Шварцман, Леонид Аронович

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Леонид Аронович Шварцман
Израиль Аронович Шварцман
Фотография 2011 года
Фотография 2011 года
Имя при рождении Израиль Аронович Шварцман
Дата рождения 30 августа 1920(1920-08-30)
Место рождения Минск, ССРБ
Дата смерти 2 июля 2022(2022-07-02) (101 год)
Место смерти Москва, Россия
Гражданство  СССР
Флаг России Россия
Профессия режиссёр-мультипликатор, художник-постановщик, мультипликатор
Карьера 1952—2022
Направление мультипликация
Награды
IMDb nm0796067
Аниматор.ру ID 110
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Леони́д Аро́нович Шва́рцман (настоящее имя Изра́иль Аро́нович Шва́рцман; 30 августа 1920, Минск, ССРБ — 2 июля 2022, Москва, Россия) — советский и российский режиссёр-мультипликатор, художник мультипликационного кино и художник детской книги[1]. Народный художник Российской Федерации (2002), Заслуженный художник РСФСР.

Удостоен Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества — за вклад в развитие отечественного анимационного искусства (2017 год). Член Российской академии Кинематографических Искусств Ника. Член Международной организации анимационного кино (АСИФА). Почётный директор Московского музея анимации (2006)[2].

Работал с режиссёрами Львом Атамановым, Романом Качановым, Иваном Уфимцевым, Иваном Аксенчуком. Работал на киностудии «Союзмультфильм» с 1948 года, сначала как ассистент художника, затем как художник-постановщик и режиссёр. С его участием созданы ряд мультипликационных фильмов: «Снежная королева», «Крокодил Гена и Чебурашка», «39 попугаев», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки. Гирлянда из малышей». Создатель визуального образа Чебурашки. Известен как художник — иллюстратор литературных произведений, сотрудничал с издательствами «Малыш», «Детгиз», «Просвещение», а также студией «Диафильм»[3].

Биография

Детство и юность

Афиша мультипликационного фильма Уолта Диснея «Бемби».

Леонид Шварцман родился 30 августа 1920 года в городе Минске в небогатой семье. Отец — Арон Шварцман, бухгалтер, мать — Рахиль Шварцман, домохозяйка[4]. Семья была многодетной, у Леонида был брат Наум и сестра Генриетта. «Главное, что родители дарили уважение и любовь», — говорил Леонид Аронович[5].

С 16 лет начал занимался на художественных курсах у выпускника Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга Валентина Викторовича Волкова, выходца из школы Павла Чистякова[6]. В 18 лет Шварцман поехал в город Ленинград, рассчитывая поступить в Академию художеств. К сожалению знаний и навыков для поступления не хватило, и до Великой Отечественной войны, он учился в художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры. В Ленинграде Леонид выучился на токаря, работал сначала на Кировском заводе, а затем, осенью 1941 года был эвакуирован в Челябинск, где работал на танковом заводе[7]. Там понадобился большой портрет Кирова, его хотели повесить у главной проходной бывшего Челябинского тракторного завода, а в то время уже завода имени Кирова. Руководство завода, зная о том, что Шварцман имеет опыт работы художником, поручило ему это задание. Портрет оказался удачным. С этого момента жизнь Леонида Шварцмана изменилась: его перевели на должность художника-оформителя в специально созданную мастерскую, где он и проработал до конца войны[8].

После войны Леонид переехал в Москву, где впервые в жизни увидел мультипликационный фильм. Это была классика анимации: лента Уолта Диснея «Бэмби». Фильм произвёл на Шварцмана такое сильное впечатление[6], что он решил стать мультипликатором и поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, отделение мультипликации, в 1945 году.

В 1945 году в Москву привезли фильм Диснея „Бэмби“, который стал для меня потрясением!
И до сих пор им остается.Шварцман Л. А.

Карьера

Логотип «Союзмультфильм».

На третьем курсе ВГИК молодой Шварцман попадает в качестве ассистента художника на студию «Союзмультфильм», где пройдут его основные творческие годы. Работал как в рисованной, так и в кукольной анимации, с режиссёрами Львом Атамановым, Романом Качановым, Иваном Уфимцевым, Иваном Аксенчуком. В 1951 году успешно окончил ВГИК. С 1951 года работал художником-постановщиком, а с 1975 года — режиссёром киностудии «Союзмультфильм»[2]. Как режиссёр-постановщик Л. Шварцман работал над мультфильмами: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» (1975), «Я жду тебя, кит!» (1986), «Доверчивый дракон» (1988), «Всех поймал» (1989), «Невиданная, неслыханная» (1990), «Обезьянки» (серия мультфильмов 1983, 1984, 1987, 1993, 1995, 1997)[4]. Шварцман снимался в документальных фильмах: «Мир анимации или анимации мира» (2001), «„Союзмультфильм“ — сказки и были» (серии «Старые стены»), 2003; «Художник — профессия и судьба», 2003, «Куклы в мире людей» (серия «Сценарий для Буратино», 2005), «Фабрика чудес» (серия «Художник-постановщик», 2006), «Невесомая жизнь» (2006)[4]. Л. А. Шварцман был художником-постановщиком 60 мультфильмов, среди которых «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Дядя Стёпа — милиционер», «Аврора», «Котёнок по имени Гав», «Варежка», «38 попугаев» и многие другие. Он принимал участие в создании образа Чебурашки для мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена». Чебурашка стал талисманом Олимпийской сборной России на летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах[9].

Федя Зайцев (1948 год)

Шварцман — участник многих выставок, в том числе персональных[10]. Первая полномасштабная ретроспективная выставка Народного художника РФ Леонида Ароновича Шварцмана, приуроченная к его 90-летнему юбилею, состоялась весной 2011 года в Галерее на Солянке[10].

Он — обладатель американской награды «Голливуд — детям» и приза «За вклад в профессию» XI Открытого Российского фестиваля анимационного кино (ОРФАК) в Суздале (2006)[11]. Его мультфильм «Гирлянда из малышей» (совместно с М.Мирошкиной) в 1983 году удостоен приза за лучший детский фильм XIV Международном кинофестивале в Тампере (Финляндия)[12]. Мультфильм «Обезьянки», «Осторожно обезьянки!» (совместно с Майей Мирошкиной) в 1984 году удостоен Приза за лучший детский фильм по разделу мультипликации на Всесоюзном кинофестивале в Минске[4].

Хотя Леонид Шварцман — переученный левша, однако рисовал всегда левой рукой[5].

Личная жизнь

На студии «Союзмультфильм» познакомился с мультипликатором Татьяной Владимировной Домбровской (1925—2021) и через полгода, в 1951 году молодые люди поженились. Причёску её матери, Нины Францевны Домбровской, Шварцман взял как образец при создании образа Шапокляк[13]. Татьяна Владимировна была мультипликатором, ассистентом режиссёра. Её отец — русский, Владимир Романов, а мать — полька, Нина Францевна Домбровская[13]. Детей у супругов не было, вместе они прожили 69 лет. После смерти супруги в 2021 году Шварцман жил в одиночестве[14].

Смерть

Леонид Шварцман скончался 2 июля 2022 года в московской больнице на 102-м году жизни от остановки сердца[15]. 5 июля прошли отпевание в церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе и прощание в Московском Доме кино. Родственники знаменитого мультипликатора отказались от предложенного властями Москвы места на Ваганьковском кладбище[16]. Похоронен в селе Заречье (Киржачский район, Владимирская область)[17].

Основные работы

Начало сотрудничества с «Союзмультфильмом»

«Девочка в цирке» (1950 год)
«Чудесный колокольчик» (1949 год)

В 1948 году, после защиты курсовой работы «Буратино» на третьем курсе, преподаватель Анатолий Сазонов пригласил к себе Леонида в качестве ассистента художника. Тогда впервые молодой студент попал на киностудию «Союзмультфильм»[4]. Первая работа была в качестве ассистента у знаменитых Валентины и Зинаиды Блумберг на производстве советского рисованного мультфильма «Федя Зайцев», созданного по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. Фильм принёс сёстрам Брумберг громкий успех и стал настоящим событием в послевоенном кинематографе[18]. Шварцману поручили создавать образы игрушек — матросов, солдат, матрешек.

«Чудесный колокольчик» — вторая работа Шварцмана в качестве ассистента художника, советский мультфильм снятый сестрами Блумберг по русской народной сказке «Дочь и падчерица»[19] в 1949 году. В титрах Леонид был представлен как «И. Шварцман»[20]. В том же году, в составе группы сестер Блумберг, начата работа над мультфильмом «Девочка в цирке» по сценарию Юрия Олеши[21] Вышел на экраны в 1950-м году, представлял современную интерпретацию сказки «Подарки феи»[22]. В том же 1950 году выходит рисованный мультфильм «Жёлтый аист», первая работа режиссёра Льва Атаманова по старинной китайской сказке, в работе над которым Шварцман так же принимает участие как ассистент художника[21].

1950-е — 1960-е годы

По словам художника Леонида Шварцмана советская послевоенная мультипликация целиком и полностью была основана на мультфильмах Уолта Диснея[23], реализм фонов и персонажей был яркой характерной чертой этих работ. Изучение техник Диснея привело к созданию в 1952 году полного аналога многоплановой камеры, укреплённой над съёмочным станком. Использование такой технологии позволило создать эффект телескопического приближения или удаления от объектов, создавать фокусировку, либо размывать нужные «планы». Это годы освоения методов классической мультипликации и появления своих «находок», одной их которой стал эффект «пушистости»[24].

Первую международную награду студия «Союзмультфильм» получила в 1947 году на VIII кинофестивале в Венеции[25]. В 1951 году Шварцман закончил ВГИК и начал работу как художник-постановщик, имея за плечами опыт работы над четырьмя мультфильмами.

