Усть-Кут

Усть-Кут — город районного значения в Иркутской области, расположенный в месте слияния рек Лены и Куты. Этот населённый пункт с населением более 40 тысяч жителей служил важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока[1]. Через него проходили маршруты многих известных первопроходцев и исследователей. Сегодня это крупный транспортный узел, включающий железнодорожные, речные, автомобильные и воздушные пути сообщения.

Город
Усть-Кут
Флаг Усть-Кута Герб Усть-Кута
Флаг Усть-Кута Герб Усть-Кута
56°48′00″ с. ш. 105°50′00″ в. д. / 56.80000° с. ш. 105.83333° в. д. / 56.80000; 105.83333 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Субъект Федерации Иркутская область
Муниципальный район Усть-Кутский
Городское поселение Усть-Кутское
Глава Кокшаров Евгений Владимирович
История и география
Основание 1631
Первое упоминание 1628
Прежние названия Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог),
село Усть-Кутское
Город с 1954
Площадь 56 км²
Высота центра 291 м
Часовой пояс UTC+8:00
Население
Население 35478 человек (2021)
Плотность 659,25 чел./км²
Население агломерации 41633
Национальности русские (93 %), украинцы (2 %)
Катойконим устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 39565
Почтовый индекс 66678х, 666791, 666793

admustkut.ru

Усть-Кут (Россия)
Точка
Усть-Кут
Red pog.svg
Москва
Усть-Кут (Иркутская область)
Orange pog.svg
Иркутск
Точка
Усть-Кут

Географическое положение

Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области. Поселение находится на Лено-Ангарском плато, окружённом покрытыми тайгой холмами. Рельеф местности сильно расчленён, с абсолютными высотами от 270 до 757 метров над уровнем моря.

Город вытянут вдоль рек Лены и Куты, преимущественно по левобережью. Протяжённость Усть-Кута с запада на восток по прямой линии составляет около 28 км, по руслам рек — около 34 км (исключая село Туруку).

Непосредственно на территории находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Также в окрестностях разведаны месторождения нефти и природного газа, что подчёркивает геологическую значимость региона[2].

Климатические условия

Климат Усть-Кута резко континентальный, с суровыми продолжительными зимами и коротким тёплым летом. Средняя температура января составляет -25 °C, июля — +17 °C. Абсолютный минимум температуры достигал -53,7 °C, максимум — +36,7 °C.

Годовое количество осадков варьируется от 350 до 500 мм, большая их часть выпадает в тёплый период. Для межсезонья характерны резкие перепады температур и градобития.

Суровые климатические условия накладывают отпечаток на жизнь города и его экономику. Из-за продолжительной зимы сокращается период навигации на реках, усложняется работа транспорта и строительство. В то же время, обилие снега зимой позволяет функционировать автозимникам, связывающим Усть-Кут с труднодоступными северными районами[2].

История города

Первые русские поселенцы появились в устье реки Куты в конце 1620-х годов. В 1628 году казачий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовье, а в 1631 году отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог, ставший основой для постоянного поселения.

Развитие острога также связано с именем Ерофея Хабарова, который в 1630-х годах основал здесь солеварню, завёл пашню и организовал ямскую гоньбу. Отсюда снаряжались экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова, Степана Крашенинникова и других исследователей.

До конца XIX века Усть-Кут оставался местом политической ссылки. Здесь отбывали наказание участники польского восстания 1863 года и члены различных антиправительственных группировок. Осенью 1900 года в село был сослан Лев Троцкий.

Новый этап в истории начался в 1920-30-е годы с началом индустриализации. В 1926 году село стало центром вновь образованного Усть-Кутского района, а в 1943 году получило статус рабочего посёлка в связи со строительством Осетровского речного порта. В 1954 году поселению был присвоен статус города.

Усть-Кут сыграл значительную роль в истории Байкало-Амурской магистрали. В 1974 году он был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки, а в 1975 году здесь был возведён единственный на БАМе железнодорожный мост через Лену[3].

Экономическое развитие

Основными отраслями промышленности Усть-Кута являются добыча полезных ископаемых, деревообработка и теплоэнергетика.

Одной из самых крупных в регионе считается «Иркутская нефтяная компания», которая уже более 20 лет занимается добычей и транспортировкой углеводородов. За 2023 год добыча составила 8,1 млн. тонн нефти и газового конденсата, а накопленный объём за весь период эксплуатации месторождений — более 78 млн. тонн[4].

Лесная промышленность представлена компаниями OOO «ТИМБЕР ТРАНС», ООО «Леналессервис» и ЗАО «Велес», которые занимаются заготовкой и переработкой древесины. Значительная часть добываемых ресурсов экспортируется в другие регионы России и Китай, принося доход в бюджет города и области.

Наряду с крупными предприятиями, активно развивается малый и средний бизнес. По состоянию на 2008 год, в городе действовало 160 малых предприятий, на которых было занято более 3 тысяч человек. Основные сферы деятельности малого бизнеса — торговля, транспорт и услуги[5].

