Сент-Экзюпери, Антуан де

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери
Saint-Exupéry 4.png
Дата рождения 19 июня 1900(1900-06-19)
Место рождения Лион,
Франция
Дата смерти 31 июля 1944(1944-07-31) (44 года)
Место смерти Средиземное море
Гражданство Флаг Франции
Род деятельности литератор, эссеист, профессиональный летчик
Годы творчества 1926—1944
Жанр проза
Язык произведений Французский язык
Награды Военный крест «За боевые заслуги", Орден Почетного легиона

Антуа́н Ма́ри Жа́н-Бати́ст Роже́р де Се́нт-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger vicomte de Saint-Exupéry; 29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944, Средиземное море) — французский литератор, эссеист, профессиональный летчик. Мировую известность получил после выхода книги «Маленький принц»[1]. Владел даром живописца, сочинял стихи, играл на скрипке[2].

Биография

Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе (Франция) в аристократической семье[3]. Он был третьим из пяти детей графа Жана де Сент-Экзюпери. Мать Антуана Мари де Фонсомб также была представительницей древнего провансальского дворянства. Однако аристократическое происхождение не соответствовало фактическому социальному положению семьи: отец занимал скромную должность инспектора в страховой компании. Антуану было всего четыре года, когда скончался его отец, и воспитанием мальчика занималась мать. Детство его прошло в поместье Сен-Морис близ Лиона, принадлежавшем его бабушке.

Большое влияние на сына оказывала мать, высокообразованная и одаренная женщина. С 1909 по 1914 годы Антуан и его младший брат Франсуа учились в иезуитском коллеже Ле-Мана, но с началом Первой мировой войны мать отдала сыновей в католическом коллеже во Фрибуре (Швейцария)[4]. Сент-Экзюпери читал произведения многих французских писателей: Золя, Флобера, Мопассана, Франса; из иностранных авторов предпочитал немецких. В круг его чтения входили труды философов, политиков, мемуаристов, научные статьи, Библия[2].

Получив степень бакалавра, Сент-Экзюпери в 1919 году потерпел неудачу на экзаменах в Эколь Наваль, после чего стал вольнослушателем в Школе изящных искусств на отделение архитектуры Париже, но в 1921 году, привлеченный романтикой летной профессии, бросил занятия архитектурой и записался добровольцем в истребительную авиацию. Он был направлен во 2-й авиаполк в Страсбург солдатом нелётного состава и работал механиком в ремонтных мастерских, одновременно учась управлять самолётом. В конце 1921 года его перевели в Касабланку в 37-ой авиационный полк для совершенствования техники пилотирования. Сент-Экзюпери получил диплом гражданского пилота и звание офицера запаса.

"Если бы вы знали, какое у меня непреодолимое желание летать ", — пишет Антуан в тот год[5].

B 1923 году Сент-Экзюпери сдал экзамен на военного летчика и потерпел первую серьезную воздушную аварию (после их было еще 15)[6], в которой получил черепно-мозговую травму. После выздоровления он демобилизовался в статусе офицера-резервиста, поселился в Париже, торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине, работал контролером в строительной компании. Но в душе Сент-Экзюпери крепло убеждение, что его призвание — авиация.

В 1925 году в Париже у своей кузины Ивонны де Лестранж Антуан познакомился с постоянными посетителями её салона: издателем Гастоном Галлимаром, писателями Андре Жидом и Жаном Прево, который был очарован талантом молодого человека и предложил издать один из его рассказов.

В 1926году в журнале «Серебряный корабль» появился его первый рассказ «Авиатор» («Лётчик»). Знакомство с видным предпринимателем Беппо де Массими вновь открывало Антуану дорогу в авиацию: он был представлен директору по эксплуатации авиакомпании «Латеко-Эр» (будущая «Aéropostale») Дидье Дора на аэродроме Тулуза-Монтодран. Здесь он работал сначала механиком, затем лётчиком, познакомился с пилотами А.Гийоме и Ж.Мермозом. Они станут ближайшими друзьями и пионерами почтовых авиалиний в Европе, Африке и Южной Америке. Сент-Экзюпери подписывает контракт на роман о летчиках, однако реализует этот проект не сразу, поскольку ему не хватает материала — лишь в период 19261931 годов он обретет необходимый опыт в качестве пилота. В 1927 году его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби (Марокко), в 1929—1930 гг. он возглавлял отделение «Аэропосталь» в Буэнос-Айресе (Аргентина). В 1930 г. за вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, был награжден орденом Почетного легиона за вклад в развитие гражданской авиации.

В 1929 году в одном из крупнейших парижских издательств выходит в свет первый роман Cент-Экзюпери — "Южный почтовый " («Почта на юг»).

В 1931 году Экзюпери получил престижную литературную премию «Фемина» и он обвенчался с Консуэло Сунсин де Сандоваль — вдовой аргентинского писателя Гомеза Карилльо. Из-за финансового краха компании, он и его начальник Дидье Дора, которого он прославил в своей новой книге, ушли из «Аэропосталь».

В 1934 году Сент-Экзюпери начал работать в «Эр Франс» лектором службы пропаганды авиации. В этом же году он подает первую заявку на изобретение новой системы посадки самолётов. (Всего у него будет 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени[5]). Закачивает сценарий фильма «Почта на юг», который поставит режиссер Бийон.

В 1935 году Сент-Экзюпери в качестве спецкорреспондента газеты «Пари-суар» («Paris-Soir») посещает Москву. 14 мая на первой полосе газеты напечатан его путевой репортаж под заголовком «На пути в СССР…». Эпизод из этого очерка позже получит философское осмысление в его романе «Земля людей». На Центральном аэродроме им. М.Фрунзе Сент-Экзюпери осматривает и пассажиром поднимается в небо на новом самолёте-гиганте «Максим Горький» за день до катастрофы самолёта и пишет очерк, опубликованный в газете «Известия» 20 мая 1935 года. Далее он пишет ещё 5 статей о жизни в СССР, которые вызвали большой интерес читателей. На одном из светских приемов в Москве Антуан де Сент-Экзюпери встречается с писателем Михаилом Булгаковым, на которого производит исключительное впечатление.

В конце 1935 года, испытывая большие материальные проблемы и заняв деньги, Сент-Экзюпери приобретает самолёт «Симун», в надежде побить рекорд Андре Жапи при перелете из Парижа в Сайгон (Жапи совершил его за 98 часов 52 минуты со средней скоростью 129 км/ч). Наскоро подготовившись к сложному воздушному путешествию, Сент-Экзюпери потерпел крушение в Ливийской пустыни. Несколько дней он и его механик пытались выйти из пустыни. Обезвоженных и изможденных, их спасают бедуины—кочевники. Эти испытания и переживания лягут в основу романа «Земля людей».

В 1938 году Сент-Экзюпери решил совершить полет из Нью-Йорка на Огненную Землю, но его самолет снова потерпел крушение. После катастрофы 1938 года Сент-Экзюпери несколько дней находился в коме, затем долго лечился в США и во Франции.

В начале 1939 года он был произведен в офицеры ордена Почетного легиона. В феврале 1938 года выходит в свет его «Земля людей», которая получилаГран-При (Большую премию романа) Французской Академии. В США его книга «Ветер, песок и звёзды» (американское название) была удостоена Национальной премии года.

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, он прибыл по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран, но его признали годным только для службы на земле. Однако ему удалось добиться назначения в авиационную разведгруппу. Он совершал полеты, выполняя аэрофоторазведку над занятыми немцами городами, в том числе крайне рискованный полёт над Аррасом (север Франции), за что был награжден Военным крестом «За боевые заслуги».

В 1941 году после оккупации большей части территории Франции, Сент-Экзюпери перебрался сначала в не занятую ими часть страны, а затем эмигрировал в США. В 1943 году оказался в Северной Африке, где служил военным летчиком. Именно там была написана прославившая писателя сказка, признанная высшим достижением его литературного творчества, -—"Маленький принц". Несмотря на множество травм и проблем со здоровьем, он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и вскоре освоил пилотирование нового скоростного самолета П-38 «Лайтнинг».

Маленький принц

Себя судить куда труднее, чем других.Антуан де Сент-Экзюпери

В 1942 году Сент-Экзюпери написал совершенно не свойственную для него философско-лирическую сказку «Маленький принц», в которой сделал попытку осмыслить законы человеческой жизни и которую называют книгой для всех и на все времена. Ее герой — маленький мальчик с крошечного астероида — оказывается в пустыне Сахара и встречает там пилота, совершившего вынужденную посадку. Мальчик рассказывает ему о своих путешествиях по разным планетам и удивляется странностям взрослых, встреченных там. Автор затрагивает темы одиночества, дружбы, любви, долга, верности, потерь и поиска смысла жизни[2].

Книга была издана в апреле 1943 году в США на французском и английском языках (во Франции она вышла только после окончания войны). «Маленький принц» стал самым известным произведением Сент-Экзюпери, а фразы из него были разобраны на цитаты («ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», «зорко одно лишь сердце», «тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»). Впоследствии её перевели на более 300 языков и диалектов (по этому показателю она уступает только Библии; в СССР издана в 1959 году в каноническом в переводе Норы Галь)[5].

В 1999 году «Маленький принц» занял четвертую строку в рейтинге «100 лучших книг XX века», составленном газетой «Монд»(le Monde) по опросам французов. С 1943 года было реализовано более 200 млн экземпляров по всему миру, что поставило это произведение в ряд самых продаваемых.

Рисунки к книге выполнены самим автором и стали не менее известными, чем сказка. Они важны для повествования и без них её никогда не публикуют. Изображение Маленького принца впервые появилось еще до написания произведения. Сент-Экзюпери нарисовал его в письме к своему другу Леону Верту еще в мае 1940 года (ему же и посвящена сказка). По книге были сняты фильмы и мультфильмы, созданы балеты, спектакли и оперы.

Гибель

Обстоятельства смерти Антуана де Сент-Экзюпери долгое время были неизвестны. 31 июля 1944 года он отправился в разведывательный полет с острова Сардиния и не вернулся. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим. Только в 1998 году в море недалеко от французского Марселя был обнаружен браслет с именами Сент-Экзюпери и его жены, а также адресом издательства, в котором выходили книги автора. В мае 2000 года на 70-метровой глубине были обнаружены обломки П-38 «Лайтнинг».

В марте 2008 года ветеран люфтваффе Хорст Риппер заявил, что этот самолет был сбит им. Он сделал это признание, «чтобы облегчить душу и чтобы Экзюпери не считали дезертиром или самоубийцей». Однако, по сведениям исследователей, обломки самолета не имеют следов обстрела. В связи с этим основной версией его падения эксперты считают неисправность.

Память

В честь Сент-Экзюпери назван аэропорт в Лионе, астероид, горная вершина в Патагонии, а также школы, улицы, библиотеки, конкурсы и др.

C 2008 г. в Париже действует Фонд Антуана де Сент-Экзюпери для молодёжи, который поддерживает образовательные и культурные проекты, ориентированные на детей и подростков во Франции и других странах.

Литературные премии

Награды

Библиография

«Одиссея цилиндра» (1914)

«Манон, танцовщица» (1925, долгое время считался утерянным и был издан только в 2007 г.).

«Летчик» («Авиатор») (1926)

«Южный почтовой»(1929)

«Ночной полет» (1931, премия «Фемина»)

«Планета людей» (1939 Гран-при Французской академии/Grand prix du roman de l’Académie française и Национальная книжная премия США/Nation book award)

«Военный летчик» (1942)

«Письмо заложнику» (1943)

«Маленький принц» (1943)

«Цитадель» (1948, не закончена, опубликована после смерти автора)


Основные произведения вкратце

Книги об Антуане де Сент-Экзюпери

  • Бу­ков­ская А. Сент-Эк­зю­пе­ри, или па­ра­док­сы гу­ма­низ­ма. М., 1983;
  • Грачёв Р. Антуан де Сент-Экзюпери // Писатели Франции / Под ред.Е.Г. Эткинда — М.: Просвещение, 1964. — С. 661—667.
  • Грачёв Р. О первой книге писателя-лётчика. — Нева. — 1963. — № 9.
  • Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. — Л.: Просвещение, 1973.
  • Губман Б. Маленький принц над цитаделью духа. — В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. — Пер. с фр. — М.: Согласие, 1994. — Т. 2. — С. 542.Консуэлло де Сент-Экзюпери Воспоминания Розы. — М.: КоЛибри
  • Ж.-К. Перье. Загадка де Сент-Экзюпери: Лит. расследование. Пер. с фр. — М.: Эксмо, 2011. — 192 с. (Серия «Французский стиль»); Тираж — 4000 экз
  • Кейт, К. Антуан де Сент-Экзюпери: Небесная птица с земной судьбой / Пер. с англ. Стиховой Н. Д. — М.: Центрполиграф,2003. — 655 с., ил. — (Сер.: Великие имена: Литература).
  • Кузьмин Д. В. Сент-Экзюпери в России // «Урал», 2002, № 6.
  • Мижо М. Сент-Экзюпери / Марсель Мижо / Пер. с франц. Горация Велле; Обложка художника Ю. Арндта.. — М.:  Молодая гардия 1963. — 464, [22] с. —Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ). Серия биографий. Вып. 9 (365)). — 115 000 экз. (в пер.)
  • Нора Галь Под звездой Сент-Экса (Sous l'etoile de Saint-Ex); 1975
  • Пе­рье Ж.-К. За­гад­ка де Сент-Эк­зю­пе­ри: ли­те­ра­тур­ное рас­сле­до­ва­ние. М., 2011;
  • Сент-Экзюпери, К. де. Воспоминания розы / Пер. с фр. Морозовой Н. — М.: КоЛибри, 2006. — 342 с. — (Жизнеописания).
  • Тома Фрэсс. 9 жизней Антуана де Сент-Экзюпери— Litres, 2016.
  • Шифф, С. Сент-Экзюпери: Биография: Пер. с англ. — М.: Эксмо,2003. — 479 с.

Виртуальные выставки к юбилеям

http://t.libra.nsu.ru/media/exibitions/vist_virtual_2010_may_Ekzyupery.pdf

https://fessl.ru/docs-downloads/2020/06_20/EXZ.pdf


Ссылки


Примечания

  1. Антуан де Сент-Экзюпери — биография Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/antuan-eksuperi. Дата обращения: 4 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Михальская Н.П. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. Часть 2. М-Я. — Москва: Просвещение/Дрофа, 1997. — С. 240—242. — 448 с.
  3. БРЭ. Сент-Экзюпери Антуан де. Дата обращения: 4 июня 2023.
  4. Биография Антуана де Сент-Экзюпери. РИА новости. Дата обращения: 4 июня 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 Биография А. де Сент-Экзюпери. Дата обращения: 5 июня 2023.
  6. Сент-Экзюпери, Антуан, де. ТАСС. Дата обращения: 6 мая 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!