотворения, использованные в мюзикле, 1983, посмертно), положенный в основу мюзикла «Кошки» Эндрю Ллойд Уэббера; публиковавшиеся для узкого круга «Студенческие стихотворения Т. С. Элиота» («Undergraduate Poems of T. S. Eliot», 1949) и «Стихотворения, написанные в ранней юности» («Poems Written in Early Youth», 1950); стихотворения из записной книжки Элиота, которую он передал в 1922 году нью-йоркскому юристу и покровителю искусств Джозефу Куинну (британский литературовед, специалист по модернизму Кристофер Рикс издал их под заголовком «Инвенции мартовского зайца», «Inventions of the March Hair», 1996)[1].
Широкую известность как поэт Томас Элиот получил в 1915 году благодаря содействию Эзры Паунда. В июньском выпуске американского журнала Poetry. A Magazine of Verse увидело свет его стихотворение «Любовная песнь Дж. Алфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»). Позднее оно вошло в сборник «Пруфрок и другие наблюдения» «Prufrock and Other Observations» (1917). На русский язык было впервые переведено Андреем Яковлевичем Сергеевым в 1971 году. В работе над текстом Томас Элиот опирался на наследие символиста Жюля Лафорга, увлечение которым пронёс со студенческой поры. У французского поэта он воспринял обострённое чувство современности, ироническую интонацию и специфический тип лирического персонажа, отмеченного меланхолией и разладом с собственным физическим естеством. Становлению «Любовной песни» в качестве революционного для своего времени модернистского текста способствовали следующие художественные особенности: гибкая ритмика, где рифмованные двустишия соседствуют со строками, написанными свободным и белым стихом, а рифмы кажутся одновременно хаотичными и навязчивыми; фрагментарная композиция, побуждающая к нелинейному прочтению и заставляющая читателя заново выстраивать смысловые связи; наконец, принципиальная неопределённость поэтической ситуации, оставляющая открытым вопрос — совершает ли герой реальную прогулку в сумерках, обращаясь к читателю, возлюбленной или самому себе, или же все действие представляет собой метафору погружения в «ад» внутреннего мира, на что указывает эпиграф из Данте[7].
Воссоздание меланхолического состояния человека Нового времени достигается в тексте за счёт обильного цитирования и реминисценций из Библии, произведений Данте, Уильяма Шекспира, Эндрю Марвелла. Неспособность к решительному действию, усугубляемая мыслями о смерти, проводит параллель между Пруфроком и шекспировским Гамлетом. При этом главный герой снижает трагический пафос вечного вопроса, переводя его в бытовой, комический регистр и превращая «Быть или не быть?» в робкое «Разве я посмею?» (нанести визит, съесть персик). Таким образом, ирония предоставляет герою иллюзорную возможность преодоления собственных ограничений[7].
Сюжетная канва стихотворения выстраивается вокруг намерения Пруфрока совершить признание некоей даме, однако телесное начало, ассоциирующееся с женским, повергает его в трепет, обнажая его собственную неконтролируемую физиологию. Агония существования, выраженная через меланхолию, иронию и конфликт с телесностью, интерпретируется в произведении как фундаментальная характеристика бытия современного индивида. Среди других поэтических сочинений: лирический сборник «Стихотворения» («Poems», 1919; в издании 1920 — «Ara Vos Prec»), лирические циклы «Стихотворения для брошюры „Стихи Ариэля“» («Ariel Poems», 1927–1954), «Упражнения для пяти пальцев» («Five-Finger Exercises», 1933), «Пейзажи» («Landscapes», 1934–1936)[1].
Вершиной творчества Томаса Элиота признана поэма «Бесплодная земля» (1922) — масштабное полифоническое полотно, запечатлевшее духовный вакуум Европы послевоенной эпохи. К числу других ключевых работ принадлежат «Полые люди» (1925) и «Четыре квартета» (1943), где философские и религиозные искания поэта обрели наиболее глубокое и завершённое воплощение. Особую популярность завоевал юмористический сборник «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), послуживший основой для знаменитого мюзикла «Кошки»[7].
