Васильев, Александр Антонович
| Александр Антонович Васильев | ||||
|---|---|---|---|---|
![]() | ||||
| Дата рождения | 1888 год | |||
| Место рождения | неизвестно | |||
| Дата смерти | 6 марта 1943 | |||
| Место смерти | неизвестно | |||
| Принадлежность |
|
|||
| Награды и премии |
|
|||
Алекса́ндр Анто́нович Васи́льев (1888, неизвестно — 6 марта 1943, неизвестно) — начальник мостопоезда № 29. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны I степени и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Васильев Александр Антонович родился в 1888 году в семье железнодорожника. Получив образование в Борисоглебском техническом училище (по состоянию на 2025 год — Борисоглебский политехнический колледж) в 1912 году, Александр Антонович начал трудовую карьеру техником на строительстве железнодорожной магистрали Ростов — Лихая, а затем участвовал в создании железнодорожной линии Прохладная — Гудермес[1][2].
В годы Первой мировой войны Александр Васильев занимался строительством железнодорожной линии Лихая — Родаково в Донбассе, а также участков Чудово — Волхов и Будогощь — Сонково — Рыбинск. После завершения войны Александр Антонович продолжил трудовую карьеру, участвуя в строительстве железнодорожной линии неподалеку от Одессы. С 1921 года занимал должность инженера в Управлении железной дороги в Киеве, параллельно получая высшее образование в строительном институте. В 1928 году переехал из Киева в Саратов, где принимал участие в строительстве железнодорожной линии Саратов — Лихая — Миллерово, а в 1931-1932 годах — железнодорожной линии Тула — Сухиничи[1].
К началу Великой Отечественной войны Александр Васильев, обладая богатым опытом в сфере строительства железнодорожных мостов, предложил новаторскую идею — создание «мостопоездов» для оперативного восстановления разрушенных объектов. Ему было поручено восстановить железнодорожный мост в кратчайшие сроки, и благодаря применению электросварки Александр Антонович выполнил задачу вдвое быстрее. Также Александр Васильев внедрил использование гидродомкратов, что значительно ускорило подъём разрушенных пролётов[1].
Впоследствии Александр Антонович возглавил мостопоезд № 29, занимавшийся восстановлением железнодорожных мостов на Юго-Западном фронте и под Сталинградом. За успешное восстановление более десятка крупных железнодорожных мостов был награждён орденом Отечественной войны I степени[1].
В декабре 1942 года мостопоезд № 29 под руководством Александр Васильева прибыл на строительство железнодорожного моста через Дон у хутора Ложки, разрушенного отступающими немецкими войсками. Несмотря на сложность задачи и ограниченные сроки, железнодорожный мост был восстановлен в рекордно короткое время, благодаря новаторским решениям Александра Антоновича и его команды[1].
6 марта 1943 года, во время испытания восстановленного железнодорожного моста, произошёл вражеский авианалёт, в результате которого Александр Васильев и многие другие строители погибли. Несмотря на трагические потери, железнодорожный мост через Дон был восстановлен и стал первым крупным восстановленным сооружением в ходе Великой Отечественной войны[1].
Изначально Александр Антонович был похоронен на месте смерти, у берегов нынешнего Цимлянского водохранилища, неподалеку от братской могилы красноармейцев. В период с 1949 по 1950 год, при строительстве Цимлянской ГЭС, братскую могилу строителей, павших в 1943 году, перенесли в центр хутора Логовский, расположенного в Калачёвском районе Волгоградской области. На обелиске, воздвигнутом в 1943 году, высечена надпись: «Здесь покоятся Герои Социалистического Труда А. А. Васильев и A.M. Черкесов»[1].
За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Васильеву Александру Антоновичу посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Орден Отечественной войны I степени (13 сентября 1943 года)[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Каргапольцев С. Васильев Александр Антонович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 23 февраля 2025.
- ↑ Герои труда военных лет 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.
- ↑ Герои стальных магистралей. Книга 3. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 376 с.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1888 году
- Умершие 6 марта
- Умершие в 1943 году
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники Великой Отечественной войны
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Проверенная статья
