Паукер, Герман Егорович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Герман Егорович Паукер
нем. Hermann Julius Georg von Paucker
Hermann von Paucker.webp
7 (19) ноября 1888 — 29 марта (10 апреля1889
Предшественник Посьет, Константин Николаевич
Преемник Гюббенет, Адольф Яковлевич

Рождение 12 (24) октября 1822(1822-10-24)
Елагва
Смерть 10 (29) марта 1889(1889-03-29) (66 лет)
Санкт-Петербург
Награды
Военная служба
Принадлежность  Российская империя
Род войск Инженерные войска
Звание заслуженный профессор, генерал-лейтенант

Ге́рман Его́рович Па́укер ( нем. Hermann Julius Georg von Paucker; 12 (24) октября 1822, Митава29 марта (10 апреля1889, Санкт-Петербург) — русский военный и государственный деятель, военный инженер и учёный в области математики и механики; генерал-лейтенант (1876).

Заслуженный профессор и почётный член Николаевской инженерной академии. Почётный член Петербургской академии наук (3 (15) декабря 1883)[1]. Член Военного совета Российской империи (18821889). Министр путей сообщения Российской империи (18881889)[2]. Кавалер ордена Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками.

Биография

Происхождение

Родился 12 (24) октября 1822 года в городе Митаве в семье математика и член-корреспондентом Петербургской академии наук Магнуса Георга Паукера (1787—1855) и Феодосии Паукер, урождённой фон Тротта-Трейден[3][4]. Происходил из дворян Курляндской губернии[5].

Военная и научная деятельность

В 1842 году после окончания полного курса офицерского инженерного класса Главного инженерного училища получил специальность полевого инженера и был произведён поручики с прикомандированием к этому училищу в качестве репетитора математики. Его учителем был известный военный инженер Кербедз. Паукер в период преподавания в училище входил в кружок преподавателей, в состав которых входили в последующем известные учёные Александр Квист и Николай Болдырева во главе с членом Петербургской академии наук Михаилом Остроградским. В 1846 году Паукер за отличие был произведён в штабс-капитаны[2][6].

В 1847 году Паукер был командирован в Германию и Францию для изучения под руководством французских инженеров применения прикладной механики к строительным работам и усовершенствования в чистой математики. В числе этих лиц упоминались известные учёные Огюстен Коши, Жак Штурм и Альфред Бине. По возвращении из-за границы Паукер в 1849 году напечатал две статьи: одну на русском языке о сводах — в «Инженерных записках», другую на французском языке о рядах — в журнале Креля. Эти две статьи сразу доставили Паукеру известность, как механику и математику[2][6][5].

В 1850 году Паукер принимал участие в работах по строительству крепостей в Киеве и Бобруйске. В этом же году за отличие Паукер был произведён в капитаны, читал лекции в офицерских классах Главного инженерного училища. В 1853 году был назначен адъюнкт-профессором военно-строительного искусства Николаевской инженерной академии. В 1856 году был командирован в распоряжение генерала Тотлебена и производил обширные работы по усилению Кронштадта временными укреплениями, после чего был назначен состоять при великой княжне Марии Александровне, где принимал участие в рассмотрении всех технических дел и проектов. В 1857 году Паукер состоял членом строительной конторы Министерства императорского двора по делам постройки дворца великого князя Николая Николаевича Старшего и состоял при нём как при генерал-инспекторе по инженерной части. В 1858 году произведён в полковники и командирован на южный берег Крыма для сбора подробных сведений о строительных материалах и для съёмки местности, берегов и дна Керчь-Еникальского пролива и составления программы укрепления Керчи[2][6][5].

В 1859 году Паукер был назначен производителем в комитет, рассматривавший состояние укреплений на побережьях Балтийского и Чёрного морей. В 1870 году им спроектирован и построен в Кронштадте скрывающийся станок для одиннадцати дюймового орудия, а во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в октябре 1877 года были спроектированы башни-устои для береговых частей наплавного моста через Дунай, который предполагалось построить между городами Турну-Мэгуреле и Никополом. В 1860 году Паукер был назначен инспектором классов Николаевской инженерной академии и училища. Одновременно с 1861 года Паукер становится членом строительной конторы по искусственной части. 27 марта (8 апреля1866 года за отличие по службе Паукер был произведён в генерал-майоры и был утверждён профессором механики Николаевской инженерной академии; занимал эту должность до 1882 года. В 1868 году Паукер участвовал в перестройке главного здания Императорской Академии художеств, а с 1873 по 1877 год участвовал в комиссии по устройству отопления и вентиляции в Зимнем дворце[2]. С 1870 года в качестве преподавателя, а с 1872 года в качестве профессора Паукер так же читал лекции по строительному искусству и механике в Петербургском технологическом институте, а с 1879 года состоял почётным членом учебного комитета института[2][6][5].

На высших военно-административных постах

В 1876 году за отличие Паукер был произведён в генерал-лейтенанты и был удостоен звания заслуженный профессор Николаевской инженерной академии. 5 (17) марта 1877 года был назначен членом Конференции Николаевской инженерной академии. С 26 июля (7 августа1881 года и в течении года Паукер являлся председателем Строительной конторы при Министерстве императорского двора. Кроме того, Паукер принимал весьма деятельное участие в многочисленных комиссиях, занимавшихся вопросами об улучшении наших путей сообщения, в том числе Мариинской водной системы, урегулированием Волги и Западной Двины, портов Либавского, Рижского, Батумского и железных дорог, в том числе Закавказской и Владикавказской. Для Петербургского порта им был выработан совершенно оригинальный проект[2][6][5].

С 1 (13) декабря 1882 по 29 марта (10 апреля1889 год Паукер являлся членом Военного совета Российской империи и членом общего присутствия Комиссии по устройству казарм. В октябре 1882 года Паукер сопровождал военного министра генерал-адъютанта Ванновского при осмотре построенной Жабинско-Пинской дороги. В этом же году Паукер принимал участие в проекте здания для XV Всероссийской художественно-промышленной выставки, в постройке вращающейся башни для Пулковской обсерватории[2][6][5].

7 (19) декабря 1882 года Паукер был избран почётным членом Николаевской инженерной академии и почётным членом Мануфактурного совета[2]. 3 (15) декабря 1883 года становится почётным членом Петербургской академии наук[1]. 30 августа (11 сентября1885 года Паукер за свои заслуги был удостоен алмазных знаков к ордену Святого Александра Невского[5].

7 (19) ноября 1888 года  Паукер был назначен министр путей сообщения Российской империи, сменив на этом посту Константина Посьета. В кратковременное управление его министерством состоялись два очень существенные законоположения. Заведывание делами, касающимися руководительства действиями частных железных дорог по установлению тарифов, а равно направление тарифного дела казенных железных дорог перешло из его министерства в распоряжение министерства финансов, где для сей цели организованы: Совет по тарифным делам, Тарифный комитет и Департамент железнодорожных дел[2].

29 марта (10 апреля1889 года скончался от воспаления лёгких. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище[7].

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Паукер, Герман Егорович на официальном сайте РАН
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Паукер, Герман Егорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Паукер, Герман Егорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Боголюбов А. Н.  Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983. — 639 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Затворницкий Н. М. Память о членах Военного совета // Столетие Военного министерства. 1802—1902 / Скалон Д. А. — СПб.: тип. т-ва М. О. Вольф, 1907. — Т. 3, отд. IV. — 536—540 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 История механики в России / Под ред. А. Н. Боголюбова, И. З. Штокало. — Киев: Наукова думка, 1987. — 392 с.
  7. Паукер-фон, Герман Егорович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 3 (М-Р). — С. 371.

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!