Пещера Шульган-Таш

Шульган-Таш (Капова пещера)
The Kapova Cave.jpg
Расположение
Координаты 53°02′40″ с. ш. 57°03′50″ в. д. / 53.0444° с. ш. 57.0639° в. д. / 53.0444; 57.0639 (G) (O) (Я)
Страны  Россия
Регион Республика Башкортостан
Ближайший город дер. Шульганово
Основная информация
Площадь 20.2 тыс. км2

Шульга́н-Т́аш, пещера (Ка́повая, Бе́льская, Шульга́н-Таш[1][2][3][4], Шулюга́н; башк. Шүлгәнташ)  — уникальный археологический объект, одна из крупнейших многоэтажных пещер Урала и карстовых пещер на Башкирском Южном Урале. Находится в природном заповеднике «Шульган-таш».Трёхъярусная, с крупными гротами и широкими проходами. Общая длина ходов — 2640 м, глубина — 30 м. Памятник имеет научное, научно-просветительское, историко-культурное и рекреационное значение. В 1965 году пещера Шульган-таш объявлена памятником природы[5].

Географическое расположение Каповой пещеры

Капова пещера находится в Бурзянском районе Республики Башкортостан, выше южной излучины реки Белой, на её правом берегу, в глухой горной местности, в пределах Государственного Башкирского заповедника. Расположена на правом берегу реки Белая в 4 км ниже деревни Новоакбулатово Бурзянского района, на территории Прибельского филиала Башкирского государственного заповедника[5].

Пещера образовалась, по исследованиям учёных, ещё в третичную эпоху в толще известняков и доломитов горы Шульган-таш или Сарык-ускан. Речка Шульган, которая исчезает под землей в трёх километрах от устья пещеры, за сотни тысячелетий прорыла в горе огромные подземные полости, расположенные в несколько ярусов и пройденные пока на длину 1,5 км. Вход в пещеру, который называют Порталом, начинается с величественной арки размеров 48×18 м на реке Шульган и 150 м от русла реки Белой. Пещера трёхъярусная, представляет собой систему галерей, коридоров и залов. Имеются подземные озёра[6].

Исследования пещеры

Kapova Cave (Portal).jpg

Впервые Шульган-таш описал Пётр Иванович Рычков в XVIII веке. В 1954 году экологом Александром Владимировичем Рюминым были обнаружены настенные рисунки палеолитического возраста. В 19601971 годах изображения в пещерах изучены археологом Отто Николаевичем Бадером. Найдено около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и другое). Они выполнены красной охрой, растворённой животным жиром[5].

Первая научная экспедиция (под руководством Отто Николаевича Бадера) была направлена в Шульган-Таш в сентябре 1960 года. За несколько дней работы она подтвердила правильность открытия Александра Владимировича Рюмина. В следующий сезон часть рисунков была расчищена, некоторые зарисованы художником Константином Николаевичем Никахристо и представлены миру. Следующий этап исследования пещеры — работа экспедиции Вячеслава Евгеньевиича Щелинского в 1983 — 1985 годы. Здесь учёным удалось вскрыть культурный слой в зале Знаков (первый ярус пещеры, 150 метров от входа). Тогда были найдены обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца, лисицы, песца, сурка, лемминга. Для культурного слоя по анализу древесного угля в разных лабораториях получены две радиоуглеродные даты: 14680 ± 150 и 13930 ± 300. Возможно, что рисунки на первом ярусе имеют возраст около 13-14 тысяч лет. Всего же здесь было обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструмент и элементы оружия составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья не местного происхождения, а именно из кремния и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры — в Зауралье. Наряду с каменными найдены два костяных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило. Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочковидные бусины из зелёного серпентинита (точнее, серпофита — разновидности серпентинита) — сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в палеолитических слоях являются редкостью[7].

