Научение

Науче́ниепроцесс приобретения и закрепления жизненного опыта, который приводит к изменению поведения и деятельности человека или животного. Этот процесс является одним из ключевых механизмов адаптации к окружающей среде и лежит в основе формирования различных форм поведения[1].

Сущность понятия «Научение»

В российской психологии понятие «научение» традиционно использовалось для описания изменений у животных. В последнее время его применяют и к человеческой жизнедеятельности следующие исследователи: Ирина Алексеевна Зимняя[2], Владимир Николаевич Дружинин[3], Юрий Михайлович Орлов[4].

В целях теоретического разграничения данных понятий целесообразно изучить виды деятельности, обеспечивающие накопление индивидуального опыта.Татьяна Васильевна Габай делит их на две группы:

  1. Деятельность с прямым познавательным эффектом: Здесь научение является основным результатом, например, в целенаправленном обучении, труде или игре[5].
  2. Деятельность с побочным познавательным эффектом: Опыт приобретается ради удовольствия от процесса, например, при просмотре фильмов, чтении книг или занятиях хобби[5].

Научение происходит во всех видах деятельности, но его характер зависит от цели и регулярности. Учение, как передача социокультурного опыта от старшего поколения младшему, включает проживание познавательных компонентов деятельности при поддержке других людей[6].

Виды научения

Научение происходит на разных уровнях нервной системы в зависимости от сложности задействованных структур. Простые формы научения могут осуществляться на уровне рецепторов или спинного мозга, в то время как сложные требуют участия подкорковых структур или коры головного мозга. Некоторые виды научения происходят автоматически, другие требуют программирования, доступного только развитому мозгу высших млекопитающих и человека[7].

Можно выделить три категории научения:

  1. Реактивное поведение. Оно происходит, когда организм, не прилагая активных усилий, реагирует на внешние стимулы, и в его нервной системе формируются новые воспоминания. К формам пассивного научения относятся привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные рефлексы[1].
  2. Оперантное научение – процесс, при котором организм достигает полезного результата через активное поведение. Существует три основных вида оперантного научения: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение[8].
  3. Когнитивное научение, требующее мыслительных процессов для обработки информации. Когнитивное научение, также известное как рассудочное, основывается на формировании функциональной структуры окружающей среды. Это включает в себя выявление закономерностей и связей между её элементами. К когнитивному научению относятся такие формы, как научение через наблюдение, рассудочная деятельность и психонервная деятельность. Некоторые специалисты также относят к этой категории вероятностное прогнозирование[9].

Значение научения

Научение — ключевой процесс, который способствует выживанию, адаптации и развитию как индивидов, так и целых сообществ. В психологии и педагогике исследование механизмов научения помогает разрабатывать эффективные методики обучения, направленные на улучшение когнитивных и поведенческих навыков. В искусственном интеллекте и робототехнике моделирование научения позволяет создавать адаптивные системы, способные обучаться и совершенствоваться в различных условиях. Эти системы находят применение в медицине, производстве, транспорте и других областях, где требуется высокая степень гибкости и автономности[6].

Таким образом, понимание и применение принципов научения играет важную роль в современном мире. Научение пособствует инновациям и улучшению качества жизни[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Петренко С. С. Педагогическая психология: задачник / С.С. Петренко. — Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического университета, 2013. — 118 с.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — Москва: Логос, 2001. — 384 с.
  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
  4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю.М. Орлов. — Москва: Просвещение, 1991. — 287 с.
  5. 5,0 5,1 Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т.В. Габай. — Москва: Академия, 2003. — 239 с.
  6. 6,0 6,1 Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. — Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. — 339 с.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Пер. с франц. / Ж. Годфруа. — Москва: Мир, 1996. — Т. 2. — 376 с.
  8. 8,0 8,1 Практическая психология образования: учебник / под ред. И. В. Дубровиной. — Москва: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  9. Ласукова Т. В. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности: учебное пособие / Т.В. Ласукова. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2020. — 244 с.