Ан-124
Ан-124 «Руслан» | |
---|---|
Тип | тяжёлый дальний военно-транспортный самолёт |
Разработчик | ОКБ имени О. К. Антонова |
Производитель |
УАПК КиАПО/АНТК «Антонов» |
Главный конструктор |
В. И. Толмачёв (с 1986) П. В. Балабуев (1971—1984) |
Первый полёт | 24 декабря 1982 года |
Начало эксплуатации | январь 1987 года |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
Украина Россия |
Годы производства |
1984—2004Карнозов В. Последний «Руслан» . Военно-промышленный курьер (23 июня 2004). Дата обращения: 22 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года. Планируется восстановить производство |
Единиц произведено | 56[1] |
Стоимость единицы | ~ 300 млн долл. (при возобновлении производства)[2] |
Варианты |
Ан-124-100, Ан-124-100М-150 «Руслан». Ан-225 «Мрия»[3] |
Ан-124, также известный как «Руслан» — это тяжёлый транспортный самолёт, разработанный ОКБ имени Олега Константиновича Антонова. Серийное производство проходило на УАПК в РСФСР и КиАПО в УССР. В создании его компонентов принимало участие более ста предприятий СССР. После распада Советского Союза и остановки серийного производства на этих заводах остались незавершённые экземпляры, которые были собраны в постсоветское время. Хотя предпринимались попытки возобновить полноценное производство, они не увенчались успехом[4].
История создания
Советская авиационная промышленность всегда была известна своими достижениями, и создание транспортного самолёта АН-124 «Руслан» не стало исключением. Эта машина стала серьёзным конкурентов западным моделям, таким как Lockheed C-5A Galaxy.
Проект АН-124 был разработан в начале 1970-х годов на Киевском механическом заводе, где затем была организована серийная производственная линия для его выпуска. Доработка «Руслана» завершилась в 1982 году, когда он совершил свой первый официальный полёт, а полная эксплуатация началась в январе 1987 года.
Мировая общественность впервые узнала о самолёте АН-124 «Руслан» в 1985 году на XXVI международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. Этот публичный показ вызвал настоящий фурор и стал ещё одной демонстрацией высоких технологий и авиационной мощи Советского Союза. АН-124 «Руслан» стал эталоном для будущих грузовых самолётов. Этот советский транспортник использовался для перевозки грузов и техники по всему миру[5].
Производство
Самолёт планировалось производить одновременно на двух заводах: в Киеве и Ульяновске. На УАПК было создано представительство АНТК, а представителем Генерального конструктора стал Владимир Иванович Новиков. Киевское авиационное производственное объединение успело построить 17 самолётов до 1994 года. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс с 1985 года по 1995 год собрал 33 самолёта.
После 1995 года, из-за сложной экономической ситуации в стране, производство Ан-124 было приостановлено. На КиАПО оставался недостроенным один самолёт № 03-03, а в Ульяновске — три: № 08-01, 08-02 и 08-03[6].
В 2000 году киевский завод возобновил сборку самолёта № 03-03, который планировала приобрести российская авиакомпания «Атлант-Союз». В 2003 году Ан-124-100 под заводским номером 19530502843 вышел из сборочного цеха, прошёл полные лётные испытания и был продан украинской стороной Объединённым Арабским Эмиратам, в авиакомпанию «Maximus Air Cargo», с базированием в аэропорту Дубай.
Также были достроены три самолёта восьмой серии. Самолёт 08-01 RA-82079 в 2000 году приобрела авиакомпания «Волга-Днепр». В 2004 году были завершены ещё два самолёта: № 08-02 RA-82080 (в АК «Полёт») и № 08-03 RA-82081 (в АК «Волга-Днепр»). Кроме того, в стадии постройки оставались ещё три самолёта: два Ан-124-100М и один военный Ан-124, законсервированные на стапеле. В общей сложности было построено 56 самолётов, в том числе один прототип для наземных статических испытаний[6].
