Новгородский крест

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Новгоро́дский крест — крест в круге, объединяющий в одной фигуре два христианских символа — круг-нимб и крест[1]. Крест подобной формы был распространён в Новгородских землях в XIII[2][3]—XVI веках[4].

Cross-Novgorodsky.svg

Описание

Каменные четырёхконечные «кресты в круге» Новгорода и Новгородской земли, высеченные из цельного блока светлого известняка, часто украшенные изображениями и каноническими надписями, были популярны среди новгородских камнерезов[1]. Форма подобных крестов восходит к византийским «крестам в круге», который может означать нимб или терновый венец[4].

На начало 2014 года было известно о существовании более чем 140 каменных крестов в круге, находящихся на территории северо-запада России. При этом не полностью были учтены кресты, которые находились в фондах различных музеев (Эрмитаж, Кунсткамера, Российский этнографический музей, Новгородский музей-заповедник)[5]. Вероятно, на периферии Новгородской земли каменных крестов разных типов было значительно больше, чем можно документировать сегодня. Фрагментированные и целые «кресты в круге» нередко выявляются при раскопках могильников XIII—XVI веков как на Ижорском плато, так и в окрестностях Новгорода[2].

Единообразие надписей, стандартизация общей морфологии каменных «крестов в круге» свидетельствуют об их создании в одной мастерской или о существовании очень распространенной традиции их изготовления[6]. Кроме каменных, известны другие кресты соответствующей формы, например, необычный деревянный Людогощинский крест.

Спасский (Молотковский, Серапионов) крест

В начале 1860-х годов в научную литературу были введены данные о новгородском каменном кресте, получившего название «Спасский (Молотковский, Серапионов) крест»[7]. До начала XIX века он находился в кладке стены Спасской церкви на Красном поле близ Новгорода и около 1810 года был перенесён в монастырский храм Рождества Богородицы на Молоткове в Новгороде и заложен в стену его западного придела[8]. Гранитный Спасский крест датируют XIV[9], XV[4] или XVI[8] веком. В настоящее время крест изъят из кладки во избежание порчи и находится в фондах Новгородского государственного объединенного музея[1].

Алексиевский крест

Каменный, вкладной, поклонный, четырехконечный, с расширяющимися концами крест назван по имени Новгородского архиепископа Алексия, который установил крест в XIV веке на западной стене собора Святой Софии в Новгороде, справа от Магдебургских врат. Единого мнения о назначении креста нет[10]. Николаева Т. В. выдвинула гипотезу, что Алексиевский крест был водружён в честь Куликовской битвы[11].

Форма Алексиевского креста традиционна для новгородских крестов XIV века. Ветви украшены рельефами с изображением евангельских сцен: вверху — Благовещение, слева — Рождество Христово, справа — Сошествие во ад, внизу — Вознесение. По внешнему борту высечена надпись с именем заказчика и молитвой.

Известен этот крест с 1858 года (первое упоминание о нём в описи Софийского собора). Нижняя часть креста была утрачена во время Великой Отечественной войны (1941—1945) и восстановлена в гипсе в 50-60-х годах XX века. В настоящее время находится в Софийском соборе[10].

Файл:Людогощенский крест.jpg
Людогощинский крест, 1359 год. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник.

Людогощинский (Людогощенский) крест

Поклонный деревянный крест 1359 года (как свидетельствует надпись в его основании) из новгородской церкви во имя святых Флора и Лавра на улице Людогощей, выполненный по заказу местных жителей[12].

Крест украшен орнаментальной резьбой и 18 медальонами с изображением святых. Создатель «процветшего» креста в круге, вероятно, ассоциировал его с живым деревом, при этом орнаментальные мотивы, включая кресты, вписанные в круг, активно использовались в византийском и древнерусском искусстве конца X—XI веков[13].

История

Крестчатый нимб как основной символ Христа утвердился в христианской иконографии с VII века[14]. По И. И. Малышевскому, впервые подобная «византийская» форма креста отмечена на серебряной монете первой половины V века[15]. В Балтийском регионе крест с закруглёнными оконечностями лопастей, которые образуют окружность, — распространенный символ уже в VII-Х веках[16]. Со скандинавскими образцами сходны по стилистике круглые подвески с крестовидными изображениями и нательные кресты XII—XIII веков из Новгорода[17].

Вероятно, восточнохристианский символ — «крест в круге с сомкнутыми концами» — был перемещён в V веке миссионерами из Византии на Британские острова. На его основе в Ирландии в VII веке получили широкое распространение знаменитые высокие «круглые кельтские каменные кресты» с фигуративными изображениями. С англосаксонским духовенством традиция их возведения проникла в Южную Швецию[1]. Так называемые «кельтские» каменные кресты в Норвегии тесно связаны с крещением норвежских вождей на Британских островах. Когда иноземные проповедники ушли, традиция каменных крестов угасла. В Норвегии сохранились похожие на кельтские кресты, датирующиеся XI—XII веком. В то же самое время на территории современной Швеции культуры каменных крестов в тот период времени не появилось[18].

А. А. Спицын и И. А. Шляпкин считали, что обычай сооружения севернорусских каменных «крестов в круге» появляется только в XIV веке и однозначно связывали их с византийско-сирийской христианской традицией[4][19][18]. Н. Г. Порфиридов Боровичский крест (характерной формы, с рельефным деисусом, архангелами Михаилом и Гавриилом и четырьмя святыми) относит к XIII — началу XIV века[3].

В XIV—XVI веках каменные кресты самой различной формы становятся распространенным видом памятников на сельских курганно-жальничных могильниках Новгородской земли[2]. Единообразие надписей, вариаций декорирования и общей морфологии каменных «крестов в круге» свидетельствуют о создании их в одной мастерской или о существовании общего стандарта при их изготовлении. В XV веке «мода» на каменные «кресты в круге» затухает. Причины этому могут быть самыми разными: от исчезновения мастеров-крестечников в ходе многочисленных бедствий (эпидемий, голода, набегов) до введения запрета на использование данного символа в процессе государственной унификации различных сторон православной обрядности в Московской Руси[1]. Например, Е. В. Платонов пишет об официальном ограничении в начале XV века центральной церковной администрацией местных культов каменных крестов[20].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шахнович М. М. Каменные кресты Карелии // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. — 2010. — № 5 (110). — С. 27—35. — ISSN 2542-1077 ISSN: 2542-1077.
  2. 2,0 2,1 2,2 Яшкина В. Б. К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси // Староладожский сборник. — 1998. — С. 75–89.
  3. 3,0 3,1 Порфиридов Н. Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры (каменный крест из Боровичей) // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — 1963. — С. 184—185.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Спицын А. А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских // Записки Отделения русской и славянской археологии и Императорского Русского археологического общества. — 1903. — Т. 5. Вып. 1. — С. 203–234.
  5. Потравнов А. Л., Хмельник Т. Ю. [https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24186391_18306710.pdf Каменные кресты в круге на северо-западе России] // Археология и история Пскова и Псковской земли. — 2014. — № 29 (59). — С. 192—204. — ISSN 2304-0076 ISSN: 2304-0076.
  6. Шахнович М.М., Бельский С.В. "Новгородские" каменные кресты Западного приладожья // Свод археологических источников Кунсткамеры. Вып. 2. Эпоха бронзы – позднее средневековье. — 2009. — С. 176—185.
  7. Пежемский Д. В. Новгородский серапионов крест // Ставрографический сборник. Книга 2. Крест в православии. — 2003. — С. 105—113.
  8. 8,0 8,1 Матюшкина Г. И. Крест мастера Серапиона // Советская археология. — 1970. — № 3. — С. 250–251.
  9. Макарий (Миролюбов, Николай Кириллович; архиепископ; 1817-1894). Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Т. 2. — Москва: Типография В. Готье, 1860. — 358 с.
  10. 10,0 10,1 Гордиенко Э. А. Алексиевский крест. Православная энциклопедия. Дата обращения: 13 июля 2023.
  11. Николаева Т. В. Победный крест XIV в. // Древнерусское искусство XIV-XV. — 1984. — С. 86—93.
  12. Маханько М. А. Людогощинский крест. Православная энциклопедия. Дата обращения: 13 июля 2023.
  13. Трифонова А. Н. Крест 1359 года мастера Якова Федосова // София. — 2015. — № 1. — С. 14—23.
  14. Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. — М.: Наука, 1999. — 291 с.
  15. Малышевский И. И. О придорожных крестах. Ставрографический сборник. Кн. 1 // Издательство Московской Патриархии. — 2001. — С. 17—78.
  16. Молодин В. И. Европейские кресты-тельники // Ставрографический сборник. Книга 3. — 2005. — С. 83—133.
  17. Лесман Ю. М. Мотив креста в декоре ювелирных изделий Новгорода XI—XIV вв. // Церковная археология: Материалы Первой Всероссийской конференции. Ч. 2. Христианство и древнерусская культура. — 1995. — С. 13—19.
  18. 18,0 18,1 Потравнов А., Хмельник Т. Новгородские кресты в круге-есть ли связь с Ирландией?. Регионавтика (2010). Дата обращения: 12 июля 2023.
  19. Шляпкин И. А.  Древние русские кресты. Т. 1. Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы // Записки отделения Русской и славянской археологии ИРАО. Т. VII. Вып. 2. — 1906. — С. 49—84.
  20. Платонов Е. В. Почитание каменных крестов в Северо-Западной России в контексте литургической традиции (к постановке вопроса) // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 3. — 2008. — С. 87–103.