Песня о Соколе

Материал из «Знание.Вики»
Песня о Соколе
Песня о Соколе
Издание
Жанр Песня
Автор Максим Горький
Язык оригинала Русский
Дата написания 1895 год
Дата первой публикации 1895 год
Издательство Самарская газета
Электронная версия

«Песня о Соколе» — произведение Максима Горького, написанное в 1895 году и опубликованное 5 марта 1895 года в «Самарской газете». В 1967 году режиссёром Борисом Степанцевым снят мультипликационный фильм по произведению. Мультфильм выполнен в технике живописи по стеклу[1].

История создания

23 февраля 1895 года Максим Горький, по рекомендации Владимира Галактионовича Короленко, живущий в Самаре, приступил к своей деятельности в качестве сотрудника в «Самарской газете». До этого, живя в Нижнем Новгороде, Максим Алексеевич уже сотрудничал с газетой, напечатав в ней два своих рассказа «Два босяка» и «Мой спутник». В обязанности писателя входила подборка из иностранной прессы, а также публикация по воскресеньям фельетонов, очерков и рассказов. 5 марта 1895 года Горький напечатал в газете «Песню о Соколе»[2].

Направление, жанр

Особенность литературы рубежа веков заключается в том, что в ней одновременно сосуществуют различные художественные методы и стремление к обновлению литературных приёмов. Возникает «новое искусство», трансформируются реализм и романтизм, появляются их новые формы «неореализм» и «неоромантизм». Ранние произведения Максима Горького отличаются тем, что них соединены черты революционного реализма и романтизма: романтический мир предстаёт в «оправе» реалистического мира. Горький синтезирует эти два направления. Сокол, как романтический герой, готов на смерть ради идеи, его антипод Уж предпочитает «мудрость кротких». Максим Горький, как автор романтик, утверждающий «славу безумству, свободе, свету» находится на стороне Сокола, а вот позиция Ужа ему неприемлема, именно поэтому Уж помещён туда, где «темно и сыро и всячески унижен»[3].

Максим Горький определяет жанр своего произведения — песня. Песня — это лирический жанр, берущий своё начало в фольклоре и неразрывно связанный с музыкой. Одновременно с этим, в произведении можно выделить черты рассказа, аллегории и притчи. Рассказ о Крыме, море, старом чабане Рагиме соединяется со сказкой о Соколе и Уже и аллегорией (ущелье, где пахнет гнилью, напоминает современную писателю Россию, а Сокол и Уж — аллегорические образы противоположного типа людей: героев и обывателей). Так в творчестве Горького появляется новый жанр — песня-ода, прославляющая гибель славного героя. Впоследствии формирование этого жанр завершится в «Песне о Буревестнике», написанной в 1901 году[4].

Тема, идея произведения

В «Песне о Соколе» главный вопрос, на который автор ищет ответ — в чём смысл жизни? И этот вопрос ставится практически по-гамлетовски: что достойно уважения — смирение под ударами и тяготами судьбы или сопротивление всем неудачам и испытаниям? Максим Горький считает, что правильный выбор делает Сокол, который не смиряется и видит мудрость жизни в активной борьбе со всеми неприятностями: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол!» Делая свой выбор, Сокол даже не допускает мысли о другом пути, он желает активного действия, свободы, по его мнению, «рождённый ползать — летать не может»[5].

Композиция

Произведение состоит из двух частей, рассказывающих о Соколе и Уже, обрамлённых описанием природы и реальных действующих лиц: автора-повествователя и чабана Рагима, таким образом произведение построено, как и многие ранние романтические рассказы Горького, по принципу: рассказ в рассказе. Автор повествует о встрече на берегу моря с чабаном, а Рагим рассказывает повествователю сказку. Основной композиционный и смыслообразующий приём, используемый Максимом Алексеевичем, — антитеза (противопоставление), выраженный как в отдельных афоризмах: «рождённый ползать — летать не может», так и на уровне сюжета. Противопоставлены главные герои: Сокол и Уж, их жизненная позиция, место их обитания[6].

Сюжет

На берегу прекрасного неподвижного уснувшего моря лежат повествователь и старый чабан Рагим. Рядом поросшие деревьями горы. Атмосфера настраивает на поэтический сказочный лад, и рассказчик просит старика рассказать сказку. Рагим напевным речитативом повествует историю об умирающем Соколе, упавшем в ущелье, где тихо и спокойно в темноте и сырости живёт Уж. Сокол мечтает взлететь ввысь, ещё раз почувствовать свободу небесной глади, сразиться с врагом, почувствовать счастье битвы:

— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!

Живущему в тишине Ужу непонятно такое рвение Сокола и он советует умирающей птице броситься вниз с ущелья и ещё раз почувствовать себя в своей стихии. Сокол не стал дожидаться спокойной смерти, а расправив крылья, гордо крикнув, пошёл к краю обрыва. Но не было сил взлететь у гордой птицы и он камнем упал в море. После случившегося Уж долго размышлял о желании птицы взлететь в небо и, чтобы испытать эмоции Сокола, тоже прянул в воздух, но упал вниз, и это вызвало у него смех:

Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто

Уж делает свои умозаключения о небе, о прелести спокойной жизни на земле, обвиняет Сокола и всех птиц в обмане. Он твёрдо уверен в своей правоте:

Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.

Но море приняло жертву Сокола, воспев ему гимн, в котором славится безумство смелости и сила духа. Спокойное и неподвижное море готово в любую минуту проснуться и рассказать всему миру[7]:

Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения..

Персонажи

Сокол и Уж — это два противоположных образа, живущие в разных стихиях и имеющие разные жизненные идеалы[8]:

  • Сокол — воплощение света, жажды жизни, готовности к подвигу и жертве. Жизнь Сокола короткая, но яркая, и это вызывает симпатию у автора.
  • Уж — воплощение образа обывателя, живущего по принципу: хорошо там, где тихо и спокойно.

Несмотря на то, что Уж, по мнению Горького, не заслуживает уважения, он произносит философские изречения, которые заставляют задуматься о смысле жизни:

Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет.

— Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?

Примечания

  1. Песня о Соколе. Кинопоиск. Дата обращения: 29 октября 2023.
  2. Этот день в истории края. Горький в «Самарской газете» (23.02.2010). Дата обращения: 29 октября 2023.
  3. Фесенко Э. Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2018. — № 5. — С. 103—111.
  4. Спиридонова Л. А. Трансформация жанров в творчестве М. Горького // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка : журнал. — 2019. — Т. 78, № 3. — С. 14—23.
  5. Аушева А. Б., Хадзиева А. А. Восприятие художественного мира ранних рассказом М. Горького современниками // Вестник науки и образования : журнал. — 2017. — № 2. — С. 12.
  6. Горький М. «Песня о Соколе». Фоксворд. Дата обращения: 29 октября 2023.
  7. Горький М. А. Песня о Соколе. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 29 октября 2023.
  8. Гасанова З. И. Образная структура «Песни о Соколе» М. Горького. Альманах педагога. Дата обращения: 29 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!