Транспортная сеть

Основой транспортной инфраструктуры города является Осетровский речной порт, в прошлом — крупнейший в СССР. Предприятие обеспечивает перевалку грузов на север и связывает Усть-Кут с труднодоступными районами Иркутской области и Якутии.

Железнодорожное сообщение осуществляется через станции Лена, Усть-Кут и Якурим, обеспечивая связь населённого пункта с Транссибирской магистралью и БАМом[2]. В 1975 году был введён в эксплуатацию уникальный железнодорожный мост через Лену, что позволило наладить круглогодичное сообщение.

Авиасообщение осуществляется через аэропорт, расположенный в 10 км к северу от населённого пункта. Регулярные рейсы выполняются до Иркутска и Красноярска.

Автомобильный транспорт связывает с федеральной сетью автодорог через трассу А331 «Вилюй». Зимой действует крупнейший автозимник до Мирного в Якутии.

Культурные учреждения

Усть-Кутский исторический музей, основанный в 1980 году как филиал Иркутского областного краеведческого музея, располагает экспозициями, посвящёнными истории края с древнейших времён до наших дней. В музее представлены археологические находки, материалы о быте и традициях местного населения, а также работы художников, фотографов и народных умельцев — членов Народного любительского творческого объединения «Даван». Особое внимание уделяется периоду строительства Байкало-Амурской магистрали.

В городе действуют несколько библиотек: Центральная детская библиотека, Усть-Кутская межпоселенческая библиотека и Современная гуманитарная библиотека. Они предоставляют доступ к литературе и служат площадками для проведения культурных мероприятий, выставок и встреч с писателями.

Сеть культурно-досуговых учреждений включает Дом культуры «Речники» (введён в эксплуатацию в 1968 году), районный культурно-досуговый центр «Магистраль», городской культурно-библиотечный центр «Геолог» (основан в 1971 году), межпоселенческий культурно-досуговый центр «Мостостроитель» (основан в 1979 году) и культурно-досуговый центр «Карпово». В этих учреждениях проводятся фестивали, праздники, концерты, выставки, работают кружки художественной самодеятельности[6].

Образование и наука

В городе действует около 40 детских садов, 10 общеобразовательных школ и лицей, обеспечивающие получение среднего образования.

Профессиональное образование представлено несколькими учебными заведениями, в том числе Усть-Кутским институтом водного транспорта, промышленным техникумом и частным техникумом ИГТК. Они готовят специалистов для ключевых отраслей экономики города — транспорта, промышленности, сферы обслуживания.

Важную роль в популяризации науки и привлечении молодёжи к исследовательской деятельности играет Народное любительское творческое объединение «Даван» при Усть-Кутском историческом музее. Оно объединяет местных краеведов, художников и фотографов, занимающихся изучением и сохранением культурного наследия края[7].

Экология и окружающая среда

Герб города Усть-Кута (2009)
Полёт над городом Усть-Кутом. Вид на реку Лену

Усть-Кут, являясь крупным промышленным и транспортным центром, сталкивается с рядом экологических проблем. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы промышленных предприятий и автотранспорта. Особенно остро эта проблема стоит в зимний период из-за выбросов многочисленных котельных и печного отопления частного сектора.

Загрязнение рек Лены и Куты происходит в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями и коммунальными службами, а также утечек нефтепродуктов при транспортировке. Это наносит ущерб речным экосистемам и негативно влияет на качество воды.

Вырубка лесов в окрестностях, связанная с деятельностью лесозаготовительных предприятий, приводит к сокращению биоразнообразия и нарушению экологического баланса. Отсутствие эффективной системы управления отходами также способствует загрязнению почв и грунтовых вод.

Здесь отмечается повышенный уровень загрязнен

ия атмосферного воздуха бензапиреном, формальдегидом, диоксидом азота и взвешенными веществами. По данным Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в городе характеризуется как очень высокий[8].

Современные вызовы и проекты

Усть-Кут стоит на пороге важных изменений, направленных на модернизацию городской инфраструктуры и развитие экономики. Одним из ключевых проектов является реконструкция и расширение Осетровского речного порта, что позволит увеличить его пропускную способность и привлечь новых инвесторов.

В сфере промышленности планируется строительство двух крупных деревоперерабатывающих заводов. Эти предприятия не только создадут

новые рабочие места, но и будут способствовать развитию лесной отрасли в регионе. Ещё одним перспективным проектом является возможное строительство целлюлозно-бумажного комбината в Усть-Кутском районе при участии китайских инвесторов.

Городские власти также уделяют внимание внедрению инновационных технологий и повышению качества жизни горожан. В планах — развитие системы «умного города», предполагающей использование цифровых сервисов для управления коммунальным хозяйством, транспортом и другими сферами городской жизни. Особое внимание уделяется энергосбережению и использованию экологически чистых технологий[9].

Примечания

Ссылки