Остров (фильм, 2006)
Остров | |
---|---|
Остров | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Павел Лунгин |
Продюсер | Сергей Шумаков |
Автор сценария |
Дмитрий Соболев |
В главных ролях |
Пётр Мамонов Виктор Сухоруков Дмитрий Дюжев |
Оператор | Андрей Жегалов |
Композитор | Владимир Мартынов |
Художник-постановщик |
Игорь Коцарев Александр Толкачёв |
Кинокомпания | Студия Павла Лунгина |
Длительность | 112 мин |
Бюджет | $1,5 млн |
Сборы | $2,64 млн |
Страна | Россия |
Язык | русский |
Год | 2006 |
IMDb | IMDb |
«О́стров» — российский художественный фильм 2006 года. Фильм стал второй совместной работой режиссёра Павла Лунгина и актёра Петра Мамонова, завоевав шесть премий «Золотой орёл» и шесть премий «Ника». Это картина о покаянии, прощении и о жизни[1].
Сюжет фильма
Идёт Великая Отечественная война. Молодой матрос и шкипер Тихон служат на угольной барже. Ночью их судно замечено патрульным немецким катером «Кригсмарине». Фашисты предлагают матросу расстрелять Тихона, тем самым спасти свою жизнь. Раздается выстрел, Тихон падает за борт судна. Немцы уплывают, взрывая угольную баржу. Монахи находят бездыханное тело матроса на берегу и несут в монастырь. О Тихоне ничего не известно.
Следующий эпизод картины переносит зрителя в 70-е годы XX века. На острове, в небольшом монастыре добросовестно несёт службу монах Анатолий. Он работает и живёт в кочегарке, спит прямо на угле. Господь наградил Анатолия даром прозорливости и способностью исцелять. Старец видит людей как будто насквозь. Каждый день у отца Анатолия (так его называют паломники «с материка») очередь из страждущих. Главное «оружие» отца Анатолия — молитва. Хотя сам старец говорит о себе[2]:
Какой же я святой? Мира нет в душе.
Поведение старца отличается от поведения других монахов обители: отец Анатолий совсем не похож на смиренного человека. Он редко приходит в храм на службу, предпочитает молиться у себя в кочегарке. Иногда ведёт себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает по воде кораблики, бьёт без нужды в колокола, распевает с колокольни песни. Странностей старца Анатолия многие монахи не понимают, особенно отец Иов. Настоятель Филарет называет отца Анатолия «проказником» и «шалуном», относится к нему благосклонно. За шутками и непонятными выходками монаха кроется глубокий смысл, которые сразу разгадать не по силам.
Отец Анатолий каждый день садится в лодку и уплывает на небольшой уединенный остров, где неистово кается Богу в тяжком грехе, молится и просит прощения. В покаянной молитве старец обращается к Тихону, жалуется, что устал жить с тяжким грехом на душе[3].
Заканчивает фильм сцена о приготовлениях отца Анатолия к смерти. Известие о своей скорой кончине приносит он сам. Эти хлопоты нарушает приезд адмирала. Насте необходима помощь. Она страдает заболеванием, которое не могут объяснить врачи. Мужчина просит старца избавить дочь от одержимости. Отец Анатолий силой искренней молитвы помогает девушке избавиться «от беса»[3].
В кочегарке происходит разговор отца Анатолия с адмиралом, где за кружкой чая старец признаётся, что когда-то в молодости стрелял в человека и теперь не знает, жив ли он. Тихон узнает в старце кочегара с угольной баржи, но вида не подаёт. Он сообщает, что знал «того человека», шкипер не умер, а лишь получил ранение. Тихон говорит отцу Анатолию, что не держит зла и давно простил[4].
Не бойся, помирай спокойно... Давно простил, я думал, тебя и в живых нет, думал, ты тогда вместе с баржей утонул.
Старец переодевается в белую крестильную рубашку, ложится в гроб и просит отца Иова сказать братии, что он скончался. Отец Иов бьёт в колокола, оповещая о смерти старца.
Хоронят отца Анатолия в обычном ящике из котельной, как он и просил[4].
В ролях
- Пётр Мамонов — отец Анатолий;
- Виктор Сухоруков — отец Филарет, настоятель монастыря;
- Дмитрий Дюжев — отец Иов, казначей монастыря;
- Юрий Кузнецов — Тихон Петрович, адмирал;
- Виктория Исакова — Настя, дочь адмирала;
- Нина Усатова — жена тяжелобольного Михаила, считавшая себя вдовой;
- Яна Есипович — девушка;
- Ольга Демидова — женщина с ребёнком;
- Тимофей Трибунцев — молодой Анатолий;
- Алексей Зеленский — молодой Тихон;
- Гриша Степунов — Ваня, ребёнок;
- Сергей Бурунов — адьютант[3].
Съёмочная группа
- Павел Лунгин — продюсер, режиссёр, сценарист;
- Дмитрий Соболев — сценарист;
- Сергей Шумаков — генеральный продюсер;
- Ольга Васильева — исполнительный продюсер;
- Андрей Жегалов — оператор;
- Владимир Мартынов — композитор;
- Стефани Альбинет — звукорежиссёр;
- Мария Романова — монтажёр звука;
- Степан Богданов — звукорежиссёр перезаписи;
- Владимир Литровник — звукорежиссер-супервайзер;
- Татьяна Ткачева — монтажёр звука;
- Кирилл Бодров — монтажер звука;
- Игорь Коцарев — постановщик;
- Алексей Гаврютин — художник;
- Галина Воловикова — художник;
- Александр Толкачёв — постановщик;
- Екатерина Дыминская — художник;
- Альбина Антипенко — монтажёр[5].
Создание фильма
Киногруппа сделала четыре экспедиции, прежде чем нашла место для съёмок фильма. Искали натуру в Мурманской области, на Ладожском и Онежском озёрах, в Кижах. Современные монастыри не подходили для съёмок: они были похожи на города за высокими стенами. Нужно было что-то похожее на скит: маленькое, серое, бедное.
Подходящее место для съёмок нашлось на окраине посёлка Рабочеостровска в Карелии на берегу Белого моря. Природные декорации полностью соответствовали замыслам режиссёра. Небольшие острова суши разбросаны в море. На берегу нашли старую навигационную башню, которую переоборудовали под колокольню. Заброшенный барак без крыши превратили в церковь, достроив купола, подлатав стены[6].
Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников. Монастырь — декорации, а вот кочегарка — реальный домик, стоит прямо на костях, на том месте, откуда немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел.Пётр Мамонов
Съёмки фильма начались в октябре 2006 года. Закончить нужно было до холодов, пока Белое море свободно ото льда. Военные сцены снимали по ночам на Волге, чтобы было не видно, что это не море, а река[6]
Павел Лунгин о съёмках фильма[7]:
Мы жили на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.Павел Лунгин
Награды
- Гран-при (приз зрительских симпатий за лучший фильм) 4-го фестиваля «Московская премьера» (2006).
- Претендент на Премию Оскар 2006.
- Самый кассовый фильм фестиваля «Молодость 2006».
- Официальный фильм открытия фестиваля «Кинотавр 2006».
- Официальный фильм закрытия Венецианского фестиваля 2006.
- Официальный фильм открытия фестиваля «Покров 2006».
- Победитель в шести номинациях «Золотой орёл» (2007).
- Победитель в шести номинациях «Ника» (2007).
- Приз зрителей в номинации «Фильм десятилетия» на 10-м фестивале «Московская премьера» (2012)[8].
Оценки и влияние
Актёр Пётр Мамонов, сыгравший в фильме главную роль, отметил, что перед съёмками «пришлось идти к своему духовнику». Фильм получился «такой простой и чистый»[6].
«Остров» — очень удачная работа, я её не стыжусь. Я сделал всё, что мог. Во время съёмок целыми ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз, и он мне всё больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьёзе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь.Пётр Мамонов
Консультировал фильм насельник московского монастыря монах Косма[6]:
Было тяжело. Непонятно, о чём, что снимать. И у Петра, и у меня был большой страх, чтобы не сделать какое-то кощунство, пойти не по тому пути, соблазнить чем-то зрителя. Я полгода после съёмок боялся смотреть этот фильм. Потом посмотрел — мне понравилось.
Диакон Андрей Кураев оценил картину как «нормальный человеческий фильм»[9].
Он великолепно сделан по всем параметрам. Это хорошее произведение искусства, добротное и качественное. Кроме того, оно очень корректное по отношению к православию, начиная с того, что ни одной бытовой детали не нарушено.Андрей Кураев
Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия отметил двойственное впечатление, которое произвёл на него фильм[10].
Лично у меня фильм оставил глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление. Очень сильно показана военная линия в самом начале картины. Мы видим, что любая война – это, прежде всего, стихия, в которой происходит испытание человека...И вот после военной сцены мы переносимся в семидесятые годы, где перед нами возникает полуразрушенный монастырь. Состояние развала и опустошенности в нем ярко подчеркнуто. Это наша страна, наша душа, в которой нет места вере в Бога. Но может ли быть в стране, пережившей страшную войну и годы гонений, благолепная Церковь, благолепная религиозность с блеском риз, колокольным звоном и запахом ладана? Главный герой фильма являет нам образ совсем другой Церкви.
Павел Лунгин сумел рассказать притчу о душе человека, чью судьбу не пощадила эпоха. Картина требует от зрителя большой внутренней работы: сочувствия, понимания, прощения[4].
Примечания
- ↑ История создания фильма «Остров» . РИА Новости (24.11.2006). Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Остров (2006) . Иви. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Остров (2006) . Кинопоиск. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 С.С.Орищенко. Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров» . Кибер Ленинка - научная электронная библиотека. Самарский научный центр РАН (2014). Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Актёры и съёмочная группа . Кинориум. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Морозова Татьяна. Интервью с создателями фильма «Остров» . Православие.RU (27 ноября 2006 года). Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Безрук Мария. Такое бывает раз в жизни // Труд : Газета. — 2007. — № 1.
- ↑ Остров (2006) . Кино-театр.Ру. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Диакон Андрей Кураев: «Остров » – это настоящее, живое православие . Накануне.RU (27.11.2006). Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Опасный и искусительный ход . Православный журнал «Фома» (01.01.2008). Дата обращения: 4 июля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |