Грифоны

Материал из «Знание.Вики»
Грифон
Historiae natvralis de quadrvpetibvs ! libri cum aeneis figuris ca 1652 (21203025) (cropped).jpg
Грифон в старинной книге о животных
(ок. 1652 года)
Мифология древнегреческая мифология,
древнеегипетская мифология,
средневековый фольклор
Тип гибридное существо
В иных культурах анзуд, зиз

Грифо́ны (др.-греч. γρύψ, лат. grȳphus в ед.ч. грифон) — мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла, в другом источнике животное с птичьей головой, туловищем львицы и крыльями[1].

Грифоны имеют острые когти и белоснежные, или золотистого цвета крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небеса и Землю, Добро и Зло. Их роль — и в различных мифах, и в литературе — неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Поскольку лев традиционно считался царём зверей, а орел — царём птиц, в Средние века грифон считался особенно могущественным и величественным существом. С античных времён грифоны известны тем, что охраняли сокровища или другое ценное имущество[2]. В другом источнике грифоны, чудовищные животные стерегли серебро и золото, сокрытое в горах и реках с которыми беспрестанно воевали аримаспы[3]. В греческих и римских текстах грифоны вместе с легендарным народом аримаспов ассоциировались с месторождениями золота Средней Азии. Так Плиний Старший писал: «говорят, что грифоны откладывают яйца в норы на земле, и эти гнезда содержат золотые самородки»[4].

В средневековой геральдике грифон стал христианским символом божественной силы и вообще хранителем всего божественного[5].

Этимология

Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к ивр.כְּרוּב‏‎ [kər'ūḇ] «керуб» (см. херувим)[6]. Согласно другой гипотезе, оно происходит от греч. γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от аккад. 𒅗𒊏𒁍 karabu («благословлять») или ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел»[7].

Символическое значение образа

Римская фигура грифона из бронзы (50-270 гг. н. э.)

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землёй, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице, запряженной грифонами[8][9].

Возникновение образа

Историк Адриенна Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов-золотоискателей Алтая, которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов, освобождённые из дюн ветрами. Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев[10].

Образ в Древнем мире

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

Образ в Античности

Барельеф с изображением грифона. Храм Аполлона в античном городе Дидима

Одними из первых упоминают о грифонах поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Аристей

Аристей совершил путешествие вглубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай[источник не указан 3132 дня].

Геродот

Геродот пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота.

Эсхил

Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».

Грифоны и скифы

Грифон на иллюстрации Вацлава Холлара, XVII в.

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Так же считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Образ в Средневековье

Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»:

«Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор».
(«De proprietatibus rerum» (190: XII, 20).

В армянской мифологии

В древнеармянской мифологии ангх (арм. Անգղ), — тотемная птица-грифон, символизировавшая небесный дух. Изображения ангха сохранились в наскальном и изобразительном искусстве, в топонимах Ангх в Айрарате, Айоц-Дзоре (Ван), и селе Ангехакот (Сюник)[11].

В персидской мифологии

В персидской мифологии ширдал (перс. شیردال[shirdal] — «лев-орёл») — птица-грифон, защитник от зла, колдовства и тайной клеветы. Ширдал появился в искусстве Ирана с конца 2-го тысячелетия до н. э., хотя его изображения появились на цилиндрических печатях из Суз ещё в 3000 году до н. э. Ширдалы также являются распространёнными мотивами в искусстве Лурестана, Северного и Северо-Западного региона Ирана в железном веке. Особое распространение ширдал получил в Ахеменидскую эпоху.

В геральдике

Heraldic figures - Griffin.svg

Грифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона, встречающийся в английской геральдике (англ. male griffin), изображается бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), выходящих из тела, иногда даже с рогами или бивнями.

Существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон обычно бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.

В архитектуре

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы.

В современной культуре

Грифон — популярный персонаж произведений в жанрах фэнтези, встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.

Галерея

Примечания

  1. Грифон // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. . — ISBN 978-0-906670-44-6.
  3. Аримаспы, Энциклопедическій лексиконъ
  4. Mayor A. Heaney. Griffins and Arimaspeans. doi=10.1080/0015587X.1993.9715853
  5. . — P. 44–45. — ISBN 978-1-85079-037-2.
  6. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 223
  7. Уильям Пропп, Exodus 19-40, The Anchor Bible,том 2A, New York: Doubleday, 2006, ISBN 0-385-24693-5, стр. 386; цитаты Юлиуса Велльгаузена из источника Prolegomena zur Geschichte Israels, Edinburgh: Black, 1885, стр. 304. См. также: Роберт Бекес, Этимологический словарь греческого языка (Etymological Dictionary of Greek), том 1, Leiden and Boston: Brill, 2010 ISBN 978-90-04-17420-7, стр. 289, запись насчёт термина γρυπος: «С археологической точки зрения происхождение слова из Малой Азии (или Ближнего Востока, Элама) весьма вероятно.»
  8. Беляев Ю.А. Сто чудовищ древнего мира. — Раритет, 1997. — 150 с.
  9. Форум. — Форум, 1997. — 848 с.
  10. Роджер Хайфилд, «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство, Екатеринбург: У-Фактория, 2006, С. 247—252, 262. ISBN 5-9709-0179-2
  11. Ваганян В. // Универсальные артефакты индоевропейского мифа обнаружены в Армении Архивная копия от 23 января 2022 на Wayback Machine

Ссылки