Поэтическая драма
С 1930-х годов Элиот активно работал в жанре поэтической драмы, стремясь возродить её для современной аудитории. В своих теоретических работах он доказывал, что поэзия и драматургия достигают вершины в синтезе. Разрабатывал теорию жанра в статьях «„Риторика“ и поэтическая драма» («„Rhetoric“ and Poetic Drama», 1919), «Возможность поэтической драмы» («The Possibility of a Poetic Drama», 1921), «Четыре драматурга-елизаветинца» («Four Elizabethan Dramatists», 1924), «Диалог о драматической поэзии» («A Dialogue on Dramatic Poetry», 1928). По Элиоту, в поэтической драме драматургия (как основа театрального действа) и поэзия (как максимально точное словесное выражение) достигают своей вершины. Этот тип драмы обращается к тем явлением и эмоциям, которые можно выразить только средствами поэтического языка в «моменты его наибольшей интенсивности», когда в нём напряжённо соединяются возможности драматического и музыкального (суггестивного, гипнотического) воздействия. Другой причиной интереса к поэтической драме было желание расширить аудиторию и получить немедленный отклик: шекспировская драма, по Элиоту, «была обращена к публике, которая жаждала грубого развлечения, но могла вынести и изрядную дозу поэзии». Элиот ориентировался на Шекспира и драматургов начала XVII века как на сценичный образец драматической поэзии[1].
Наиболее знаменитой его пьесой стало «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935; русский перевод 1994), посвящённое мученичеству архиепископа Томаса Бекета. Одноимённая опера Ильдебрандо Пиццетти поставлена в 1958 году в «Ла Скала». В этой пьесе Элиот мастерски сочетал элементы древнегреческой трагедии (хор) с англиканской литургикой, что придало действию вневременной, ритуальный характер[7].
Среди других его драматических произведений — «Фрагменты Аристофановой мелодрамы» «Суини-агонист» («Sweeney Agoniste», 1926–1927), «Камень» («The Rock», 1934), «Семейный праздник» («The Family Reunion», 1939), «Вечеринка с коктейлями» («The Cocktail Party», 1949; премия «Тони» за лучшую пьесу, 1983), «Доверенное лицо» («The Confidential Clerk», 1953), «Государственный деятель» («The Elder Statesman», 1958), в которых он исследует духовные и моральные проблемы современного общества в форме «комедии нравов»[1].
Награды
- 1948: Нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию»
- 1948: Британский Орден Заслуг
- 1955: Ганзейская премия имени Гёте (Гамбург)
- 1959: Орден «Pour le Mérite» (гражданский класс)[8]
- 1964: Президентская медаль Свободы (США)
- 1951: Офицер ордена Почётного легиона (Франция)
- 1960: Командор ордена Искусств и литературы (Франция)
- 1950: «Лучшая пьеса» за пьесу «Коктейльная вечеринка»
- 1983: Две премии «Тони» (посмертно) за стихи для мюзикла «Кошки»
- Обладатель тринадцати почётных докторских степеней от ведущих университетов мира, включая Гарвард, Оксфорд, Кембридж и Сорбонну[3][9].
Наследие
С 1920-х годов и на протяжении десятилетий влияние Томаса Элиота на поэзию и критику в англоязычном мире было доминирующим. Однако после его смерти наследие поэта стало предметом тщательного переосмысления и критики. Особое внимание уделялось его консервативным и элитарным культурным взглядам, а также наличию антисемитских образов в некоторых ранних стихотворениях, что стало причиной сложных дискуссий вокруг его фигуры[3][4].
Несмотря на это, Томас Стернз Элиот остаётся одной из самых значительных фигур литературы XX века. Строки вроде «Апрель — жесточайший месяц» из «Бесплодной земли» и «Так кончается мир, Не взрывом, но всхлипом» из «Полых людей» стали частьми мировой культуры. Его творчество, сочетающее формальное новаторство, философскую глубину и острое чувство современности, продолжает привлекать внимание читателей и исследователей[3][4].
Томас Стернз Элиот скончался 4 января 1965 года в Лондоне, в возрасте 76 лет, урна с прахом была захоронена в церкви Святого Михаила и Всех Ангелов в деревне Ист-Кокер в Сомерсете. Название деревни увековечено в его поэме «Четыре квартета»[10].
Публикации на русском языке
- Бесплодная земля: Избранные стихотворения и поэмы / Пер. А. Я. Сергеева. — М.: Прогресс, 1971.
- Избранная поэзия. — СПб.: Северо-Запад, 1994.
- Назначение поэзии. — Киев: Airland; М.: Совершенство, 1997.
