Черкесов, Андрей Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Андрей Михайлович Черкесов
Портрет
Дата рождения 22 октября (4 ноября) 1905(1905-11-04)
Место рождения Зайцево,
Белёвский район,
Тульская область,
Российская империя
Дата смерти 9 марта 1943(1943-03-09) (37 лет)
Место смерти Логовский,
Калачёвский район,
Волгоградская область,
РСФСР, СССР
Награды и премии

Андре́й Миха́йлович Черке́сов (22 октября (4 ноября1905, Зайцево, Белёвский район, Тульская область, Российская империя — 9 марта 1943, Логовский, Колачёвский район, Волгоградская область, РСФСР, СССР) — инженер-мостовик, первый заместитель начальника отдела мостов и тоннелей Центрального управления пути Народного комиссариата путей сообщения СССР. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Андрей Михайлович Черкесов родился 22 октября (4 ноября1905 года в селе Зайцево (ныне — Белёвского района Тульской области) в крестьянской семье. Остался без матери в возрасте 14-ти лет и два года жил беспризорником. В начале 20-х годов XX века Андрей Черкесов в совхозе на железнодорожной станции Саблино под Петроградом начал трудовую деятельность. По путевке комсомола направлен на учёбу в рабфак. С 1924 года работал в товарной конторе железной дороги, затем на кожевенном заводе[1].

В 1930 году начал обучение в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (по состоянию на 2025 год — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»). В 1933 году на практике в Чите работал в изыскательской партии Управления по постройке вторых путей Забайкальской железной дороги. Прорабом на строительстве моста через канал МоскваВолга на железнодорожной станции Химки служил с мая по ноябрь 1934 года в должности прораба. Во время учёбы выбрал специализацию мостостроения. Дипломную работу подготовил и защитил по теме «Проект виадука Байкало-Амурской магистрали» (1935 год)[2].

В период с 1935 по1937 год работал мостовым мастером, заместителем начальника 7-й дистанции железнодорожного пути Московско-Донецкой железной дороги. С 1937 по 1938 год служил в Народном комиссариате путей сообщения в должности старшего инженера-диспетчера, заместителя начальника технического отдела, затем в Центральном управлении пути Народного комиссариата путей сообщенияв должности начальника мостового отдела[1].

21 июня 1941 года Андрей Михайлович Черкесов направлен в командировку в город Львов. В первые дни войны эвакуирован на восток, а в октябре он находился в Саратове, куда эвакуировался наркомат. В июне 1942 года назначен первым заместителем начальника мостов и тоннелей. Приложил все силы для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Работал на участках по восстановлению разрушенных мостов и при необходимости строительству новых. Награждён медалью «За трудовую доблесть»[1].

Государственным Комитетом Обороны в декабре 1942 года принято постановление о восстановлении моста через реку Дон в сжатые сроки для ускорения переброски войск на запад. Исход Сталинградской битвы был очевиден. Стало необходимым строительство Ложкинского или Чирского моста через реку Дон около города Калач-на-Дону Сталинградской области и хутора Ложки. При отступлении немцы полностью уничтожили на перегоне Ляпичев — Рычково одиннадцать пролётов общей длиной 725 метров. Стратегически важный объект должен быть восстановлен за короткий срок — 52 суток. Работы по возрождению Ложкинского моста были под личным контролем наркома Ставки Верховного Главнокомандования. Андрей Михайлович Черкесов назначен начальником производственного отдела на стройке № 500. Работы проходили в сложных условиях суровой зимы и частого налёта авиации противника[1][2].

Во время проведения испытания обкаточным паровозом восстановленного моста 6 марта 1943 года мощная бомба авиационного налёта попала в девятую опору моста. В результате два 55-метровых пролёта обрушились в реку, а также погибли 102 человека. Среди раненых и погибших — начальник мостопоезда № 29 Александр Антонович Васильев и начальник производственного отдела стройки Андрей Михайлович Черкесов. В результате тяжелого ранения Андрей Михайлович скончался в госпитале 9 марта 1943 года. Большие потери бойцов и разрушения моста не стали препятствием завершения первого крупного сооружения во время время Великой Отечественной войны. Строительство моста через Дон восстановлено в сжатые сроки и через шестнадцать суток после мощной бомбёжки противника по мосту начали движение эшелоны на запад[1][2].

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Андрей Михайлович Черкесов посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[2].

Герой Социалистического Труда Андрей Михайлович Черкесов похоронен на месте гибели на берегу современного Цимлянского водохранилища, рядом с братской красноармейской могилой[1][3].

Награды и звания

Память

  • Братская могила в хуторе Логовский Калачёвского района Волгоградской области, где похоронен Андрей Михайлович Черкесов[1].
  • Обелиск с надписью «Здесь похоронены Герои Социалистического Труда А. А. Васильев и А. М. Черкесов» в хуторе Луговский Калачёвского района Волгоградской области[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Каргапольцев С. Черкесов Андрей Михайлович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 31 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Черкесов Андрей Михайлович: инженер, ценой жизни восстановивший мост. Российское информационное агентство «Победа РФ». Дата обращения: 31 мая 2025.
  3. Черкесов Андрей Михайлович. Министерство культуры и туризма Тульской области. Дата обращения: 6 июня 2025.

Ссылки