Плюшкин
Плюшкин | |
---|---|
Степан Александрович Плюшкин | |
Создатель | Николай Васильевич Гоголь |
Произведения | Мёртвые души |
Первое упоминание | Мёртвые души, глава 6 |
Пол | мужской |
Возраст | около 70 лет |
Дети | дочь Александра, сын N |
Род занятий | помещик |
Прототип | Михаил Погодин |
Степа́н Алекса́ндрович Плю́шкин — персонаж поэмы «Мёртвые души». Вместе с другими героями — Маниловым, Коробочкой, Собакевичем, Ноздрёвым, он создаёт мир характеров русских помещиков[1].
История создания персонажа
Одним из источников для Н. В. Гоголя при создании образа Плюшкина послужило стихотворение В. А. Жуковского «Песня», в котором описывается мимолётное проявление человеческих чувств на лице Плюшкина — бледное отражение чувства, появление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего. Этот образ напоминает радостный крик в толпе, обступившей берег. Однако надежды на спасение оказываются напрасными, и появление было последним. Именно Жуковский вдохновил Гоголя на описание сада Плюшкина[2].
Характеристика
Степан Плюшкин — один из центральных персонажей поэмы. Он появляется в шестой главе, когда Чичиков приезжает к нему с предложением о покупке мёртвых душ. В поэме он символизирует скряжничество и духовный упадок. В какой-то момент у героя возникает мысль о щедрости: он решает подарить золотые часы Чичикову, чтобы его помнили после смерти. Но эти светлые намерения быстро исчезают из его разума. Плюшкин мог бы посвятить своё оставшееся время благотворительности: восстановить деревни, заботиться о крестьянах и животных, создать ароматные сады. Однако из-за своего характера он не смог преодолеть вечную печаль, которая опустилась на него, и он потерял свою человечность[3].
Портрет героя
Портрет Плюшкина основан на его статусе богатого помещика с большим количеством крепостных. У него огромное хозяйство, но всё его богатство просто гниёт на складах. Его поместье находится рядом с усадьбой Собакевича. Первое, что бросается в глаза в доме Плюшкина, — страшный беспорядок, словно свалка старых и испорченных вещей.
Плюшкин носит одежду, по которой трудно определить пол человека. Только плохо выбритый подбородок намекает на его мужской пол. Плюшкин — худощавый старик преклонного возраста[3].
Лицо Плюшкина ничем не отличалось от других:
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков…"
Подбородок Плюшкина небрит и похож на щётку:
…брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей…[4]
Чичиков отмечает, что никогда бы не узнал, что Плюшкин — помещик. Если бы он встретил героя у церкви, он бы дал ему монету, приняв Плюшкина за нищего. Портрет героя дополняет, подчёркивает и раскрывает задумку автора. Гоголь хотел показать в образе Плюшкина падшего человека, которым полностью овладели скупость и жадность. Плюшкин потерял такие качества, как доброта, сочувствие, милосердие, ответственность, мудрость. Он был физически богатый, но нравственно беден[3].
Сад Плюшкина
Сад находится позади господского дома, он оживляет унылый пейзаж усадьбы Плюшкина. Дикий и заросший, но всё же привлекает своей красотой, напоминая о жизни и энергии, которые присущи ему как части природы. В отличие от самого Плюшкина, который погрузился в отчаяние после смерти жены и дочери, сад символизирует стремление к развитию и росту[5][6].
В театре и кино
В режиссёрской интерпретации классической пьесы «Мёртвые души» Константина Станиславского, роль Плюшкина была исполнена Леонидом Мироновичем Леонидовым[7]. На сцене Александринского театра в 1970-х годах показана другая инсценировка, где Плюшкина сыграл Александр Федорович Борисов[8]. В Театре Олега Табакова в постановке 2006 года сам Олег Табаков воплотил образ Плюшкина[9]. В фильме-спектакле 1960 года роль Плюшкина исполнил Борис Петкер[10], а в телесериале режиссёра Михаила Швейцера задачу сыграть эту роль выпала Иннокентию Смоктуновскому[11].
В культуре
Имя «Плюшкин» в русском разговорном языке и литературной традиции стало нарицательным и символом для людей, которые страдают от постоянного накопительства ненужных и бесполезных вещей и излишне прикованы к материальному богатству. Русский писатель Николай Васильевич Гоголь описал поведение таких людей в своей поэме, и это является типичным проявлением психического расстройства, известного как патологическое накопительство[12]. «Синдром Плюшкина» широко употребляется как в русскоязычной, так и в зарубежной научной литературе[13][14], хотя в англоязычном мире чаще используется имя Мисс Хэвиш, героини романа Чарльза Диккенса «Большие надежды»[15].
В Твери 7 ноября 2017 года супругами Денисом и Мариной Ильиными был открыт «Музей Плюшкина». Этот музей представляет собой уникальную коллекцию предметов, связанных с бытом в последние годы советской эпохи[16][17].
Примечания
- ↑ Плюшкин . Livelib. Дата обращения: 9 апреля 2024.
- ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 17 томах (2009-2010). — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — ISBN 978-5-88017-089-0.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Внешность Плюшкина в поэме Мертвые души: описание, портрет, одежда в цитатах . literaturus. Дата обращения: 26 апреля 2024.
- ↑ Внешность Плюшкина в поэме «Мертвые души»: описание, портрет, одежда в цитатах . literaturus. Дата обращения: 23 мая 2024.
- ↑ Дмитриева Е. Е. Сад Плюшкина, Сад Гоголя. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — С. 148—160.
- ↑ Маурина С.Ю. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — 2009.
- ↑ Топорков В. К. С. Станиславский на репетиции / ответственный редактор Вл. Прокофьев. — М.: Искусство, 1950. — С. 98—99. — 193 с. — ISBN 978-1-62056-974-0.
- ↑ Александр Борисов . Кино-театр.ру. Дата обращения: 2 июня 2024.
- ↑ Олег Табаков побаловался Плюшкиным . Коммерсантъ (10 апреля 2006). Дата обращения: 2 июня 2024.
- ↑ Мёртвые души (1979) . кино-театр.ру. Дата обращения: 2 июня 2026.
- ↑ Вставайте, князь: Иннокентий Смоктуновский и его роли . Известия (28 марта 2020). Дата обращения: 2 июня 2024.
- ↑ Толкачева О. Н. Психология патологического накопительства. М.: Юрайт, 2020.
- ↑ Cybulska E. Senile squalor: Plyushkin’s not Diogenes' syndrome // Psychiatric Bulletin. 1998. Vol. 22. P. 319—320.
- ↑ Gama Marques J. Diogenes, Plyushkin, or Havisham Syndrome? Syllogomania (hoarding with squalor) Secondary to Left Cerebellopontine Angle Giant Benign Transitional Meningioma. The Primary Care Companion for CNS Disorders. 2022 Oct;24(5):21cr03219. DOI: 10.4088/pcc.21cr03219. PMID: 36251976.
- ↑ Фокина, М. С. Мифонимы в терминологии клинической психологии / М. С. Фокина // Студент — Исследователь — Учитель : материалы 22 Межвузовской студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 01 апреля — 31 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. — С. 466—471. — EDN RAORPS.
- ↑ Глезеров С. Последователи Плюшкина // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 20 февр.
- ↑ В Твери открылся Музей Плюшкина, в котором бал правит советская эпоха . Tverigrad.ru (14 ноября 2017). Дата обращения: 2 июня 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |