Тукай, Габдулла

Материал из «Знание.Вики»
Габдулла Тукай
Габдулла Тукай, 1912 год
Габдулла Тукай, 1912 год
Имя при рождении Габдулла Мухамедгарифович Тукаев
Дата рождения 26 апреля 1886(1886-04-26)
Место рождения деревня Кошлауч, Казанский уезда, Казанской губернии
Дата смерти 15 апреля 2013(2013-04-15) (126 лет)
Место смерти Клячкинская больница, 1-я полицейская часть Казани, Казань, Казанский уезд, Казанская губерния
Род деятельности Поэзия
Годы творчества 1907-1913
Направление поэзия, журналистика
Язык произведений татарский, русский

Габдулла́ Тука́й — выдающийся татарский поэт и литературный классик, родился 26 апреля 1886 года, в деревне Кошлауч, на территории Больше-Менгерской волости, Казанского уезда, Казанской губернии. Его влияние на историю и культуру татарского народа нельзя переоценить. Тукай является создателем национального культурного кода и считается классиком татарской поэзии. Многие писатели наследовали его творчество и рассматривали его как своеобразного наставника. В честь поэта был назван один из районов республики Татарстан. Имя поэта присвоено международному аэропорту Казани, Татарской государственной филармонии в Казани. Татарский поэт Габдулла Тукай прожил 26 лет. За это время он создал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил ряд работ о татарском фольклоре. Поэт познакомил жителей Татарстана с творчеством Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого театров. В Татарстане учреждена ежегодная Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, и каждый год в день рождения поэта — 26 апреля узнаём имена очередных лауреатов — писателей, музыкантов, художников. Центральная площадь и одна из улиц древней Казани названы именем Тукая[1].

Детство и юность

Габдулла Тукай родился в деревне Кошлауч 26 апреля 1886 года. Его отец скончался, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Через четыре года его мать тоже ушла из жизни, оставив его без родителей. Однако, его отчим не взял на себя обязанности по воспитанию, поэтому дедушка — мулла Зиннатулла — стал единственным старшим, заботившимся о нём.

Жизнь юного Габдуллы никак не могла называться лёгкой. Но дед нашёл выход из этой ситуации и решил отправить внука в Казань, в надёжные руки приёмной семьи. К сожалению, через два года родители-усыновители заболели и были вынуждены вернуть Габдуллу обратно.

В возрасте шести лет Габдуллу усыновил крестьянин из соседней деревни. В этих новых условиях мальчик был принят очень тепло, его любили и относились к нему, как к родному. Кроме того, здесь он получил образование, научился грамоте. Через три года его отыскала сестра его отца, Газиза Усманова, и забрала его к себе в Уральск. В Уральске Габдулла поступил в школу, при Медресе «Мутыгия». Преподавателем в этом учебном заведении был имам и просветитель Мутыгулла Тухватуллин. Вскоре Габдулла овладел арабским, персидским и турецким языками, а также изучил русский язык и познакомился с западно-европейскими языками. У преподавателя была огромная библиотека, которая включала не только религиозные книги, но и художественную литературу, научные издания. Вместе со своими сокурсниками он даже издавал рукописные газеты и журналы[2].

Жизнь и творчество

В 1907 году Габдулла Тукай переехал в Казань, где его целью стало получение образования и занятия литературой. Он активно занимался литературой, публиковал свои стихи и прозу, а также выпускал собственные книги.

Михаэль Фридерих, немецкий учёный, приехавший в Казань, детально изучил доступные свидетельства и воспоминания о Тукае. Он обнаружил печальную историю о судьбе молодого поэта, который стремился стать революционером в татарской культуре. Тукай быстро влился в литературные круги Казани и подружился с молодёжью, объединившейся вокруг газеты «Аль-ислах». В этот период Тукай уделял много внимания сатирико-юмористическим журналам «Яшен». Его стихотворения, такие как «Осенние ветры», «Дача» и «Чего не хватает сельскому люду», свидетельствовали о его искренней симпатии к современникам-борцам за народное дело. Стихотворение «Татарская молодёжь» также было пропитано чувством исторического оптимизма. В своих стихах и статьях, опубликованных в 19111912 годах, Тукай описывал впечатления от посещения сёл своей малой родины, фиксируя реальность с позиции народного представителя[3].

Несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, Тукай совершил ряд путешествий в течение 1911 — 1912 годов, которые имели для него большое значение. Во время одной из таких поездок в мае 1911 года он побывал в Астрахани, где познакомился с жизнью Поволжья. Здесь он остановился у своего друга, поэта Сагита Рамиева, и встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наджаф оглы Наримановым. Весной 1912 года он совершил более крупное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встретился с Мажитом Гафури, а в Петербурге — с Муллануром Вахитовым, выдающимся революционером.

В начале 1913 года здоровье Тукая резко ухудшилось, но это не помешало ему продолжать писать. Произведения последних месяцев его жизни — «Первое дело по пробуждении», «По случаю юбилея», «Два напоминания», стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем» и «Мороз» — являются настоящими шедеврами, которые выражают его патриотические чувства и глубокое осмысление истории своей родины. Тукай почти всегда упоминал Толстого в своих стихах и возвышал заслуги учёного и мыслителя Марджани. За всем своим творчеством он оставил наследие великого народного поэта, гражданина, который глубоко понимал историческую судьбу своей родины.

Поэт ушёл из жизни 15 апреля 1913 года в расцвете своего таланта. Газеты Казани писали, что с уходом Тукая татары потеряли величайшего национального поэта. Его вклад в развитие татарской литературы, особенно в контексте реализма и народности, был огромным. Он переосмыслил историю и культуру своего народа, что стало великим достижением художника, которое удалось благодаря его связи с русской культурой и реалиями России. Тукаевские традиции стали одним из ключевых идейно-эстетических факторов и источников для дальнейшего развития татарской литературы. Значение Тукая заключается в том, что он смог переосмыслить историю и культуру своей нации, что является великим достижением и позволило ему стать великим народным поэтом[4].

Произведения

  • «О свободе».
  • «Паразитам», «Государственная дума».
  • «Что рассказывают шакирды…», «Не уйдём!», поэма «Шурале».
  • «Жизнь», «Националисты», «Ишан», поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», баллада «Водяная».
  • «Родной язык».
  • «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача».
  • «Чего же не хватает сельскому люду?», «Татарская молодёжь».
  • «Надежды народа…».
  • «Акбай».
  • «Мотылёк»[5].

Примечания

  1. Газизов А. Тукай Габдулла. Культура татарского народа (22 августа 2009). Дата обращения: 22 марта 2024.
  2. Колчерин О. Баранов С. Габдулла Тукай родился в деревне Кошлауч 26 апреля 1886 года.. Красная Весна (28 апреля 2021). Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. Галимуллина А. Ф. Тукай быстро влился в литературные круги Казани и подружился с молодежью, объединившейся вокруг газеты «Аль-ислах».. Большая Российская энциклопедия (18 октября 2022). Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. Гали Х. Биография Габдуллы Тукая. Союз Писателей (26 апреля 2011). Дата обращения: 23 марта 2024.
  5. Сабирзянов Н. Н. Мамина Г. Ф. Творчество Габдуллы Тукая. Молодой учёный (8 апреля 2011). Дата обращения: 23 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!