Капова пещера (Шульган- Таш).jpg

В 1990-е годы археологические исследования в Каповой пещере прекратились. В то же время по решению башкирских властей из-за бедственного состояния заповедника «Шульган-Таш» началось экскурсионное использование пещеры с осмотром рисунков первого этажа. В 1999 году по инициативе НПЦ Министерства культуры и национальной политики Башкортостана для спасения памятника были начаты работы по комплексному исследованию и проведению мониторинга динамических параметров спелеосистемы, а также фиксации живописи. Проведение этих работ было доверено группе Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Александра Петровича  Карпинского, с поддержкой башкирских специалистов, и Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества (руководитель работ Юрий Сергеевич Ляхницкий). Была составлена программа исследования, ограниченного обустройства охраны пещеры, фиксации живописи, а также разработки мероприятий по улучшению гидрологических и микроклиматических условий для сохранения рисунков. Эта программа была одобрена независимыми французскими экспертами, и, начиная с 2000-х годов, она вступила в действие. Был выполнен большой комплекс естественнонаучных работ, включающий топографическое картирование, геологические, геоморфологические исследования, мониторинг динамических и геоэкологических параметров и другие наблюдения. Большое внимание уделялось гидрологическим и микроклиматическим исследованиям, имеющим решающее значение для сохранения палеолитической живописи. В соответствии с условиями госконтракта, проводилась фиксация рисунков, их топографическая привязка и детальное фотографирование изображений по особой методике с использованием искусственного света и эталонов цвета. Для расшифровки слаборазличимых пятен были применены цифровые компьютерные методики обработки видеоинформации. Применялись мощные современные цифровые камеры, специальные штативы, новые типы осветителей и тому подобное. Результаты работ, связанных с фотофиксацией палеоживописи, были сведены в альбоме «Сокровище палеолита. Рисунки и знаки пещеры Шульган-Таш»[8].

Здесь впервые в отечественной литературе были помещены высококачественные изображения практически всех распознаваемых рисунков и знаков, а также фотографии, отображающие геологическое строение внутренних полостей Каповой пещеры. В начале двухтысячных годов археологические исследования в пещере возобновились. В результате был уточнён возраст рисунков на втором её этаже — в зале Рисунков. По договорённости с археологом Татьяной Ивановной Щербаковой в лаборатории Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Александра Петровича  Карпинского было осуществлено определение абсолютного возраста углей из раскопа у восточной стены зала Рисунков под главной композицией. Возраст отложений оказался равным приблизительно 17 тысяч лет[9].

Кроме того, в 2009 году коллективом Южно-Уральской экспедиции МГУ в Купольном зале был обнаружен палеолитический культурный слой, насыщенный охрой и углём. При этом культурный слой зафиксирован рядом с отпавшим от стены огромным блоком, на котором также были найдены следы охры. Таким образом, благодаря проведенным работам появилась возможность с большой долей уверенности говорить о времени создания пещерного комплекса Шульган-Таш: это период позднего палеолита — от второй половины позднего валдая до позднеледниковья.

В максимальное поздневалдайское похолодание, сопровождавшееся распространением на юг ледникового покрова (23-16 тысяч лет назад), расширением перед ледниковым фронтом области многолетней мерзлоты, развитием гиперзональных ландшафтно-климатических условий, в центре и на юге Русской равнины сформировались обширные тундро-степные пространства с высококалорийной биомассой[10].

Растительный покров перигляциальных пространств позднепалеолитического времени имел мозаичную структуру. Широкие днища рек занимали луга, возможно, местами заболоченные, заросли кустарников, отдельные группы деревьев. Долины заросли растениями, современные области распространения которых находятся в тундре и лесотундре. При такой структуре растительности совместно могли существовать типично степные виды фауны с типично тундровыми (лошадь, бизон, северный олень, песец). К ним примешивались и лесные животные — медведь, росомаха, заяц и другие. Практически повсеместно обитали мамонты, стада которых свободно перемещались по открытым пространствам Восточно-Европейской равнины[11].

Мамонты и шерстистые носороги являлись наиболее адаптированными видами к обитанию в суровых условиях приледниковья. На то, что в районе Южного Урала климат в описываемый период был действительно суровым, указывает тот факт, что пещера Шульган-Таш, являющаяся существенно увлажнённой пещерой, активно посещалась людьми именно в период одного из своих значительных осушений. О холодном климате также свидетельствуют обнаруженные в ней останки песца и лемминга, но главное — данные спорово-пыльцевого анализа: в то время пещеру окружала тундра с очень редким лесом[7].

Описание пещеры

Пещера образовалась в известняках и доломитах верхнего девона и нижнего карбона. Украшена кальцитовыми натечными образованиями: зимой — ледяными сталагмитами и сталактитами. В галереях и залах, расположенных на разных уровнях, сформирован разнообразный внутренний пещерный микроклимат. Каждому ярусу свойствен собственный режим температуры, влажности и циркуляции воздуха. Грандиозный вход в пещеру находится в ущелье, в 150 м от реки, и с неё не виден. Из пещеры с шумом вытекает речка Шульган, впадающая в реку Белую. В устье пещеры, выходя из-под скал, поток образует небольшое озеро[12].

Река Белая, Антонова скала.jpg

Нижний этаж пещеры начинается от входа, на высоте 7,5 м над уровнем реки Белой и, постепенно повышаясь до уровня 26 метров, тянется в глубь горы на 300 метров он образует несколько больших залов и галерей. Пол нижнего этажа покрыт глинистыми и песчаными пещерными наносами. Местами он загромождён хаотическими грудами обвалившихся многотонных камней[12].

По своим морфологическим особенностям — это одна из крупнейших известняковых пещер Уральской карстовой страны. Протяжённость её составляет около трёх километров. Она имеет трёхъярусное строение, с каждого яруса отходит много боковых ответвлений. Возраст пещеры не менее 3-4 млн лет, она существовала ещё до оледенения и примерно в том же виде, в каком существует сегодня. Палеолитическая живопись находится на первом и втором этажах пещеры. С первого этажа на второй можно попасть только по вертикальному карстовому ходу («колодцу») высотой 14 метров. Наверху имеются две группы рисунков — на восточной и на западной стенах округлого по форме зала. Здесь изображены две вереницы животных, выполненных красной краской контурным способом (одно животное — мамонт — силуэтным способом). Нарисованы мамонты, лошади, носороги и бизон. В количественном отношении преобладают мамонты. Кроме того, имеется очень оригинальный знак в виде трапеции с ушками и расчленённым внутренним пространством, а также два антропоморфа. Изображённые фигуры как бы движутся по кругу в сторону «колодца». На нижнем ярусе пещеры можно выделить две зоны: ту, что расположена ближе к входу (Купольный зал и зал Знаков), и ту, что находится за ней и заканчивается тупиком (зал Хаоса). В первой зоне рисунки отдельных животных, знаки и пятна охры располагаются не только на стенах, но и на потолке. Их композиционная организация очень неопределённа. Согласно произведенным исследованиям, некоторые из них неоднократно подправлялись. Вторая зона также содержит рисунки и знаки, выполненные охрой, однако здесь они имеют чёткую привязку к сегментам пещеры: это — южная стена, а также трещина, уходящая в глубину горы. Над трещиной запечатлён знак перевёрнутой трапеции и зооантропоморф. Весь зал завален глыбами известняка, он труднопроходим ещё с доледниковых времён. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что святилище Шульган-Таш имеет ясно выраженную культовую зональность. Можно утверждать, что это не хаотический набор рисунков и знаков[6].

Рисунки Каповой пещеры

Капова пещера 2.JPG

Рисунки в Каповой пещере были обнаружены Александром Владимировичем Рюминым. Московский ученый — зоолог, охотовед, кандидат биологических наук — Рюмин был захвачен идеей поиска доказательств собственной теории о существовании на юге Уральского региона самобытного очага палеолитической культуры. Зимой 1959 года в ходе обследования пещеры Шульган-Таш им были обнаружены следы настенной живописи, имевшей древнее происхождение. Так миф о существовании таинственных животных в Каповой пещере неожиданно подтвердился — многие тысячелетия в её стенах действительно находились животные, но не в прямом смысле, а в качестве изображений давно исчезнувшей с лица земли мамонтовой фауны эпохи верхнего палеолита. Открытие палеолитической живописи на Урале явилось подлинной сенсацией в научном мире, ибо оно противоречило устоявшемуся мнению о местах распространения подобных артефактов на территории Европы: их было достаточно много в её западной (юго-западной) части, но они совершенно отсутствовали в её центральной части и на востоке. Палеолитическими рисунками являются только рисунки, сделанные красной краской[13].

В 1960 году и 1961 годе экспедиция зафиксировала в верхнем этаже пещеры, рядом с рисунком впервые замеченной Александром Рюминым лошади, ещё семь отдели красных фигур. Вторая группа красных рисунков занимает противоположную стену того же большого грота. Ещё одна большая группа красных, но уже схематических рисунков расположена в дальних залах нижнего этажа. Все древние рисунки находятся в глубине пещеры, на расстоянии около 300 м от входа. Обе группы рисунков верхнего этажа очень труднодоступны. И на Урале, и в Юго-Западной Европе рисунки в палеолитическое время намеренно располагали в потайных, труднодоступных местах, достижение которых нередко было связано с риском для жизни[14].

Наскальная живопись. Капова пещера.jpg

Чтобы достичь палеолитических рисунков верхнего этажа Каповой пещеры, надо преодолеть очень трудный и опасный подъём с круто наклонными и вертикальными скользкими стенами, который внутри пещеры ведет из галерей нижнего этажа в верхние и имеет высоту 29 метров.

В настоящее время имеется более чем три десятка красных рисунков на обоих этажах пещеры. Все рисунки нанесены на гладкую, желтовато- или коричневато-серую поверхность стен или покатого потолка пещеры (на нижнем этаже) однородной красной краской. Химический анализ образцов краски с обоих этажей, сделанный химической лабораторией Государственной .центральной художественно-реставрацион­ной мастерской имени Игоря Эммануэловича Грабаря в Москве показал, что краска состоит из красной охры со следами животного клея[15].

Краска красных рисунков прочно слилась с поверхностью скалы. Уничтожая надписи туристов, покрывавшие рисунки, учёные убедились, что краска древних ри­сунков не смывается. Лишь в нижней части рисунков первой группы на верхнем этаже, где краска была наложена очень густо, смоченная водой вата окрашивалась в розовый цвет. Рисунки обеих групп верхнего этажа представляют собой почти исключительно изображения животных, сделанные в профиль, с четырьмя ногами, в позе идущих. Во всех случаях, кроме одного, животные идут влево. Фигуры первой группы выполнены в виде силуэтов с густо закрашенными, слегка расплывчатыми контурами. Лишь носорог и четвёртый мамонт не имеют таких контуров, силуэты их очень густо закрашены. Три первые, левые, фигуры второй группы нарисованы в виде грубых, частью расплывшихся на очень гладкой скале контуров. Четвёртая фигура седьмого мамонта представляет собой густо закрашенный силуэт, аналогичный некоторым фигурам первой группы[13].

Капова пещера 3.JPG

Размеры фигур варьируют от 44 до 112 см и не отличаются от размеров рисунков того же времени в Западной Европе. Рисунки сделаны в разных масштабах и не составляют композиций. Представление об этом даёт общий вид первой группы рисунков на обложке. Так, фигура первой лошади крупнее некоторых фигур мамонтов, а самой крупной является фигура носорога. Кроме того, рисунки сделаны на разных уровнях, что также нарушает композицию. Единственное исключение, возможно, представляют две средние фигуры второй группы, нарисованные рядом и на одном уровне. Вероятно, здесь изображён детеныш, идущий вслед за взрослым мамонтом.

Таким образом, каждый рисунок наносили на стену отдельно, без видимой связи и не одновременно с другими на протяжении какого-то сравнительно небольшого отрезка времени. Расположение рисунков на стенах пещеры показывает, что перво­бытные художники наносили их, стоя на полу, уровень которого был почти равен современному. Последнее подтверждают и геологи. Исключение представляют верхние фигуры первой группы, рисовавшиеся с каких-то подставок[14].

К числу наиболее сохранившихся и чётких фигур первой группы относятся фи­гуры первого, левого, мамонта и первой лошади, занимающей центральное положе­ние в группе. У мамонта хуже сохранилась нижняя часть фигуры, зато хорошо виден довольно длинный, видимо, покрытый шерстью хвост; бивни отсутст­вуют. У этого мамонта, так же как и у всех прочих, очень характерный горбатый профиль спины и выступающий верх головы. Второй мамонт идёт вправо. Его задняя часть почти не сохранилась, зато хорошо видны два коротких загнутых вверх бивня и длинный хобот. Передние ноги нарисованы схематично. Первая фигура лошади передана весьма реалистично, вплоть до копыт и изгиба ног. Это типичная разновидность дикой лошади с небольшой головой и характерно изогнутой шеей. Вторая фигура лошади гораздо меньше первой и хуже сохрани­лась. Она имеет очень близкий первой фигуре профиль спины и головы. Третья и четвёртая фигуры мамонтов сохранились хуже, но определяются с уверенностью. Третий мамонт воспроизведён с большой живостью. У него также хорошо видны хвост и короткие бивни; сильно выдается лоб. Все рисунки мамонтов Каповой пещеры пере­дают характерные особенности этого вымершего зверя[14].

Крупная ярко-красная фигура носорога с короткими ногами и большим рогом отличается сравнительно короткими пропорциями и массивностью. Каза­лось бы, недостаточная длина этой фи­гуры может быть объяснена тем, что она как бы зажата на ограниченном прост­ранстве между рисунком лошади и глу­бокой вертикальной впадиной на скале. Под носорогом имеется ещё одна густо закрашенная, возможно сти­лизованная, фигура, пока не понятая учёными[14].

Вторая группа рисунков верхнего этажа пещеры состоит из четырёх фигур. Первая, левая, из них не определяется с уверенностью. Рисунки пятого и шестого мамонтов, идущих друг за другом, выполнены в той же грубо контурной манере, что и фигура носорога. Зато седьмой мамонт представляет собой яркий силуэт сравнительно корот­ких, высоких пропорций, напоминающий в этом отношении фигуру четвёртого мамонта первой группы. Эта фигура идущего мамонта принадлежит к числу наиболее художественных рисунков Каповой пещеры. Древние рисунки верхнего этажа пещеры выполнены вполне реалистично. Эле­менты стилизации сказываются главным образом в передаче ног у второго, пятого, шестого и седьмого мамонтов и в непонятной фигуре под носорогом. По технике нанесения рисунки Каповой пещеры наиболее близки монохром­ным (черным) рисункам мадленского времени, выполненным без помощи гравировки, в пещере Нио во Франции, и отчасти рисункам пещеры Фон-де-Гом[14].

Таким образом, установлен палеолитический возраст рисунков верхнего этажа Каповой пещеры. Некоторые рисунки, в особенности первая фигура мамонта, по­крыты небольшими известняковыми наплывами, а пересекающие их трещины белыми отложениями кальцита. На ледниковое время с несомненностью указывает и излюбленный сюжет живописи пещеры — фигуры мамонтов и носорогов[14].

Содержание, стиль и техника рисунков Каповой пещеры отличаются от французских и североиспанских известным своеобразием. Прежде всего, живопись в пещере Шульган-таш отличается исключительным обилием фигур мамонтов, что находится в соответствии с особенно большой ролью, которую играло это животное в охотничьем быту верхнепалеолитического населения в Восточной Европе. Далее, в пещере совершенно отсутствует техника гравировки, столь распространенная в области Пиренеев и к северу от неё. Мамонты па Урале нарисованы со слабо намеченными, короткими бивнями или вовсе без них. Вместе с тем манера рисунка первого мамонта напоминает гравированный на кости контур фигуры того же животного из Мальтийской палеолитической стоянки в Восточной Сибири[7].

Рисунки нижнего этажа Каповой пещеры существенно отличаются от рисунков верхнего этажа по содержанию и стилю. Они расположены на покатом, низком по­толке одного из ответвлений большого дальнего зала на высоте свыше 25 метров над уровнем реки Белой. Следы красных рисунков в виде пятен имеются и рядом, выше на потолке, под известняковыми натеками. Есть они и на стенах смежного зала, ближе к выходу из пещеры. Здесь часть их ещё нужно откопать из-под наносов песка на дне пещеры. Следы красной краски имеются и ещё ближе к выходу. Рисунки выполнены той же красной краской, что и на верхнем этаже. Свободные от натёков извести рисунки сохранили более светлый, яркий оттенок, покрытые же тонкой известняковой плёнкой приобрели более тёмный, красно-бурый цвет.

Все рисунки нижнего этажа отличаются геометрическим, стилизованным харак­тером. Среди них имеются четырёхугольные фигуры, внешние очертания которых приближаются к прямоугольнику или трапеции. Есть рисунки, похожие на лест­ницы и в виде рядов косых параллельных линий. Эти рисунки трудно расшифровать. Весьма вероятно, что наиболее сложные из них, в виде четырёхугольника и усеченного треугольника, представляют собой изображения наземных жилищ. Одно из этих изображений, размерами 27x30 см, имеет даже нечто вроде входа внизу, в центре[7].

Художественные артефакты здесь подчинены определённой идее, они соотносятся с теми или иными сегментами пещерного фона. Всего в настоящее время выявлено 175 изображений, и они в достаточной степени неоднородны. Наиболее известны и хорошо сохранились реалистичные зооморфные контурные красные рисунки зала Рисунков второго этажа. Среди них преобладают мамонты (10), есть шерстистые носороги (2) и степной тур. Имеются «полихромные» рисунки, с темной, почти чёрной, обводкой внешнего контура, внутри которых встречаются красный, коричневый и промежуточные цвета, покрывающие часть рисунка, например гривы лошадей. Примером таких рисунков является композиция «Лошадки зала Хаоса». На первом этаже пещеры распространены сложные абстрактные знаки, нарисованные охрой. Примером их служат изображения «Щели» зала Хаоса. Там же, на первом этаже, встречаются красные силуэтные схематичные стилизованные зооморфные рисунки: «Красная Лошадка», «Новая Лошадка», «Зверь на глыбе»[13]. К сожалению, они плохо сохранились, поэтому об их первичном облике говорить трудно. В пещере встречаются черные рисунки, нарисованные углем («Башня» и «Чёрный мамонт»). Их древний возраст не вызывает сомнений. Доказано целенаправленное изменение в древности ряда знаков, что можно объяснить желанием совершить над ними некий обряд для лишения их магической силы[7].

Большая часть зооморфных изображений — это мамонты (15 рисунков, 54 %), причем большая часть из них (67 %) находится на втором этаже, в зале Рисунков, и все они сравнительно хорошо сохранились. Известно восемь рисунков лошадей, но идентификация три из них пока не однозначна. По этажам они распределяются поровну. Выявлено два быка: «Тур» — в зале Рисунков и «Зубр» — в зале Знаков. Оба хорошо сохранившихся рисунка носорога расположены на втором этаже. Только на первом этаже в «Нише» Купольного зала найдены «Олень» и «Косуля», выполненные в реалистической манере, но при этом плохо сохранившиеся. Там же обнаружен стилизованный рисунок горного козла — «Архар» — с закрученными рогами, очень близкий к типичным гравировкам на скалах более поздних эпох. Абстрактные знаки распределены в пещере очень неравномерно. Почти все они расположены в 143 залах первого этажа (более 92 %), и только одна трапеция находится наверху, в зале Рисунков. Трапеции Каповой пещеры совершенно специфичны и не имеют аналогов. Эти трапеции расширяются вверх, имеют внутренние субвертикальные ребра и свешивающиеся с верхних углов «ушки». Прямоугольные «решётки» западноевропейских пещер не являются их аналогами. При близкой внешней форме трапеции Каповой пещеры отличаются по количеству внутренних ребер. Это наводит на мысль, что они играли роль числительных. А поскольку они всегда расположены около изображений животных, логично предположить, что мы имеем тотемные зооморфные изображения и численную характеристику групп людей, считающих их своими покровителями. В пещере выявлено 5 типичных трапеций; 5 близких к ним; 3 производных от трапеций сильно усложненных знака; 3 треугольника с внутренней структурой; 4 фигуры, близкие к трезубцам; 5 мелких U-образных знаков; две сложные радиальные структуры, напоминающие отпечаток огромной руки; три структуры центрального типа с дугами и окружностями; две группы, состоящие из маленьких «рогаток», сопутствующих им коротких линий и маленьких треугольных значков»[15].

Статистический анализ свидетельствует, что наскальная живопись пещеры Шульган-Таш существенно отличается от западных аналогов. Одним из главных её свойств является существенное преобладание абстрактных геометрических знаков — символов. Знаки составляют 38 % от общего числа изображений, а зооморфные рисунки — только 26 %, при этом большая часть пятен, трудно и неуверенно поддающихся расшифровке (54 %), наверняка являются знаками. Знаки известны и в пещерах Западной Европы, но там их значительно меньше, а по своей структуре и форме они проще». Таким образом, по насыщенности сложными абстрактными знаками, составляющими некоторую особую систему, эта пещера является, безусловно, уникальным объектом, имеющим мировое значение[14] .

Обнаруженная на Урале палеолитическая живопись служит новым веским до­казательством известного положения о том, что в соответствии с законами развития человеческого общества, на одной и той же ступени исторического процесса, в сходных природных и экономических условиях везде, где жил человек, у него возникали : одни и те же формы общественного строя и сходные явления социальной жизни. И если мы не везде и не одинаково часто находим произведения палеолитического искусства, то лишь потому, что не везде были пригодные для этого пещеры, а может быть, и не везде было принято прятать эти изображения в их глубине, вследствие чего не все подобные произведения искусства сохранились до наших дней, а в большинстве своём стерты с древних поверхностей временем или плавно исчезли вместе с теми предметами, на которые они некогда были нанесены[14].

Примечания

  1. Заповедник Шульган-Таш. shulgan-tash.ru. Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 29 сентября 2015 года. // Официальный сайт
  2. Уникальные геологические объекты России. www.geomem.ru. geomem.ru. Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 22 декабря 2015 года. // «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского» по заказу Федерального агентства по недропользованию
  3. Государственный природный заповедник «Шульган-Таш». ticrb.ru. Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 22 декабря 2015 года. // Туристский информационный портал Республики Башкортостан
  4. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО:: Новости. unescorb.ru. Дата обращения: 10 января 2022. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — 666 с.
  6. 6,0 6,1 Бадер О. Н. Каповая пещера. — М.: Наука, 1965.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Щелинский Е. В. Некоторые итоги и задачи исследования пещеры Шульган-Таш (Каповой) // ИИЯЛ УНЦ РАН. — 1966. — С. 30.
  8. Ляхницкий Ю. С. «Сокровище палеолита» Рисунки и знаки пещеры Шульганташ.. — Уфа: Китап., 2008.
  9. Ляхницкий Ю. С. Многолетние исследования пещеры Шульган-Таш (Каповой) группой ВСЕГЕИ и РГО как основа спасения ее палеолитической живописи. Изучение природы Южного Урала. / Вып. 2.. — Уфа: Сб. научных трудов., 2006.
  10. Гугалинская Л. А., Алифанов В. М. Особенности почвообразовательного процесса по материалам поселения Сунгирь / Homo Sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования.. — М.: Научный мир, 2000. — 43 с.
  11. Величко А. А., Грибченко Ю. Н., Куренкова Е. И. Позднепалеолитический человек заселяет Русскую равнину. — Природа, 2003. — 52-60 с.
  12. 12,0 12,1 Хисматов Г. Ф. География Башкортостана. — Уфа, 2010. — 54 с.
  13. 13,0 13,1 13,2 Минникова Т. Н. Капова пещера (Шульган-таш) как научная проблема. — КЛИО, 2011. — С. 138—144.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 14,7 Яхницкий Ю. С. Исследование палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) // Биологическое разнообразие, спелеологические объекты и историко-культурное наследие республики Башкортостан : Сборник научных трудов. — 2008. — № 3. — С. 268.
  15. 15,0 15,1 Ляхницкий Ю. С. и др. Пятьдесят лет открытия палеолитической живописи в Каповой пещере (Шульган-Таш) // Пещеры. Сб. научных трудов.. — 2009. — № 32. — С. 127–128.