Мирмекийский клад (2002)

Древний город Мирмекий: место где нашли клад

Мирмеки́йский клад 2002 года — крупный клад из 99 античных монет-статеров, обнаруженный в 2002 году археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Александра Михайловича Бутягина на городище Мирмекий в Керчи. Клад, состоящий из электровых кизикинов V века до нашей эры, является одним из наиболее значительных нумизматических комплексов, найденных в Северном Причерноморье.

Уникальность клада заключается в том, что это единственный крупный клад кизикинов, обнаруженный профессиональными археологами в ходе контролируемых раскопок, что обеспечило безупречную документацию контекста находки[1].

История

В 2001 году на территории городища Мирмекий, в пределах зоны «И», стартовали археологические изыскания. В результате этих работ было обнаружено значительное сооружение периода поздней архаики, а также несколько иных объектов. Параллельно с изучением древних построек, экспедиция занималась исследованием более поздних наслоений — незначительных фрагментов кладок и мощёных участков, предположительно связанных со «святилищем Деметры»[2].

Непосредственно во время этих исследований, в 2002 году, под одной из каменных кладок, в небольшой углублении, был найден исключительный мирмекийский клад кизикинов. Внутри небольшого бронзового сосуда находилось 99 статеров, отчеканенных в Кизике (древнегреческом городе-государстве), представляющих 53 различных вида. Состояние монет оценивалось как весьма хорошее. Среди обнаруженных экземпляров оказались редкие разновидности, а также один уникальный образец, известный на данный момент исключительно по этому кладу[3].

Описание и особенности

20 августа 2002 года при раскопках на участке «И» в Мирмекии произошло неожиданное открытие. Во время демонтажа камней, оставшихся от стены № 360, участник экспедиции, Александр Иванович Ковригин, обнаружил сокровище — клад электровых монет. Монеты находились внутри небольшого бронзового кувшина, высота которого составляла 21,5 см. Время, проведенное в земле, сильно повредило бронзу, вызвав трещины и отслоения. На основании видимых признаков, в нижней части ручки можно было различить небольшой, сильно подвергшийся коррозии рельеф, предположительно изображавший голову Медузы Горгоны или льва[4].

Извлечение сосуда из грунта привело к его разрушению, однако впоследствии он был успешно восстановлен. Датировка подобных сосудов относит их к первой половине V века до нашей эры. При извлечении кувшина содержащиеся в нём монеты рассыпались по земле. В первый день было обнаружено 95 монет из клада, которые были немедленно зафиксированы фотографически, затем инвентаризованы и переданы в Керченский историко-культурный заповедник. После удаления грунта с места раскопа были найдены ещё четыре монеты, которые также были переданы в музей. Благодаря тщательности проведённых работ можно с уверенностью утверждать, что все монеты клада были обнаружены. Таким образом, в небольшом кувшине было найдено 99 кизикинов, изготовленных из электрума. Это были статеры, каждый весом около 16 граммов, с содержанием золота примерно в 55 %. Кизикины имели изображение эмблемы с обязательным символом Кизика — тунцом, на одной стороне и так называемый лат. quadratum incusum на другой[5].

Монеты, составляющие клад, демонстрировали различную степень сохранности: от сильно потёртых экземпляров до почти не использованных. Клад содержал 53 различных типа монет, отличающихся разнообразием изображений. Большинство из них (а именно 50 типов) известны благодаря подробному исследованию электровых кизикинов[6].

Удивительно, насколько разнообразны были изображения, которые чеканились на аверсе монет. Вероятно, городской чиновник (магистрат), отвечавший за выпуск монет в Кизике, ежегодно менял дизайн лицевой стороны, сохраняя неизменным только изображение тунца. Мирмекийский клад демонстрирует 53 разных монетных типа. Значительную часть из них составляют изображения различных богов и мифологических героев[6].

Здесь можно увидеть Посейдона, восседающего на троне и держащего трезубец, бородатого Диониса, Аполлона с лавровым венком, Геракла с дубиной и в львиной шкуре, крылатую Нику, морского бога Тритона. Особое место занимают Афина и божества, почитаемые в Афинах, что объясняется зависимым положением Кизика в составе Афинского морского союза. Помимо портретов покровительницы Аттики, здесь представлены богиня земли Гея, держащая младенца Эрехтония, змееногий Кекроп с оливковой ветвью, посланец Деметры Триптолем, изображенный с колосом на колеснице, запряженной крылатыми змеями[6].

Множество изображений обнажённых героев и воинов, вооруженных луками или мечами, сложно идентифицировать однозначно. Однако, существует вероятность, что некоторые из них представляют Париса, лучника, почитаемого в Малой Азии, где и располагался Кизик. Фигуры бегущих воинов предположительно изображают гоплитодромов — участников соревнований по бегу в полном вооружении[7].

