Оленья (авиабаза)
Оленья | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: нет – ИКАО: XLMO – Внутр. код: ЬЛМО | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | военный | ||||||
Страна | Россия | ||||||
Расположение | 1,2 км северо-западнее пос. Высокий, Мурманская обл. | ||||||
Высота НУМ | 214 | ||||||
Часовой пояс | UTC+3 | ||||||
Карта | |||||||
|
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Карта | |||||||
|
«Оле́нья» — советский и российский военный аэродром Дальней авиации. На авиабазе Оленья дислоцированы дальние бомбардировщики Ту-22М3[1].
Длина взлётно-посадочной полосы (ВПП) — 3500 м, покрытие железобетонное[2].
Географическое положение
Находится на Кольском полуострове в 92 км к югу от города Мурманск, возле города Оленегорска. Расположен в горной местности. Военный посёлок при аэродроме Высокий административно подчиняется городу Оленегорску[3].
История
Был построен в середине 1950-х годов в горной местности на высоте около 200 метров над уровнем моря[4]. При строительстве аэродрома были срезаны вершины сопок, так как в них упирались торцы взлетно-посадочной полосы. Эти вершины были срезаны бульдозерами, наиболее твёрдые участки были взорваны.
Сама взлетно-посадочная полоса имеет прогиб вниз в центре, поэтому разница высот у торца и в середине составляет 12 метров. Первоначально у ВПП отсутствовали конечные и боковые полос безопасности, слева и справа от полосы лежали валуны, что представляло собой большую опасность в случае схода самолёта при взлёте или посадке.
В 1957 году на этом аэродроме начала базироваться только что сформированная 34-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья специального назначения и разведки погоды. В задачи этого авиационного подразделения входило исследование особенностей полётов в высоких широтах, испытания по эксплуатации самолётов в условиях севера и тд. В состав экипажей бомбардировщиков были включены военные метеорологи. Эскадрилья вошла в состав 326-й тяжелобомбардировочной дивизии (аэродром Сольцы), в эскадрилье на вооружении было 10 реактивных стратегических бомбардировщиков Ту-16 и один служебный вертолёт Ми-4[1].
Участие в ядерных испытаниях и учениях
Уже в сентябре 1957 года на этой авиабазе периодически стала базироваться специальные бомбардировщики для воздушных ядерных испытаний на полигоне «Сухой нос» на одном из островов Новой Земли. Доставку специальных грузов, а также пассажиров проводила транспортная авиаэскадрилья Военно-морского флота СССР. Самолёты данного подразделения осуществляли полёты с подмосковного аэродрома Остафьево.
34-я эскадрилья бомбардировщиков проводила разведку погоды по маршруту полёта и на полигоне, также они вылетали на сопровождение самолётов-носителей ядерного оружия для фотоконтроля подрывов и измерения уровней радиации[1].
Именно с аэродрома Оленья 30 октября 1961 года взлетел стратегический бомбардировщик Ту-95В, сбросивший над полигоном на Новой Земле несший водородную бомбу мощностью 57 мегатонн, которая и по сей является самым мощным ядерным зарядом, взорванной когда-либо. Эта бомба известна в истории под названием «Царь-бомба»[5].
22 августа 1962 года отсюда вылетел бомбардировщик, который произвёл пуск крылатой ракеты К-10С с ядерной боеголовкой по цели на полигоне Новой Земле. Это был первый и последний случай применения крылатой ракеты в истории морской авиации ВМФ СССР.
В 1962 году на полигоне «Новая Земля» прошёл самый массовый подрыв ядерных боезарядов, которые произвели в ходе учений два полка Дальней авиации ВВС СССР. Ядерные бомбометания были проведены 15 и 16 сентября. Сброс ядерных бомб производился с высоты 11 300 метров, с воздушным подрывом на высоте 2200 метров. Данные учения полностью подтвердили возможность безопасного (для экипажей) применения штатных ядерных боеприпасов для серийных самолётов.
Всего в этих учениях приняло участие 24 экипажа бомбардировщиков Ту-16 и три летающих лаборатории от 71-го полигона ВВС. Во время этих учений все эти самолёты временно базировались на аэродроме Оленья.
