Шемякин суд (повесть)
Шемякин суд | |
---|---|
Шемякин суд | |
Жанр | повесть |
Язык оригинала | древнерусский |
Дата написания | XII-XIII век |
«Повесть о Шемякином суде» — памятник древнерусской литературы XVII века, комическая повесть, по своей структуре близкая к новеллам-анекдотам. Имеет несколько версий названия: «Шемякин суд», «О Шемякином суде», «Суд Шемякин». Повесть отражает несправедливую судебную систему, когда судьёй выносится решение, основанное на личной выгоде. Подобные сюжеты распространены в древней литературе и литературе средних веков Востока и Запада. Известны варианты, созданные в прозе и стихотворной форме. Сюжет повести использовался в лубочных изданиях, фольклоре[1].
История создания
На рубеже XVII—XVIII веков русская литература характеризуется разнообразием жанров и стилей, что объясняется переходным периодом. Происходит расслоение литературы, возникает демократическое направление. Появляются произведения, не только повествующие о народе, но и созданные самим народом. Появившаяся в народной среде, такая литература отражает представления народа о смысле жизни, власти и духовенстве, правде и суде. Героями произведений становятся выходцы из народной среды, простые люди, часто обездоленные, лишённые прав, ничем не знаменитые, вызывающие сочувствие.
Писатели, изучая русский национальный характер, искали объяснение такому положению простого человека. Отвечая на вопрос: «кто виноват?», приходили к выводу, что виной всему система государственного устройства. Возникает литературный жанр, в центре которого образ человека, который оказался в сложной жизненной ситуации. Произведением демократической литературы является сатирическая повесть о Шемякином суде. Повесть была переиздана несколько раз, её можно найти в четвёртой книге «Архива» Николая Калачова, во втором выпуске «Памятников» Николая Костомарова, в сборнике «Русских народных сказок» Александра Афанасьева, «Русских народных картинках» Дмитрия Ровинского. Но несмотря на частое переиздание, остались открытыми вопросы её происхождения, дальнейшей переработке[2].
Историко-культурный комментарий
Имя судьи Шемяки вызывало ассоциации с галицким князем Дмитрием Шемякой, сыном князя Юрия Дмитриевича, внука князя Дмитрия Ивановича Донского. Дмитрий Шемяка с 1436 года выступал в оппозиции против политики великого московского князя. Широкую известность ему принесло то, что он не соблюдал справедливость в гражданских делах, нарушал древние уставы и захватил княжеский престол, ослепив в 1446 году Великого князя Василия Тёмного. Смерть настигла самого Шемяку 17 июля 1453 года в Новгороде, существует версия, что он был отравлен по приказу Василия II Тёмного. Похоронен в Великом Новгороде. Историк Николай Карамзин дал отрицательную оценку деятельности Дмитрия Шемяки, но ряд историков считает, что Шемяка продолжил воплощать идеи деда и боролся за законный престол[3].
Герои произведения
Количество персонажей повести невелико, но каждый из них несёт смысловую нагрузку. В первую очередь это, как и в народных сказках, два брата, один из которых богат, другой — беден[4]:
В некоих местех живяше два брата земледелцы, един богат, други убог. Богаты же ссужая много лет убогова и не може исполнити скудости его.
Бедняк неумышленно совершил три преступления: оторвал хвост у коня, которого взял на время у богатого брата, в доме попа стал виновником гибели малолетнего попова сына и, наконец, желая покончить жизнь самоубийством, спрыгнул с моста и задавил старика, которого везли в баню. Богатый брат неоднократно помогал бедному, но в описываемый момент он отказался дать бедняку вместе с лошадью ещё и хомут[5]:
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Один из главных персонажей — судья Шемяка, который решал проблемы пострадавших не с точки зрения закона, а по личной выгоде. Он принял за «подарок», «плату» завёрнутый в платок камень, который ему показывал подсудимый бедняк. По решению судьи наказание получил не бедняк, совершивший три преступления, а пострадавшие богатый брат, поп и горожанин.
Один из пострадавших — это поп, у которого бедняк, упав с полатей, задавил малолетнего сына. Судья присудил попу отдать бедняку жену до рождения нового ребёнка, такое решение расстроило батюшку, и он вынужден выкупить свою жену за 10 рублей[6]:
Той же убоги нача у попа просити попадьи по судейскому указу, чтоб ему у неё ребёнка добыть и, добыв, попадью назад отдать ему с ребёнком. Поп же нача ему бити челом, чтоб у него попадьи не взял. Он же взял у него десять рублёв.
Немаловажную роль в повести играет образ горожанина, отказавшегося мстить за своего отца и выкупившего у бедняка свою жизнь: по решению судьи Шемяки он должен был спрыгнуть с моста на бедняка, как тот спрыгнул на его отца. Автор повести в момент несчастий сочувствует каждому герою, но нет ясности, на чьей стороне он находится[7].
