Минский тракторный завод
| Минский тракторный завод | |
|---|---|
| | |
| Тип | открытое акционерное общество |
| Год основания | 1946 год |
| Расположение | Белоруссия, Минск, |
| Ключевые фигуры | Авраменко Сергей Анатольевич(генеральный директор) |
| Отрасль | машиностроение |
| Продукция | сельскохозяйственные тракторы и машины |
| Оборот | |
| Операционная прибыль |
|
| Чистая прибыль |
|
| Число работников | Более 16 000[3] |
| Награды |
|
| Сайт | [1] |
| 53°53′30″ с. ш. 27°37′30″ в. д. / 53.89167° с. ш. 27.62500° в. д. (G) (O) (Я) | |
Ми́нский тра́кторный заво́д (ОАО «МТЗ») ((белор. ААТ «Мінскі трактарны завод») — завод в Белоруссии, производитель техники для сельского хозяйства. По состоянию на 2025 год на предприятии работает более 16 тысяч человек. Мощности завода рассчитаны на производство 71 тысячи тракторов различных серий[4][5].
Минский тракторный завод является управляющей компанией «МТЗ-Холдинга», зарегистрированного 1 августа 2014 года. В структуру холдинга входят 14 открытых акционерных обществ[4].
ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса[6].
На 2019 год выпущено более 3,86 миллионов тракторов, из них свыше 2,6 миллионов поставлено более чем в 100 стран мира. Предприятие выпускает около 100 моделей разных видов машин с более чем 200 вариантами сборки для различных эксплуатационных условий мощностью от 9 до 455 л. с. Большинство моделей тракторов оснащаются дизельными двигателями производства Минского моторного завода[6].
История создания
16 июля 1945 года в белорусской столице остановилась правительственная делегация СССР, направлявшаяся в Германию на Потсдамскую конференцию стран-победительниц Второй мировой войны. Делегацию возглавлял Председатель Совета Министров Иосиф Сталин. Встречал высоких гостей глава правительства БССР Пантелеймон Пономаренко. Прямо в вагоне поезда он предложил Сталину на месте разрушенного завода № 453 возвести Минский тракторный завод. Сталин идею одобрил. Строительство контролировал сам Иосиф Сталин. О грандиозности стройки говорит количество работников — на площадке работали более десяти с половиной тысяч человек[7][8][9][10].
Минский тракторный завод начал свою историю в мае 1946 года. Точкой отсчёта послужило решение Совнаркома от 9 ноября 1945 года о перепрофилировании авиационного завода в структуру Главтракторопрома Наркомата среднего машиностроения СССР. Штат авиазавода был переведён в штат тракторного. Изначально МТЗ назывался Государственным Союзным тракторным заводом Наркомата среднего машиностроения. Официальное решение о строительстве Минского тракторного завода было утверждено Постановлением Совета Министров СССР № 1142, датированным 29 мая 1946 года[6].
В задачи новой организации входило изготовление гусеничных тракторов. Изначальные планы предусматривали выпуск 50 единиц техники ежедневно. Прежде чем приступить к выпуску знаменитых тракторов марки «Беларус», завод прошёл через несколько стадий развития. В 1948 году была произведена первая продукция — пусковой двигатель ПД-10, 24 марта 1948 года в ремонтно-механическом цехе начали собирать болотный плуг 2ПФ-55. Перед Минским тракторным заводом была поставлена задача к весенне-полевым работам 1948 года собрать 150 плугов 2ПФ‑55 для Минской области. Она была перевыполнена почти вдвое. В 1950 году выпустили двигатель Д-35. Впоследствии производство было выделено в отдельное предприятие, известное как Минский моторный завод[5][7][9].
История тракторного производства началась с гусеничных моделей КД-35. Переломным моментом стало начало выпуска трактора МТЗ-2 с пневматическими шинами в 1953 году, что в дальнейшем определило специализацию завода. Параллельно с производством трелевочных тракторов КТ-12, в 1953 году предприятие запустило выпуск тракторов МТЗ-2. В мае 1956 года стартовало серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. В 1958 году Минский тракторный завод отметил выпуск своего стотысячного трактора. 24 марта 1984 года с конвейера сошёл двухмиллионный трактор «Беларус», а в 1995 году завод произвёл трёхмиллионный трактор[9].
