Дерсу Узала (фильм, 1975)
«Дерсу́ Узала́» (яп. デルス・ウザーラ Дэрусу Удза: ра) — советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы. Создан в 1975 году. Первая кинолента режиссёра, снятая не на японском языке и в то же время единственный фильм Куросавы, который был снят на широкоформатную плёнку. Основан на одноимённом произведении В. К. Арсеньева.
История создания киноленты[править]
В феврале 1971 года Сергей Герасимов, советский кинорежиссёр, сделал предложение Куросаве о съёмке фильма. Акира Куросава согласился принять участие в проекте — тому способствовало два фактора: выплата неустойки Голливуду за расторжение контракта в ходе работы над лентой «Тора! Тора! Тора!» и холодный приём киноленты 1970 года «Под стук трамвайных колёс». Провал в западной критической среде был воспринят Куросавой настолько остро, что тот попытался покончить с собой.
С 20 июля по 3 августа проходит VII Московский кинофестиваль. Куросава приезжает туда, презентуя «Под стук трамвайных колёс» — ленту в советской среде принимают довольно благосклонно. Сам же режиссёр, активно интересовавшийся русской культурой, начинает общение с советскими сценаристами и режиссёрами, первоначально планирует снять «Тараса Бульбу», затем — «Записки из Мёртвого дома».
В ходе одной из таких встреч в Москве во время кинофестиваля Куросаве предложили снять свою собственную киноленту, причём не просто совместный проект, а полноценное авторское кино — все творческие решения, что принимал бы Акира, оставались за ним, а со стороны СССР оставались лишь технические моменты. Какое-то время Куросава обдумывал поступившее предложение, пока он не решил взяться за экранизацию романа Арсеньева. Тому способствовал тот факт, что книгу перевели на японский — и Акира Куросава с нею в своё время ознакомился ещё в 1940-х.
Изначально локацией для съёмок должны были стать пейзажи Хоккайдо. Но впоследствии режиссёр отказался от съёмок там:
На Хоккайдо такой фильм по-настоящему не мог бы получиться. Там иные, не похожие на Уссурийскую тайгу, масштабы природы. Там не мог бы жить такой человек, как Дерсу Узала. Эту картину нужно было снимать на русской земле, но тогда, двадцать лет назад, это было невозможно.
Несмотря на такое заманчивое предложение, Куросава всё ещё переживал творческий и личностный кризис, вызванный средней одобрительности реакцией на «Под стук трамвайных колёс». На обдумывание и принятие решения у него ушёл целый год — и в 1972 году Акира Куросава соглашается на съёмки ленты.
Перед съёмкой киноленты проходил долгий и кропотливый процесс подбора актёров. В частности, на роль самого Дерсу претендовали певец Кола Бельды, актёр Михаил Ульянов и танцор Цыден Бадмаев — в итоге роль Дерсу досталась тувинскому актёру Максиму Мунзуку, а роль Владимира Арсеньева — Юрию Соломину.
Сюжет[править]
Сюжет фильма в целом повторяет одноимённую книгу. Как и первоисточник, фильм рассказывает про экспедицию известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева в начале 1900-х годов, в Шкотовском районе, Уссурийский край.
Во время своего путешествия ему встречается Дерзу Узала — кочевой нанайский охотник, который впечатляет Арсеньева своими навыками охотника и выживания в дикой природе, тем самым завоёвывая уважение у всей экспедиции. Дерсу соглашается стать их проводником в труднодоступной таёжной местности.
В ходе экспедиции Дерсу и Арсеньев идут исследовать озеро Ханка, но они попадают в снежную бурю. Дерсу сооружает убежище и обустраивает быт на ночь.
Героям встречается нанайская семья, и в конце первой половины сюжета, когда экспедиция подходит к концу, Арсеньев просит Дерсу сопроводить его обратно в Хабаровск — но тот отклоняет предложение, считая что ему место в лесу. Дерсу просит лишь патроны для своей винтовки.
Пять лет спустя Арсеньев снова отправляется в экспедицию, надеясь встретить Дерсу — и они встречаются снова. Дерсу соглашается снова стать руководителем экспедиции. Во время своего путешествия на водных порогах Дерсу и Арсеньев чуть не тонут, но они выживают и их дружба становится ещё крепче.
По прошествии времени Дерсу и экспедиция чувствуют, что их преследует амурский тигр. Дерсу пытается убедить тигра покинуть их мирно, но впоследствии он вынужден его застрелить. Собственноручное убийство священного для охотников зверя бьёт по рассудку Дерсу, и он начинает понимать что более он не сможет обеспечить себя как охотник. Обратившись к Арсеньеву с просьбой отвезти его в город, но ему нелегко даётся приспособление к городской жизни. Дерсу возвращается обратно в тайгу.
Концовка[править]
До Арсеньева доходит весть о том, что близ станции Корфовская найдено тело неопознанного охотника. Арсеньева просят опознать его — и он узнаёт Дерсу. Нашедшие тело предполагают, что его могли убить из-за винтовки и патронов — ценностей и золота при нём не было найдено. Дерсу хоронят, и Арсеньев кладёт на могилу рядом с ним трость в память об охотнике.
Производственная команда[править]
Актёрский состав[править]
- Максим Мунзук — Дерсу Узала;
- Юрий Соломин — Владимир Клавдиевич Арсеньев;
- Светлана Данильченко — Анна Константиновна Арсеньева, жена В. К. Арсеньева
- Дима Коршиков — Вова
- Суйменкул Чокморов — Чжан-бао
- Владимир Кремена — Туртыгин
- Александр Пятков — Олентьев
- М. Бычков, В. Хрулёв, В. Ласточкин, С. Марьин, и другие — члены отряда Арсеньева
- Даниил Нетребин — полицейский пристав
- Владимир Приходько — русский солдат
Съёмочная группа[править]
- Авторы сценария: Акира Куросава, Юрий Нагибин
- Режиссёр: Акира Куросава
- Второй режиссёр: Владимир Васильев
- Операторы: Асакадзу Накаи, Юрий Гантман, Фёдор Добронравов
- Художник: Юрий Ракша
- Композитор: Исаак Шварц
- Звукооператор: Ю. Буркова
- Дирижёр: В. Жордания
- Музыкальный редактор: М. Бланк
Призы[править]
- 1975 — Золотой приз и премия ФИПРЕСИИ на IX Московском кинофестивале
- 1976 — премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США
- 1976 — Премия «Юсси» и диплом Ассоциации финских критиков советскому акционерному обществу «Космос-фильми» в Финляндии за выпуск фильма на экраны страны
- 1977 — Два приза «Давид ди Донателло»: за лучшую режиссуру иностранного фильма и за качество производства (Акира Куросава и «Мосфильм» соответственно)
- 1977 — Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм
- 1977 — Премия французских кинокритиков за лучшую актёрскую игру (Максим Мунзук)
- 1980 — Лучший фильм среди фильмов 1970-х годов по опросу кинокритиков Перу
Примечания[править]
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |