Нечистая сила (роман)

Материал из «Знание.Вики»
Нечистая сила
Нечистая сила
Жанр исторический роман
Автор Валентин Саввич Пикуль
Язык оригинала русский
Дата написания 3 сентября 19721 января 1975
Дата первой публикации сокращённый (в журнале «Наш современник») — 1979, полный — 1989

«Нечистая сила»исторический роман Валентина Пикуля написанный в 1975 году и впервые напечатанный в журнале «Наш современник» в 1979 году о жизни и гибели одного из фаворитов семьи последнего российского императора Николая IIГригория Распутина и его влияние на высшие круги Российской империи в начале XX века. За книгу, которую сам автор назвал «главной удачей в своей литературной биографии»[1] его часто преследовали и угрожали, а после опубликования романа его обвинили в антисемитизме и он даже был избит[2].

Предыстория

Валентин Пикуль начал писать роман 3 сентября 1972 года и закончил его 1 января 1975 года. После написания романа, Пикуль заключил договор о его издании отдельной книгой с «Лениздатом» и в ожидании выхода книги он предоставил рукопись для публикации в литературном журнале «Наш современник», который и был напечатан в 1979 году в сокращённом и отрывочном варианте, при этом оригинальное название романа «Нечистая сила» было заменено на «У последней черты»[3]. В последующем роман печатался в общественно-политических и литературно-художественных журналах «Подъём» (1989, №9), «Советский воин», (1990, №4) и «Роман-газета» (1991, № 1,2 и 3)[4]. По воспоминаниям Валентина Пикуля о написании романа:

У этого романа очень странная и чересчур сложная судьба. Помню, я еще не приступал к написанию этой книги, как уже тогда начал получать грязные анонимки, предупреждавшие меня, что за Распутина со мною расправятся. Угрожатели писали, что ты, мол, пиши о чем угодно, но только не трогай Григория Распутина и его лучших друзей[5]

Сюжетная линия

Царская семья с Распутиным

Действие романа начинается с истории становления главных героев: сына саратовского ямщика Ефима Вилкина (Новых) — Григория Распутина, императора Николая II, на момент начала романа цесаревича и сына императора Александра III и будущей императрицы Александры Фёдоровны (будущей жены Николая II). В начале романа описывается детство, отрочество и юность Распутина, становление его как личности, в последующем Распутина замечают активисты Союза Русского народа и иерархи Русской Православной церкви, которые приняли совместное решение привезти его из Сибири в Петербург в качестве «старца», где, он благодаря своей непосредственности и хамству стремительно набрав популярность в светском и около придворном обществе, через некоторое время при посредничестве фрейлины императрицы Александры Фёдоровны Анны Александровны Вырубовой, прочно закрепился при дворе императрицы а затем и царя, умело играя на склонности императрицы к различным суевериям[6].

Вскоре особым положением Распутина при царе стали активно пользоваться различного рода интриганы, карьеристы, агенты вражеских государств, в том числе министры и царские придворные, вокруг него образовалось своё общество неподконтрольное официальным государственным структурам. В итоге он начинает вмешиваться в ход назначений не только министров, но и председателей Совета Министров (премьер-министров) и высших иерархов церкви из числа Священного синода, в период Первой Мировой войны он начинает через царя и императрицу влиять на ход военных операций на фронтах войны, внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. Распутинская деятельность подрывает авторитет императора, и без того ослабленный предыдущими войнами (Русско-японская война) и первой русской революцией, не говоря уже о первой мировой войне и нерешёнными социально-экономическими проблемами внутри России. Поэтому у группы заговорщиков из числа высшей знати в числе которых в том числе состояли великий князь Дмитрий Павлович и князь Феликс Юсупов принимают решение об убийстве Распутина, которое и произошло в ночь на 17 декабря 1916 года (30 декабря по новому стилю) во дворце Юсуповых на Мойке. Однако это убийство не спасает Россию, где вскоре случается февральская революция, в результате которой Николай II был отречён от трона и начала рушится вся система государственной монаршей власти[6].

Вместе с основной сюжетной линией в романе освещены исторические события того времени, жизнь императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, коронация цесаревича Николая и его супруги Александры Фёдоровны и последующая за этим Давка на Ходынском поле, события Русско-японской войны и мирный договор в результате которого Япония получила Сахалин, начало и подавление Первой русской революции в 1905 году, созыв и разгон Государственной Думы, возвышение Петра Столыпина и его убийство в Киеве секретным агентом царской охранки Дмитрием Богровым, мировой кризис и начало Первой мировой войны со вступлением в неё Российской Империи, начало и ход февральской и наступление октябрьской революции. В романе не было вымышленных персонажей, все герои были подлинными. Основной сюжет строился на основе фактов, взятых автором из открытых источников. Библиография авторской рукописи содержит сто двадцать восемь наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний пятидесяти девяти высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства, основу которого составлял семи томный сборник «Падение царского режима» (Ленинград : Государственное издательство, 1924-1927)[6].

Содержание романа

Часть I. Помазанники божии
  • 1. Прелюдия
  • 2. Гатчинские затворники
  • 3. Сущий младенец Ники
  • 4. Гессенская муха
  • 5. «Воспитательное» путешествие
  • 6. Колесо истории
  • 7. Скандал в Ливадии
  • 8. Нечистая сила
  • 9. Житие царя тишайшего
  • 10. Прочие призраки
  • 11. Звериный рык
  • 12. Явление Мессии
  • 13. Чудо без чудес
  • 14. Бесстыжий апостол
  • 15. Парламент на крови
  • 16. Финал


Часть II. Возжигатель царских лампад
  • 1. Прелюдия
  • 2. Первый блин комом
  • 3. Салонная жизнь
  • 4. «Нана» уже треснула
  • 5. Самая короткая глава
  • 6. Тёмные люди
  • 7. Из грязи да в князи
  • 8. Дума перед Думой
  • 9. Почти как в Англии
  • 10. Дуракам всё в радость
  • 11. Бомба в портфеле
  • 12. Лампадный Гришенька
  • 13. Премьеры и примеры
  • 14. Друзья-приятели
  • 15. Финал


Часть III. Реакция — Содом и Гоморра
  • 1. Прелюдия
  • 2. Скандальная жизнь
  • 3. Cela me chatoville
  • 4. Хоть топор вешай!
  • 5. Гром и молния
  • 6. Мой пупсик Мольтке
  • 7. Бархатный сезон
  • 8. Изгнание блудного беса
  • 9. Родные пенаты
  • 10. Вундеркинд с сахарной головкой
  • 11. Коловращение жизни
  • 12. И даже бетонные трубы
  • 13. Три опасных свидания
  • 14. На высшем и низшем уровнях
  • 15. Финал


Часть IV. На крутых поворотах
  • 1. Прелюдия
  • 2. Муравьиная куча
  • 3. Саблер безо всяких «но»
  • 4. Прохиндей за работой
  • 5. Провокатор нужен
  • 6. На бланках «Штандарта»
  • 7. Третья декада августа
  • 8. Сказка про белого бычка
  • 9. Сказка о царе Салтане
  • 10. Теперь отдыхать в Ливадию
  • 11. «Так было — так будет!»
  • 12. Кутерьма с ножницами
  • 13. Натиск продолжается
  • 14. Один Распутин или десять истерик
  • 15. Финал
Часть V. Зловещие торжества
  • 1. Прелюдия
  • 2. Вербовка агентов
  • 3. Слепая кишка
  • 4. Медленное кровотечение
  • 5. В канун торжества
  • 6. Романовские торжества
  • 7. Горемычные истории
  • 8. «Мы готовы!»
  • 9. Герои сумерек
  • 10. Июльская лихорадка
  • 11. «Побольше допинга!»
  • 12. Зато Париж был спасён
  • 13. Финал


Часть VI. Пир во время войны
  • 1. Прелюдия
  • 2. Все ставки на Ставку
  • 3. Штаб-квартира империи
  • 4. «Убиение невинных младенцев»
  • 5. Поклонение святым мощам
  • 6. Открытие семафоры
  • 7. «А нам наплевать!»
  • 8. Мелочи жизни
  • 9. Кесарю — кесарево
  • 10. Мафия — в поте лица
  • 11. Практика без теории
  • 12. Заготовка дров
  • 13. Финал


Часть VII. Хвостовщина с хвостами
  • 1. Прелюдия
  • 2. Мышиная возня
  • 3. Бей дубьём и рублём
  • 4. Наша Маша привезла мир
  • 5. «Навьи чары»
  • 6. Мои любимые дохлые кошки
  • 7. Ахтунг — Штюрмер!
  • 8. Хвост в капкане
  • 9. Когда отдыхают мозги
  • 10. Торт от «Квисисаны»
  • 11. «Мы плохо кончим…»
  • 12. Война или мир?
  • 13. Голоса певцов за сценой
  • 14. «Про то Попка ведает…»
  • 15. Финал


Часть VIII. Со святыми упокой
  • 1. Прелюдия
  • 2. Браво, Пуришкевич, браво!
  • 3. Досье на убийц
  • 4. «Не спрашивай, не выпытывай, Левконоя…»
  • 5. До шестнадцатого
  • 6. Последний день Мессии
  • 7. Великосветский раут
  • 8. Византийская ночь
  • 9. Семейная революция
  • 10. Трупное дело
  • 11. Распутин жив!
  • 12. Женщинам посвящается
  • 13. Финал

Основные действующие лица

Распутин и царская семья

Высшее гражданское, военное и синодальное чиновничество

Другие лица

Критика

Роман Валентина Пикуля был посвящён периоду заката монархии в России и расцветавшей на этом фоне «распутинщине». Из за этого романа Пикуля обвиняли в том, что он исторически неверно изобразил моральный облик и привычки последнего царя Николая II и его жены Александры Фёдоровны, а так же представителей высшего духовенства и чиновничества. По воспоминаниям Пикуля, написанным им в предисловии к роману:

Даже отрывков изданных в «Современнике» оказалось вполне достаточно, чтобы взволновать ближайшее окружение Л. И. Брежнева, которое в сценах коррупции при дворе Николая II, в картинах расхищения и продажности увидело самих себя и все грехи своей камарильи. Недаром же в середине публикации мой роман пожелали "редактировать" сами жёны — того же Л. И. Брежнева и М. А. Суслова...Первый удар был нанесен мне со стороны М. В. Зимянина, который требовал меня "на ковёр" для учинения надо мною расправы, послужившая сигналом для общей травли меня. После этого вступила в действие "тяжёлая артиллерия" — в лице М. А. Суслова, и его речь, направленная против меня лично и моего романа, была угодливо подхвачена страницами "Литературной газеты"... Прошло много лет, вокруг моего романа и моего имени сложился вакуум зловещей тишины — меня попросту замалчивали и не печатали. Между тем историки иногда говорили мне: не понимаем, за что тебя били? Ведь ты не открыл ничего нового, все, что описано тобою в романе, было опубликовано в советской печати еще в двадцатые годы...[3]

После публикации романа писатель Ю. М. Нагибин в знак протеста вышел из редколлегии журнала «Наш современник». В письме прозаика В. Я. Курбатова писателю В. П. Астафьеву после публикации романа «У последней черты» в журнале «Наш Современник»: «Вчера закончил чтение пикулевского "Распутина" и со злостью думаю, что журнал очень замарал себя этой публикацией, потому что такой "распутинской" литературы в России ещё не видели и в самые немые и постыдные времена. И русское слово никогда не было в таком небрежении, и уж, конечно, русская история ещё не выставлялась на такой позор... Теперь уж и в уборных как будто опрятнее пишут»[7]. Писатель А. М. Борщаговский в письме к В. Я. Курбатову писал: «Читаете ли Вы гнусную бульваристику Пикуля в «Нашем современнике»? Вот образец книги растлевающей, оскорбительной прежде всего для русского народа, нездоровой в основе своей книги, где вываляно в грязи всё, и, кажется, сами мозги автора, их клетки, состоят из грязи... Такого рода событие, конечно, назревало, оно не могло не случиться. Сама книга, собственно говоря, представляет собой выражение литературной распутинщины, блуда, духовной хлестаковщины»[8].

Сын премьер-министра Российской империи П. А. СтолыпинаАркадий Столыпин написал о романе статью «Крохи правды в бочке лжи» вышедшей в журнале «Посев», в которой им было сказано: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом»[9]

Историк революционного движения И. М. Пушкарёва которая писала рецензию о романе для «Лениздата» отмечала «что по прочтении рукописи так и остается неясным, зачем понадобилось автору поднимать давно забытые и погребённые на свалке истории события и факты второстепенного значения»[3].

По мнению политолога и журналиста газеты «Аргументы и Факты» Андрея Сидорчика:

В эпоху перестройки книги писателя Валентина Пикуля превратились в настоящие бестселлеры. Иной взгляд на русскую историю, далекий от классических советских канонов, вызывал у читателей колоссальный интерес. Но среди романов Пикуля издатели предпочитали стороной обходить тот, который в сильно сокращенном виде в 1979 году был издан под названием «У последней черты». Настоящее же название, данное автором — «Нечистая сила. Политический роман о разложении самодержавия, о тёмных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола; летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями; а также достоверная повесть о жизни и гибели „святого чёрта“ Распутина, возглавлявшего сатанинскую пляску последних „помазанников Божиих“»...Среди претензий, которые будут выдвинуты в адрес Валентина Пикуля в связи с «Нечистой силой», будут обвинений в неисторичности. В действительности все с точностью наоборот — это, наверное, самая документальная книга из всех, что были созданы Пикулем. Библиография авторской рукописи содержит 128 наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний 59 высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства...Валентин Пикуль в данном романе не стал придумывать ничего. Он просто принес зеркало, в котором отразил все состояние времен правления последнего императора. Оно никак не вписывалось в лубочную картину, которая в этот же период создавалась на кухнях советских творцов, «заболевших» «потерянной Россией».[5]

В искуcстве

14 сентября 2018 года вышел спектакль «Нечистая сила» поставленный народным артистом РСФСР Николаем Губенко в театре Содружество актеров Таганки[10].

Примечания

  1. Нечистая сила. Дата обращения: 18 июля 2023.
  2. Антонина Пикуль: Муж покупал свои романы у спекулянтов. Собеседник. Дата обращения: 18 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Нечистая сила : Полит. роман о разложении самодержавия... / Валентин Пикуль; [Худож. Г. А. Куценко]. — Фрунзе : Кыргызстан, 1991. — 762 с. — ISBN 5-655-00714-2
  4. Нечистая сила. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 18 июня 2023.
  5. 5,0 5,1 «Нечистая сила». Валентин Пикуль против Николая Романова. Аргументы и Факты. Дата обращения: 18 июня 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 Живая связь времен / Валентин Пикуль; Послесл. С. Журавлева. — Москва : Профиздат, 1989. — 555 с. — ISBN 5-255-00293-3
  7. Растиражированная ложь Валентина Пикуля. «Русская народная линия». Дата обращения: 18 июня 2023.
  8. Борщаговский А. М., Курбатов В. Я. Уходящие острова: Эпистолярные беседы в контексте времени и судьбы. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. — С. 29. — ISBN 5-94535-059-1
  9. Журнал «Посев» № 8, 1980 г.
  10. Николай Губенко. Режиссер и актер / Евгений Громов. — Москва : Алгоритм, 2002. — 284 с. — ISBN 5-9265-0067-2

Литература

  • Живая связь времен / Валентин Пикуль; Послесл. С. Журавлева. — Москва : Профиздат, 1989. — 555 с. — ISBN 5-255-00293-3
  • Нечистая сила : Полит. роман... / Валентин Пикуль; [Послесл. С. Журавлева]. — Кемерово : Современник : Сиб. отд-ние, 1991. — 751 с. — ISBN 5-270-01488-2
  • Нечистая сила : Полит. роман о разложении самодержавия... / Валентин Пикуль; [Худож. Г. А. Куценко]. — Фрунзе : Кыргызстан, 1991. — 762 с. — ISBN 5-655-00714-2
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!