- Стихотворения, поэмы / Пер. К. С. Фарая. — М.: Логос, 1998.
- Убийство в соборе : [Пьесы в стихах] / Пер. с англ. В. Л. Топорова. — СПб.: Азбука, 1999. — 256 с. — (Азбука-классика (pocket-book)). — 10 000 экз. — ISBN 5-267-00023-X.
- Практическое котоведение / Пер. С. Дубовицкой. — СПб.: Летний сад, 2000.
- Полые люди / Сост., предисл. и примеч. В. Л. Топорова; пер. с англ. Н. Н. Берберовой, О. А. Седаковой, А. Я. Сергеева, Я. Э. Пробштейна, В. Л. Топорова; илл. И. Г. Мосина. — СПб.: ООО «Издательский Дом „Кристалл“», 2000. — 464 с. — (Библиотека мировой литературы. Малая серия). — 10 000 экз. — ISBN 5-306-00018-5.
- Избранное. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. — (Библиотека английской литературы).
- Избранное: Религия, культура, литература. — М.: РОССПЭН, 2004. — (Книга света).
- Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом / Пер. А. Я. Сергеева. — М.: АСТ, 2007.
- Бесплодная земля = The Waste Land / В. М. Толмачёв (отв. ред.); издание подготовили: В. М. Толмачёв, А. Ю. Зиновьев; пер. с англ. Т. Ю. Стамовой. — М.: «Ладомир», 2014. — 560 с. — (Литературные памятники). — 1500 экз. — ISBN 978-5-86218-526-3.
Экранизации
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Половинкина О. И. Элиот Томас Стернз. Большая российская энциклопедия (4 октября 2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ Nobel Prize in Literature 1948 (англ.). Nobel Prize Outreach. Дата обращения: 28 сентября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Moody A.D. Eliot, T. S. (Thomas Stearns), 1888-1965 -- Criticism and interpretation (англ.). — Cambridge [Eng.] ; New York: Cambridge University Press, 1994. — 288 p.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Gordon L. Eliot, T. S. (Thomas Stearns), 1888-1965, Poets, American -- 20th century -- Biography, Critics -- Great Britain -- Biograph (англ.). — N. Y.: Norton, 1999. — 758 p.
- ↑ 5,0 5,1 Гал А. Томас Стернз Элиот —11-ый Нобелевский лауреат. Издательский Дом «Кристалл» (2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: учеб. для студ. пед. ин-тов. — Москва: Высшая школа, 1985. — С. 321.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Eliot T.S. Selected Essays (англ.). — L: Faber and Faber, 1932. — 463 p.
- ↑ Thomas Stearns Eliot Dichter (англ.). orden-pourlemerite. Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ Ackroyd P. T.S. Eliot: A Life (англ.). — N. Y.: Simon & Schuster, 1984. — 440 p.
- ↑ Великанова Ю. Поэзия «должна быть сложной». День рождения Томаса Стернза Элиота. Pechorin.net (28 сентября 2023). Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ Убийство в соборе (1951) — актёры и создатели. Film.ru. Дата обращения: 20 октября 2025.
- Страницы, использующие повторяющиеся аргументы в вызовах шаблонов
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Поэты по алфавиту
- Драматурги по алфавиту
- Лауреаты Нобелевской премии по алфавиту
- Награждённые Президентской медалью Свободы
- Кавалеры ордена Pour le Mérite (гражданский класс)
- Офицеры ордена Почётного легиона
- Командоры французского ордена Искусств и литературы
- Кавалеры британского ордена Заслуг
- Модернисты
- Модернизм
- Поэты XX века
- Поэты США
- Поэты Великобритании
- Драматурги США
- Драматурги Великобритании
- Литературные критики США
- Литературные критики Великобритании
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе
- Лауреаты Президентской медали Свободы
- Кавалеры ордена Заслуги
- Члены ордена Pour le Mérite
- Американские эмигранты в Великобритании
- Выпускники Гарвардского университета
- Преподаватели литературы
- Издатели Великобритании
- Редакторы литературных журналов
- Родившиеся в Сент-Луисе
- Умершие в Лондоне
- Похороненные в Сомерсете
- Персоналии XX века
- Авторы поэтических сборников
- Авторы поэм
- Авторы пьес
- Англо-американский модернизм
- Новая критика
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