«Аленький цветочек» (1952) и «Золотая антилопа» (1954)

«Аленький цветочек» (1952 год)

Четвёртый полнометражный мультфильм студии «Союзмультфильм» — «Аленький цветочек», был снят в 1952 году режиссёром Львом Атамановым по одноимённой сказке Сергея Аксакова (1858)[21]. Мультфильмы начала 50-х годов снимали популярным тогда методом «эклер», когда снимали живых актёров, а потом по ним рисовали мультипликационных персонажей. Роль купца Степана Емельяныча играл Николай Боголюбов, популярный актёр кино и театра, ученик Мейерхольда. Его помощника изображал Владимир Грибков, актёр театра и кино, выпускник МХАТа. Чудище играл Михаил Астангов, актёр и театральный педагог. На прекрасного принца пригласили Алексея Баталова — он только вернулся из армии, совсем молодой, симпатичный человек в шинели, сапогах. Эти съёмки облегчали работу аниматорам — они покадрово переводили отснятый материал на бумагу и потом изучали движения. Так создавался внешний образ[6].

В 1954 году Шварцман продолжает работать с режиссёром Львом Атамановым над рисованным мультфильмом «Золотая антилопа» по мотивам индийских сказок. Мультфильм снят в технике ротоскопирования, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой кинопленки с настоящими актерами и декорациями[26]. В мультфильме работали два художника-постановщика, Леонид Шварцман и Александр Винокуров.

«Снежная Королева» (1957)

Леонид Шварцман
«Снежная Королева»
Дело в том, что где труднее, там всегда интереснее.
Над Снежной королевой мы трудились больше двух лет. Такая женщина! Холодная красавица, которая покорила не только Кая, но, думаю, и зрителей.
 
— Катков С. «Газета».11 июля 2004 год
Леонид Шварцман
Первые впечатления
Тот период я вспоминаю как сплошной праздник! В бытовом смысле мы все жили сложно, и поэтому практически переселились на студию. Приходили к девяти утра, уходили в полночь. Играли в шахматы, разыгрывали друг друга, ели, выпивали (и хорошо выпивали!), крутили романы, женились. И тем не менее очень много трудились.
 
— Катков С.«Газета».11.07.2004
Леонид Шварцман
«38 попугаев»
Попугай! Вначале мы делали его похожим на нашего директора Боярского, затем уловили сходство с Владимиром Ильичом. Резкая жестикуляция, избыточная демагогия. В общем, вождь кукольного пролетариата!
 
— Катков С. «Газета».11.07.2004
Леонид Шварцман
Время и персонажи
Когда меня просят нарисовать Чебурашку, иногда делаю ему чуть розовые щечки. Крокодил, Шапокляк, обезьянки или другие герои невольно получаются немного иными: прошло время, ты изменился, а значит, изменилось и твое представление о персонаже.
 

Работа над «Снежной королевой», экранизацией одноимённой сказки (1844) Ханса Кристиана Андерсена была начата в 1955 году и продолжалась больше двух лет. Предварительно группа художников проделала большую работу по сбору материала в Прибалтике. Там фотографировали и рисовали природу. Отдельный материал был найден в Российской государственной библиотеке имени В. И. Ленина[6].

Над картиной продолжили работу два художника: Шварцман и Винокуров. Леонид работал с персонажами, а Александр Васильевич — с декорацией и фонами. Для картины пришлось создать тысячи рисунков: десятки героев фильма, пейзажи, дворцы, церкви. Это первая картина, которая вышла за пределы 40 минут. Длительность «Снежной королевы» составила 1 час 10 минут. Для Леонида Шварцмана главная героиня осталась самым любимым образом, который он создал[2].

Особенностью мультфильма была внешность Снежной королевы, она резко отличается от остальных персонажей мультфильма. Это объясняется тем, что Снежную королеву рисовали способом «ротоскопирование» с озвучивавшей её актрисы Марии Бабановой[27] (в отечественной мультипликации этот метод назывался «эклер» — по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции, — и был широко распространён в 1940—1950-е годы). Актрису гримировали и снимали на плёнку, которую затем покадрово переводили на целлулоид в рисунки. Также была создана Герда (озвучивала Янина Жеймо). Образ Оле-Лукойе был нарисован безо всяких вспомогательных съёмок, за его анимацию лично отвечал Фёдор Хитрук[28].

«Дядя Стёпа — милиционер» (1964) и «Варежка» (1967)

В 1964 году был создан советский рисованный мультипликационный фильм «Дядя Стёпа — милиционер». Режиссёр-мультипликатор Иван Аксенчук снял картину по одноимённому стихотворению Сергея Михалкова. Киновед Сергей Капков отмечал, что в фильме Ивана Аксенчука «нашлось место и для чистого юмора, остроумных трюков, мягкой эксцентрики»[29]. Мультфильм повествует о добром, честном, справедливом и самом высоком милиционере в мире дяде Степе, показательно характеризует образ типичного советского героя-защитника.

