Старуха Изергиль

Материал из «Знание.Вики»
Старуха Изергиль
Старуха Изергиль
Издание
Жанр Рассказ
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1894
Дата первой публикации 1895

Старуха Изергиль — рассказ Максима Горького, написан в 1894 году, напечатан в 1895 году в нескольких номерах «Самарской газеты». Рассказ состоит из двух легенд и истории жизни главной героини Изергиль. Сам Максим Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим творением, говоря, что, вероятно, он не напишет ничего лучше данного произведения[1].

История создания

Точная дата, когда Максим Горький приступил к написанию рассказа «Старуха Изергиль», неизвестна. В 1891 году Алексей Максимович отправился в большое путешествие, в частности, в Бессарабию, где получил множество различных впечатлений, впоследствии лёгших в основу рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». В путешествии Горький много раз наблюдал за противостоянием общества и личности, людей разного статуса и философии, всё это помогло ему наполнить свои рассказы глубоким смыслом[2].

Начиная свой рассказ, Максим Горький даёт точное указание на место действия: Аккерман, Бессарабия. Аккерман (с тюрского — белая крепость) — современный Белгород-Днестровский, город в Одесской области на юге Украины, известно, что в путешествии по Бессарабии Горький работал сборщиком винограда в посёлке Шабо недалеко от Аккермана, так же, как и герой-рассказчик «Старухи Изергиль», что придаёт рассказу автобиографические черты, создавая правдоподобную картину.

«Старуха Изергиль» была издана в «Самарской газете» в 1895 году, рассказ печатался фрагментами в нескольких номерах газеты. Предположительно написан же рассказ был за год до этого — в 1894 году. Доказательство этому можно найти в письмах Владимира Галактионовича Короленко, который 4 октября 1894 года обращается к редакционному работнику Саблину и сетует, что редакция газеты «Русские ведомости» предубеждена против молодого писателя, а 23 ноября 1894 года ещё раз напоминает о рассказе «Старуха Изергиль»:

Я был бы глубоко благодарен за сообщение мне окончательного мнения о нём и решения его судьбы… Бедняга автор находится в обстоятельствах весьма печальных, к тому же рассказчик, по–моему, весьма изрядный, и мне кажется, что хорошо бы поддержать начинающего и несомненно способного молодого писателя.

Рассказ так и не был напечатан в «Русских ведомостях». В начале 1895 года Максим Горький переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и начинает сотрудничать с «Самарской газетой», где и был напечатан рассказ[3].

Направление и жанр

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим рассказам Максима Горького, в центре которых культ необыкновенной личности. Романтизм — это направление в литературе, отличающееся от всех других описанием идеального мира, в котором личность находится в противостоянии с обществом. Основными чертами романтизма является преобладание чувства над разумом, из реальности читатель переносится в идеальный мир. Ещё одна особенность романтизма — это отображение чувств и эмоций человека через природу. Герой романтического произведения часто одинок, так как он не типичен для этого мира. Романтические произведения отличаются оригинальностью сюжета и образностью, это или приукрашенная реальность, или вымышленная история с вплетением мистики и фольклорных мотивов. Романтический герой обладает исключительными качествами, отличающими его от других: он честен, справедлив, храбр, преодолевает все препятствия на пути к счастью[4]. Отличительные черты романтических героев Максима Горького — непокорность судьбе, гордость, цельность натуры, героичность и дерзкое свободолюбие. Герой стремится к свободе, без которой для него нет счастья. Старуха Изергиль говорит[5]: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Отличительная черта романтических произведений — слияние героя с природой. В произведении «Старуха Изергиль» повествование ведется на фоне пейзажа: бескрайнее море и степь. Также пейзаж или взаимодействует с героем, или противопоставлен ему. Таков жестокий дремучий лес в Легенде о Данко. Для усиления исключительных обстоятельств Горький, как романтик, использует ряд приёмов устного народного творчества, например, превращение человека в животное и наоборот, родство человека и птиц. Ларра, герой одной из легенд, рассказанных Изергиль, сын девушки и орла. Характерный для романтизма гиперболизм, также можно найти в «Старухе Изергиль»: «из её уст кровь брызнула к небу», «сильнее грома крикнул Данко»[6].

Одновременно с романтизмом, в произведении можно увидеть черты реализма. Рассказ Изергиль о своей жизни максимально приближен к реальному, её жизнь полна радости и печали, она не стремится к идеальности. Автор описывает не только её внешний вид, но и внутренний мир, пытается проникнуть в мир её поступков, понять их причину и дать объяснение её системе ценностей. По жанру «Старуха Изергиль» — рассказ, прозаическая форма сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием конкретики[7].

Композиция

Начало произведения — это рассказ о молодом человеке, работавшем на сборе винограда и встретившемся на берегу моря со Старухой Изергиль, старухой, которая рассказала ему три истории: две легенды и рассказ о своей жизни. Максим Горький использует прием «рассказ в рассказе» — автор рассказывает о встрече со старухой-рассказчицей, которая рассказывает ему истории. Рассказ состоит из трех частей. Первая часть представляет собой повествование о гордеце и индивидуалисте Ларре, не придерживающемся общечеловеческих законов морали и любви, вследствие чего совершившем преступление и получившем за это наказание в виде изгнания и одиночества. Ларра осознаёт свою ошибку, но слишком поздно. Первой части противопоставлена третья: легенда о Данко, пожертвовавшем собой ради других. Рассказ старухи о своей жизни находится между двумя легендами, одновременно объединяя и противопоставляя их друг другу. Ведущую роль в композиции играет сюжет вставной, в то время, как в самом сюжете главное место занимает центральный герой. Единым целым три части делает основная идея — желание понять истинную ценность человеческой жизни. Всю свою жизнь Изергиль несла в себе чувство человеческого достоинства, которое не могли сломить ни испытания судьбы, ни годы, поэтому её рассказ о себе занимает центральное место в рассказе, опираясь на прожитые годы и полученный опыт, она помогает людям найти правильный путь и сделать верный выбор[8]. Произведение имеет обрамление, которое заключается в пейзаже, являющимся своеобразным фоном для дальнейшего повествования. Рассказ начинается с описания природы, описанием же и заканчивается[9].

