Плановая экономика

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Пятилетний план 1828 год. Советский плакат

Пла́новая экономи́ка — тип экономической системы, предполагающий осуществление инвестиций, производства продукции, работ, услуг и распределения на основании общегосударственных экономических планов. Функционирование плановой экономики возможно с применением как централизованных, так и децентрализованных форм экономического планирования. В зависимости от выбранного типа механизма планирования изменяется уровень централизации при принятии решений[1].

Плановую экономику противопоставляют рыночной экономике, при которой компании самостоятельно принимают управленческие решения об инвестициях, производстве, ценообразовании и распределении с учётом рыночной ситуации, и для которой характерны экономические кризисы. Теоретической основой социалистической плановой экономики служит марксистско-ленинская экономическая теория[2]. Существуют также промежуточные формы рыночной экономики с рекомендательным планированием, которые называют плановой рыночной экономикой, смешанной экономикой или смешанной рыночной экономикой. Плановый (регулируемый) капитализм опирается на макроэкономическую концепцию капиталистического цикла, разработанную Кейнсом[3]Перейти к разделу «#Плановый капитализм».

Экономическое планирование советского типа, связываемое с термином «командная экономика», было характерно в XX веке для СССР и государств социалистического лагеря, затем большинство из них, за исключением Кубы и КНДР, перешли к рыночной экономике, а Китай трансформировал свою экономическую систему в так называемую «китайскую модель»[4]. В то же время ряд капиталистических стран, таких как Франция, Великобритания, Индия, используют планирование в государственном управлении. В 2022 году США объявили, что Россия перестала быть страной с рыночной экономикой из-за государственного регулирования[5].

Теоретические основы

Социалистическая плановая экономика

Необходимость планомерного развития социалистической экономики обосновывалась объективной закономерностью, обусловленной характером общественного производства. Теоретиками марксизма-ленинизма она была названа Законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства[6]. Этот закон выражает объективную необходимость, а также возможность хозяйствования на основе единого государственного плана, предполагающего установление пропорций в экономике с целью роста производства и народного потребления. Условием реализации закона планомерного, пропорционального развития является сознательное централизованное регулирование производства как на отдельных предприятиях и отраслях, так и в масштабе всей экономики[7].

В. И. Ленин произносит речь. Фото 1917 года

Развивая теорию Карла Маркса, Владимир Ильич Ленин отмечал, что на стадии империализма, в силу стихийности развития экономики, порождаемой частной собственностью на средства производства, капитал может вводить государственно-монополистическое регулирование, но оно не эффективно без завоевания политической власти пролетариатом и установления социалистической собственности на средства производства[6]. То есть только при социализме может поддерживаться пропорциональность развития[8]:

Постоянная, сознательно поддерживаемая пропорциональность, действительно, означала бы планомерность.В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 3, с. 620

Наиболее важными пропорциями, устанавливаемыми при планировании развития общественного производства названы: соотношение между I и II подразделениями общественного производства (производством средств производства и производством предметов потребления), между товарооборотом и денежными доходами населения, между промышленностью и сельским хозяйством, между производством и потреблением, а также производством и накоплением. Кроме того для развития производительных сил необходимо быстрое внедрение в производство научных достижений, оптимальное территориальное размещение производства, комплексное развитие экономических районов, рациональные межрайонные хозяйственные связи[7].

Разработка положений теории планомерного развития экономики стала в XX веке одной из областей идеологической борьбы[7]. Программа РСДРП 1903 года включала в себя формулировку, согласно которой социализм предполагает «…планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества…»[9]. После Великой Октябрьской социалистической революции советское государство начало построение плановой экономики, основанной на экономических законах социализмаПерейти к разделу «#СССР».

Плановый капитализм

Теории планового (организованного, регулируемого) капитализма обосновывают способность капиталистической экономической системы устранить стихийный характер рыночного хозяйствования, сохранив при этом частную собственность на средства производства. Данная группа теорий возникла в противовес теоретическим основам планомерного развития социалистической экономики и получила наибольшее распространение после Первой мировой войны, особенно в период частичной стабилизации экономики, предшествующий мировому экономическому кризису[10].

Теория организованного капитализма гласит, что концентрация капитала и развитие монополий устраняют конкуренцию и экономические кризисы. Благодаря этому становится возможным планомерное развитие капиталистической экономики. Эта теория была выдвинута в конце XIX века немецкими экономистами Вернером Зомбартом, Рудольфом Штольцманом и Ойгеном Шмаленбахом и была популярна в капиталистических странах до 1930-х годов. В это период был достигнут прогресс в устранении чрезмерного неравенства богатства и доходов посредством прямых налогов[3]. Однако затем случился глобальный экономический кризис.

Джон Мейнард Кейнс и его жена, балерина Лидия Лопакова. Фото 1920-х годов

Джон Мейнард Кейнс считал, что основное объяснение кризиса следует искать во внезапном падении предельной эффективности капитала, вызванном стихийными действиями инвесторов и спекулянтов[3]:

Для последних стадий бума характерна оптимистическая оценка будущей доходности капитальных товаров, достаточно отчетливая, чтобы уравновесить влияние растущего избытка этих товаров и увеличения издержек их производства, а также, вероятно, и повышения нормы процента. Сама природа организованных рынков инвестиций, где преобладают покупатели, зачастую не интересующиеся тем, что они покупают, а также спекулянты, больше занятые предвосхищением ближайшего изменения настроений рынка, чем обоснованной оценкой будущей доходности капитальных товаров, такова, что, когда на рынке, на котором господствуют чрезмерный оптимизм и чрезмерные закупки, начинается паника, она приобретает внезапную и даже катастрофическую силу.Джон Мейнард Кейнс

После Второй мировой войны идея организованного капитализма получила развитие в теориях «регулируемого капитализма» (Д. М. Кейнс), «народного капитализма» (М. Надлер, М. Сальвадори, Л. Эрхард)[10]. Теория народного капитализма обосновывала идею трансформации капитализма в более социально-справедливый общественный через такие концепции как «диффузия собственности», «революция в доходах» и «революция управляющих»[11]. Кейнс сделал вывод, что «регулирование объёма текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно» и предположил, что[3]:

Эффективное средство борьбы с экономическими циклами нужно искать не в устранении бумов и установлении хронической полудепрессии, а в том, чтобы устранить кризисы и постоянно поддерживать состояние квазибума.Джон Мейнард Кейнс

Для этого он предложил «создать достаточное изобилие капитальных благ, чтобы предельная эффективность капитала опустилась до нуля», чтобы разумным способом постепенно избавиться от нежелательных черт капитализма[3].

Мировой опыт плановой экономики

СССР

Создание советской плановой экономики

Глеб Кржижановский, первый руководитель Госплана СССР. Фото 1917 года

Основы плановой экономики в послереволюционной России начали закладываться первоочередными государственными решениями, установившими общенародную собственность на средства производства. В декабре 1917 года планирующим и координирующим органом стал Высший совет народного хозяйства, в то же время создавались Совнархозы в губерниях. В феврале 1920 года образована Государственная комиссия по электрификации России. На VIII Всероссийском съезде Советов в декабре того же года был утверждён план ГОЭЛРО, ставший первым в мировой практике перспективным общегосударственным научным комплексным планом. Он имел горизонт планирования 10—15 лет, включая в себя программу перехода хозяйства на новую экономическую базу. Наряду с Планом ГОЭЛРО в 1920-х годах разрабатывались такие индикативные планы как межотраслевой баланс, первый в мире документ подобного рода. В числе советских учёных-статистиков над ним работал будущий лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев. Изменение структуры экономики, устранение диспропорций соответствовали целям социалистического общественного производства[6].

Декретом Совета народных комиссаров РСФСР 22 февраля 1921 года был учреждён Госплан СССР. Государственный плановый комитет Совета Министров СССР осуществлял общегосударственное планирование и контролировал исполнение народнохозяйственных планов. Первым руководителем Госплана СССР был Глеб Кржижановский, в дальнейшем комитетом руководили Александр Цюрупа, Валериан Куйбышев, Валерий Межлаук, Николай Вознесенский, Алексей Косыгин и другие видные советские экономисты. Первоначально функции Госплана заключались в разработке единого общегосударственного плана и порядка его выполнения и рассмотрении ведомственных и региональных производственных программ. В дальнейшем эти функции расширялись и дополнялись с целью обеспечения пропорционального развития и непрерывного роста производства, повышения его эффективности. Госплан разрабатывал пятилетние народнохозяйственные планы и годовые планы развития экономики[12].

За основу показателей пятилетних планов брали предложения, направляемые из местных органов управления. Экономисты в головной организации применяли процедуру согласования сводных показателей, производственных мощностей, балансов ресурсов. В теории и практике социалистического централизованного планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». Теоретически при прохождении показателей сначала «снизу вверх», а затем «сверху вниз» должно установиться рыночное равновесие спроса и предложения, производство развивается на благо общества. Реализация теории не была полной, установки «сверху» доминировали, но центр учитывал информацию «снизу»[13].

Довоенные пятилетки

Первая пятилетка
«Арифметика встречного промфинплана: 2+2 плюс энтузиазм рабочих=5» — плакат Якова Гуминера. 1931 год

План первой пятилетки (1928/29 — 1932/33 годы) составлялся тщательно, но Сталин счёл его недостаточно напряжённым. План начал действовать с 1 октября 1928 года и ставил задачу преобразовать СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную. Кржижановский предложил разрабатывать план в двух вариантах — «отправном» и «оптимальном». ЦК ВКП(б) внёс на утверждение V Всесоюзного съезда Советов оптимальный вариант плана, задания которого были на 20 % выше отправного. Историки полагают, что при хорошем урожае, мире и сотрудничестве в поставках оборудования со странами Запада, он мог быть выполнен. Документ предусматривал рост промышленного производства на 180 % за 5 лет, а производство средств производства должно было увеличиться на 230 %. Требовалось существенное увеличение производительности труда[14].

Под руководством Николая Кондратьева, ранее разработавшего план развития сельского и лесного хозяйства РСФСР на 1923—1928 годы, велись расчёты конъюнктурных циклов. Кондратьев предсказал ещё в 1926 году экономический кризис, наступивший в США в 1929 году[15]:

…войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий… на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырьё…Кондратьев Н. Д.

Пятилетка в четыре года. 1930

В 1927 году Николай Кондратьев в «Критических заметках о плане развития народного хозяйства» отметил несбалансированность плана первой пятилетки[16]. А в 1929 году, на фоне кризиса в капиталистических странах, было решено доказать преимущество социализма и дополнительно увеличить плановые показатели. Сталин провозгласил лозунг: «Пятилетку — в четыре года!». К 1930 году были завершены масштабные стройки Днепрогэс и Турксиб. Историки отмечают не только рекордные темпы строительства в первой пятилетке, но и провалы по отдельным направлениям. Руководство СССР объявило в начале 1933 года о досрочном — за 4 года и 3 месяца — выполнении первого пятилетнего плана[14].

Вторая пятилетка

В систему планирования внесли коррективы. На Пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 года Сталин отметил, что уже не нужно «подхлёстывать и подгонять страну». На XVII съезде ВКП (б) в 1934 году главной задачей второй пятилетки провозгласили строительство материально-технической базы социализма. Под лозунгом «Кадры решают всё!» была начата борьба за рост производительности труда. Развернулось стахановское движение: шахтёр Алексей Стаханов в 1935 году установил рекорд по добыче угля, перевыполнив сменную норму в 14 раз[14].

Второй пятилетний план был успешно выполнен. Рост объёмов производства в добывающей и тяжёлой промышленности, электроэнергетике и других отраслях был значительным. Большим достижением стала ликвидация безработицы. Было построено 4,5 тысячи промышленных предприятий, в том числе Челябинский тракторный и Уральский машиностроительный заводы, в Москве открылся метрополитен. Делались капиталовложения в промышленность союзных республик[14].

Третья пятилетка

План третьей пятилетки был утверждён в марте 1939 года на XVIII съезде ВКП(б). За период с 1938 по 1942 год планировалось вдвое нарастить выпуск промышленной продукции, создать мобилизационные запасы и в полтора раза увеличить выпуск сельхозпродукции. Пятилетка проходила под лозунгом «Догнать и перегнать капиталистические страны!». Угроза безопасности, исходившая от Германии, усилила централизацию планирования и управления. В 1938—1940 годах производство промышленной продукции выросло на 45 %, но нефтедобыча, железнодорожный транспорт, энергетика отставали в развитии. С началом в 1939 году войны в Европе экономика перешла на мобилизационную модель[17].

Численность Красной Армии к 1941 году возросла с 1,5 до 5 миллионов чел. Строились заводы-дублёры на Урале, в Поволжье и Сибири. Это позволило в начале Великой Отечественной войны сохранить военную промышленность на эвакуированных вглубь территории СССР предприятиях. Однако, наращивая количество самолётов, танков и винтовок, промышленность недостаточно быстро обновляла конструкции вооружения. Централизация управления и репрессии 1936—1938 годов, коснувшиеся военных, инженеров, руководителей предприятий, не способствовали инициативе[14].

В 1940 году продолжительность рабочего дня увеличилась с 7 до 8 часов при семидневной рабочей неделе. Работники не могли переходить на другое предприятие без разрешения руководства. Уголовно наказуемым было нарушение трудовой дисциплины, например, трехразовое опоздание за месяц. Труд заключённых применялся при строительстве заводов, каналов, дорог в Сибири, Казахстане и других местах. Труд миллионов советских людей к началу 1940-х годов поднял экономику страны до уровня крупнейших промышленных держав. Уровень жизни населения повысился, производство товаров народного потребления выросло[14].

Послевоенные планы

Никита Хрущёв на обложке журнала «Тайм» 1953 года. В 1959 году заменил пятилетние планы семилетними

Четвёртая пятилетка 1946—1950 годов и пятая пятилетка 1951—1955 годов должны были восстановить промышленность, восстановить города, разрушенные во время войны. План шестой пятилетки, утверждённый на ХХ съезде КПСС, ставил задачу увеличения объёма производства в 1,5 раза. Развитие наукоёмких отраслей было в приоритете. В ходе шестой пятилетки был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник[18].

В 1959 году пятилетнее народно-хозяйственное планирование было отменено. Хрущёв объявил о замене пятилеток на семилетние планы, что должно было привести к построению коммунизма. Эта амбициозная цель должна быть достигнута за три семилетки, то есть к 1980 году. Однако в 1964 году Хрущёва во главе СССР сменил Брежнев, который отменил решение предшественника и 1966 году, по окончании семилетки, восстановил пятилетки[18].

Период правления Брежнева стал вершиной развития системы управления в СССР. Аппарат был укомплектован высококвалифицированными кадрами, органы управления стабильно функционировали, решения принимались коллегиально при участии Политбюро ЦК КПСС. Но в советской системе планирования нарастали проблемы. Чиновники и руководители предприятий при планировании «снизу вверх» и «сверху вниз» вели борьбу за финансовые и материальные ресурсы. Стратегические приоритеты уступили так называемому «плану по валу», то есть наращиванию объёма производства без модернизации продукции, без учёта ассортимента[13].

«Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы» — доклад председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Компетентный Председатель Совета министров СССР Косыгин противостоял разрушительному вмешательству бюрократии в планирование, но властные группировки оказались сильнее. До «перестройки» Горбачёва непропорциональное перераспределение ограниченных ресурсов было преимущественно связано не с коррупцией, но создавало условия для неё[13]. На I Съезде народных депутатов СССР в 1989 году был принят последний в истории страны тринадцатый пятилетний план развития на 1991—1995 годы. Главной задачей в нём провозглашался вывод советской экономики из рецессии и повышение уровня жизни советских граждан. Однако задачи пятилетки не были основной темой съезда, посвященного политическому развитию СССР. Вскоре Советский Союз распался[18].

Отмена плановой экономики

Содружество Независимых Государств (СНГ), сформированное вместо СССР, оценивало плановую экономику негативно, а либерализацию экономики как единственный возможный путь развития[18]. В то время, когда капиталистические страны вели долгосрочное планирование с использованием системы целевых программ по направлениям развития, постсоветское пространство было предоставлено рыночной стихийности.

Отступление от научных основ планирования в последние советские годы, застойные явления в его развитии облегчили противникам плановой системы её дискредитацию, возложение ответственности за дефицит товаров и другие негативные явления на плановую экономику. В 1987 году, после подписания закона «О либерализации внешнеэкономических связей», в СССР стали неконтролируемо поступать импортные товары, что привело к неконкурентоспособности отечественной продукции и усилению кризисных явлений. В 1988 году законом «О предприятии» упразднялось директивное планирование.

Либерализация цен в январе 1992 года на фоне наполнения импортными товарами внутреннего рынка России, привела к резкому росту цен. Задержка выплаты зарплат и пенсий, их низкий размер, обесценивание сбережений, безработица, снижение уровня жизни населения стали последствиями этой политики. Отказ от планирования в 1990-е годы вызвал развитие кризисных явлений во всех областях экономики и общественно-политических отношений[19].

В 1994 году деструктивный характер экономической политики Ельцина стал очевиден. Было опубликовано «Заявление нобелевских лауреатов», подписанное учёными мирового масштаба Василием Леонтьевым, Джеймсом Тобином, Дугласом Нортом, Кеннетом Эрроу и Лоуренсом Клейном, которые предостерегали Россию: «Без эффективной госпрограммы идущие в России преобразования приведут к следующим результатам: сокращение валового национального продукта»[19].

Китай

Влияние СССР привело к введению начиная с 1940-х годов в некоторых капиталистических странах Западной Европы, Азии и в развивающихся странах планов национального экономического развития. Компартии «восточного блока» Монголия, государства Восточной Европы и Китай вводили директивные пятилетние планы, аналогичные советским. Это дало высокие в сравнении с западными странами среднегодовые темпы приросты ВВП. Но в 1960-х годах рост снизился, а в 1970-х годах наступило замедление[2].

Модель плановой экономики КНР как часть политики Мао Цзэдуна обеспечила «большой скачок» в 1958—1960 годах. Эта модель характеризовалась объединением сельскохозяйственных производителей в «народные коммуны» и политикой «культурной революции» 1966—1976 годов. Она вывела Китай в число космических и ядерных держав, при этом уровень доходов на душу населения остался невысоким[2].

Стратегический план построения в Китае современного, гармоничного и креативного общества до 2030 года

С первой по четвёртую китайскую пятилетку рос удельный вес общественной собственности, по образцу Советского Союза централизовалось управление экономикой и системами макроэкономического контроля. В 1958 году Мао Цзэдун призвал «напрягая все силы, стремиться вверх, больше, быстрее, лучше и экономнее строить социализм». «Большой скачок» и «культурная революция» имели ряд негативных последствий, экономическое развитие замедлилось. С пятой пятилетки 1976—1980 годов и до окончания девятой китайской пятилетки 1996—2000 годов система макроэкономического планирования претерпела изменения. В 1978 году провозглашена политика реформ и открытости, в 1978—1984 годах руководство сосредоточилось на рыночным регулировании. В 1984—1991 годах осуществлён переход к плановой товарной экономике, а с 1992 года к социалистической рыночной экономике. С шестой пятилетки КНР перешла к комплексному планированию экономического и социального развития страны. Была разрешена частная собственность, открыт рынок для импортных товаров и иностранного капитала. Одновременно с высокими темпами роста экономики, ростом доходов населения, выросла инфляция. В 1989 году возникшие в китайской экономике диспропорции вызвали политический кризис[20].

В 2001 году десятая пятилетка ознаменовалась вступлением Китая во Всемирную торговую организацию. ВТО потребовала от руководства КНР ограничения системы директивного планирования внутри страны и полного его прекращения во внешнеэкономической сфере[21]. На этом этапе государственное управление от развития экономики перешло к развитию высоких технологий и человеческого капитала. За счёт снижения удельного веса сельского хозяйства, возросла доля третичного сектора экономики. Также повышаются доходы на душу населения. КНР удалось создать успешно функционирующую и постоянно совершенствующуюся систему планирования. Она характеризуется стратегическим характером планирования, учётом целей устойчивого развития и экологии, вниманием к регионам[20].

КНДР

После Второй мировой войны Корейский полуостров разделился на два государства, что вызвало дисбаланс в экономике и Юга и Севера. С помощью СССР и КНР Северная Корея смогла, организовав экономику по плановой модели, достичь существенных темпов. В 1961 году была начата реализация семилетнего плана развития промышленности, срок его действия продлили до 1970 года. Военное давление привело к росту оборонных расходов. В 1979 году КНДР реструктуризировала международные финансовые обязательства, однако в 1980 году был объявлен дефолт по большинству кредитов. С 1984 года централизация управления экономикой была ослаблена, внедрялась система независимого бухучёта, по которой предприятиям продолжали ставить производственные задачи, но руководителям предоставлялась свобода в принятии решений. В 1990-х на фоне распада СССР Государственная система продовольствия КНДР разрушилась, возник дефицит продовольствия. Правительство разрешило малым и средним предприятиям в сфере производства потребительских товаров работать на рыночных принципах самоуправления и самофинансирования. Экономические реформы 2002 года дополнили плановую модель рыночными элементами, сохраняя контроль. Ким Чен Ир до своей смерти не допускал обращения в стране иностранной валюты[22].

С приходом к власти Ким Чен Ына в 2011 году ситуация в стране изменилась. Частный сектор стал ресурсом, который надо использовать, с 2012 года внедрялась система «Социалистического корпоративного ответственного управления». КНДР смягчила централизацию планирования. Таким образом, в КНДР сформировалась смешанная система, в которой рыночные отношения находятся в симбиозе с контролем со стороны государства. КНДР разработала свою модель адаптации, при которой рыночные механизмы встраиваются в плановую экономику, обеспечивая дополнительную устойчивость[22].

Перспективы

Перспективы плановой экономики в XXI веке связаны с решением глобальных проблем, усугубляемых рыночными механизмами. Плановая экономика способна предложить инструменты для решения проблем экологии, социального неравенства, но для этого необходим современный уровень технологий и социальной координации. В 2004 году Джозеф Стиглиц — экономист-кейнсианец, лауреат Нобелевской премии, выступая в МГУ заявил, что тщательно исследовал результаты внедрения модели свободного рынка в разных странах и пришёл к выводу, что отказ государства от управления экономикой заводит страну в тупик[19].

Примечания

  1. Ноув, Алек. Плановая экономика. Новый словарь по экономике = The New Palgrave: A Dictionary of Economics (англ.). — Palgrave, 1987. — Vol. 3. — P. 879.
  2. 2,0 2,1 2,2 Гловели, Георгий Джемалович. Плановая экономика // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кейнс, Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег 170, 242, 246. Кристалл роста (2021). Дата обращения: 26 сентября 2025.
  4. Хун, Инь. Развитие социалистической рыночной экономики: практика китайской экономической рыночной трансформации // Вестник финансового университета : журнал. — 2019. — № 2. — С. 26.
  5. Батыров, Тимур. США перестали считать Россию страной с рыночной экономикой // Форбс : журнал. — 2022. — 11 ноября.
  6. 6,0 6,1 6,2 Ефимов А.Н. Планирование народного хозяйства // Большая советская энциклопедия. — Издательство «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 19. — С. 625—627.
  7. 7,0 7,1 7,2 Жамин В.А. Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон // Большая советская энциклопедия. — Издательство «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 19. — С. 635.
  8. Ленин, Владимир Ильич. Полное собрание сочинений в 55 томах. — 5. — М., 1973. — Т. 3. — С. 620.
  9. Ленин, Владимир Ильич. Полное собрание сочинений в 55 томах. — М., 1973. — Т. 32. — С. 149.
  10. 10,0 10,1 Азрилиян А. Н. Теория организованного капитализма // Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 1997.
  11. Сокольников Г. О. Народного капитализма теория // Большая советская энциклопедия. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973. — Т. 17. — С. 265—266.
  12. Лебединский Н. П. Государственный плановый комитет // Большая Советская энциклопедия. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. — Т. 7. — С. 174—175.
  13. 13,0 13,1 13,2 Ихлов, Борис. Планирование в СССР. Часть IV. ИА REX — российское информационное агентство (2013). Дата обращения: 9 октября 2025.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 Пятилетки. История.РФ Сайт Российского военно-исторического общества (2025). Дата обращения: 10 октября 2025.
  15. Кондратьев, Николай Дмитриевич. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — избранные труды. — М., 2002.
  16. Кондратьев, Николай Дмитриевич. Критические заметки о плане развития народного хозяйства // Каким быть плану: дискуссии 20-х годов. — Л.: Лениздат, 1989.
  17. Быковская Е.В., Шварц Е.Б. Мобилизационная экономика: факторы, механизмы формированияи роста: монография. — Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2023. — С. 7—8. — 138 с. — ISBN 978-5-8265-2698-9.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Тринадцать раз по пять. Из истории советских пятилеток. Российское военно-историческое общество (2025). Дата обращения: 10 октября 2025.
  19. 19,0 19,1 19,2 Курносов, Василий Викторович. Идея централизованной плановой экономики и ее реализация в СССР: история и современный взгляд. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов dissercat.com, 2009-2025 (2011).
  20. 20,0 20,1 Островский, Андрей Владимирович. Китайская модель перехода к рыночной экономике / Российская академия наук. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2007. — С. 11. — 205 с. — ISBN 978-5-8361-0121-1.
  21. Попова Л. Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2006. — № 2. — С. 109.
  22. 22,0 22,1 Белова В. Рынок в тени портретов: как капитализм пробирается в Северную Корею. Состав.РУ (9 сентября 2025). Дата обращения: 16 октября 2025.