Мультфильм «Варежка» был снят в 1967 году и был кукольным анимационным фильмом. По словам Леонида Шварцмана, в фильме присутствует психологическая интрига: мать не понимает своей дочери, живя в собственном мире[6]. Прообразом мамы главной героини стала близкая знакомая художника Тамара Полетика (первая жена его друга-мультипликатора Льва Мильчина) и Шварцман придал персонажу как внешнее сходство, так и сходство характера[30].

Леонид Шварцман отмечал, что в поисках образа того или иного персонажа наиболее интересные на его взгляд решения возникали, когда он останавливался на знакомом человеке. «Например, когда я нарисовал в „Варежке“ бульдога, все стали узнавать моего режиссёра Качанова — он и внешне был такой крепкий» — вспоминал мультипликатор[31].

«Крокодил Гена» (1969) и «Чебурашка» (1971)

«Крокодил Гена» — кукольный мультипликационный фильм, его поставил режиссёр Роман Качанов по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Выпущен киностудией «Союзмультфильм» 31 декабря 1969 года. В этом фильме впервые появились широко известные мультипликационные образы — Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк. Крокодил Гена работает в зоопарке крокодилом и каждый день вечером он возвращается домой в свою одинокую квартиру. Он решает завести себе друзей по объявлению, расклеенному по улицам. Так появляется Галя с щенком Тобиком, Чебурашка и антипод друзей — старуха Шапокляк.

Герои фильма обрели широкую известность, став частью российской массовой культуры[32][33]. Мультфильму была посвящена почтовая марка, выпущенная в 1988 году Почтой СССР в серии «Из истории советской мультипликации»[34]. 24 ноября 2020 года Банк России выпустил в обращение памятные монеты «Крокодил Гена» серии «Российская (советская) мультипликация» серебряную номиналом 3 рубля и из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием)[35].

«Чебурашка» — продолжение фильма «Крокодил Гена» (1969), кукольный мультипликационный фильм, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» 6 июня 1971 года. В мультфильме звучит «Песенка крокодила Гены» Владимира Шаинского на слова Александра Тимофеевского в исполнении Владимира Ферапонтова. В 2003 году на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма SP International приобрела у «Союзмультфильма» права на распространение в Японии мультфильмов о Чебурашке до 2023 года[36].

Честно скажу: самым трудным было рождение Чебурашки. Над его обликом, пожалуй, я работал по времени больше, чем над любыми другими моими героями. Примерно пять месяцев занимает подготовительный период в создании фильма, и половину этого времени я провозился с ним. Как же долго он ускользал от нас. Слишком уж необычен. И во время поисков он все время трансформировался...Вот таким образом, в муках и родился этот персонаж.Леонид Шварцман

7 июля 2016 года, в честь 80-летия студии «Союзмультфильм», Чебурашка совершил космический полёт на МКС[37]. В мае 2010 года в Японии был представлен мультфильм «Крокодил Гена», повторяющий оригинал 1969 года[38]. «Cheburashka Arere?» (チェブラーシカあれれ?|Тэбура: сика арэрэ?) рус. «Чебурашка кто это?» — японский анимационный телесериал о Чебурашке, транслировавшийся по телеканалу TV Tokyo. Продолжительность каждой из 26 вышедших серий составила 3 минуты[39].

Мультсериал был номинирован на премию международного фестиваля анимационных фильмов в Анси в категории телесериалов в 2010 году[40]. О японском варианте мультфильма про Чебурашку Шварцман отозвался так: «То, что я видел, сделано достойно, в традиции фильма Романа Качанова и „Союзмультфильма“»[41].

1970-е — 1980-е годы

Анимационный кинематограф последних десятилетий существования СССР достиг своего расцвета. Появляется коммерческий кинематограф. Стали появляться случаи, когда актёры уезжали «на Запад», но сохраняли прочные связи с профессиональным сообществом[42]. В середине 1970-х Леонид Шварцман попробовал свои силы в режиссуре — снял самостоятельный фильм «Как верблюжонок и ослик в школу ходили»[6].

«38 попугаев» (серия мультфильмов, 1976—1991)

Цикл советских кукольных мультфильмов для детей под названием «38 попугаев» снимался на протяжении нескольких десятилетий (с 1976 по 1991 годы). Это 10 коротких мультфильмов о взаимоотношениях четырёх животных — Мартышки, Слонёнка, Попугая и Удава. Создателями сериала выступили режиссёр Иван Уфимцев и художник Леонид Шварцман. Сценарий был создан известным детским писателем Григорием Остером. Название происходит от первой серии, в которой длину Удава измеряли в слонёнках, мартышках и попугаях. В мультфильмах звучат песни Владимира Шаинского, Геннадия Гладкова и Алексея Шелыгина на слова Григория Остера[43].

«Котенок по имени Гав» (серия мультфильмов, 1976—1982)

«Котёнок по имени Гав» — цикл советских мультфильмов режиссёра Льва Атаманова. Заключительная серия создана после смерти Льва Атаманова. Всего вышло пять выпусков, с 1976 по 1982 годы. Сценарии написаны по одноимённым сказкам Григория Остера. Мультфильм рассказывает о приключениях котёнка с необычным именем Гав и его друга — щенка Шарика. Нелепые ситуации сопровождают котёнка, как только он оказывается на улице. Он уверен, что необходимо идти навстречу неприятностям, знает, как правильно делить сосиски, зачем нужен тайный язык и почему бояться грозы нужно вместе с другом на чердаке. Мультфильм акцентирует внимание на настоящей дружбе, иллюстрирует заботу взрослых о маленьких и слабых. С другой стороны, существует мнение, что страшный Пёс и коварный Чёрный кот представляют взрослый мир, в то время как щенок и котёнок олицетворяют детский мир — наивный и добрый[44].

В 1981 году произошло печальное событие — Атаманов умер в разгар работы над циклом «Котёнок по имени Гав». Был принят к производству сценарий пятого фильма, директор студии предложил Шварцману продолжить снимать фильм уже как режиссёру[45]. В июле 2017 года компания «Союзмультфильм» заявила о продолжении мультфильма[46]. С тех пор никаких заявлений больше не появлялось.

Конец XX — начало XXI века

Монета Банка России. 3 рубля, 2020 год
Чебурашка. Популярная в СССР игрушка.

Многолетнее сотрудничество с Григорием Остером над «Котёнком Гавом» и «Попугаями» вылилось в новый сериал. Шварцман выбран историю о том, что детсадовцы потерялись в зоопарке и там подружились с семьей обезьян. Первый выход картины «Гирлянда из малышей» (1983) был принят очень тепло, и Остер написал ещё несколько историй. В итоге родились шесть серий фильма «Обезьянки младшего возраста». Была снята серия мультипликационных фильмов «Гирлянда из малышей», где Шварцман уже выступил режиссёром-постановщиком. Последняя была снята в 1997 году[1].

Как режиссёр-постановщик Леонид Шварцман работал с режиссёром Сергеем Шацем над короткометражным рисованным мультфильмом «Доверчивый дракон» (1988). Это история про дракона, родившегося в человеческой семье, которой под дверь подбросили яйцо с ним. Семья воспитывала дракона с добротой и сам дракон вырос добрым[1]. Роли в этой сказке озвучили актёры Евгений Весник, Спартак Мишулин, Леонид Ярмольник и Ольга Аросева.

В начале XX века Леонид Шварцам выступил в качестве героя ряда документальных фильмов о советской и российской мультипликации. Он делился своими рассуждениями о профессии художника-мультипликатора, рассказывал об истории киностудии «Союзмультфильм», своем сотрудничестве с рядом известных режиссёров, художников и актёров[47]. Помимо анимационного творчества Шварцман также занимался иллюстрированием детских книг и классических произведений. Весной 2022 года свет увидела книга-альбом «Леонид Шварцман. Мастер образа» с интервью мастера и его графическими произведениями. Значительная часть собранных в книге материалов публикуется впервые[2].

В 2000 году состоялась первая персональная выставка художественных работ Шварцмана в Доме Художника. На ней была представлена мультипликация и серия «Старый Минск. Воспоминания детства», иллюстрации к «Шинели», «Портрету» Гоголя, «Кораблям в Лиссе» и «Жизни Гнора» Грина[48]. В 2011 году в Галерее на Солянке — вторая[10].

Леонид Шварцман — классик российской анимации. Интересны его высказывания о творчестве, о коллегах, о профессии: «В советское время в мультипликации цензуры практически не было. Высокое начальство обращало на нас мало внимания: „Вы, в коротких штанишках, идите играйте в свои куколки“. В мультипликации три фигуры определяют качество, смысл и направление картины — режиссёр, художник-постановщик и мультипликаторы. Мультипликаторы — „дворяне“, очень уважаемая профессия. Сценарий имеет огромное значение, но с ним работает режиссёр, он пишет режиссёрский сценарий, музыка важна, но и она создается под его руководством. Режиссёр, как дирижёр оркестра, собирает всё воедино, чтобы выразить свои идеи»[48].

В 2020 году Леонид Шварцман отметил 100-летний юбилей. Президент России Владимир Путин в поздравительной телеграмме назвал Шварцмана «патриархом отечественной школы анимации»[5]. Многие профессионалы из мира анимационного кино отмечали высокие человеческие качества Леонида Ароновича Шварцмана, которые помогали им в сотрудничестве и работе над проектами[45]:

Если бы меня спросили, какое лицо у доброты, я сразу бы назвал Леонида Ароновича Шварцмана.
Он – её живое воплощение. Человек с безупречной репутацией и безграничным обаянием.Сергей Капков

Галерея

Спор вокруг Чебурашки

Леонид Шварцман в 2020 году рассказывал, что с ним заключали договоры несколько фирм, которые помещали изображения Чебурашки на майки и кепки[49]. Ранее у Шварцмана был суд с зарубежным художником (он использовал образ Чебурашки для тюбиков зубной пасты)[49]. Иск был предъявлен компании «БКР-косметикс», представляющей в России болгарскую компанию «ТОМИ ШОУ Косметикс». Болгарская фирма приобрела право на использование образа Чебурашки у Эдуарда Успенского. Болгарский художник утверждает, что нарисовал Чебурашку, руководствуясь лишь литературным образом из книги, а совпадение с изображением, представленным в мультфильме, — простая случайность[50]. В судебном решении было отмечено, что Шварцман не сумел доказать авторство Чебурашки[49].

Фильмография

Леонид Аронович Шварцман был участником создания мультипликационных и художественных фильмов, работая в разных профессиональных ролях. Он трудился ассистентом художника, художником-постановщиком, режиссёром-постановщиком и снимался в качестве актёра-ведущего в документальном кино[4][6].

Ассистент художника

Художник-постановщик

  1. 1952 — Аленький цветочек
  2. 1954 — Золотая антилопа
  3. 1955 — Пёс и кот
  4. 1957 — Снежная королева
  5. 1959 — Похитители красок
  6. 1961 — Ключ
  7. 1962 — Сказка про чужие краски
  8. 1963 — Проверьте ваши часы
  9. 1963 — Заповедник (киножурнал «Фитиль») № 7
  10. 1964 — Дядя Стёпа — милиционер
  11. 1965 — Портрет
  12. 1966 — Потерялась внучка
  13. 1966 — Зайдите, пожалуйста!
  14. 1967 — Варежка
  15. 1968 — Соперники
  16. 1969 — Крокодил Гена
  17. 1970 — Письмо
  18. 1971 — Чебурашка
  19. 1971 — Решительный петух (киножурнал «Фитиль») № 108
  20. 1971 — Приехали-уехали (киножурнал «Фитиль») № 113
  21. 1972 — Волшебная палочка
  22. 1972 — Мама
  23. 1972 — Не по пути (киножурнал «Фитиль») № 125
  24. 1973 — Аврора
  25. 1974 — Шапокляк
  26. 1976 — 38 попугаев
  27. 1976 — Котёнок по имени Гав (выпуск 1)
  28. 1977 — Котёнок по имени Гав (выпуск 2)
  29. 1977 — 38 попугаев. Бабушка удава
  30. 1977 — 38 попугаев. Куда идёт слонёнок
  31. 1977 — 38 попугаев. Как лечить удава
  32. 1978 — 38 попугаев. А вдруг получится!
  33. 1978 — 38 попугаев. Привет Мартышке
  34. 1978 — Приключения Хомы
  35. 1979 — Котёнок по имени Гав (выпуск 3)
  36. 1979 — 38 попугаев. Завтра будет завтра
  37. 1979 — 38 попугаев. Зарядка для хвоста
  38. 1980 — Котёнок по имени Гав (выпуск 4)
  39. 1981 — Ёжик плюс черепаха
  40. 1981 — Как будто
  41. 1982 — Котёнок по имени Гав (выпуск 5)
  42. 1983 — Чебурашка идёт в школу
  43. 1983 — Обезьянки. Гирлянда из малышей
  44. 1984 — Обезьянки. Осторожно, обезьянки!
  45. 1985 — Обезьянки и грабители
  46. 1985 — 38 попугаев. Великое закрытие
  47. 1986 — Я жду тебя, кит!
  48. 1987 — Как обезьянки обедали
  49. 1988 — Доверчивый дракон
  50. 1989 — Всех поймал
  51. 1991 — 38 попугаев. Ненаглядное пособие
  52. 1992 — Слонёнок-турист
  53. 1993 — Обезьянки, вперёд!
  54. 1993 — Деревенский водевиль
  55. 1994 — Ах, эти жмурки!
  56. 1997 — Обезьянки. Скорая помощь
  57. 2001 — Дора-Дора-помидора

Режиссёр-постановщик

Документальное кино

Леонид Шварцман снялся в документальных фильмах:

  • «Мир анимации или анимации мира» (2001),
  • «Союзмультфильм: Сказки и были» (серии «Старые стены»), 2003;
  • «Художник — профессия и судьба» (2003),
  • «Куклы в мире людей» (серия «Сценарий для Буратино», 2005),
  • «Фабрика чудес» (серия «Художник-постановщик», 2006),
  • «Невесомая жизнь» (2006),
  • «Это Эдик: Сказка о подаренном и украденном детстве (фильм про Эдуарда Успенского)» (2020).

