Особняк Батырбека Шарданова в Краснодаре

Особняк Шарданова

Особняк Шарданова — это архитектурный памятник начала XX века, расположенный в историческом центре Краснодара, на пересечении улиц Красной и Графской. Здание было построено в 1905 году по проекту и под руководством инженера путей сообщения, потомственного дворянина Шарданова Батырбека Мурзабековича.

История создания

В конце XIX — начале XX века Батырбек Шарданов был известной и влиятельной фигурой в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Он являлся потомственным дворянином, инженером путей сообщения, а также занимал пост директора Владикавказской железной дороги.

В 1902 году Шарданов приобрел угловой участок в центре города, где ранее находилось ветхое строение. На его месте он решил возвести новый дом, который бы соответствовал его статусу и вкусу[1].

Архитектурный проект особняка был разработан самим Батырбеком Шардановым. Он не имел профессионального образования в области архитектуры, однако обладал художественным вкусом и интересовался зодчеством.

В качестве стилистического ориентира Шарданов выбрал эклектику, сочетающую элементы модерна, неоклассицизма и восточного зодчества. При этом он стремился к созданию оригинального и неповторимого облика своего дома.

Строительство особняка велось на протяжении трех лет, с 1902 по 1905 годы. Для его возведения использовались лучшие материалы, такие как красный кирпич, лепнина, керамическая плитка, витражи[2].

Особняк Шарданова в Екатеринодаре был центром художественной жизни города. В генеральском доме напротив жил художник Пётр Косолап, автор памятника черноморским казакам. В соседнем доме жил художник Евгений Посполитаки, основавший первую школу рисования. В доме генерала Назарова была открыта выставка передвижников. В 1904 году открылась картинная галерея имени Фёдора Акимовича Коваленко.

15 января 1907 года Коваленко обратился к городскому голове Чистякову с просьбой предоставить помещение для галереи. Шарданов, освободив жилую часть особняка, переехал в служебную квартиру. На первом этаже размещались курсы рукоделия и шляпная мастерская, магазины «Галантерейный магазин Альшванг» и «Книжная торговля Кнебель и Гроссман». В 1907 году галерея переехала в особняк Шарданова, расширив территорию и разместив библиотеку. Коваленко разработал проект нового здания галереи, обосновывая аренду первого этажа у Шарданова.

В марте 1918 года в город вошли солдаты Красной армии. Они причинили значительный ущерб зданию: сломали замки, сорвали двери, разбили стёкла и повредили стены кафельных печей. Коллекция галереи была разграблена, а сумма ущерба составила более 43 тысяч рублей.

В 1920-е годы галерея была национализирована и преобразована в Художественный музей имени А. В. Луначарского.

Во время Великой Отечественной войны Краснодар подвергся массированным бомбардировкам, но дом Б. Б. Шарданова чудом уцелел. И уже в 1944 году Художественный музей возобновил свою работу. В 1979 году здание было взято под государственную охрану. В 1993 году музею было возвращено имя его основателя — Ф. А. Коваленко. В конце 1999 года был проведён капитальный ремонт, в ходе которого были восстановлены исторические интерьеры, перепланирован первый этаж и отремонтированы фасады. Зданию, в котором находится Краснодарский художественный музей имени Коваленко, был возвращён облик начала XX века[3].

Архитектура и интерьер

Архитектура

Симметричное здание с двумя равнозначными фасадами завершается одинаковыми ризалитами на восточной и северной сторонах и имеет трехгранный центральный объём. Ризалиты увенчаны лепными орнаментированными аттиками с арочными рельефами. Над карнизом расположен кованый ажурный парапет.

Центральный объём украшен пинаклями, порталом с барочными волютами, фронтоном с декоративными вазами, шестигранным шлемовидным куполом с чешуйчатой кровлей и площадкой с ограждением и флюгером. В настоящее время флюгер и фиалы угловых клумб утрачены.

Экстерьеры нижнего этажа выполнены в стиле «неоренессанс»: оконные и дверные проёмы фланкированы прямоугольными объёмами, имитирующими рустовку. Второй этаж декорирован барочными элементами: оконные рамы полуциркульные, на боковых стенах арки фронтонного типа, на центральном фасаде окна в полукруглых арках с лепным рельефом.

Балкон над главным входом украшен лепным парапетом и угловыми тумбами с фиалами. На южном ризалите балкон поддерживают кронштейны с декором.

Двери и окна второго этажа фланкированы изображениями крылатых львиц — зихов, почитаемых у народов Передней Азии как «сущности», способные читать Книгу судьбы.

Интерьер

Внутреннее убранство особняка также отличалось роскошью и эклектичностью. Парадные залы были украшены лепниной, росписями, позолотой, резным деревом. В оформлении использовались восточные мотивы: мозаика, витражи, арабская вязь.

Особняк был оснащен электричеством, водопроводом, центральным отоплением, телефоном.

В каждом помещении дома был свой уникальный стиль. До наших дней сохранилось великолепное убранство потолков жилых комнат. Например, бывший кабинет хозяина украшает потолок в мавританском стиле, а в большом зале можно полюбоваться потолком в стиле барокко.

На второй этаж ведет лестница, пролёты которой украшены росписями, филигранной резьбой по гипсу и лепниной. Известно, что интерьеры также создавались по эскизам хозяина дома — Батырбека Шарданова. Сохранились голландские печи, которые не только выполняли свою прямую функцию, но и служили настоящим украшением интерьера[3].

Примечания

  1. Ващенко И. И. (дата обращения: 23.11.2024). Ващенко Иван Иванович Дом инженера Шарданова // Наследие веков. — 2015. — № 3.
  2. Азаренкова А. С. Архитектура Краснодара: история и современность. — Южный издательский дом, 2006. — С. 344.
  3. 3,0 3,1 Особняк Б.Б. Шарданова в Краснодаре. Культура.РФ. Дата обращения: 23 ноября 2024.