Конфликт

В центре повествования социальный конфликт, столкновение героев с обществом. Конфликт в рассказе реализован по-разному. Ларра, возомнив себя сверхчеловеком, противопоставил себя племени, он живёт страстями и личными амбициями, его не интересует мнение других. За это Ларра наказан одиночеством в бессмертии. Ларре противопоставлен Данко, прообраз греческого героя мифов Прометея, подарившего людям огонь. Подобно Прометею, Данко, вырвав из груди своё горячее сердце, освещает путь людям, показывает выход из дремучего леса. Для него спасение людей — наивысшая цель, но люди не благодарны: они не только не заметили его смерти, но и кто-то осторожный наступил на его сердце:

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

С Ларры, как с героя-индивидуалиста, Максим Горький снял романтический ореол, так как герой был отвергнут обществом, А Данко был наделен великой любовью к людям[10]. Изергиль, давая оценку поступкам Ларры и Данко, вобрала в себя черты обоих героев.

Главные герои

Повествователь, как и во всех ранних романтических рассказах М. Горького, это герой, выполняющий роль пассивного слушателя рассказов Изергиль. Он не комментирует, не дает оценку, лишь изредка уточняет у старухи моменты её жизни[11]. Старуха Изергиль — рассказчица, из чьих уст главный герой слышит легенды о Ларре и Данко, а также повествование о её личной жизни. Образ старухи тщательно продуман, читатель видит её в старости и узнаёт о её жизни в молодости. Время не пощадило Изергиль, рассказчик видит её[12]:

Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. Её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.

А ведь когда-то она была молода и красива: «И была такая сильная, сочная». Со временем красота Изергиль померкла, и из былой красавицы, пленявшей мужчин, она превратилась в старуху, похожую на ведьму. Изергиль, нисколько не смущаясь, рассказывает автору о своих былых возлюбленных, которых в её жизни было немало. В молодости Изергиль жила, основываясь не на правилах, а на своих чувствах и порывах: легко влюблялась, легко прощалась с любовью. Она порывиста и расчетлива, хитра и умна, смела и готова на поступок ради возлюбленного, но самое главное — она любит жизнь. Образ Изергиль не только соединяет легендарное и реальное, прошлое и настоящее, но и молодость и старость, что доказывается её словами[13]:

Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все... И мне хорошо с ними. Смотрю и думаю: «Вот и я, было время, такая же была... Только тогда, в мое время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше...Старуха Изергиль

Данко — герой, стремящийся к свободе, но не для себя лично, а для людей своего племени. Племя Данко было вытеснено врагами-завоевателями в глубь дремучего леса, где народ ожидала неминуемая смерть. Было принято решение выйти из леса, и возглавил поход юный Данко. Долгий путь вызвал ропот среди соплеменников, и тогда Данко вырывает сердце из своей груди и освещает им путь к свету. Данко красив внешне и внутренне, о смел и способен на жертву:

Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы
— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Ларра — сын орла и простой девушки — пришел в родное племя матери. С удивлением смотрели соплеменники на сына орла, но увидели, что он ничем от них не отличается, только глаза его холодны и горды, как у царя птиц. Ларра нарушил один из нравственных принципов — не убей. Он убил девушку, отказавшую ему во внимании. За свое преступление Ларра, не раскаявшийся во время суда племени, был обречен на изгнание и одиночество:

В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И всё ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражён человек за гордость

Примечания

  1. Замостьянов А. Максим Горький. Десять главных произведений. Год Литературы. Дата обращения: 25 сентября 2023.
  2. Максим Горький. КультураРФ. Дата обращения: 24 сентября 2023.
  3. Котов А. К. Статьи о русских писателях. — 2-е изд. — Москва: Художественная литература, 1986. — 204 с.
  4. Что такое ваш романтизм.. Государственная научная бибдиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова. Дата обращения: 24 сентября 2023.
  5. Горький М. Старуха Изергиль. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 24 сентября 2023.
  6. Роговер Е.С. Русская литература XX века. Максим Горький. — Санкт-Петербург: Паритет, 2002. — С. 107—111.
  7. Спиридонова Л. А. Творчество Горького и возникновение социалистического реализма // Studia Litterarum : журнал. — 2018. — № 1. — С. 212—230.
  8. Аушева А. Б., Хадзиева А. А. Восприятие художественного мира ранних рассказов М. Горького современниками // Вестник науки и образования. — 2017. — № 2 (26). — С. 57—59.
  9. Кунавин О. Б. Романтико-реалистическая двуплановость в ранних рассказах А. М. Горького // Гуманитарный научный вестник : журнал. — 2021. — № 6. — С. 140—147.
  10. Фесенко Э. Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2018. — № 5. — С. 103—111.
  11. Болдырева Е. М. Философия босячества в раннем творчестве М. Горького // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2018. — № 5. — С. 322—329. — doi:10.24411/1813-145X-2018-10180.
  12. Горький М. Старуха Изергиль. Библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 24 сентября 2023.
  13. Щербина И. «Я и старуха». О рассказе Горького «Старуха Изергиль» // Литература : журнал. — 2003. — № 8. — С. 13—15.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!