По состоянию на 2025 год на предприятии трудится около 16 тысяч человек. Производственные мощности позволяют выпускать до 71 тысячи тракторов разных серий. ОАО «Минский тракторный завод» занимается разработкой и производством как колёсных, так и гусеничных тракторов, мотоблоков, прицепного и навесного оборудования для сельского хозяйства, строительства, лесозаготовки и коммунальных служб, а также запасных частей и товаров народного потребления. Завод организует лицензионное производство, оказывает услуги по сервисному обслуживанию и наладке. К 2019 году было выпущено более 3,86 миллиона тракторов, из которых свыше 2,6 миллиона экспортировано в более чем 100 стран мира. Ассортимент предприятия насчитывает около 100 моделей различных видов техники с более чем 200 вариантами комплектации для различных условий эксплуатации[9][10][11].
Продукция завода
Минский Тракторный Завод (МТЗ) производит разнообразную продукцию. В ассортименте представлено множество видов сельскохозяйственной техники[5].
«Беларусь» МТЗ-1
Экспериментальный образец «Беларусь» модификации «Беларусь» МТЗ-1 стал первым колёсным пропашным трактором. Предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами. Модификацию планировалось использовать для обработки высокостебельных культур со сближёнными передними колёсами. МТЗ-1 имел полурамную конструкцию остова и модернизированный двигатель от гусеничного КД‑35. У машины были независимый привод вала отбора мощности, гидравлическая система для подъёма навесных орудий и съёмное регулируемое прицепное приспособление[10].
Работа трактора предусматривалась на резиновых баллонах низкого давления или колёсах с жёстким стальным ободом со шпорами.1949 году было выпущено несколько опытных образцов МТЗ-1. Но в серию модификация так и не была запущена. Стала основой для серийной машины МТЗ-2[10].
«Беларусь» МТЗ-2
Модель МТЗ-2 — первый колёсный пропашной трактор Минского тракторного завода серийного производства. С конвейера сошел 14 октября 1953 года. Предназначался для эксплуатации с прицепными и навесными машинами. Модификация с совпадающим следом передних и задних колёс использовалась для междурядной обработки низкостебельных культур[10].
Первый серийный МТЗ-2 работал в колхозе «Большевик» Копыльского района до 1971 года. К 25-летию со дня основания завода он был отреставрирован и установлен на пьедестале возле центральной проходной. Сейчас располагается в сквере «70 лет МТЗ».МТЗ-2 выпускался до 1957 года — всего было собрано 43 979 единиц. Машина определила специализацию завода по выпуску колёсных универсально-пропашных тракторов[10].
«Беларусь» МТЗ-5
Первые образцы колёсного трактора «Беларусь» модели МТЗ-5 были разработаны в январе 1956 года. Новинка обладала большей универсальностью по сравнению с МТЗ-2, имела независимый привод к валу отбора мощности, более мощный (45 л. с.) и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами[10].
В ноябре 1957 года с конвейера сошла модификация МТЗ-5К, отличавшаяся раздельно-агрегатной гидравлической системой. В августе 1958 года завод приступил к производству модификации МТЗ-5Л, а в декабре — МТЗ-5М. Их особенности заключались в уменьшенном весе трактора и сниженном удельном расходе топлива. Всего модели МТЗ-5 и её модификаций было выпущено 136 166 тысяч штук[10].
«Беларусь» МТЗ-7
Главная отличительная особенность трактора «Беларусь» модели МТЗ-7 — четыре ведущих колеса. Впервые конструкторами был применён подрессоренный передний ведущий мост от грузового автомобиля ГАЗ-63, карданный вал и раздаточная коробка. Это значительно повысило тягово-сцепные качества и проходимость техники. Вес машины был снижен на 250 кг[10].
Трактор предназначался для использования на всех видах сельхозработ и как пропашной для обработки низкостебельных культур. Модель МТЗ-7 имела четыре модификации: МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС (скоростные). За оригинальность конструкторских решений трактор «МТЗ-7» получил Почётный диплом Брюссельской всемирной выставки в 1958 году. МТЗ-7 выпускался с 1959-го по 1961 год. Всего было собрано 2779 тракторов[10].
МТЗ-50
Новым этапом в истории Минского тракторного завода считается создание МТЗ-50 — базовой модели, которая стала основой для производства тракторов узкого назначения. Её серийный выпуск начался в октябре 1963 года. Основным отличием была высокая универсальность и приспособленность базовой модели для использования во всех почвенно-климатических зонах[10].
