Плюшкин

Материал из «Знание.Вики»
Плюшкин
Степан Александрович Плюшкин
Boklevskij pliuskin.jpg
Создатель Николай Васильевич Гоголь
Произведения Мёртвые души
Первое упоминание Мёртвые души, глава 6
Пол мужской
Возраст около 70 лет
Дети дочь Александра, сын N
Род занятий помещик
Прототип Михаил Погодин

Степа́н Алекса́ндрович Плю́шкин — персонаж поэмы «Мёртвые души». Вместе с другими героями — Маниловым, Коробочкой, Собакевичем, Ноздрёвым, он создаёт мир характеров русских помещиков[1].

История создания персонажа

Одним из источников для Н. В. Гоголя при создании образа Плюшкина послужило стихотворение В. А. Жуковского «Песня», в котором описывается мимолётное проявление человеческих чувств на лице Плюшкина — бледное отражение чувства, появление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего. Этот образ напоминает радостный крик в толпе, обступившей берег. Однако надежды на спасение оказываются напрасными, и появление было последним. Именно Жуковский вдохновил Гоголя на описание сада Плюшкина[2].

Характеристика

Степан Плюшкин — один из центральных персонажей поэмы. Он появляется в шестой главе, когда Чичиков приезжает к нему с предложением о покупке мёртвых душ. В поэме он символизирует скряжничество и духовный упадок. В какой-то момент у героя возникает мысль о щедрости: он решает подарить золотые часы Чичикову, чтобы его помнили после смерти. Но эти светлые намерения быстро исчезают из его разума. Плюшкин мог бы посвятить своё оставшееся время благотворительности: восстановить деревни, заботиться о крестьянах и животных, создать ароматные сады. Однако из-за своего характера он не смог преодолеть вечную печаль, которая опустилась на него, и он потерял свою человечность[3].

Портрет героя

Плюшкин. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина

Портрет Плюшкина основан на его статусе богатого помещика с большим количеством крепостных. У него огромное хозяйство, но всё его богатство просто гниёт на складах. Его поместье находится рядом с усадьбой Собакевича. Первое, что бросается в глаза в доме Плюшкина, — страшный беспорядок, словно свалка старых и испорченных вещей.

Плюшкин носит одежду, по которой трудно определить пол человека. Только плохо выбритый подбородок намекает на его мужской пол. Плюшкин — худощавый старик преклонного возраста[3].

Лицо Плюшкина ничем не отличалось от других:

Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков…"

Подбородок Плюшкина небрит и похож на щётку:

…брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей…[4]

Чичиков и Плюшкин. Иллюстрация М. М. Далькевича

Чичиков отмечает, что никогда бы не узнал, что Плюшкин — помещик. Если бы он встретил героя у церкви, он бы дал ему монету, приняв Плюшкина за нищего. Портрет героя дополняет, подчёркивает и раскрывает задумку автора. Гоголь хотел показать в образе Плюшкина падшего человека, которым полностью овладели скупость и жадность. Плюшкин потерял такие качества, как доброта, сочувствие, милосердие, ответственность, мудрость. Он был физически богатый, но нравственно беден[3].

Сад Плюшкина

Сад находится позади господского дома, он оживляет унылый пейзаж усадьбы Плюшкина. Дикий и заросший, но всё же привлекает своей красотой, напоминая о жизни и энергии, которые присущи ему как части природы. В отличие от самого Плюшкина, который погрузился в отчаяние после смерти жены и дочери, сад символизирует стремление к развитию и росту[5][6].

В театре и кино

Плюшкин. Иллюстрация Петра Боклевского к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В режиссёрской интерпретации классической пьесы «Мёртвые души» Константина Станиславского, роль Плюшкина была исполнена Леонидом Мироновичем Леонидовым[7]. На сцене Александринского театра в 1970-х годах показана другая инсценировка, где Плюшкина сыграл Александр Федорович Борисов[8]. В Театре Олега Табакова в постановке 2006 года сам Олег Табаков воплотил образ Плюшкина[9]. В фильме-спектакле 1960 года роль Плюшкина исполнил Борис Петкер[10], а в телесериале режиссёра Михаила Швейцера задачу сыграть эту роль выпала Иннокентию Смоктуновскому[11].

В культуре

Имя «Плюшкин» в русском разговорном языке и литературной традиции стало нарицательным и символом для людей, которые страдают от постоянного накопительства ненужных и бесполезных вещей и излишне прикованы к материальному богатству. Русский писатель Николай Васильевич Гоголь описал поведение таких людей в своей поэме, и это является типичным проявлением психического расстройства, известного как патологическое накопительство[12]. «Синдром Плюшкина» широко употребляется как в русскоязычной, так и в зарубежной научной литературе[13][14], хотя в англоязычном мире чаще используется имя Мисс Хэвиш, героини романа Чарльза Диккенса «Большие надежды»[15].

В Твери 7 ноября 2017 года супругами Денисом и Мариной Ильиными был открыт «Музей Плюшкина». Этот музей представляет собой уникальную коллекцию предметов, связанных с бытом в последние годы советской эпохи[16][17].

Примечания

  1. Плюшкин. Livelib. Дата обращения: 9 апреля 2024.
  2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 17 томах (2009-2010). — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — ISBN 978-5-88017-089-0.
  3. 3,0 3,1 3,2 Внешность Плюшкина в поэме Мертвые души: описание, портрет, одежда в цитатах. literaturus. Дата обращения: 26 апреля 2024.
  4. Внешность Плюшкина в поэме «Мертвые души»: описание, портрет, одежда в цитатах. literaturus. Дата обращения: 23 мая 2024.
  5. Дмитриева Е. Е. Сад Плюшкина, Сад Гоголя. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — С. 148—160.
  6. Маурина С.Ю. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — 2009.
  7. Топорков В. К. С. Станиславский на репетиции / ответственный редактор Вл. Прокофьев. — М.: Искусство, 1950. — С. 98—99. — 193 с. — ISBN 978-1-62056-974-0.
  8. Александр Борисов. Кино-театр.ру. Дата обращения: 2 июня 2024.
  9. Олег Табаков побаловался Плюшкиным. Коммерсантъ (10 апреля 2006). Дата обращения: 2 июня 2024.
  10. Мёртвые души (1979). кино-театр.ру. Дата обращения: 2 июня 2026.
  11. Вставайте, князь: Иннокентий Смоктуновский и его роли. Известия (28 марта 2020). Дата обращения: 2 июня 2024.
  12. Толкачева О. Н. Психология патологического накопительства. М.: Юрайт, 2020.
  13. Cybulska E. Senile squalor: Plyushkin’s not Diogenes' syndrome // Psychiatric Bulletin. 1998. Vol. 22. P. 319—320.
  14. Gama Marques J. Diogenes, Plyushkin, or Havisham Syndrome? Syllogomania (hoarding with squalor) Secondary to Left Cerebellopontine Angle Giant Benign Transitional Meningioma. The Primary Care Companion for CNS Disorders. 2022 Oct;24(5):21cr03219. DOI: 10.4088/pcc.21cr03219. PMID: 36251976.
  15. Фокина, М. С. Мифонимы в терминологии клинической психологии / М. С. Фокина // Студент — Исследователь — Учитель : материалы 22 Межвузовской студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 01 апреля — 31 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. — С. 466—471. — EDN RAORPS.
  16. Глезеров С. Последователи Плюшкина // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 20 февр.
  17. В Твери открылся Музей Плюшкина, в котором бал правит советская эпоха. Tverigrad.ru (14 ноября 2017). Дата обращения: 2 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!