Современность
В 1990 году на авиабазе Оленья начала базироваться переданная в авиацию Северного флота 88-й отдельный морской авиационный полк, в составе которое имелись самолёты МиГ-27 и МиГ-23[1].
В 2009 году 924-й ОМРАП планировался к передаче в состав Дальней авиации ВВС России. Но самолёты полка имели низкое техническое состояние и передача полка не состоялась[1].
18 марта 2010 года авиаполк был расформирован и включен как подразделение в 7051-ю гвардейскую ордена Ленина Краснознаменная авиационную базу на аэродромах Оленья и Кипелово, с дислокацией штаба на аэродром Оленья. 10 декабря 2018 года два стратегических ракетоносца Ту-160 совершили дальний перелёт с авиабазы Энгельс в столицу Венесуэлы Каракас[6]. В качестве аэродрома «подскока» для дозаправки использовался аэродром Оленья. Вместе с этими бомбардировщиками в перелёте участвовали военно-транспортный самолёт Ан-124 и самолёт Ил-62М с инженерами и техниками на борту. Полёт от аэродрома Оленья в Венесуэлу занял 13 часов[7].
Аэродром Оленья входит в состав авиабазы в Энгельсе[8].
Аварии и катастрофы
- 15 июля 1968 года. Катастрофа Ту-16СПС. После выполнения маршрутного полёта, при выполнении захода на посадку экипаж допустил боковое уклонение от линии заданного пути в 20 км, и в облаках врезался в сопку Юкспор на удалении 43 км от базового аэродрома. Экипаж погиб. Причина катастрофы — грубое нарушение требований руководящих документов группой руководства полётами[9].
- 15 февраля 1980 года. Катастрофа Ту-16. После бомбометания аэродром Оленья закрывается из-за тумана, группа из шести самолётов перенаправляется на запасной аэродром. Выполняя посадку третьим, экипаж в развороте на посадочный курс не контролировал высоту, снизился ниже установленной высоты и столкнулся с сопкой, имеющей превышение относительно аэродрома 150 метров. Самолёт разбит, 4 человека из состава экипажа погибли[10].
- 22 января 2019 года. Катастрофа Ту-22М3. Плановый тренировочный полёт с ракетой Х-22Н. В 13:40 МСК, при заходе на посадку с курсом 185°, в условиях плохой видимости командир корабля допустил приземление с повышенной вертикальной перегрузкой в районе торца ВПП. Далее самолёт повторно отделился от ВПП, фюзеляж переломился на две части между 2-м и 3-м топливным баком. Самолёт упал в 500 метрах от торца ВПП и сгорел. Передняя часть фюзеляжа пролетела дальше, перевернулась и остановилась. Погибло 3 человека: командир экипажа, второй пилот и штурман. Штурман-инструктор выжил и был доставлен в больницу[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Владимир Т. Аэродромы Мурманской области . Мир тесен (14.02.2014). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Авиация ВМФ . Balancer. Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Аэродром Оленья . Яндекс карты. Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Оленья (авиабаза) . Time365. Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ В.Б.Адамский, Ю.Н.Смирнов. 50-мегатонный взрыв над Новой Землей . Научная лаборатория школьников (23 Apr 2001 - 24 Feb 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Маргарита Девяткина. Россия отправила в Венесуэлу два стратегических бомбардировщика Ту-160 . РБК (10 дек 2018). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Ходаренок М. Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу . Газета.ру (11 декабря 2018). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Репортёр. В Сети появились новые спутниковые снимки авиабазы «Оленья» с почти двумя десятками «стратегов» . Дзен (15 мая 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Сайт Авиационной Истории. Катастрофа самолета Ту-16 вблизи Мончегорска, 15 июля 1968 года . Дзен (27 ноября 2020). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ ОВВАКУЛ-77. 15 февраля 1980г. катастрофа самолёта Ту-16 . Мой мир (18 июля). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Катастрофа Ту-22М3 . Балашовское высшее военное училище летчиков (22.01.2019). Дата обращения: 11 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |