Фабельманы
Фабельманы | |
---|---|
англ. The Fabelmans | |
Жанр |
драма история взросления |
Режиссёр | Стивен Спилберг |
Продюсер |
Стивен Спилберг Тони Кушнер Кристи Макоско Кригер |
Автор сценария |
Стивен Спилберг Тони Кушнер |
В главных ролях |
Гэбриел Лабелль Мишель Уильямс Сет Роген Пол Дано Джулия Баттерз |
Оператор | Януш Камински |
Композитор | Джон Уильямс |
Художник-постановщик | Рик Картер |
Кинокомпания | Amblin Entertainment |
Дистрибьютор | Universal Pictures |
Сборы | 45 629 630 $ |
Год | 2022 |
«Фабельма́ны» — автобиографическая драма, в основе сюжета которой лежит история детства и юношества режиссёра и сценариста Стивена Спилберга. Режиссёр в кинокартине рассказал довольно простую историю о том, как полюбил кино[1].
Премьера картины состоялась 10 сентября 2022 года на кинофестивале в Торонто, где фильм стал обладателем главного приза — зрительских симпатий. Картина также победила в номинациях «Лучший фильм — драма» и «Лучшая режиссура» премии «Золотой глобус». Проект с бюджетом $60 млн собрал в США только $16 млн и $9 млн за рубежом[2].
История и съёмки
Экранизировать собственное детство Стивен Спилберг хотел как минимум последние 20 лет. Первую версию сценария ещё в 1999 году написала сестра кинематографиста Энн Спилберг, но тогда фильм так и не запустился. Стивен Спилберг и Тони Кушнер обговаривали идею создания фильма много лет, но писать сценарий начали только во время пандемии коронавируса в 2020 году. Во время локдауна Спилберг и Кушнер работали дома, каждый у себя, и закончили сценарий за два месяца. Называть кино «Спилберги» режиссёр счёл нескромным, поэтому подобрал главным героям звучную фамилию Фабельманы[1].
«„Фабельманы“ — способ вернуть своих родителей. К тому же благодаря этому фильму мы с сёстрами стали значительно ближе. Думаю, что только ради этого его стоило снимать».— Стивен Спилберг
Спилберг снял очень камерное кино с весьма сложным — по принципу «матрёшки» — строением. Съёмки фильма начались в 2021 году в Лос-Анджелесе[3].
Во время съёмок актёрам был предоставлен доступ к семейным архивам Спилбергов, чтобы они могли точнее изобразить своих прототипов. Часть украшений и одежды для съёмок были предоставлены режиссёром из архивов своей семьи[1].
Художник-постановщик Рик Картер рассказал, что Спилберг сделал наброски декораций и раскадровки из фильмов своего детства, насколько он помнил. Затем съёмочная команда воплотила их в жизнь, используя то же оборудование, которым он пользовался в подростковом возрасте[3].
В сценах, в которых Сэм снимает фильмы на 8-миллиметровую плёнку, были воссозданы фильмы, которые сам Спилберг снимал в детстве. Это также возможность новому поколению познакомиться с процессом ручного монтирования фильмов[1].
«Цифровая эпоха прекрасна, мы все работаем в ней сейчас и извлекаем пользу. Но я скучаю по запаху целлулоида, по порезам на руках из-за работы на стыковочном станке. Это те моменты, на которых мы [поколение режиссеров] выросли».— Стивен Спилберг
Композитором фильма стал Джон Уильямс — известный голливудский композитор, пятикратный лауреат «Оскара» за лучший саундтрек. Для режиссёра и композитора этот фильм стал двадцать девятым совместным проектом[3].
Сюжет
Главный герой фильма — Стивен Спилберг, которого в картине зовут Сэм Фабельман. Зимний вечер 1952 года в Хэддон Тауншип, Нью-Джерси. Митци и Бёрт Фабельман ведут своего шестилетнего сына Сэмми в кинотеатр на его первый фильм — «Величайшее шоу мира». Мать и отец по разному рассказывают сыну о том, что такое искусство кино. Мальчик поражён сценой крушения поезда, Сэмми просит макет декораций для Хануки и разбивает его. Мать, понимая намерения сына, разрешает ему снять ещё одну сцену крушения, используя 8-миллиметровую камеру отца. Сэмми влюбляется в кинематограф и начинает снимать регулярно, привлекает к съёмкам своих младших сестёр Реджи, Натали и Лизу. Из‑за отца, меняющего работу, семья часто переезжает. В 1957 году они переезжают в Финикс, штат Аризона и друг семьи — Бенни Лоуи с ними.
Сэмми подрастает и продолжает снимать фильмы со своими друзьями в отряде бойскаутов. Семья Фабельманов и друг семьи — Бенни — отправляются в поход. Сэмми снимает на память их отдых. Бёрт предоставляет Сэмми разное оборудование для монтажа фильмов и просит его сделать из отснятого в походе материала фильм, чтобы подбодрить Митци Фабельман, которая переживает смерть матери. Сэмми высказывается против, но отец утверждает, что домашнее видео важнее.
На следующее утро Фабельманов неожиданно навещает дядя Митци Борис, в прошлом укротитель львов и работник киноиндустрии. Вечером он беседует с Сэмми о роли семьи и увлечения, а также о противоречиях этих сфер. После беседы молодой человек начинает редактировать фильм о походе. В отснятом материале случайно находит доказательство того, что мать и Бенни испытывают друг к другу чувства. Сэмми приходит в ярость. Начинается протестное поведение сына по отношению к матери и Бенни. Между Сэмми и Митци разгорается ссора, мать в порыве гнева сильно бьёт сына по спине. Сэмми показывает матери кадры домашней съёмки, но обещает сохранить это в тайне.
Бёрт получает повышение на работе, и его семья вынуждена снова сменить местожительства. Семья перезжает в Саратогу, штат Калифорния. Бенни остаётся в Финиксе, и дарит Сэмми новую кинокамеру. Переехав в новый район и новую школу Сэмми становится объектом буллинга. Ученики Логана и Чеда проявляют открыто антисемитские взгляды. У Сэмми зарождаются романтические отношения с девушкой Моникой. Во время ужина с Фабельманами Моника предлагает Сэмми снять их выпускной на пляже. Сэмми раздумывает над предложением девушки, но позже соглашается. Одним из мотивов согласия стало то, что у отца Моники есть 16-мм камера «Аррифлекс», которую он может позволить использовать для съёмок выпускного дочери.
Митци и Бёрт переезжают из арендованного дома в только что купленный и объявляют о своём разводе. На выпускном вечере Сэмми признаётся Монике в своих чувствах и просит её поехать с ним в Голливуд после окончания школы. У девушки есть свои собственные планы на жизнь, она планирует продолжить учёбу в Техасском университете. Молодые люди расстаются. Показывают подготовленный фильм о выпускном, он получает признание сверстников. Бывший недруг Логан встречается с Сэмми, он смущён своим положительным образом в фильме. Чед, наоборот из-за не весьма положительного взгляда на себя в фильме, нападает на Сэмми, Логан помогает главному герою. Митци и Сэмми говорят о своём будущем. Мать признаётся, что не может отказаться от своей любви к Бенни, и советует сыну не отказываться от своей любви к кинематографу.
Проходит год, Сэмми живёт с Бёртом в Голливуде, учится в школе. Он параллельно с учёбой ищет работу, связанную с кинематографом. Юноша пишет во все голливудские кино- и телекомпании в поисках любых возможностей трудоустройства, но ответов не получает, от отчаяния он хочет бросить колледж. Отец, который без особой радости относится к увлечению сына, всё же советует продолжать идти своим путём, если это сделает его счастливым. Такие мысли приходят Бёрту, после увиденной фотографии бывшей жены с Бенни и счастливых дочерей. Сэмми получает письмо от телеканала CBS, который предлагает ему работу и идёт на встречу с руководителем студии. Случается судьбоносная встреча Сэмми с режиссёром Джоном Фордом. Ас режиссуры даёт Сэмми несколько ёмких советов по кадрированию. Воодушевлённый, Сэмми идёт по студийному заднику, в то время как камера кадрирует горизонт по центру, противореча совету Форда. И в конце следует совету — кадрирует горизонт в самом низу[4][5].
Актёрский состав
Актёрский состав[6]:
- Гэбриел Лабелль — Сэмми Фабельман.
- Матео Зорина Фрэнсис-Дефор — Сэмми в детстве.
- Мишель Уильямс — мать Сэмми и Энн.
- Сет Роген — Бенни.
- Пол Дано — Бёрт Фабельман, отец Сэмми и Энн.
- Джулия Баттерз — Энн Фабельман, сестра Сэмми.
- Оакс Фегли — Чад Томас.
- Гэбриел Бейтман — Роджер.
- Николас Канту — Харк.
- Сэм Рекнер — Логан.
- Джадд Хирш — Борис Шилдкраут, дядя Сэмми.
- Робин Бартлетт — Тина Шилдкраут.
- Хлоя Ист — Моника Шервуд.
- Изабель Кусман — Клаудия.
- Джинни Берлин — Хадасса Фабельман.
- Коннор Триннир — Фил Ньюхарт.
- Купер Додсон — Тёрки.
- Густаво Эскобар — Сэл.
- Лейн Фактор — Дин.
- Стивен Мэттью Смит — Анджело.
- Кили Карстен — Натали Фабельман.
- Калама Эпштейн — Барри.
- Чандлер Лоувелл — Рене.
- Грег Гранберг — Берни Файн.
- Дэвид Линч — Джон Форд.
- София Копера — Лиза.
- Жан Хоаг — Нона.
Критика и отзывы
Премьера «Фабельманов» состоялась в сентябре на фестивале в Торонто, где была восторженно принята публикой и прессой. Среди тех, кто признал фильм лучшим, члены Национальной гильдии рецензентов, критики Нью-Йорка, Вашингтона, Палм Спрингс, Торонто, то есть наиболее влиятельные и представительные профессиональные сообщества[7].
На момент публикации Rotten Tomatoes собрали более 100 рецензий на «Фабельманов» и получил 95 % оценок критиков. Он также получил 90 % положительных отзывов зрителей.
Дэвид Симс из The Atlantic похвалил «The Fabelmans» за то, что они опровергли ожидания и не слишком полагались на трогательную предпосылку. «Зрители, ожидающие увидеть волнующие детские мемуары о силе кино, могут быть удивлены тем, насколько горько-сладкой и сырой оказывается история на самом деле», — сказал Симс. «Но именно эта уязвимость делает фильм триумфальным».
Кэти Уолш из The Spokesman-Review разделила энтузиазм Симса, назвав фильм «Игривыми, честными и, в конечном счёте, добрыми детскими воспоминаниями, которые извлекают универсальные уроки из своей специфики». Между тем, Дэвид Гонсалес из «Reel Talk» также был неизменно позитивен, написав: «Стивен Спилберг создаёт уязвимое и трогательное саморефлексивное исследование „Фабельманов“. Это серьёзные часы семейной динамики, брака и безграничной силы кино и искусства»[8].
Кинокритик Артур Завгородний отмечает, что «„Фабельманы“ — драма ностальгическая, сентиментальная, но не сенсация. Пожалуй, это самое откровенное высказывание режиссёра. И вместе с тем конфликт физиков и лириков трогает меньше, чем другие спилберговские картины»[3].
Награды и номинации
Награды и призы[9]:
Список наград и номинаций | ||||
---|---|---|---|---|
Кинопремия | Дата церемонии | Категория | Номинант(ы) | Результат |
Кинофестиваль в Торонто | 2022 | Приз зрительских симпатий | Стивен Спилберг | Победа |
Премия Национального совета кинокритиков США | 2022 | Топ-10 фильмов года | «Фабельманы» | Победа |
Лучший режиссёр | Стивен Спилберг | Победа | ||
Прорывная мужская роль | Гэбриел Лабелль | Победа | ||
Золотой глобус | 2023 | Лучший фильм — драма | «Фабельманы» | Победа |
Лучший режиссёр | Стивен Спилберг | Победа | ||
Лучшая актриса в драматическом фильме | Мишель Уильямс | Номинация | ||
Лучший сценарий | Стивен Спилберг и Тони Кушнер | Номинация | ||
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | ||
Оскар | 2023 | Лучший фильм года | Кристи Макоско Кригер, Стивен Спилберг, Тони Кушнер | Номинация |
Лучший режиссёр | Стивен Спилберг | Номинация | ||
Лучшая женская роль | Мишель Уильямс | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Джадд Хирш | Номинация | ||
Лучший оригинальный сценарий | Стивен Спилберг и Тони Кушнер | Номинация | ||
Лучшая оригинальная музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | ||
Лучшая работа художника-постановщика | Рик Картер и Карен О’Хара | Номинация | ||
BAFTA | 2023 | Лучший оригинальный сценарий | Стивен Спилберг и Тони Кушнер | Номинация |
Премия Гильдии киноактёров США | 2023 | Лучший актёрский ансамбль | «Фабельманы» | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Пол Дано | Номинация | ||
Премия Гильдии режиссёров США | 2023 | Лучшая режиссура театрального художественного фильма | Стивен Спилберг | Номинация |
Премия Гильдии сценаристов США | 2023 | Лучший оригинальный сценарий | Стивен Спилберг и Тони Кушнер | Номинация |
AFI Awards | 2023 | Лучший фильм года | «Фабельманы» | Победа |
Давид ди Донателло | 2023 | Лучший зарубежный фильм | Стивен Спилберг | Победа |
Грэмми | 2024 | Лучший саундтрек для визуальных медиа | Джон Уильямс | Номинация |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Фабельманы (2022) . Кинопоиск. Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ «Фабельманы»: как Стивен Спилберг и другие режиссеры занимаются самоанализом в кино . Forbes.ru (6 февраля 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Васильева Н. По волнам прошлого: что нужно знать о «Фабельманах» Спилберга // Мост : Журнал. — 2022. — 19 октября.
- ↑ «Фабельманы»: Спилберг вспоминает свое детство — с романтикой и горечью . Кинопоиск (20 декабря 2022). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Забалуев Я. Вселенная Стивена. Спилберг снял грустную драму о собственной юности. Почему она заслуживает всех «Оскаров»? . Lenta.ru (15 декабря 2022). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Фабельманы . Кинорум. Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Стивен Спилберг возвращается в детство в своем новом фильме «Фабельманы» . Российская газета (14 декабря 2022). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Critics Have Seen The Fabelmans And This Is What They're Saying // Looper. — 2022. — 16 ноября.
- ↑ Фабельманы (2022) . Кino-teatr.ru. Дата обращения: 11 сентября 2004.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы — лауреаты премии «Золотой глобус» за лучший фильм — драма
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Фильмы США 2022 года
- Фильмы Стивена Спилберга
- Сценарии и сюжеты Стивена Спилберга
- Фильмы по сценариям Тони Кушнера
- Фильмы о съёмках
- Фильмы-драмы США
- Фильмы-драмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы о детях
- Фильмы Universal Pictures
- Фильмы Amblin Entertainment
- Фильмы с музыкой Джона Уильямса