В итоге семейство состояло из семи модификаций:
- МТЗ-50 с колёсной формулой 4×2 (базовая модель)
- МТЗ-50ПГХ на полугусеничном ходу
- МТЗ-52 с колёсной формулой 4×4
- МТЗ-50Х колёсный хлопководческий
- Т-54В гусеничный виноградниковый
- Т-54Л гусеничный лесохозяйственный
- Т-54С гусеничный свекловодческий
На базе МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колёсами — МТЗ-52. Данная оригинальная конструкция имела передний ведущий мост портального типа, зарубежных аналогов которого не существовало. Серийный выпуск МТЗ‑52 на заводе начался в 1964 году[10].
МТЗ-80/82
Отличительной особенностью МТЗ-80 стала увеличенная мощность двигателя — 80 л. с., что на треть выше, чем у МТЗ‑50. От предыдущего семейства у «восьмидесятки» остался только остов: трактор получил новые облицовку и кабину, 9-ступенчатую коробку передач с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной ВОМ, шины увеличенных размеров, пневматический вывод для тормозов прицепов и другие технические опции. При этом степень унификации с предыдущими моделями превышала 85 %[10].
Серийный выпуск модели начался в 1974 году. Трактор разрабатывался как базовый для нового семейства унифицированных сельхозмашин — и колёсных, и гусеничных. МТЗ-80 стал одним из самых массовых и продолжительных по выпуску тракторов в мире. МТЗ-82 — та же «восьмидесятка», только в премиальном исполнении. Главное отличие — машина полноприводная благодаря переднему ведущему мосту (в МТЗ-80 привод только на задние колёса). Трактор экономичен в расходе топлива при больших тяговых усилиях. Серийный выпуск МТЗ-82 начался в 1975 году. Трактор претерпел несколько модернизаций. Опыт эксплуатации показал необходимость создания модификаций, предназначенных для определённого комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярные из них — МТЗ-82Р (рисоводческий), МТЗ-82Н (низкоклиренсный), МТЗ-82К (крутосклонный)[10].
МТЗ-100
Первая промышленная партия модели МТЗ-100/102 была выпущена в 1984 году. Созданная на базе легендарной восьмидесятки, машина имела множество отличий, главное из которых заключалось в увеличенной мощности двигателя. Под капотом −105 л. с. Новые тракторы выпускались в двух модификациях: МТЗ-100 с приводом только на задние колеса, МТЗ‑102 — с полным приводом 4×4. Двигатель трактора МТЗ-100 агрегатировался с новой механической шестидиапазонной коробкой передач, обеспечивающей 24 скорости вперед и 8 скоростей — назад. Сцепление также было новым: двухдисковое постоянно замкнутого типа. Предусмотрена возможность установки на трактор гидроходоуменьшителя для работы на пониженных технологических скоростях (минимальная скорость — 0,5 км/ч). При этом максимальная транспортная скорость трактора массой четыре тонны составляла 35 км/ч[10].
МТЗ-100 имел высокую степень универсальности — мог агрегатироваться более чем с 500 сельскохозяйственными машинами. Испытания показали: новинка позволяла повысить производительность труда на 5-20 %, а с использованием широкозахватных машин — до 50 %.Новые машины превосходили советские и зарубежные образцы тракторов по энергонасыщенности, удельной материалоемкости, набору вспомогательных узлов и дополнительного оборудования. Стосильный трактор отвечал требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Многие идеи, применявшиеся при его создании, были воплощены в последующих моделях МТЗ[10].
Мини-техника
Первый мотоблок, разработанный конструкторами Минского тракторного завода, назывался садово-огородный инструмент (СОИ). До 1981 года в СССР было запрещено разрабатывать и производить средства малой механизации для индивидуальных потребителей. На МТЗ уже в начале 1970-х годов видели широкую перспективу в создании такой техники. В начале 1981 года запущен мотоблок в серийное производство. Мотоблок МТЗ-05 — одноосное двухколёсное шасси. По сути, это пешеходно-ездовой трактор безрамной конструкции, имеющий в миниатюре практически все основные узлы. Эксплуатационная масса — 175 кгс, тяговое усилие — до 100 кгс. Модель оснащена механической четырёхступенчатой коробкой передач и развивала скорость до 9,6 км/ч. Мотоблок комбинировался со специальными сельхозмашинами и выполнял несколько основных операций: вспашку, боронование, культивацию, окучивание, кошение трав[11].
Популярность мотоблоков подтолкнула завод к увеличению объёмов выпуска до 20 тысяч в год. Также стало понятно, что модели нужна модернизация, результатом которой стал мини-трактор МТЗ-05К. Первый мини-трактор МТЗ-05К состоял из серийного мотоблока с приставным управляющим (не ведущим) колесом, рулевой вилки и посадочного места для водителя. Его колёсная схема напоминала мотоцикл с коляской. Но даже в таком несовершенном варианте он был лучше в управлении, чем мотоблок: нагрузки на руки водителя практически не было. В 1991 году с конвейера сошёл серийный мини-трактор МТЗ-082, который мог использоваться не только в сельском хозяйстве, но и для механизации малотоннажных подъёмно-транспортных и других работ. МТЗ-082 представлял собой четырёхколесное шасси с шарнирно-сочлененным безрамным остовом, с постоянно включённым передним мостом, с отключаемым задним мостом и четырьмя одинаковыми ведущими колёсами. Оснащался карбюраторным двигателем СК-12-10 мощностью 11 л. с. при частоте вращения вала двигателя 3 000-3 100 об/мин или двигателем 9Н-1511 компании «Мотор-Йков» производства Чехия мощностью 12,5 л. с. при 3 600 об/мин[11].
Рекорды
Первый миллионный трактор
Первый миллион тракторов был выпущен 5 ноября 1972 года. Юбилейной стала модель МТЗ-52. Минский тракторный попал в тройку заводов, перешагнувших миллионный рубеж. Волгоградскому тракторному заводу потребовалось на это 40 лет, Харьковскому тракторному заводу — 26, а МТЗ справился за 22 года. Юбилейная машина была передана Герою Социалистического Труда, трактористке совхоза «Логоза» Логойского района Надежде Куницкой. В 2017 году трактор вернулся на МТЗ и стал экспонатом заводского музея[10].
Второй миллионный трактор
На производство второго миллиона тракторов Минскому тракторному заводу потребовалось меньше 12 лет: двухмиллионник сошёл с конвейера 24 марта 1984 года. Модель — МТЗ-82. Ключ от трактора вручили механизатору совхоза «Загальский» Любанского района Ивану Синицкому. Через 34 года машина также пополнила экспозицию музея МТЗ[10].
Третий миллионный трактор
Трёхмиллионный трактор — МТЗ‑920 — сошёл с главного конвейера 8 июня 1995 года. Трактор отправился на экспорт в Германию. С тех пор о его судьбе почти ничего неизвестно[10].
Четвёртый миллионный трактор
Трактор с порядковым номером четыре миллиона сошёл с конвейера 22 февраля 2022 года. Юбилейной моделью символично стал BELARUS 2022. Ключи от трактора генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк вручил трактористу-машинисту сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз «Родина» Белыничского района Могилёвской области, заслуженному работнику сельского хозяйства Николаю Даречкину[10].
Награды
Минский тракторный завод был награждён тремя орденами: орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом «Полярная звезда» (Монгольской Народной республики).
Орденом Ленина Минский тракторный завод был награждён 25 июля 1966 года — почти сразу после 20-летия со дня основания предприятия. Формулировка в Указе Президиума Верховного Совета СССР, звучала так[12]:
За достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии
За 20 лет МТЗ произвел 485 тыс. тракторов. Выпуск первых 100 тысяч занял семь лет, вторых 100 тысяч — три года, третьих 100 тысяч — 20 месяцев. В 1966 году тракторостроителям предстояло произвести 75 тысяч машин[12].
Орден Октябрьской Революции Минскому тракторному заводу был вручён 28 апреля 1971 года — за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана по выпуску тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов для сельского хозяйства. Речь шла о будущей легенде белорусского тракторостроения — модели МТЗ-80/82, на внедрении в производство которой были сосредоточены все силы завода. В 1986 году в Белорусской ССР широко отмечалось 40-летие МТЗ. За эти годы с главного конвейера завода сошло 2210000 тракторов марки «Беларусь», которые работали более чем в 90 государствах мира. Деятельность предприятия была отмечена высокой правительственной наградой: Указом Президиума Великого народного хурала Монгольской Народной Республики Минский тракторный завод удостоен ордена «Полярная звезда»[13].
