Пермь I

Памятник градостроительства и архитектуры
Пермь I (железнодорожный вокзал)
Perm asv2019-05 img32 Perm-I station.jpg
Координаты 58°01′23″ с. ш. 56°15′48″ в. д. / 58.02306° с. ш. 56.26333° в. д. / 58.02306; 56.26333 (G) (O) (Я)
Юрисдикция  Россия
Расположение Пермь, Монастырская улица, дом 5
Другие названия «Пермь первая», до 1911 года — Пермь
Назначение железнодорожный вокзал
Статус Действующий
Публичный доступ свободный
Архитектурный стиль Русский модерн
Объекты BSicon BAHN.svg Пермь I
Находится под управлением Свердловская дирекция управления движением
Собственник ОАО «РЖД»
Строительство
Проектирование Пётр Шрейбер
Строительство 1878 год
Реконструкция 20042017 г.г. (последняя)
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 281410025960005

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Пе́рмь I — железнодорожный вокзал, пассажирский терминал железнодорожной станции Пермь I. Входит в состав Свердловской дирекции управления движением ОАО «РЖД».

Первое здание железнодорожного вокзала было построено в 1878 году для Уральской горнозаводской железной дороги. В 1897 году здание железнодорожного вокзала было перестроено для Пермь-Котласской железной дороги. Здание выстроено в стиле модерн инженером-строителем Игнатием Быховцом по проекту архитектора Петра Павловича Шрейбера. В 2004-2017 годах здание было реконструировано: обновлён облик и здание оснащено современными техническими устройствами[1].

История

До появления железнодорожного вокзала Пермь I, неподалеку от речной пристани располагались торговые лавки. Ситуация изменилась с прокладкой Уральской горнозаводской железной дороги. Торговые ряды были перенесены в центральную часть города, а на их месте в 1876 году началось строительство железнодорожного вокзала. Проект здания, выполненный в стиле модерн с элементами русской архитектуры, был разработан инженером-строителем Игнатием Быховцом[2].

Строительство железнодорожного вокзала длилось два года и завершилось в 1878 году. Возведение железнодорожного вокзала финансировалось частными средствами промышленников и «Обществом Уральской горнозаводской железной дороги»[2].

В 1878 году железнодорожный вокзал Пермь I представлял собой вход с крыльцом, ведущий в вестибюль с кассой и багажным отделением. Справа от вестибюля находился зал ожидания для пассажиров I и II классов, слева — зал для пассажиров III класса, рядом с которым располагалось почтовое отделение. Из вестибюля и залов можно было выйти на перрон. В зале III класса стояли дубовые скамьи, а в зале I и II классов — обеденный стол со стульями, у стен — мягкие диваны[1].

В 1897 году, в связи со строительством Пермь-Котласской железной дороги, было принято решение о расширении железнодорожного вокзала Уральской горнозаводской железной дороги, так как существующие помещения стали тесными даже для обслуживания одной железной дороги. Для этого к железнодорожному вокзалу была сделана пристройка длиной около 19 саженей. В новой пристройке разместились зал III класса, почтово-телеграфное отделение, канцелярия начальника станции и приёмный покой. В старом помещении зала III класса разместились багажное отделение и касса, а зал I и II классов остался на прежнем месте, увеличившись за счёт комнаты, ранее использовавшейся для багажа[1].

В 2004 году памятник архитектуры федерального значения был признан аварийным и закрыт на реконструкцию, которая завершилась в 2017 году. В ходе реставрации здание было восстановлено в первоначальный вид: отремонтирован фасад, заменена кирпичная кладка, установлены новые окна и уложен новый пол[1].

Архитектура

Железнодорожный вокзал Пермь I

Проект железнодорожного вокзала железнодорожной станции Пермь-I был разработан инженером-архитектором И. Н. Быховцом. Центральной архитектурной частью железнодорожного вокзала являлась башня с шатровым завершением. В 1880-х годах фасад здания был оформлен в красный цвет, с имитацией обожжённого кирпича, а декоративные элементы были выделены белой краской. Крыша железнодорожного вокзала имела клетчатый узор, выполненный в синих и зеленых тонах[3].

После перехода Уральской горнозаводской железной дороги в государственное управление цветовая гамма железнодорожного вокзала была упрощена. Стены здания были окрашены в жёлтый охровый цвет, декоративные элементы выделены белилами, а металлическая кровля покрыта суриком. В начале 1900-х годов, в связи с расширением железнодорожной сети и строительством Пермь-Котласской железной дороги, железнодорожный вокзал был реконструирован по проекту инженера И. Н. Быховца. К зданию были добавлены ещё одна башня и служебные помещения со стороны Мотовилихи[3].

В настоящее время железнодорожный вокзал Пермь-I представляет собой одноэтажное кирпичное сооружение с оштукатуренным фасадом и двумя башнями по бокам. Северный фасад украшен ризалитами с аттиками и фланкирующими столбиками, завершенными конусообразными шпилями. В центральной части фасада расположены два ризалита с выступающими входными порталами и шатровыми крышами. Южный фасад оформлен в аналогичном стиле: ризалиты с гладкими лопатками по краям и фигурные аттики в центральной части[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Вокзал Пермь I. ОАО «РЖД». Дата обращения: 1 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 Архитектурные сокровища Перми: рассказываем об истории старейшего в городе железнодорожного вокзала. Сетевое издание «59.РУ» (18 декабря 2017). Дата обращения: 1 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Город Пермь в промышленном развитии России: исторический опыт и современный потенциал. — Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2018. — 357 с. — ISBN 978-5-398-02116-5.