Награды и звания

Вручение премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2016 года. 24 марта 2017 года
  • Орден Александра Невского (26 августа 2020 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[51].
  • Медаль «За оборону Ленинграда»[7].
  • Народный художник Российской Федерации (15 апреля 2002 года) — за большие заслуги в области искусства[52].
  • Заслуженный художник РСФСР (21 апреля 1981 года) — за заслуги в области советского киноискусства[53].
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (22 марта 2017 года) — за вклад в развитие отечественного анимационного искусства[54].
  • Специальный приз имени Алексея Германа Национальной кинематографической премии «Ника» (2021) — за вклад в отечественный кинематограф[55].
  • Национальная анимационная премия «Икар» в номинации «Мастер» (2020)[56].

Призы на фестивалях[57]:

  • «Обезьянки. Гирлянда из малышей» (совместно с Мирошкиной М.) 1983 — приз за лучший детский фильм XIV Международного кинофестиваля в Тампере[12].
  • «Обезьянки. Осторожно, обезьянки!» (совместно с Мирошкиной М.) 1984 — приз за лучший детский фильм по разделу мультипликации на Всесоюзном кинофестивале в Минске[4].

Литература

  • Абрамова, Н. Н. Классик по имени Лёля в стране Мультипликации. — М.: Ключ-С, 2010. — 164 с.
  • Асенин, С. В. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве. М. Искусство, 1983.— 207с.
  • Иванов-Вано, И. П. Советское мультипликационное кино. — М.: Знание, 1962.—48 с.
  • Фильмы-сказки: Сценарии мультипликационных фильмов / Составитель: Борис Воронов. — М.: Искусство, 1979. — 192 с.
  • Энциклопедия отечественной мультипликации / сост. С. В. Капкова. — М.: Алгоритм, 2006. — 812 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Абрамова Н. Н. Классик по имени Лёля в стране Мультипликации.. — М.: Ключ-С, 2010. — 164 с. — ISBN ISBN 978-5-93136-132-1.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Леонид Шварцман: мастер образа / Автор текста - Малюкова Л.. — М.: Киностудия "Союзмультфильм", 2021. — 512 с. — ISBN 978-5-6046791-0-4.
  3. Биография Леонида Шварцмана. Рамблер/кино (2 июля 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Шварцман Леонид Аронович. Rus.Team.media (2 июля 2023). Дата обращения: 3 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 Биография: Леонид Шварцман. Биография (17 ноября 2021). Дата обращения: 5 августа 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Капков Сергей. Леонид Шварцман: «Почему-то наш Попугай стал смахивать на Владимира Ильича...» // "Газета" : газета. — 2004. — 11 июля.
  7. 7,0 7,1 Шварцман Леонид Аронович. «МК в Крыму» (6 июля 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  8. «Шапокляк — это полный антипод моей тещи». Коммерсантъ (31 августа 2020). Дата обращения: 4 августа 2023.
  9. Чебурашка стал талисманом олимпийской сборной России. Lenta.ru (21 июля 2004). Дата обращения: 4 августа 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 Шварцман, который нарисовал Чебурашку. Галерея на Солянке (2011). Дата обращения: 4 августа 2023.
  11. Выставка "Шварцман, который нарисовал Чебурашку" открылась в Москве. Риа новости (20 апреля 2011). Дата обращения: 4 августа 2023.
  12. 12,0 12,1 Гирлянда из малышей. Энциклопедия отечественного кино (4 марта 2016). Дата обращения: 3 августа 2023.
  13. 13,0 13,1 Леонид Шварцман: «Авторство Чебурашки я доказать не смог». Экспресс газета (20 мая 2020). Дата обращения: 3 августа 2023.
  14. Умер создатель образа Чебурашки Леонид Шварцман: ушел вслед за женой. MK.ru (2 июля 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  15. Умер создатель образа Чебурашки мультипликатор Леонид Шварцман. Interfax.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
  16. Согласно последней воле знаменитого мультипликатора Леонида Шварцмана, его похоронят во Владимирской области. Зебра (5 июля 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  17. Могилы знаменитостей. Шварцман Леонид Аронович (1920-2022). m-necropol.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
  18. Асенин, С. В. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран. — М.: Искусство, 1986. — С. 148.
  19. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. — М.: Правда, 1982. — С. 87 («Дочь и падчерица»). — 576 с.
  20. Венжер Н. Мультфильм вчера, сегодня и всегда. — М.: Союзинформкино, 1979. — С. 231.
  21. 21,0 21,1 21,2 Фильмы-сказки: Сценарии мультипликационных фильмов / Борис Воронов. — М.: Искусство, 1979. - Т.11. — С. 89—110.
  22. Энциклопедия отечественной мультипликации / Составитель: Сергей Капков. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 164. — 472 с. — ISBN 5-9265-0319-4.
  23. Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тёщи» // Огонёк : Журнал. — 2020. — № 30. — С. 50.
  24. Славный путь российской анимации. МРГ онлайн (7 апреля 2023). Дата обращения: 4 августа 2023.
  25. 10 июня 1936 г. В СССР основана киностудия «Союзмультфильм». «День в истории». Дата обращения: 5 августа 2023.
  26. Мультипликация начинается там, где кончаются возможности других видов искусств. Информационное агентство «Галерея Чижова» (28 октября 2018). Дата обращения: 12-24-04-15.
  27. В Галерее на Солянке 23 декабря откроется выставка, пос.... www.animator.ru. Дата обращения: 5 августа 2023.
  28. «Анимация — это все что угодно плюс еще кое-что». kinozapiski.ru. Дата обращения: 5 августа 2023.
  29. Сергей Капков. Иван Аксенчук // Наши мультфильмы / Авт. концепции: А. Мещеряков, И. Остаркова; Сост.: И. Марголина, Н. Лозинская. — М.: Издательская программа Интерроса, 2006. — ISBN 5-91105-007-2.
  30. Сергей Капков. Леонид Шварцман: «Почему-то наш Попугай стал смахивать на Владимира Ильича...». animator.ru (11 июля 2004). Дата обращения: 5 августа 2023.
  31. Мария Костюкевич. Классик по имени Леля. “Папа” Чебурашки, художник Леонид Шварцман: “Я все еще расту...”. Электронное периодическое издание «MK.ru». «Московский комсомолец». Дата обращения: 5 августа 2023.
  32. Андрей Краснящих. Играем в кино. Персонажи культового кино в детских играх и анекдотах. Искусство кино (февраль 2005). — № 2, февраль. Дата обращения: 5 августа 2023.
  33. Сергей Кузнецов. Zoo, или Фильмы не о любви. Незакрытый лист календаря. Искусство кино (январь 2004). — № 1, январь. Дата обращения: 5 августа 2023.
  34. Детская литература. Philatelia.ru. Дата обращения: 4 августа 2023.
  35. Банк России выпускает в обращение памятные монеты из драгоценного и недрагоценных металлов. Банк России. Дата обращения: 5 августа 2023.
  36. Японцы чебурахнулись. gzt.ru (29 июля 2003). Дата обращения: 5 августа 2023.
  37. Чебурашка отправится на орбиту 7 июля и станет первым мульт-космонавтом. Аниматор.ру (6 июля 2016). Дата обращения: 4 августа 2023.
  38. На фестивале японского кино покажут обновлённого «Чебурашку». РИА Новости (13 ноября 2010). Дата обращения: 3 августа 2023.
  39. Russia's Cheburashka Character Gets Japanese TV Anime (Update 2) (англ.). Anime News Network (3 сентября 2009). Дата обращения: 5 августа 2023.
  40. Mamoru Oshii Short Film, Otomo's Hipira-kun to Compete at Annecy. Аnimenewsnetwork (19-03-2010). Дата обращения: 4 августа 2023.
  41. Елена Калашникова. Художник детской книги и мультипликации. Лехаим (3 июля 2022). Дата обращения: 5 августа 2023.
  42. На рубеже веков. — М.: ВГИК, 2015. — 585 с. — ISBN 978-5-87149-187-4.
  43. Лариса Малюкова. 38 попугаев и еще одно крылышко. Новая газета (30 июня 2003). Дата обращения: 5 августа 2023.
  44. Гулякова А. А., Гулякова И. Г. Текст мультфильмов с национальной тематикой на занятиях по русскому языку как иностранному // Ценности политкультурного мира и их отражение в учебных и контрольных материалах по русскому языку как иностранному и другим иностранным языкам : Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт". — 2021. — С. 78—82.. — ISSN 978-5-00197-020-0.
  45. 45,0 45,1 Сергей Капков. Леонид Шварцман: "Самые лучшие люди - это кошки и собаки". Кино-театр.ру (30 августа 2020). Дата обращения: 5 августа 2023.
  46. «Попугай Кеша» и «Котенок по имени Гав» получат продолжение. «Российская газета» (18 июля 2017). Дата обращения: 5 августа 2023.
  47. Создатель Чебурашки и лучших образов из детства. Каким запомнили Леонида Шварцмана. ТАСС (2 июля 2022). Дата обращения: 5 августа 2023.
  48. 48,0 48,1 Елена Калашникова. Леонид Шварцман: "Я только сейчас расту". Лехам (2011). Дата обращения: 6 августа 2023.
  49. 49,0 49,1 49,2 Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тёщи» // Огонёк. — 2020. — № 30—34. — С. 50.
  50. Копылов А.Ю. Персонаж произведения как самостоятельный объект авторского права: теория и практика // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 449. — С. 235.
  51. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2020 № 529 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
  52. Указ Президента Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 390. Президент России. Дата обращения: 3 августа 2023.
  53. Ведомости Верховного Совета РСФСР. naukaprava.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
  54. Указ Президента Российской Федерации от 22.03.2017 № 114 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
  55. Победители XXXIV НИКИ!. kino-nika.com. Дата обращения: 3 августа 2023.
  56. Эпоха обезьянок, хомячков и Чебурашки. Не стало Леонида Шварцмана (2 июля 2022). Дата обращения: 5 августа 2023.
  57. Капков С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 724—726. — 816 с. — ISBN 5-9265-0319-4.

Ссылки