Манилов

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Манилов
Манилов. Художник П. М. БоклевскийМанилов. Художник П. М. Боклевский
Создатель Н. В. Гоголь
Произведения Мёртвые души
Первое упоминание Глава 1
Пол мужской
Дети 2 сына, Фемистоклюс и Алкид
Род занятий помещик

Мани́лов — персонаж прозаической поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Помещик, бездеятельный мечтатель. У Манилова двое сыновей и жена Лизонька[1].

Характеристика

Характер

Помещик испытывал затруднения при выборе тем для разговоров. Ему были не интересны повседневные вопросы, он предпочитал обсуждать что-то более высокое, абстрактное, что невозможно было передать словами. Автор сумел прекрасно передать внутренний мир Манилова через его речь, не утопив его в излишних манерах и приторном сладостном выражении. Но лень, однообразность жизни и бесконечные мечты превратили его в пустого и бездействующего человека, способного только тратить свою жизнь вместе с бессмысленными гуляками в трактире. Результатом стали стулья, стоящие годами и ждущие новой обивки, болото, возникшее на месте пруда, и заросшая чертополохом беседка, предназначенная для уединённых размышлений. Неумение строить, управлять и принимать решения привело к тому, что Манилов, хоть и был добрым и просвещённым хозяином, ежедневно обкрадывался своими работниками. Мужики врали ему и смеялись над ним. Домашние и дворовые рабочие воровали среди света дня, спали до полудня и работали настолько же самоусердно, как и их хозяин[2][3].

Внешность

Манилов среднего возраста мужчина с привлекательной внешностью: блондин с голубыми глазами и приятными чертами. Его лицо оставляет довольно обычное впечатление на первый взгляд, поскольку он не примечателен и отчасти похож на многих других людей. Описать персонажа подобного Манилову является сложной задачей, поскольку его особенности сливаются с толпой и ничем не выделяются. Помещик впечатляет своим безукоризненным стилем одежды, всегда улыбчив и гостеприимен. Манилов романтик, и его отношение к жене трогает до глубины души. Однако его сентиментальность вызывает отторжение: он восхищается всем, что приходит ему в голову, радуется без всякой причины и погружён в мир иллюзий. Его поведение отличает чересчур излишняя вежливость, мечтательность и множество планов, которые останутся планами и больше ничем не станут[4].

Роль в поэме

Манилов в поэме «Мёртвые души» играет роль антигероя, олицетворяющего типичного ничтожного человека, лишённого нравственных принципов и морали. Он символизирует пустые амбиции, лицемерие и желание обогатиться, используя других людей. Под видом успешного и богатого человека, Манилов, как и многие обыватели губернии, на самом деле был бедным и ничтожным. Его праздные разговоры, ложь и жадность раскрывают тёмные стороны человеческой натуры и недостаток моральных принципов. Манилов был создан для того, чтобы показать пороки общества того времени, являясь критикой нравов и социальных феноменов[5][6][7].

Экранизации

В 1960 году режиссёр Леонид Трауберг снял драму «Мёртвые души» по собственному сценарию. В основу фильма лёг одноимённый спектакль, поставленный во МХАТе в 1932 году. Инсценировку писал Михаил Булгаков, взяв за основу роман-поэму Гоголя. Роль Манилова в этом фильме исполнил актер Юрий Леонидов[8].

В 1984 году вышел советский сериал «Мёртвые души». Режиссёром стал Михаил Швейцер, а роль Манилова исполнил актёр Юрий Богатырёв. Супругу героя, Лизоньку, сыграла актриса Лариса Удовиченко[9].

В 2005 году вышел сериал Павла Лунгина "Дело о «Мёртвых душах». Сценарий создан на основе сразу нескольких произведений Николая Гоголя — «Мёртвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и другие. Павел Чичиков в сериале — мошенник, который исчез из тюрьмы[10].

В культуре

Театр

Кинематограф

Критика

Юрий Владимирович Манн в своём исследовании стремится разрушить распространённое мнение о Манилове как о более живом и человеческом персонаже, в сравнении с другими помещиками. Автор утверждает, что такое представление является некорректным и не соответствует реальности. В своём анализе Манн приходит к выводу, что Манилов не обладает той живостью и человечностью, которые ему присущи в сравнении с остальными персонажами[12]:

Гоголь первым делом представляет нам человека, который ещё не вызывает слишком сильных отрицательных или драматических эмоций. Не вызывает как раз благодаря своей безжизненности, отсутствию «задора» <…> Гоголь нарочно начинает с человека, не имеющего резких свойств, то есть с «ничего»Манн Ю. В.

Литература

Примечания

  1. Гоголь Н. В. Мертвые души. Том первый. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом).. — М.; Л.: АН СССР. — С. 5—247.
  2. Характеристика Манилова в поэме "Мертвые души" Гоголя. Реальные книги. Дата обращения: 17 марта 2024.
  3. Ранчин Андрей Михайлович. Еще раз о композиции «Помещичьих» глав первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Литературоведческий журнал. — 2009. — С. 17—42.
  4. Манилов. livelib. Дата обращения: 17 марта 2024.
  5. Образ и характеристика Манилова в поэме Мертвые души. ФРИГАТО. Дата обращения: 17 марта 2024.
  6. Шишмаренкова Г. Я. Изучение текста поэмы Н. В. Гоголя «мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — 2000. — С. 224—234.
  7. Фемистоклюс и Алкид в «Мертвых душах» Гоголя. Дом Гоголя. Дата обращения: 18 марта 2024.
  8. Мертвые души (1960). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  9. Мертвые души (1984). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  10. Дело о «Мертвых душах» (2005). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  11. Малый театр - «Мертвые души». Малый театр. Дата обращения: 18 марта 2024.
  12. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М.: Coda, 1996. — С. 273—274. — 472 с. — ISBN 5-89344-002-1.