Риторика в России

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Риторика в России — процесс осмысления ораторского мастерства и искусства убеждения в России, который включает в себя, как и усвоение риторических концепций, пришедших из-за рубежа, так и создание собственных идей. Риторика возникает в Древней Руси с X века и существует в виде политического и военного красноречия[1]. Первое учение по риторике, написанное русским автором, появилось в Москве не позже первой четверти XVII века. Риторика митрополита Макария представляла собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона, профессора греческого языка и теологии[2]. В дальнейшем вклад в развитие риторики в России внесли М. В. Ломоносов, М. М. Сперанский, Н. Ф. Кошанский и другие[1].

Возникновение и формирование риторики в России

Рецепция византийской риторики в России

Владимир Мономах на Памятнике Тысячелетию России

Ораторское мастерство пришло на территорию Древней Руси из Византии. Одним из первых теоретиков риторики, идеи которого стали известны в России, был Георгий Хирабоск. Так, начиная с X века, ораторская речь играет знаковую роль в политике и военном деле. Чаще всего речи произносятся в судах, а также перед воинами, чтобы поднять их боевой дух. Важную роль риторика играла в переговорах с иностранными государствами. Именно поэтому первыми риторами на территории Древней Руси были князья и воеводы. Памятником раннему этапу развития риторики в России можно считать «Слово о полку Игореве», построенное, как патриотическая речь. Можно выделить также «Поучения» Владимира Мономаха и «Слово о законе и благодати» Илариона, которое представляет собой проповедь, построенную по канонам Средневековой риторики[1].

Риторика митрополита Макария

Картина Н. А Тарновского «Слово о полку Игореве»

Следующий виток развития ораторского мастерства в России начался с переводов западноевропейских теоретиков. Широкую известность получила работа Филиппа Меланхтона. Поскольку роль первых образовательных центров в России играли монастыри, именно на их территории совершались попытки теоретизировать процесс выступления ритора перед публикой. Первая теоретическая работа по дисциплине, написанная на Древней Руси, — «Риторика» митрополита Макария. Продолжая идеи, пришедшие от западноевропейских теоретиков дисциплины, Макарий выделял пять этапов произнесения речи. Первый — формирование идеи речи. Второй — создание её структуры. Третий — продумывание средств выразительности. Четвёртый — запоминание речи. И наконец — её произнесение. Также Макарий выделил четыре вида речи: информационная, судебная, совещательная и хвалебная. Написанная в начале ХVII века, на протяжении всего столетия «Риторика» Макария была главным учебным пособием по дисциплине на территории Древней Руси[3][1][2].

Риторика Михаила Усачёва

Широкую известность в России получила «Риторика» Михаила Усачёва. В большей степени эта работа представляла собой обзор уже известных концепций. При этом интересным оказывается суждение М. Усачёва о трёх стилях. Теоретик ораторского мастерства выделял три вида слога: смиренный, строгий и высокий. Смиренный слог использовался для информационных речей, строгий — для судебных и совещательных, а высокий — для хвалебных[4].

Риторика в петровский период

В петровский период (конец XVII века — 1 половина XVIII века) теоретиками риторики были Софроний Лихуд, Стефан Яворский, Николай Спафарий. Важную роль в становлении дисциплины стали лекции Феофана Прокоповича по риторике, прочитанные на латыни в Киево-Могилянской академии. Курс по риторике был также написан Иваном Степановичем Рижским. Его учебник 1796 года, предназначенный для преподавания риторики, использовался во многих вузах. В своём курсе Рижский уделил внимание правильности языка. Систематизировал жанры прозаической литературы[5].

Риторика Михаила Ломоносова

Новый этап развития риторики в России ознаменовали работы Михаила Ломоносова. В 1743 году вышло его «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочинённое». В работе было предложено несколько оригинальных идей в контексте не только российской риторики, но и мировой.

Михаил Ломоносов

Ораторское учение Ломоносова состояло из трёх частей. Первая повествовала о сущности риторики и её связи с прозой и поэзией, вторая рассказывала о том, каким образом должно быть построено прозаическое произведение. Третья часть была посвящена поэтике. Как и Цицерон, Ломоносов подчёркивал, что оратор должен быть развит разносторонне. Он считал, что для этого необходимо знать теоретические основы риторики, следовать примеру хороших авторов, упражняться в сочинении, иметь эрудицию, знать основы других наук.