Государственную премию СССР коллектив Минского тракторного завода получил в 1971 году «за создание и освоение серийного производства семейства унифицированных колесных, полугусеничных и гусеничных тракторов класса 1,4-2,0 т тяги». Другими словами, за базовый МТЗ‑50 и его модификации[12].
Среди высоких наград у работников МТЗ есть и две Государственные премии Белорусской ССР. В 1972 году одна из них присуждена «за комплекс работ по созданию автоматизированных систем управления для предприятий машиностроения и приборостроения БССР». В то время на заводе действовал информационно-вычислительный центр с тремя ЭВМ «Минск-22». За разработку и освоение серийного производства универсального трактора МТЗ-80 и его модификаций Государственная премия БССР была присуждена в 1976 году[12].
Государственную премию Республики Беларусь коллектив Минского тракторного завода получил в 1994 году — «за разработку и освоение серийного производства малогабаритной тракторной техники». Минский тракторный завод имеет прямое отношение ещё к одной Государственной премии Беларуссии. В 1996 году высокая награда была присуждена за комплекс учебников и учебных пособий «Тракторы». Все авторы-лауреаты в своё время работали на МТЗ[12].
Генеральные директоры
Генеральные директоры[14]:
| Год | Генеральный директор | Достижения завода за время руководства |
|---|---|---|
| 1945—1947 | Моисей Решетян | Под его началом была разработана и утверждена программа развития завода на ближайшую перспективу, которая включала производство гусеничного трактора КД-35 |
| 1947—1951 | Виктор Суслов | В период его руководства было налажено производство пускового двигателя ПД-10, в начале 1950 года начали производить более сложный основной дизельный двигатель трактора. При нём на МТЗ собрали первенца белорусского тракторостроения — гусеничный КД-35, а 15 августа 1951 года с конвейера сошел первый трелевочный КТ-12 |
| 1951—1958 | Александр Тарасов | В период его руководства на Минском тракторном заводе начался серийный выпуск трактора МТЗ-2 — первой колесной машины, полностью созданной на предприятии. При нём же модель была модернизирована. В 1956 году были разработаны образцы нового трактора МТЗ-5, а также трелевочных ТДТ-40 и ТДТ-60. Через год завод начал осваивать производство МТЗ-5М, МТЗ-5Л, МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС. Он постоянно лично контролировал разработку совершенно нового пропашного трактора МТЗ-50. |
| 1958—1965 | Борис Сивак | Талант организатора в полной мере проявил во время перехода на выпуск МТЗ-50 без остановки производства.
Период руководства Бориса Сивака известен как поход за культурой производства: эстетически преобразились все заводские помещения. В октябре 1961 года был сдан в промышленную эксплуатацию новый главный сборочный конвейер. 23 марта 1965 года с него сошел 400-тысячный трактор «Беларусь»[14]. |
| 1965—1972 | Николай Слюньков | Под его руководством на предприятии началась разработка модели трактора МТЗ-80/82, создавались мощности для производства оборонной техники. Кроме того, проводилась работа по реформированию экономической и хозяйственной деятельности, переводу завода на новые методы планирования, формированию фондов развития и социального развития коллектива. При нём было создано производственное объединение «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина» |
| 1972—1982 | Пётр Бойков | Он непосредственно разрабатывал ряд сложных узлов трансмиссии тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, что сыграло свою роль в назначении его на должность начальника КБ шасси тракторов МТЗ-2 и его модификаций. Под его руководством был разработан энергонасыщенный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 для работы на повышенных скоростях, освоен серийный выпуск мини-тракторов МТЗ-05.
В 1975 году МТЗ-80 был признан лучшей машиной года в СССР. При Петре Бойкове для заводчан были построены новые жилые дома, два общежития, базы отдыха на водохранилище Вяча и в местечке Рудня, реконструирован и расширен заводской стадион «Трактор» |
| 1982—1993 | Иван Кулешов | На посту генерального директора ПО «Минский тракторный завод» занимался подготовкой производства тракторов «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102, активно развивал производство мини-техники.
