Степанцев, Борис Павлович

Материал из «Знание.Вики»
Борис Павлович Степанцев
Дата рождения 7 декабря 1929(1929-12-07)
Место рождения Москва
Дата смерти 21 мая 1983(1983-05-21) (53 года)
Место смерти Москва
Гражданство СССР
Профессия мультипликатор
режиссёр
сценарист
художник
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1972

Бори́с Па́влович Степа́нцев (7 декабря 1929, Москва — 21 мая 1983, Москва) — советский режиссёр-мультипликатор, сценарист, иллюстратор книг и диафильмов.

26 октября 1972 года Степанцеву присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1972—1982 годах был вице-президентом «Международной ассоциации анимационного кино» (АСИФА). В 1980 −1983 годах был художественным руководителем студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран». Был членом худсовета «Союзмультфильма». Снимал рисованные, кукольные и комбинированные мультфильмы. Неоднократно использовал технологические эксперименты[1].

Биография

Борис Павлович Степанцев родился и вырос в Москве. В детстве впервые познакомился с мультипликацией в небольшом кинотеатре «Новости дня» на Страстном бульваре и серьёзно увлекся ею «за то, что смешнее её ничего на свете не было»[2].

«Союзмультфильм»

В 1946 году окончил Московскую художественную школу, после чего учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Во время учёбы познакомился с работами студии «Дисней», которые достались киностудии «Союзмультфильм» в качестве трофея[2].

Вот тут уже мы насмеялись вдосталь. Это был смех несколько даже сокрушительного свойства, когда после сеанса обнаруживаешь себя сползшим с кресла, в полубездыханном состоянии, со слезами на щеках и коликами в животе.

С 1949 года работает на студии «Союзмультфильм» художником-мультипликатором. Член КПСС с 1954 года[3].

В 1954 году дебютировал как режиссёр-мультипликатор с одним из первых послевоенных кукольных мультфильмов «Злодейка с наклейкой», снятых во вновь организованном цехе объемной и кукольной мультипликации на «Союзмультфильме». Мультфильм был снят совместно с режиссёром Всеволодом Щербаковым. В последующие годы сотрудничал с режиссёром Е. Н. Райковским, с 1963 года работал самостоятельно. На постоянной основе сотрудничал с художником Анатолием Савченко и эпизодически с другими художниками: В. Никитиным, П. Репкиным, Г. Новожиловым, Ю. Бутыриным и другими.

В 1958 году поставил мультфильм «Петя и Красная Шапочка», который был выполнен в жанре современной сказки. Мультфильм в 1959 году был награждён второй премией на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, в 1960 году — «Лавровым венком» на VII Международном фестивале анимационных фильмов во французском Аннеси.

В 1960 году Борис Степанцев окончил факультет графики в Московском полиграфическом институте.

Вовка в Тридевятом царстве (1965)

В 1960 году Борис Степанцев, совместно с Евгением Райковским, поставили «Мурзилку на спутнике» — первый в СССР широкоэкранный мультфильм. За него режиссёры на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах получили Первую премию.

Дилогия Малыш и Карлсон (1968—1970)

В 1962 году поставил мультфильм «Только не сейчас», совместив живого актёра с рисованными персонажами. С 1965 по 1970 год режиссёр снял три свои самые известные картины: «Вовка в Тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся». В дилогии про Карлсона Степанцев впервые в СССР применил технологию электрографии. За мультфильм «Малыш и Карлсон» режиссёр Борис Степанцев удостоен Первой премии на IV Всесоюзном кинофестивале в Минске.

С 1966 по 1973 год Степанцев поставил ряд драматических мультфильмов, в которых звучит русская классическая музыка. На мультфильм «Окно» режиссёра вдохновили «Мимолетности» Сергея Прокофьева. В 1966 году «Окно» удостоено приза «Серебряный пеликан» I МКФ мультфильмов в городе Мамайе (Румыния). Борис Степанцев писал:

А с музыкой Прокофьева получилось всё не так. Оказалось, что она просто сама рисует то, что должно произойти на экране, до мельчайшего жеста определяя игру персонажей… её драматургия была логичнее, точнее многих надуманных сюжетных ходов. Оставалось только следовать ей...

В мультфильме «Щелкунчик» Степанцевым был экранизирован балет П. И. Чайковского. При экранизации были использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации. В 1974 году режиссёр за мультфильм «Щелкунчик» был удостоен Первой премии Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Хихоне (Испания). «Песня о Соколе» стала экранизацией одноимённого произведения Максима Горького на музыку Александра Скрябина, а также мультфильм стал первым широкоэкранным советским мультфильмом в стиле живописи по целлулоиду[2].

«Мульттелефильм»

В 1980 году Борис Степанцев был назначен художественным руководителем студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран», где в 1982 году он снял свой последний проект. Это был полнометражный анимационно-игровой фильм «Ассоль» по повести Александра Грина «Алые паруса». При съёмках фильма режиссёр применил технологии соляризации и фотографики, чтобы преобразовать изображения актёров-людей в подобие рисунков[4].

«Художник-иллюстратор»

Борис Степанцев как художник-иллюстратор участвовал в создании диафильмов для детей. В 1969 году он одним из первых, ещё до выхода мультфильма, нарисовал Чебурашку и Крокодила Гену для диафильма «Крокодил Гена и его друзья». С 1972 года, начиная с диафильма «Как петушок попал на крышу», иллюстрации к диафильмам выполнял совместно с Анатолием Савченко. Ими были созданы иллюстрации к произведениям Андерсена, Шарля Перро, Астрид Лингрен, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Е. Благининой, Эдуарда Успенского и других.

Борисом Степанцевым выполнены иллюстрации к следующим диафильмам:

Последние годы

В последние годы жизни интересовался компьютерной графикой и уже тогда называл её будущим мультипликации[2].

Борис Степанцев скончался 21 мая 1983 года в возрасте 53 лет. Как писал Ролан Быков в своих дневниках: «сделал зарядку и упал — инсульт». Похоронен в Москве на Донском кладбище[5].

Фильмография

Борис Степанцев участвовал в создании мультфильмов и анимационно-игровых фильмов в качестве режиссёра, сценариста, художника-постановщика, художника-мультипликатора.

Призы и награды

  • 1959 — «Петя и Красная Шапочка» — 2-я премия в разделе мультфильмов Всесоюзного кинофестиваля в Киеве[1].
  • 1960 — «Петя и Красная Шапочка» — «Лавровый венок» за лучший детский фильм на VII Международном фестивале анимационных фильмов в Аннеси (Франция)[1].
  • 1960 — «Мурзилка на спутнике» — 1-я премия за лучший детский фильм на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах (ЧССР)[1].
  • 1966 — «Окно» — приз «Серебряный пеликан» на I Международном кинофестивале мультфильмов в Мамайе (Румыния)[1].
  • 1970 — «Малыш и Карлсон» — 1-я премия в разделе мультфильмов IV Всесоюзного кинофестиваля в Минске[1].
  • 1972 — «Сердце» — VI Международный фестиваль фильмов социалистических стран по охране здоровья в городе Ниш (Югославия).
  • 1973 — «Сердце» — V Международный фестиваль фильмов, посвящённых работе Красного Креста, в городе Варна (Болгария).
  • 1974 — «Щелкунчик» — 1-я премия на МФ детских и юношеских фильмов в Хихоне (Испания)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Капков С.В. Энциклопедия отечественной анимации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 615—616. — 816 с. — ISBN 5-9265-0319-4.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве / С.В. Асенин. — М.: Искусство, 1983. — С. 155—159. — 207 с.
  3. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 637 с.
  4. Петров А. А. Классическая анимация. Нарисованное движение. — М.: ВГИК, 2010. — С. 117. — 197 с. — ISBN 978-5-87149-121-8.
  5. Режиссёр-мультипликатор Степанцев Борис Павлович 1929-1983 гг. Дата обращения: 5 августа 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!