Рывкин, Александр Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Михайлович Рывкин
Рывкин Александр Михайлович.jpg
Дата рождения 28 февраля (12 марта) 1893(1893-03-12)
Место рождения Екатеринослав,
Российская империя
Дата смерти 17 февраля 1951(1951-02-17) (57 лет)
Место смерти Ленинград, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии альтист
Инструменты скрипка, альт
Коллективы Квартет имени Глазунова
Награды
Заслуженный артист РСФСР

Алекса́ндр Миха́йлович Ры́вкин (28 февраля (12 марта) 1893, Екатеринослав, Российская империя — 17 февраля 1951, Ленинград, СССР) — русский и советский музыкант и педагог, альтист Квартета имени Глазунова, профессор (1940); Заслуженный артист РСФСР (1940).

Владея широчайшим репертуаром, также вёл концертную деятельность как солист, участник симфонических и камерных выступлений[1].

Биография

Родился 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1893 года[2] в Екатеринославе (с 2016 года — Днепр, Украина) в еврейской семье учителя[3].

Окончил Екатеринославское музыкальное училище Императорского Русского музыкального общества по классу скрипки (1903—1910) и был приглашен в качестве солиста-концертмейстера симфонического оркестра города Артёмовка (сезон 1910/1911). Затем для продолжения образования переехал в Санкт-Петербург, где окончил Консерваторию по классу скрипки (1911—1916). Обучался в классе скрипки у Алексея Колаковского, затем в классе альта у Эммануила Крюгера (1917). Совершенствовал мастерство альтиста в классе Леопольда Ауэра. В 1920 году, сдав сдав экзамены по дополнительным предметам, получил диплом на звание «свободного художника»[3].

Одновременно с учебой Александр Рывкин работал в качестве солиста-скрипача в оркестре кинотеатра «Алжир», а в летние сезоны играл в оркестре Императорского Русского музыкального общества Павловского вокзала (1911—1914). Был дирижёром оркестра петроградского Современного театра (1914—1918), артистом оркестра Малого оперного театра (1919). Затем перешёл в штат симфонического оркестра Петроградской филармонии в качестве концертмейстера альтов[3].

Совместно с Ильёй Лукашевским, при непосредственной поддержке наркома просвещения А. В. Луначарского, стал основателем первого советского профессионального камерного инструментального ансамбля — Квартет имени Глазунова, в котором до конца жизни исполнял партию альта[1]. С этим коллективом гастролировал по 150 городам в России, Белоруссии, Украины, Кавказа, Сибири и Средней Азии (сезон 1926/1927), а также с большим успехом провёл зарубежное турне в Дании, Норвегии, Швеции, Бельгии, Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Голландии и других европейских странах (сезон 1929/1930). В годы Великой Отечественной войны вместе с Ленинградской государственной филармонией находился в эвакуации в Новосибирске. Со своим квартетом выступал на Московском, Карельском и Воронежском фронтах[3]. Записывался на советских грампластинках[4][5].

С 1931 года Александр Михайлович преподавал в ленинградской консерватории: исполнял обязанности доцента (1938—1939) и профессора (1939—1940); профессор (1940—1951) класса альта и камерного ансамбля, заведующий кафедрой струнного квартета (1938—1941, 1944—1949); руководитель расширенного класса струнного квартета и альта на оркестровом факультете (1947—1951). Опубликовал методический труд «Система ежедневных упражнений для альта» (1940). Автор более 50 переложений и обработок произведений для струнного квартета и для альта с фортепиано (сочинения Иоганна Баха, Христиана Глюка, Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта, Этьенна Мегюля, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Александра Бородина, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова и других композиторов). Был награждён Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР (1940)[3].

Умер 17 февраля 1951 года в Ленинграде[3] и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище рядом с женой — Ольгой Михайловной[6].

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!