Уральская горнозаводская железная дорога
| Уральская горнозаводская железная дорога | |
|---|---|
| | |
| Общая информация | |
| Страна |
|
| Расположение | Урал Российской империи |
| Обслуживание | |
| Дата открытия | 1878 |
| Технические данные | |
| Протяжённость | 715 км |
| Ширина колеи | 875 мм |
Ура́льская горнозаво́дская желе́зная доро́га (далее — УГЖД) — железная дорога, начавшая свою работу с 1 октября 1878 и функционировавшая в период с 1878 год по 1897 год в составе Российской империи. Первая железнодорожная линия прошла из Перми через Лёвшино, Чусовой, Бисер, Кушву, Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск до Екатеринбурга. Дорога соединила Екатеринбург с Нижним Тагилом, речные порты Прикамья со Средним Уралом. Строительство дороги ознаменовало новый этап в развитии экономики Пермской губернии[1].
История
Хотя через Пермь проходил Сибирский тракт, водные пути долгое время играли ключевую роль в жизни города и губернии. Однако в первой половине XIX века горнозаводская промышленность переживала период расцвета, а в 1860-е годы начался её спад. Это было связано с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Большинство предприятий использовали реки для перевозки грузов, но заводы находились далеко от водных путей. Кроме того, сплав грузов был связан с определёнными рисками. Вследствие чего материалы для заводов и готовая продукция доставлялись с помощью гужевого транспорта. Большую часть бюджета Уральских предприятий составляли расходы на перевозки, а отправленная в апреле продукция в лучшем случае попадала на Нижегородскую ярмарку в конце июля[2].
В 1861 году генерал-майор Владимир Рашет, управляющий Нижнетагильскими заводами, издал брошюру о необходимости строительства Уральской железной дороги. Проект поддержал Пермский губернатор Александр Лашкарёв, несколько раз обращавшийся к правительству с просьбой помочь в решении вопроса. Несмотря на первоначальные трудности, следующий глава региона, Бернгард Васильевич Струве, достиг успеха в получении разрешения на формирование комитета для рассмотрения вопросов, связанных со строительством железной дороги между бассейнами рек Волги и Оби. В завершение 1860-х годов представители уральской администрации и горнозаводчики представили несколько инициатив по проектированию железнодорожной инфраструктуры, направленной на создание смешанного железнодорожно-водного транспортного коридора в Сибирь, а также на обеспечение беспрепятственного доступа к транспортировке продукции уральских горнозаводских предприятий. Примечательно, что проект железной дороги, проходящей через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск с последующим выходом к реке Тобол, был предложен пермским судовладельцем Иваном Ивановичем Любимовым. После продолжительных обсуждений и дискуссий в 1873 году комитет определил основное направление железнодорожной линии, которая должна была начинаться в Перми, проходить через Лёвшинскую пристань и Кушвинский металлургический завод, а затем следовать до Екатеринбурга. Дополнительно планировалось предусмотреть ответвления к Луньевским угольным шахтам и Билимбаевскому металлургическому заводу. Согласно проекту, расстояние между железнодорожными станциями не должно было превышать восемнадцать вёрст (19,2 километра). К середине 1875 года было принято решение отказаться от строительства Билимбаевского ответвления, в то время как вопрос о необходимости строительства Луньевского ответвления остался нерешённым[2].
В 1873 году по инициативе императора Александра II был утвержден устав общества Уральской Горнозаводской железной дороги. Строительство дороги началось 22 февраля 1874 года. Спустя три с половиной года, в 1877 году, в тестовом режиме был запущен поезд по маршруту от Перми до 25-й версты. Официальное открытие движения между станциями Пермь и Чусовая состоялось 24 августа 1878 года. В «Пермских губернских ведомостях» была опубликована следующая информация о данном событии: «Вчера, 24 августа, в 16:00 по местному времени состоялось открытие участка Уральской Горнозаводской железной дороги протяженностью 119 верст от Перми до железнодорожной станции Чусовая. На вокзале железнодорожной станции Пермь был проведен молебен с освящением воды. За четыре часа до этого, в 12:00, был отправлен пробный поезд до железнодорожной станции Лядов и обратно, украшенный государственными флагами и декоративными элементами. В поезде находилась публика, которой были выданы бесплатные билеты на проезд в оба направления. С сегодняшнего дня по упомянутому участку началось регулярное движение пассажирских и товарных поездов, предназначенных для перевозки местных грузов». Тем не менее, официальной датой начала функционирования Уральской Горнозаводской железной дороги признано 1 октября 1878 года, когда было открыто движение по всей железнодорожной линии до Екатеринбурга. Ещё через год, в 1879 году, было завершено строительство железнодорожной Луньевской ветви. В условиях сложного рельефа местности удалось в кратчайшие сроки проложить железнодорожную линию. Время в пути от Перми до Екатеринбурга составляло 22 часа, что являлось рекордным показателем для 70-х годов XIX века[2].
С 1878 по 1887 год продолжался особый период в истории Пермской железной дороги: она не принадлежала государству, но накопившиеся к 1886 году огромные долги в размере 8 млн рублей заставили акционеров продать дорогу казне. «Екатеринбургская неделя»[3] не упустила возможности позлословить над пермяками, умалчивая о своих проблемах, но заметив их на Пермской дороге, c её открытием Пермь должна была преобразиться, но осталась всё таким же городом[2].
В конце 1885 года железнодорожные линии Урала продолжают развиваться. Спустя время после открытия железнодорожной ветки Екатеринбург-Тюмень в январе 1888 года новая железнодорожная ветвь была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были объединены бассейны Оби и Камы[2].
Документы, относящиеся к периоду конца XIX — начала XX века и хранящиеся в Государственном архиве Пермского края, отражают исторические факты, связанные с первой железной дорогой на Урале. В них содержатся жалобы на непрофессионализм и некорректное поведение сотрудников, а также фиксируются случаи аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией железной дороги. Периодическая печать, в частности «Пермские губернские ведомости»[4], неоднократно обращала внимание на недостатки в работе железнодорожной инфраструктуры. В публикациях за 1908-1909 годы отмечались такие проблемы, как скопление людей на вокзалах, случаи алкогольного опьянения среди пассажиров, несоответствие подвижного состава требованиям безопасности, а также факты хищений и безбилетного проезда. Несмотря на вышеуказанные проблемы, железнодорожная линия выполняла свои основные функции. Перечисленные недостатки являлись неотъемлемой частью процесса становления и развития транспортной инфраструктуры региона. Строительство железной дороги имело не только негативные последствия, но и ряд положительных аспектов. В частности, были возведены новые вокзальные комплексы, железнодорожные разъезды, мосты и тоннели, которые демонстрируют высокий уровень инженерного искусства и профессионализма строителей того времени[2].
В настоящее время бывшая Уральская горнозаводская дорога принадлежит к Пермскому отделению Свердловской железной дороги[1].
Линии и станции
Линии Уральской Горнозаводской железной дороги: Пермь — Екатеринбург, Екатеринбург — Тюмень, Екатеринбург — Челябинск, Каменская и Луньевская ветки[5].
Станции железнодорожной линии Пермь — Екатеринбург: Анатольская, Архиповка, Азиатская, Белая, Баранчиская, Бисер, Валежная, Верх-Нейвинск, Вижай, Всесвятская, Гороблагодатская, Европейская, Екатеринбург I, Журавлик, Исеть, Комарихинская, Лая, Лёвшино, Лысьва, Ляды, Мотовилиха, Невьянск, Нейво-Рудянская, Нижний Тагил, Пермь I, Тарасково, Селянка, Сылва, Тёплая гора, Усть-Тискос, Хребет-Уральский, Чусовская, Шайтанка[2].
Cтанции железнодорожной линии Екатеринбург — Тюмень: Аксариха, Баженово, Богданович, Грязновская, Екатеринбург I, Екатеринбург II, Исток, Камышлов, Кармак, Косулино, Перевалово, Поклёвская, Пышминская, Ощепково, Тугулым, Тюмень, Юшала[2].
Cтанции железнодорожной линии Екатеринбург — Челябинск: Аргаяш, Екатеринбург I, Екатеринбург II, Есаульская, Кыштым, Маук, Мраморская, Полдневая, Уктус, Уфалей, Челябинск[2].
Станции железнодорожной Каменской ветки: Богданович и Островская[2].
Станции железнодорожной Луньевской ветки: Александровская, Баская, Веретье, Всеволодо-Вильва, Губаха, Кизел, Нагорная, Половинка, Усьва, Чёрная, Чусовская, Шиши, Яйва[2].
Инженерные сооружения
При строительстве УГЖД было возведено 316 мостов разной длины — от 2,5 саж. (7,8 м) до 180 саж. (564 м). Мосты возводились через множество рек, таких как: Яйва, Косьва, Усьва, Сылва, Чусовая, Миасс, а также ручьев, оврагов, болот. Были установлены 329 водопропускных труб — каменных и чугунных. При открытии УГЖД числилось 264 деревянных моста через реки: Малая Кушва, Большая Кушва, Вязовка, Шуралка[6].
На УГЖД было построено 48 станций, также 406 будок для обходчиков пути, 15 депо для паровозов. Главной достопримечательностью, «сердцем» любой станции был вокзал[6].
Литература
- Гаврилова В. В. Пермь 300: Связь времен и поколений – Пермь и Пермский край в истории России. — 2023. — 98 с.
- Гайсин О. Д. Город Пермь и железнодорожное строительство на Урале в 1870-1890 годы. — ООО «Пермстроймет+», 2018. — 25 с.
- Суетин Ю. Как строилась первая в России железная дорога на местности с горным рельефом. — 2019.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Уральская горнозаводская железная дорога. Журнал "Железнодорожный транспорт" (13 ноября 2008). Дата обращения: 1 мая 2025.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Как строительство железной дороги изменило жизнь Пермского края. Государственный архив Пермского края (2018). Дата обращения: 1 мая 2025.
- ↑ Екатеринбургская неделя. Энциклопедия "Екатеринбург". Дата обращения: 30 апреля 2025.
- ↑ Пермские губернские ведомости. С.И. Корниенко. Дата обращения: 30 апреля 2025.
- ↑ Уральская горнозаводская железная дорога. Драчёв Алексей. Дата обращения: 30 апреля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 СТРОИТЕЛЬСТВО УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Дата обращения: 30 апреля 2025.