Другая группа монет представляет собой настоящий зоопарк, демонстрируя разнообразие и реалистичность фигур животных. Помимо таких узнаваемых образов, как могучий кабан, козёл, баран, многочисленные львы, быки и дельфины, встречаются и мифические существа. Особенно популярны были крылатые сфинксы и грифоны. Также можно увидеть крылатого коня Пегаса, многоголового пса Цербера, химеру, из львиного тела которой вырастает голова козы. Кизикины часто заимствовали изображения людей и животных с монет других античных городов.

Мирмекийский клад содержал три типа кизикинов, не описанных в работе Ханса фон Фрице. Первый тип — монеты, на лицевой стороне которых изображён сфинкс с вертикально опущенными передними лапами и тунцом под ним. Подобные монеты датируются 450400 годов до нашей эры. Второй тип — статер с изображением лежащего тритона, повёрнутого мордой влево, с вытянутыми передними лапами, держащего тунца в правой лапе. Дата этой монеты — 510490 годов до нашей эры. Третий кизикин — редкий тип: на аверсе изображен сидящий воин в шлеме с гребнем, держащий лук в левой руке, с тунцом внизу, ориентированным вправо. Предполагается, что это один из героев Троянского цикла — Пандар. Аналогов этому статеру пока не обнаружено[6].

Оставшиеся монеты, входящие в коллекцию, относятся к группам II и III по классификации Х. фон Фрице и представлены приблизительно в одинаковом количестве. Фрице датирует группу II периодом 550475 годов до нашей эры, а группу III — 475410 годов до нашей эры. Однако, согласно более современной хронологии Бретта, группа II относится к 500460 годов до нашей эры, а группа III — к 460400 годов до нашей эры. Распределение монет по группам следующее: 11 экземпляров относятся к группе IIa, 44 — к группам IIb и IIс, и 43 — к группе III. Таким образом, все кизикины, обнаруженные в составе клада Мирмекия, датируются V веком до нашей эры[7].

Обширные клады кизикинов — довольно редкая находка в Средиземноморье, поэтому каждый из них привлекает пристальное внимание исследователей. Наиболее крупный клад был найден на Принцевых островах, расположенных в Мраморном море. Клад был расхищён обнаружившими его людьми и поделен между различными владельцами. Позднее удалось собрать 207 монет, из которых 160 оказались кизикинами[8].

Историческое значение

Мирмекийский клад, бесспорно, занимает лидирующую позицию среди находок кизикинов в Северном Причерноморье по количеству экземпляров и уступает лишь одному мировому собранию. Его уникальность заключается в том, что это единственный крупный клад, найденный археологами во время контролируемых раскопок, что позволяет точно определить контекст его обнаружения. Несмотря на время чеканки монет, захоронение клада произошло не ранее периода с начала второй четверти до середины IV века до нашей эры[5].

Каждая монета из Мирмекийского клада представляет собой образец высокого искусства. Это объясняется тем, что к созданию штемпелей для чеканки монет привлекались талантливые греческие мастера, специализировавшиеся также на изготовлении резных печатей (инталий). Уровень исполнения изображений на монетах порой превосходит даже известные геммы античности. История Мирмекийского клада выгодно отличается от судьбы других кладов кизикинов, найденных на территории древнего Боспорского царства, простиравшегося по обеим сторонам Керченского пролива. В настоящее время он является частью коллекции Государственного Эрмитажа[6].

Литература

Примечания

  1. Улётова Ю. Третий клад археолога Бутягина. Науки и жизнь. Дата обращения: 8 сентября 2025.
  2. Третий клад археолога Бутягина. nkj. Дата обращения: 8 сентября 2025.
  3. Чистов Д.Е. Мирмекийский клад: археология и история // Мирмекийский клад. Новые открытия на Боспоре Эрмитажной археологической экспедиции.. — СПб., 2004.
  4. Мирмекийский клад кизикинов. Центр исследований культурных ценностей. Дата обращения: 20 декабря 2025.
  5. 5,0 5,1 Бутягин А. М. Клады кизикинов и Мирмекийский клад. — СПб.: Мирмекийский клад. Новые открытия на Боспоре Эрмитажной археологической экспедиции., 2004.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Мирмекийский клад кизикинов. Открытая археология. Дата обращения: 8 сентября 2025.
  7. 7,0 7,1 Дятлова М. Н. Мирмекийский клад. Новые открытия на Боспоре Эрмитажной археологической экспедиции : каталог выставки. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. — 119 с. — ISBN 5-93572-143-0.
  8. Мирмекийский клад. открытаяархеология.рф. Дата обращения: 8 сентября 2025.