Эксплуатация
Согласно первоначальным планам, первая партия самолетов Ан-124 должна была быть построена в Киеве. Однако в 1983 году советское правительство решило перенести их производство в Ульяновск, на Ульяновский авиационно-промышленный комплекс (сейчас ОАО «Авиастар-СП»). На первом этапе планировалось изготовить 90 единиц.
В Киеве должны были выпустить не только первые шесть экземпляров первой серии, но также ещё 30 самолётов второй, третьей и четвёртой серий. Тем не менее, перед переносом производства в Киеве было выпущено только 17 серийных машин. Один незавершённый планер оставался в Киеве много лет, но в 2002 году российская авиакомпания «Атлант-Союз» приобрела его для завершения. Хотя в последний момент «Атлант-Союз» отказался от сделки, новый покупатель нашёлся, и самолёт был передан Министерству обороны ОАЭ, хотя он зарегистрирован в Украине под номером UR-CCX (фактически правильный номер UR-ZYD, как указано в таблице — Перископ.2). Первый самолёт, построенный в Ульяновске, получил регистрацию СССР-82005 (заводской номер 9773054516003) и совершил свой первый полёт в октябре 1985 года[7].
Планы возобновления производства
Работы по созданию нового сверхтяжёлого самолёта, который должен заменить АН-124 Руслан, включены в Государственную программу вооружения (ГПВ) до 2027 года. Об этом сообщил вице-премьер по ВПК Юрий Борисов.
Научно-исследовательские работы по разработке сверхтяжёлого транспортного самолёта запланированы на конец ГПВ (Государственная программа вооружения). Россия также может возобновить производство АН-124 Руслан, что связано с возможностями двигателей ПД-35, производимых Объединённой двигателестроительной корпорацией (ОДК).
По словам Юрия Борисова, планируется оцифровка АН-124 с новыми двигателями, однако экстренной замены «Русланов» сейчас не требуется. Эти самолёты могут эксплуатироваться до 2050 года с условием модернизации кабины и замены бортового радиоэлектронного оборудования. Также необходимо заменить украинские двигатели Д-18 на российские Д-35. Стоит отметить, что 80 % компонентов АН-124 производились в России, но двигатели Д-18 изготавливались на Украине. Поэтому, по словам Борисова, важно решить вопрос импортозамещения двигателей.
АН-124 Руслан — это тяжёлый дальний турбореактивный транспортный самолёт, созданный в советское время. Разработка прошла в 1980-х годах в Опытно-конструкторском бюро Антонова (Украина) при участии ведущих советских научных институтов и предприятий[4].
Максимальная грузоподъёмность составляет 120 тонн, максимальная скорость — 865 км/ч, а дальность полёта с полной загрузкой достигает 4800 км. В Военно-космических силах России на вооружении находится 9 самолётов Ан-124, ещё 10 «Русланов» эксплуатирует авиакомпания Волга-Днепр. Производство самолётов было прекращено в 2004 году.
В сентябре 2015 года украинский госконцерн Антонов вышел из совместного предприятия ОАК-Антонов, что создало трудности для компании Волга-Днепр с продлением ресурса и обеспечением жизненного цикла «Русланов». Вопрос о возобновлении производства АН-124 обсуждался с начала июня 2018 года, когда вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Дмитриевич Рогозин отметил, что задача сложная, но решаемая.
Руслан в России может быть переименован в АН-124 РФ. Также появилась информация о планах ОАК разработать эскизный проект нового самолёта в рамках программы по созданию сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта (СТВТС). Однако позже было заявлено, что ОАК не намерена заниматься проектированием замены «Руслану»[4].
Конструкция
Общие сведения
Конструкция самолёта выполнена по классической аэродинамической схеме с высоким расположением крыла. В его конструкции используются принципиально новые суперкритические профили крыльев, которые обеспечивают высокую аэродинамическую эффективность. Наибольшую производительность при высокой весовой отдаче обеспечили конструктивные и технологические решения, такие как применение уникальных длинномерных монолитных прессованных панелей и 25-метровых лонжеронов в фюзеляже и хвостовом оперении, а также других крупных силовых элементов[8].
Впервые в мировой практике был внедрён двухрядный фланцевый стык консоли крыла с центропланом, который в сравнении с однорядным позволяет существенно снизить массу и увеличить ресурс. В конструкции Ан-124 в значительной степени используются композиционные материалы, из которых изготовлены створки шасси, зализы и обтекатели монорельсов закрылков. Это позволило уменьшить массу самолёта примерно на 6 тонн по сравнению с металлическими конструкциями[8].
Силовая установка
Самолёт оснащён четырьмя маршевыми двигателями Д-18Т и двумя вспомогательными силовыми установками ТА-12. Двигатель Д-18Т является трёхвальным (с ротором вентилятора, ротором низкого давления и ротором высокого давления) и имеет высокую степень двухконтурности (5,6 — более 80 % воздуха, подаваемого вентилятором, не проходит через компрессор и не участвует в процессе сгорания, а лишь создаёт тягу). Тяга на взлёте составляет 23,43 тонны-силы. Каждый двигатель оснащён электронной системой управления (ЭСУ), и для торможения во время пробега все они имеют реверсивное устройство[9].
Процесс запуска двигателей осуществляется с помощью воздуха, который раскручивает турбостартер, причём воздух берётся от вспомогательной силовой установки или работающего двигателя. Запуск реализуется двумя блоками запуска БАЗ-18 и возможен как в произвольной последовательности, так и в ускоренном автоматическом режиме (1-3-2-4).
Управление режимами работы двигателей происходит через механическое перемещение РУД, а также может быть автоматизировано с помощью исполнительных механизмов автомата тяги (ИМАТ), которые получают команды от системы автоматического управления (САУ) полёта. Двигатель имеет автономную маслосистему под давлением, способную вмещать до 38±1,8 литров масла типа ИПМ-10 (максимально 39±1,8 литра).
Каждый двигатель также имеет два насоса НП-107 для самолётных гидросистем и привод-генератор ГП-23 мощностью 60 кВА с напряжением 115/200 В, 400 Гц. В мотогондоле установлена система подготовки воздуха (СПВ), которая снижает давление и температуру отобранного от компрессора воздуха до уровней, подходящих для систем кондиционирования и противообледенения.
Вспомогательные силовые установки, размещённые в гондолах шасси, обеспечивают энергией и сжатым воздухом самолётные системы в стоячем положении на аэродромах, запускают основные двигатели как на земле, так и в воздухе (с подкруткой) и могут быть использованы в воздухе до высоты 9000 м (с запуском до 7000 м)[8][9].
Топливная система
Самолёт оборудован 13 топливными баками-кессонами, расположенными в крыле, которые делятся на четыре группы по три бака: первой, второй и третьей очереди, где в каждой группе один бак используется для питания своего двигателя, а третий бак является расходным. Дополнительно имеется один бак нулевой очереди, который используется для всех двигателей, но не заправляется в процессе эксплуатации. Вспомогательные силовые установки питаются из третьего бака второго двигателя. Дренаж топлива осуществляется через систему трубопроводов, используя бак нулевой очереди[8].
Заправка самолёта происходит через четыре горловины централизованной системы, которые расположены попарно в носках обтекателей шасси. Заправочный щиток находится в правом обтекателе. Также предусмотрены верхние заливные горловины для каждого бака. На борту используется система контроля качества топлива, а также система для определения наличия воды в топливе и централизованная система слива отстоя.
Управление расходом топлива выполняется с рабочего места СБИ. Для измерения количества топлива, автоматической заправки, контроля расхода и поддержания центровки в разрешённых пределах установлена система СУИТ-3-2. Каждый двигатель оснащён собственным расходомером СИРТ8А. В качестве топлива применяются ТС-1 или РТ, а также жидкости «И», «И-М», «ТГФ» или их отсутствие, помимо зарубежного керосина JET-A1[8].
Гидравлический комплекс
На самолёте установлено четыре гидравлические системы, интегрированные в единый комплекс. Давление создают восемь плунжерных насосов НП-107, по два на каждом двигателе. Рабочее давление составляет 210 кгс/см², а в качестве гидравлической жидкости используется АМГ-10. Каждая гидросистема, помимо основных насосов, оборудована резервными источниками давления. Между первой и второй, а также между третьей и четвёртой системами установлены гидротрансформаторы НС53, турбонасосные установки ТНУ86А и электроприводные насосные станции НС-55А5, размещённые во второй и третьей системах. Для обеспечения работы концевых закрылков в резервном режиме предусмотрена пятая гидросистема, где источником давления выступает НС53, подключённый к четвёртой системе[8].
Система управления полётом и взлётно-посадочная механизация крыла
Система управления полётом включает в себя систему штурвального управления (СШУ), систему механизации и систему индикации. Управляющие поверхности состоят из верхней и нижней секций руля направления, двух внешних и двух внутренних секций руля высоты, а также двух внешних и двух внутренних секций элеронов и элерон-интерцепторов на правом и левом крыле. Механизация крыла включает внутренние и концевые закрылки, предкрылки, тормозные и глиссадные интерцепторы. Отклонение рулевых поверхностей обеспечивается с помощью необратимых рулевых приводов, а усилия от штурвала и педалей передаются через трубчатые тяги и тросовую проводку. На самолёте не предусмотрена система стояночного стопорения рулей.
На самолёте установлена система устойчивости и управляемости (СУУ) в канале руля направления (РН) и руля высоты (РВ), система изменения передаточных чисел в этих каналах, а также система триммирования и балансировки в канале РВ[8].
Шасси
На самолёте предусмотрено трёхстоечное шасси. Каждая основная опора состоит из пяти амортизированных стоек с парными колёсами; первая и последняя стойки имеют поворотный механизм для упрощения руления. Передняя опора состоит из двух стоек с парными колёсами. На основных стойках колёса оснащены дисковыми тормозами с принудительным воздушным охлаждением.
Шасси позволяет использовать самолёт на грунтовых взлётно-посадочных полосах, а также благодаря установленным в шасси винтовым подъёмникам можно изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что упрощает процесс погрузки и разгрузки (так называемая система регулирования высоты порогов, РВП)[8].
Система кондиционирования воздуха
Воздух для нужд самолёта поступает от компрессоров двигателей во время полёта и от вспомогательной силовой установки (ВСУ) на земле. На этапе взлёта и в полёте воздух отбирается от вторых ступеней компрессоров, в то время как при снижении и посадке переключение отбора автоматически происходит на седьмые ступени. Горячий воздух используется для обогрева предкрылков, системы ПВД, продувки блоков оборудования, наддува гидробаков, в кабину экипажа, а также для обогрева грузовой кабины и подпольного пространства, а также отсеков ВСУ и запуска двигателей. Хотя грузовая кабина герметична, не рекомендуется без необходимости поддерживать в ней нормальное давление[9].
Первичное охлаждение горячего воздуха осуществляется с помощью воздухо-воздушных теплообменников. Для наддува кабин часть охлаждённого воздуха направляется в два турбохолодильника (ТХУ), расположенные в левом и правом зализах центроплана. Из левой ТХУ воздух поступает в кабины экипажа и сменного экипажа, а из правой — в кабину персонала. При неисправности одной установки ТХУ воздуха достаточно для наддува всех помещений на верхней палубе.
Для автоматического поддержания давления в кабинах самолёта предназначена система автоматического регулирования давления (САРД).
Во время взлёта наддув кабин запрещён из-за возможных колебаний чистоты воздуха[8][9].
ПНПК «Купол-124»
Пилотажно-навигационный прицельный комплекс К-124 (изделие А-820) предназначен для автоматического пилотирования и управления самолётом в различных условиях. Система выполняет следующие функции:
- стабилизация курса, крена и тангажа;
- управление самолётом с помощью рукояток «спуск-подъём» и «крен»;
- автоматическая стабилизация приборной скорости за счёт изменения угла тангажа;
- автоматическая стабилизация приборной скорости, связанная с автоматом тяги (не задействована);
- поддержание числа М (только от РВ, от АТ не используется);
- автоматическая стабилизация и управление вертикальной скоростью (не задействовано);
- автоматический выход на заданную высоту эшелона (не задействовано);
- стабилизация барометрической высоты полёта;
- стабилизация и управление высотой от рукоятки;
- стабилизация и управление путевой угловой скорости (ЗПУ) от рукоятки;
- автоматическое и полуавтоматическое управление боковым движением от управляющей вычислительной системы;
- автоматический и полуавтоматический предпосадочный манёвр;
- автоматическое и полуавтоматическое управление заходом на посадку по нормам 1-й категории ИКАО;
- автоматическое и полуавтоматическое управление заходом на посадку по нормам 2-й категории ИКАО (не задействовано);
- автоматический уход на второй круг (не задействовано);
- индикация основных пилотажно-навигационных параметров, сигнализация режимов и тревожная сигнализация об отказах;
- предполётный контроль работоспособности, непрерывный контроль в полёте и резервирование отказавших подканалов;
- передача информации на бортовые средства контроля.
Комплектация может различаться для самолётов ВТА АН-124 и грузового Ан-124-100, а также по сериям выпуска:
- Управляющая вычислительная система А-821 на базе ЦВМ-80-4000 (на доработанных для гражданского применения самолётах установлены системы 3А-821 или 4А-821), основная и резервная ЦВМ.
- Пилотажный комплекс А-825.
- Трёхканальная инерциальная навигационная система А-826(М).
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-1-7Ф.
- Две системы воздушных сигналов СВС-72-1-400 и СВС-72-1Ф-400 (из комплекта ИКВСП).
- Система предупреждения о опасном сближении с землёй ССОС (из комплекта ИКВСП).
- Система автоматического управления САУ-3-400.
- Аппаратура индикации, связи и управления АИСУ-1.
- Оборудование для оперативного контроля АОК-2, предназначенное для наземной автоматизированной проверки пилотажного комплекса.
- Вычислительная часть каналов САУ по курсу, крену и тангажу с четырёхкратным резервированием, что обеспечивает функционирование до третьего отказа[8].
Радиолокационное и радиотехническое оборудование
Две радиолокационные станции, объединённые в комплекс РЛК А-822, обладают общими индикаторами и органами управления. В состав комплекса входят: А-822-10 — радиолокационная станция переднего обзора и А-822-20 — радиолокационная станция для наблюдения за земной поверхностью.
Также в системе присутствуют:
- Астронавигационная система АНС-3 (А-829).
- Радиокомпас АРК-22 (А-318), в количестве двух комплектов.
- Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС Ш013В.
- Радиовысотомер А-034 (из комплекта ИКВСП).
- Радионавигационная система Ближнего Навигации А-312 или аппаратура А-827(М).
- Аппаратура Курс-МП (два комплекта).
- Самолётный дальномер СД-75 (два комплекта).
- Самолётный ответчик УВД СО-72М.
- Изделие 6202.
- Аппаратура межсамолётной навигации МСН-124.
- Приёмоиндикатор сигналов наземных радиомаяков А-817.
- РСДН А-723-013, совместимый с отечественными и зарубежными наземными системами (Альфа, ОМЕГА, РСДН-3, РСДН-10, Лоран-С, Марс-75).
- TCAS-2000[8].
Связное оборудование (Ан-124-100)
На самолёте установлен комплекс связи ТИП-1Б2, который включает в себя:
- Модуль управления М-1Б.
- КВ радиостанцию Р-865ГЕ.
- КВ приёмник Р-887В.
- Аппаратуру внутренней связи и коммутации П-514-2-1.
- Бортовой магнитофон П-507-3БС.
Кроме того, имеется связная радиостанция «Ядро-11-Л1», станция Р-861, аварийная станция Р-855А1, изделие КОСПАС АРБ-ПК и станция «Орлан-85СТ»[8].
Модификации
- Ан-124-100. Самолёт Ан-124-100 был разработан для коммерческих грузовых перевозок на базе военно-транспортного самолёта Ан-124 и сертифицирован в 1992 году.
- Ан-124-100М. В настоящее время совместно с АО «Авиастар» разрабатывается модификация Ан-124-100М, которая будет оснащена современным оборудованием отечественного производства (СНГ), а также системами компаний Collins и Litton. Это позволит сократить число членов экипажа до четырёх, повысить безопасность полётов и улучшить точность навигации. Гондолы двигателей будут укомплектованы звукопоглощающими элементами, что обеспечит соответствие требованиям главы 3 приложения 16 стандартов ИКАО по уровню шума[10].
- Ан-124А. Перспективной модификацией «Руслана» станет Ан-124А с улучшенными характеристиками взлётно-посадочного оборудования, что обеспечит его эксплуатацию с аэродромов 2-го класса.
- Ан-124-200-210. В 1999 году АНТК им. О. К. Антонова, российское ОАО «Авиастар» и британская авиакомпания «Эйр фойл» совместно подготовили предложение для министерства обороны Великобритании о лизинге новой версии «Руслана» — Ан-124-210, оснащённого двигателями RB211-524Н-Т (с тягой 264 кН) компании «Роллс-Ройс». Также рассматривался вариант Ан-124-200, планируемый с установкой американских двигателей CF6-80C2 от компании «Дженерал электрик»[11].
Лётно-технические характеристики (Ан-124-100)
- Длина самолёта составляет 69,1 метра;
- высота — 21,08 метра;
- размах крыла — 73,3 метра.
- он имеет грузоподъёмность 120 000 килограммов и максимальную взлётную массу 392 000 килограммов;
- максимальная скорость самолёта достигает 865 километров в час;
- дальность полёта при перегонке составляет 16 000 километров, с грузом 40 тонн — 12 200 километров, а с грузом 120 тонн — 5 210 километров;
- практический потолок составляет 11 600 метров;
- экипаж состоит из 6-7 человек;
- пассажировместимость: 7 мест для сменного экипажа и 21 — для обслуживающего персонала[12].
Примечания
- ↑ Ан-124 Архивная копия от 26 марта 2019 на Wayback Machine // Реестр российских воздушных судов Russianplanes.net
- ↑ Девятьяров, Евгений Возобновление сборки «Руслана» обойдётся в 20 млрд рублей (19 декабря 2011). Дата обращения: 20 декабря 2011. Архивировано 20 декабря 2011 года.
- ↑ Заярин В., Совенко А. Воплощение «Мечты» // АэроХобби : журнал. — 1992. — № 1. — С. 2—11.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Сверхтяжелый самолет на замену Руслану могут создать в России до 2027 г . neftegaz.ru (30 июля 2018). Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ Транспортный самолет АН-124 . www.osnmedia.ru. Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Заквасин А., Комарова Е. «Колоссальное достижение советского авиапрома»: как создавался и совершенствовался легендарный Ан-124 «Руслан» . russian.rt.com (24 декабря 2022). Дата обращения: 3 сентября 2024.
- ↑ Самолет Ан-124: история, настоящее, перспективы . topwar.ru (19 апреля 2013). Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 DIMMI. Ан-124 Руслан . militaryrussia.ru (2 мая 2023). Дата обращения: 3 сентября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Ан-124 «Руслан» . testpilot.ru. Дата обращения: 3 сентября 2024.
- ↑ Крылатая гордость России (Часть восьмая) – Ан-124 . topwar.ru (11 июля 2012). Дата обращения: 3 сентября 2024.
- ↑ Ан-124 «Руслан» . testpilot.ru. Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ Сверхтяжелый "Руслан": чем самолет превзошел американскую "Галактику" . tass.ru (5 июня 2018). Дата обращения: 3 сентября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1982 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 30 октября
- Родившиеся в 1938 году
- Умершие 22 января
- Умершие в 2024 году
- Библиотековеды
- Библиотечные деятели
- Родившиеся в Рай-Семёновское
- Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
- Награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством"
- Книговеды
- Доктора педагогических наук
- Преподаватели Московского государственного института культуры
- Сотрудники Российской государственной библиотеки
- Учёные XX века
- Учёные XXI века
- Профессора Московского государственного института культуры
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Грузовые самолёты
- Военно-транспортные самолёты
- Самолёты Антонова
- Двухпалубные самолёты
- Четырёхдвигательные реактивные самолёты
- Высокопланы