Нагибин, Юрий Маркович

Материал из «Знание.Вики»
Юрий Маркович Нагибин
Дата рождения 3 апреля 1920(1920-04-03)
Место рождения Москва, РСФСР
Дата смерти 17 июня 1994(1994-06-17) (74 года)
Место смерти Москва, Россия
Подданство Флаг СССРРоссия
Род деятельности Писатель, детский прозаик, мемуарист, писатель-фантаст, журналист, специальный корреспондент
Жанр проза, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Дебют «Двойная ошибка»
Награды
Орден Октябрьской Революции — 1980 Орден Отечественной войны II степени Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта»  — 1970
Медаль «За оборону Ленинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal Forty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal 60 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal 70 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня, 1994, Москва) — писатель, журналист, сценарист, занимающий особое место в пантеоне советских писателей. Его называли очень гибким человеком, умевшим прекрасно подстраиваться под требования цензуры. Но произведения Нагибина никак нельзя назвать однодневками, все они являются эталонами классической прозы[1].

Биография

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связь с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребёнка — адвокат Марк Левенталь, друг её мужа.

В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Её супругом стал писатель Яков Рыкачёв.

В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва[2].

Писатель был женат шесть раз, детей у него не было. И это был вполне осознанный выбор Нагибина. Он считал, что в Советском Союзе нельзя иметь детей, поскольку у них нет будущего. Первой женой прозаика стала Мария Асмус, второй — Валентина Лихачёва, третьей — Елена Черноусова. После развода с Черноусовой, о которой почти ничего неизвестно был брак с Адой Паратовой, знаменитой актрисой. Пятой супругой писателя стала Белла Ахмадулина.

Жизнь Нагибина была непростой. Писатель Василий Аксёнов рассказал об этом в своём произведении «Таинственная страсть». Там шла речь о литераторе, внезапно вернувшемся домой. В своей спальне он застал не любовника, а двух красивых дам в обществе своей жены[3].

Спустя 17 лет после выхода «Председателя» писатель снова перенёс инфаркт. Тогда он предсказывал причину смерти, которая настигнет его в 1994 году. Говорил, что однажды его сердце разорвётся и случится это во сне. Так и произошло.

Последние годы Нагибин провел за границей, но умер в родном городе. Вычитал рукопись «Дневника», заснул и больше не проснулся[4].

Творчество

Нагибин был известен своим ответственным отношением к писательскому творчеству. Он тщательно продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах перед тем, как приступить к их написанию. В процессе работы над текстом он вносил стилистические правки.

Важным элементом творчества Нагибина была его любовь к среднерусским лесам и болотам мещерского края. Он находил сходство своей прозы с прозой Константина Паустовского, однако их отношение к природе различалось. Паустовский воспринимал природу как любитель пеших прогулок, в то время как Нагибин видел её как охотник.

Содержание рассказов Нагибина было очень разнообразным, но обладали темы войны, природы и любви. Он показывал различных людей, включая представителей разных социальных слоёв, занятий и возрастных групп, а также часто включал детей в свои произведения. Общее для всех его работ было то, что человеческие отношения занимали особое место в них. Верой в добро в человеке, удачным психологическим мотивациям и безупречностью в вопросах совести, чести и долга Нагибин отличался как писатель.

Однажды Нагибин назвал основной темой своего творчества «пробуждение человека». Это означало осознание окружающего мира на более глубоком уровне, положительное отношение к другим людям и, в конечном счёте, к самому себе[1].

Библиография

Произведения

  • «Человек с фронта» (1943)
  • «Большое сердце» (1944)
  • «Две силы» (1944)
  • «Зерно жизни» (1948)
  • «Трубка» (1952)
  • «Зимний дуб»(1953)
  • «Комаров» (1953)
  • «Ночной гость» (1955)
  • «Ха­зар­ский ор­на­мент» (1956)
  • «Свет в ок­не» (1956)
  • «Стра­ни­цы жиз­ни Труб­ни­ко­ва» (1962)
  • «Пред­се­да­тель» (1964)
  • «Где-то возле консерватории» (1975)
  • «Пик удачи. Повесть» (1975)
  • «Маленькие рассказы о большой судьбе» (1976)
  • «Комаров» (1977)
  • «Литературные раздумья» (1977)
  • «Остров любви» (1977)
  • «Ливень. — Кишинев» (1979)
  • «Замолчавшая весна» (1979)
  • «Заброшенная дорога» (1979)
  • «Царскосельское утро» (1983)
  • «Один на один» (1980)
  • «Киносценарии» (1980)
  • «Мягкая посадка. Повесть» (1980)
  • «Наука дальних странствий» (1982)
  • «Дорожное происшествие» (1983)
  • «Не чужое ремесло» (1983)
  • «Дворы, переулки и весь мир» (1984)
  • «Перекур» (1984)
  • «Река Гераклита» (1984)
  • «Московская книга» (1985)
  • «Посланец таинственной страны» (1985)
  • «Остров любви» (1985)
  • «Зимний дуб» (1986)
  • «Лунный свет» (1986)
  • «Музыканты» (1986)

Киносценарии

Примечания

  1. 1,0 1,1 Юрий Маркович Нагибин. Биограф. Дата обращения: 3 марта 2024.
  2. Юрий Нагибин. Культура.РФ. Дата обращения: 22 февраля 2024.
  3. Биография Юрия Нагибина. История успешных людей. Дата обращения: 22 февраля 2024.
  4. Нагибин Юрий Маркович. Глобалмск.ру. Дата обращения: 3 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!