Халлю (корейская волна)
Халлю́ (кор. 韓流, кит. 韓流, роман. Hallyu) — популяризация корейской культуры и быстрый рост южнокорейской экономики начиная с 1990-х годов и по XXI век[1]. «Халлю», или же корейская волна принесла огромные доходы корейскому бюджету. Халлю продолжает укреплять свои позиции и набирать популярность в Азии, Океании, Северной Америке, Латинской Америке, Европе и Ближнем Востоке.
Увеличившийся интерес к Южной Корее охватывает различные области, включая музыку, кино, корейские сериалы, онлайн-игры и гастрономию. Халлю символизирует экспорт культурных продуктов, развлекательных программ, телевизионных шоу и фильмов на международный рынок[2].
Происхождение термина
Существует несколько версий по возникновению термина:
- В 1991 году создан специальный фонд для распространения знаний о Корее и её культуре, и развития отношений с международным сообществом.
- Китайские журналисты дали название феномену, после всплеска интереса китайских женщин (домохозяек) к корейским дорамам.
Культурологи считают, что важной отправной точкой для «Халлю» стали слова президента Южной Кореи Ким Ён Сама, который в 1994 году «определил культурную индустрию как важное направление развития». После азиатского финансового кризиса 1997 года экспорт культуры как товара приобрёл особое значение[3].
Телесериалы и их распространение
В 1997 году Южная Корея пострадала от экономического кризиса и её вера в процесс промышленной модернизации находилось под угрозой, так называемой «социальное» движение распространилось по стране, и его представители увидели, как преодолеть кризис привлечения инвестиций в шоу-бизнес[4][5]. Отрасль с высокими дивидендами.
В 1999 году начали поступать новости о зарождении моды «Халлю» в Китае, Тайване, Вьетнаме, Гонконге и других азиатских странах. Корейские сериалы (дорамы) начали распространяться по всей Азии и приобрели популярность в Японии, Китае и Юго-Восточной Азии. Постепенно распространение началась на Европу и Северную Америку. Netflix способствовал глобальному продвижению корейских сериалов[2].
Аспекты распространения
Феномен Халлю также включает распространение иных аспектов корейской культуры, таких как национальная кухня, одежда, видеоигры, литература и язык. Южная Корея добилась включения рецептов кимчи в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[6].
Отношение в Европе
Благодаря YouTube и социальным сетям наблюдается большой интерес к европейским K-pop и корейским дорамам. В 2011 году фанаты K-pop со всей Европы устроили флеш-толпу в Лувре, требуя повторного тура SM в Париже, и билеты на последний концерт распроданы за 15 минут. Во время флешмоба фанаты K-pop танцевали под песню Super Junior «Sorry». Демо оказалось успешным, потому что SM Entertainment решили дать ещё один концерт.
В результате более 14 000 человек собрались на живой концерт в концертном зале «Зенит» в Париже 10 и 11 мая. Актёры и звёзды Hallyu Чан Гон Сок, Ли Джанки и Ли Мин Хо из K-pop группы EXO, в России, Казахстане и Украине, а также группа BTS стали популярными представителями[7].
Влияние на экономику
Халлю оказало огромное влияние на ВВП Кореи. С тех пор, как K-pop стал популярным на Западе, экономика Южной Кореи процветает. Большой процент слушателей и покупателей — жители Запада, поэтому огромные доходы зависят от западных стран. До 1960-х годов Южная Корея являлась пустынной, преимущественно сельскохозяйственной развивающейся страной, ВВП которой, по данным Всемирного банка, в 1960 году составлял всего 3,985 миллиарда долларов.
С развитием и постепенным распространением корейской поп-культуры, в 2021 году она заняла 11-е место по объёму мирового ВВП, составив 1,74 трлн долларов. В XXI веке халлю это не только дорамы и K-pop, это корейская косметика, популяризация блюд быстрого питания (рамён, токпокки) и традиционной кухни, популяризация корейского автопрома (машины марки Hyundai и Kia) и электроники (LG и Samsung)[2].
Примечания
- ↑ Халлю: как и почему южнокорейское кино и кей-поп стали такими популярными . Московская школа кино (2023-20-12). Дата обращения: 2024-27-11.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Рыбальская В.В. Халлю: интеграция южнокорейской культуры в мировой рынок // Корееведение в России: направление и развитие. — 2022. — № 2. — С. 16—24. — ISSN 2713-3249.
- ↑ Crystal S. Anderson, Young Eun Chae, Hyejung Ju, Jennifer Jung-Kim, Chuyun Oh, Myoung-Sun Song, Sherri L. Ter Molen, John Walsh. The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context (англ.) / Yasue Kuwahara. — Palgrave Macmillan, 2014. — 252 p. — ISBN 978-1137350275.
- ↑ John Lie. K-Pop: Popular Music, Cultural Amnesia, and Economic Innovation in South Korea (англ.). — University of California Press, 2015. — P. 248. — 248 p.
- ↑ John Walsh. Hallyu as a Government Construct: The Korean Wave in the Context of Economic and Social Development (eng) // The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context : Book. — 2014. — February. — С. 13—31. — doi:10.1057/9781137350282_2.
- ↑ Корейское кимчи включено в список культурного наследия ЮНЕСКО (неопр.) (2015-21-11). Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ K-Pop Invades Europe (англ.). The Chosun Ilbo (13 июня 2013). Дата обращения: 1 декабря 2024.