Ломоносов предложил концепцию, согласно которой мысль перерастает в речь. Идея речи формируется в виде предложения, на основе которого создаётся система понятий. Так создаются первичные и вторичные термины. Ломоносов приводит следующий пример: предложение «Неусыпный труд препятства преодолевает» содержит четыре первичных термина: «неусыпность, труд, препятства, преодоление». От них могут быть образованы вторичные. К примеру, от понятия «труд» можно перейти к процессу опыления цветов пчёлами и так далее. Построенная ритором речь представляет собой логическую конструкцию первичных, вторичных и т. д., терминов, объединённых в контексте общих категорий: времени, места, причины, подобия и т. п[6].

Риторика Михаила Сперанского

Михаил Сперанский

Существенный вклад в развитие русской риторики внёс Михаил Михайлович Сперанский. Отечественный мыслитель предложил курс по словесности. Лекции были прочитаны в Петербургской духовной академии. При этом, как отдельное произведение они были изданы в 1844 году, уже после смерти автора.

Риторика Сперанского состояла из трёх частей: изобретения речи, её расположения и произнесения. Задача риторики, по мнению русского мыслителя, — не разъяснение истин, а убеждение оппонента. При этом Сперанский отметил, что речь оратора должна быть речь доступной и связанной одной канвой. Каждая высказанная мысль должна вытекать из предыдущей[7].

Риторика в России ХIX века

Файл:Общая реторика (Кошанский, 1834).pdf В XIX веке работы по риторике представили А. Ф. Мерзляков, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич и другие. Популярность дисциплины росла и достигла своего пика в середине XIX века. В своих трудах Н. Ф. Кошанский предложил деление на общую и частную риторики. В общей риторике были представлены и систематизированы правила образования речи, задачей частной риторики было «познание всех родов и видов прозы».

В этот же период А. Ф. Мерзляковым была разработана классификация видов и жанров словесности, куда вошли письма, разговоры (диалоги), учебные сочинения и «виды и роды красноречия». Выделялось 10 видов красноречия:

  • академическое
  • духовное (церковно-богословское),
  • социально-бытовое,
  • парламентское,
  • дипломатическое,
  • митинговое,
  • торговое,
  • дискутивно-полемическое,
  • судебное,
  • военное[1].

Кризис риторики и его преодоление

Вторая половина XIX века характеризуется спадом интереса к риторике в России. Литературоведение постепенно вытесняло риторику, пока она и вовсе не пропала из программ обучения. Некоторые исследователи выделяют негативные высказывания В. Г. Белинского о классической риторике и ещё одну причину, по которой дисциплина утрачивала свою популярность.

С этого момента риторика оказалась в кризисе, полноценный выход из которого произошёл лишь в 70-е годы XX века. Ю. В. Рождественским была организована школа риторических исследований. Также были опубликованы работы по христианской гомилетике А. А. Волкова, работы А. А. Леонтьева по психологии педагогического общения и труды М. Р. Львова и Е. А. Ножина[1].

Литература

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.
  2. Баева Е. В. Историко-педагогический анализ развития риторики в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58).
  3. Волков А. А. Курс русской риторики: Пособие для учеб. заведений / А. А. Волков. М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.
  4. Ильичева В. В. Риторические особенности ораторских произведений московского митрополита Макария (1482—1563 гг.) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. № 2.
  5. Хазагеров Г. Г. Риторика / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Баева Е. В. Историко-педагогический анализ развития риторики в России // Психопедагогика в правоохранительных органах : Журнал. — 2014. — № 3(58).
  2. 2,0 2,1 Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.
  3. Ильичева В. В. Риторические особенности ораторских произведений московского митрополита Макария (1482-1563 гг. ) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. : Журнал. — 2016. — № 2.
  4. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды (библиографический словарь).. — 1976.
  5. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  6. Риторика Ломоносова. Журнал Фома. Дата обращения: 14 мая 2023.
  7. Т. Хазагеров, Л. Ширина. История и современное состояние риторики в России. relga.ru. Дата обращения: 30 июня 2023.