Сюжет и композиция
Сюжет повести прост, напоминает анекдот. Условно произведение можно разделить на три части, В первой читатель узнаёт о преступлениях, совершённых бедняком. Одолжив у богатого брата коня, бедняк, по недомыслию, оторвал у него хвост. Богатый брат не согласился забрать обратно коня без хвоста и повёл брата к судье, чтобы разрешить по справедливости сложившуюся ситуацию. По дороге к судье братья заночевали в доме попа, где бедняк по неосторожности стал причиной гибели сына священника. После случившегося священнослужитель присоединился к братьям и отправился с ними к судье. По дороге, испугавшись наказания, бедняк спрыгнул с моста и убил старика, проезжавшего с сыном под мостом в баню. Сын убитого, горожанин, присоединился к пострадавшим и тоже отправился к судье.
Вторая часть повествует о суде, в ходе которого решается судьба пострадавших и бедняка, ставшего причиной всех несчастий. Ожидая жёсткого наказания, бедняк трижды показал судье Шемяке камень, поднятый по дороге в суд и завёрнутый в платок. Шемяка, приняв камень за взятку, предлагаемую ему бедняком, принял нелепые решения: богатому брату отдать бедняку лошадь и дождаться, пока у неё вырастет новый хвост; попу отдать жену, пока у неё не родится ребёнок; а горожанину спрыгнуть на бедняка с моста, тем самым причинив ему вред. Третья часть рассказывает о том, что бедняк не только не был наказан за преступления, а наоборот, обогатился, так как каждый пострадавший предпочёл откупиться, чем выполнять предписание судьи. Да и сам судья, увидев, что в платок было завязано не золото, а камень, которым его бедняк мог убить, обрадовался, что всё разрешилось удачно[8].
Использование сюжета повести в искусстве
Владимир Даль написал сказку «Сказка о Шемякином суде и о воеводстве его и о прочем», в которой использовал сюжет народной сатирической повести XVII века «Шемякин суд». В сказке, как и в повести, Владимир Даль поднимает тему судебного произвола и взяточничества на Руси. Главный герой сказки Даля — Шемяка — грамотен и хитёр, благодаря этим качествам он смог стать старостой, а затем занять должность судьи. Для окружающих Шемяка Антонович казался честным и справедливым судьёй, который все споры решает по совести, никто не догадывался, что решения Шемяка принимал, основываясь на личной заинтересованности. После того как сказка увидела свет, в обиходе появилось крылатое выражение «шемякин суд», обозначающее несправедливость в принятии решений[9].
Сюжет «Шемякина суда» широко использовался в изобразительном искусстве, особенно в лубочных изданиях. Так Михаил Загоскин в романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» писал, что картинки с изображение суда висели в избах зажиточных семей[10]:
В течение двух столетий изменились только некоторые мелкие подробности: в наше время в хорошей белой избе обыкновенно кладётся печь с трубою, а стены украшаются иногда картинками, представляющими «Шемякин суд» или «Мамаево побоище»; в семнадцатом веке эта роскошь была известна одним боярам и богатым купцам гостиной сотни
Дмитрий Ровинский, русский историк искусства и коллекционер, судебный деятель, систематизировал материал по истории русской гравюры, в частности лубка. В его материалах содержится информация о лубке «Шемякин суд», созданном около 1770 года. Ровинский в работе «Русские народные картинки» отмечает, что в лубочных картинках сатирически изображён судья Шемяка, решающий судебные конфликты в свою пользу и берущий взятки[11].
Фразеологизм «Шемякин суд»
Фразеологический оборот «шемякин суд» обозначает несправедливый суд, и это не только несправедливое судебное решение, но и любое критическое суждение, основанное на личной выгоде. Выражение употребляется в случае неаргументированной критики, несправедливого приговора, поспешных и необоснованных выводах о человеке или его поступках. Синонимами к выражению являются понятия: предвзятость, субъективизм (ничем не подкреплённая точка зрения говорящего). Словосочетание широко использовалось в произведениях художественной литературы для характеристики того или иного события. Так в романе Алексея Писемского «Тысяча душ» фразеологизм употребляет Магистр, говоря о деле о фальшивом свидетельстве. В пьесе Александра Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» о шемякином суде говорится, что он такая же реальность, как суд уголовный или гражданский. Шемякиным судом называет слушание во время бракоразводного процесса Шатров — герой произведения Анатолия Шуклецова «Амурная игра»[12].
Примечания
- ↑ Шибин Владимир. Повесть о Шемякином суде . Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Шемякин суд . ВОУНБ. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Шемякин суд. Реальные и вымышленные герои . Образование Костромской области. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Суд Шемякин . Древнерусская литература. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Повесть о Шемякином суде . Мишкины сказки. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Повесть о Шемякином суде . Древнерусская литература. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Шемякин суд . Логоправ. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Повесть о Шемякином суде . Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Сказка о Шемякином суде и о воеводстве его и о прочем . Культура.РФ. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. — М.,: Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2014. — С. 5. — 336 с.
- ↑ Отображение проблем правосудия в изобразительном искусстве . ВГУЮ ЭИОС. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Фразеологизм «Шемякин суд» . Значение слова. Дата обращения: 30 мая 2024.
Ссылки
- Повесть о Шемякином суде
- Н. Лапицкий Повесть о Шемякином суде и судебная практика второй половины XVII века
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |