Терновый венец
Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανος ἐξ ἀκανθῶν) — один из главных символов христианства, связанный со страданиями Иисуса Христа перед распятием. Согласно Евангелиям, римские солдаты возложили на голову Христа венец, сплетённый из ветвей растения с шипами, чтобы высмеять его как «Царя Иудейского».
Евангельская история
Евангельская история тернового венца описывается в трёх из четырёх канонических Евангелий — от Матфея, Марка и Иоанна. События, связанные с терновым венцом, происходят после того, как Понтий Пилат[1] приговорил Иисуса Христа к распятию.
Согласно Евангелию от Матфея (27:27–31), римские воины отвели Иисуса во двор претории, где собрался весь отряд. Они раздели его и надели на него багряницу — красную мантию, символизирующую царское одеяние. Затем «сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»
Евангелие от Марка (15:16-20) даёт схожее описание событий, добавляя, что воины «стали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» Здесь подчёркивается издевательский характер действий солдат, которые имитировали приветствие, оказываемое настоящему царю.
Иоанн в своём Евангелии (19:1–3) предоставляет дополнительные детали: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам».
Важно отметить, что терновый венец был частью более широкого ритуала унижения, включавшего облачение в багряницу и вручение трости — пародию на царские регалии. Эти действия отражали не только жестокость римских солдат, но и политический контекст обвинений против Иисуса, которого судили за то, что он якобы объявил себя «Царём Иудейским».
Евангельское повествование не уточняет, из какого именно растения был сплетён венец. Однако исследователи предполагают, что это могли быть ветви держи-дерева (Paliurus spina-christi) или терновника иудейского (Ziziphus spina-christi), распространённых в Палестине того времени.
В Средние века
В Средние века терновый венец стал одной из самых почитаемых христианских реликвий. Согласно преданию, в IV веке святая Елена, мать императора Константина, обнаружила терновый венец в Иерусалиме вместе с другими орудиями Страстей Христовых.
К VI веку реликвия находилась в Константинополе, столице Византийской империи. Паломник Антонин из Пьяченцы упоминает о ней в своих записях, датированных 570 годом. В 1063 году венец был разделён на части: одна осталась в Константинополе, другая была отправлена в дар французскому королю Филиппу I.
Наиболее значимое событие в истории тернового венца произошло в 1238 году, когда латинский император Константинополя Балдуин II продал реликвию французскому королю Людовику IX (впоследствии канонизированному как Святой Людовик). Сделка была заключена для погашения огромных долгов Латинской империи.
Людовик IX придавал огромное значение этому приобретению. Он лично встретил процессию, несущую венец, в Вильнёв-л'Аршевек 10 августа 1239 года. Король и его брат Роберт Артуа, босые и одетые в простые туники, несли реликвию через Париж до Нотр-Дам-де-Пари.
Для хранения тернового венца и других реликвий Страстей Христовых Людовик IX построил Сент-Шапель[2] — шедевр готической архитектуры, освящённый в 1248 году. Этот акт не только укрепил статус Парижа как центра христианского мира, но и усилил престиж французской монархии.
В средневековом обществе терновый венец считался не просто религиозным символом, но и источником чудесной силы. Существовали легенды о его способности исцелять болезни и отводить беды. Кроме того, обладание столь значимой реликвией использовалось французскими королями для легитимизации своей власти и укрепления идеи о божественном происхождении королевской власти.
Новое время и современность
В новое время судьба тернового венца была тесно связана с историческими потрясениями во Франции. После Французской революции 1789 года реликвия была перенесена из Сент-Шапель в Национальную библиотеку.
В 1806 году, по инициативе Наполеона Бонапарта[3], терновый венец был передан на хранение в собор Парижской Богоматери. Это решение было частью политики Наполеона по примирению с католической церковью и восстановлению религиозных традиций.
В XIX веке интерес к реликвии возрос среди учёных и историков. В 1870 году терновый венец был детально изучен и описан. Исследователи отметили, что он представляет собой кольцо из тростника, внутри которого находятся колючие ветви.
Во время Первой мировой войны, опасаясь возможного захвата Парижа немецкими войсками, терновый венец был временно эвакуирован в безопасное место. Подобные меры предосторожности были приняты и во время Второй мировой войны.
15 апреля 2019 года, во время разрушительного пожара в соборе Парижской Богоматери, терновый венец был спасён благодаря героическим усилиям пожарных и священнослужителей. Капеллан Парижской пожарной бригады Жан-Марк Фурнье лично вынес реликвию из горящего здания.
После пожара терновый венец был временно перемещён в Лувр[4] для хранения и изучения. Специалисты провели тщательное обследование реликвии, чтобы убедиться, что она не пострадала от высоких температур и дыма.
В современном мире терновый венец продолжает оставаться объектом глубокого почитания для миллионов христиан. Он выставляется для поклонения верующих в особые дни церковного календаря, в частности, в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста.
Научное сообщество проявляет значительный интерес к изучению тернового венца. Современные методы исследования, включая радиоуглеродный анализ и микроскопическое изучение, позволяют получить новую информацию о происхождении и истории реликвии.
После завершения реставрации собора Парижской Богоматери планируется возвращение тернового венца на его историческое место. Это событие, ожидаемое в 2024 году, привлечёт внимание мировой общественности и, несомненно, станет важным моментом в современной истории этой древней христианской реликвии.
Примечания
- ↑ Понтий Пилат .
- ↑ Сент-Шапель .
- ↑ Наполеон Бонапарт .
- ↑ Лувр .