В 1989 году МТЗ выпустил 101 300 тракторов. Столько машин не выпускал ни один завод в мире. Иван Кулешов закончил строительство корпуса с новым главным сборочным конвейером. При нём был введен агрегатный завод в Сморгони — самый большой филиал МТЗ. Расширились филиалы в Витебске и других городах. Именно по его инициативе возвели прачечную самообслуживания, магазин-кулинарию, универсам, рынок, банный комплекс. Особой гордостью стала построенная в 1992 году поликлиника. |
| 1993—1995 | Виктор Филиппов | Карьеру на МТЗ начинал учеником моториста-испытателя, работал в отделе главного конструктора, в комитете комсомола завода, возглавлял внешнеторговую фирму Минского тракторного завода. Виктор Филиппов награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» |
| 1995—2002 | Михаил Леонов | Под руководством Михаила Леонова ассортимент техники, выпускаемой МТЗ, вырос с 4 до 44 базовых моделей, причем более чем в сотне сборочных вариантов для разных климатических и эксплуатационных условий. Созданы новые модели BELARUS-1221, 1522, 1822, 2522. В 1997 году белорусские тракторостроители выпустили в полтора раза больше техники, чем все тракторные заводы СНГ[14]. |
| 2002—2012 | Александр Пуховой | Под его руководством на заводе были изготовлены два опытных образца трактора «Беларус» МТЗ-2822 — самой мощной на тот момент машины из серии колесных тракторов (280 л. с.). МТЗ начал производство тракторов с двигателями, сертифицированными по стандарту «Евро-2».
При нём был создан образец сверхмощного трактора на 360 л. с. Завод расширил модельный ряд выпускаемых машин, в том числе для развивающихся стран. В 2004 году в состав ПО «МТЗ» вошли Минский завод шестерен с филиалом в Лепеле, Гомельский завод «Гидропривод» с филиалами в Наровле и Хойниках, Мозырский машиностроительный завод. К Минскому тракторному заводу были присоединены два колхоза в Логойском районе, которые впоследствии стали сельхозцехом «Гайна»[14]. |
| 2012—2014 | Владимир Волчок | В период его руководства предприятием прошла реорганизация ПО «Минский тракторный завод» и Республиканского унитарного предприятия «Минский тракторный завод» в открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».
Также при Владимире Волчке в 2014 году был создан холдинг «МТЗ-ХОЛДИНГ», в который вошли 10 ОАО: Минский тракторный завод, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Витебский завод тракторных запчастей, Минский завод специального инструмента и технологической оснастки, Минский завод шестерен, Мозырский машиностроительный завод, Наровлянский завод гидроаппаратуры, Хойникский завод гидроаппаратуры, Лепельский ремонтно-механический завод, Лепельский электромеханический завод[14]. |
| 2014—2019 | Фёдор Домотенко | Под руководством Федора Домотенко произошло разделение сферы использования логотипов «МТЗ» и «BELARUS»: первый стал заводским брендом, второй — товарным.7 ноября 2016 года состоялась презентация самого мощного трактора BELARUS-4522. В 2019 году пятисотсильный BELARUS-5022 продемонстрировал идею нового формата техники МТЗ из серии Yellow Line. В кратчайшие сроки была создана линейка зимней техники МТЗ: льдозаливочная и снегоуплотнительные машины.При его руководстве открылся сквер «70 лет МТЗ», заработал Музейно-промышленный центр трудовой славы МТЗ[14]. |
| 2019—2024 | Виталий Вовк | При его руководстве на Минском тракторном заводе был собран 4-миллионный трактор BELARUS, который отправился работать на поля Могилевской области. В «МТЗ-ХОЛДИНГ» вошли ещё пять открытых акционерных обществ: «СтанкоГомель», Гомельский завод станков и узлов, «ВИСТАН», Гомельский литейный завод «ЦЕНТРОЛИТ», «Фирменная торговля промышленности». Холдинг стал развивать станкостроительное направление. К 75-летию МТЗ был изготовлен опытный образец первого автономного трактора BELARUS 3523i (беспилотник). Виталий Вовк инициировал процесс перехода конструкторских и технологических служб, а также производства Минского тракторного завода в цифровую среду. МТЗ провёл первое в Белоруссии «ТракторШоу», участие в котором приняли механизаторы со всей страны[14]. |
Примечания
- ↑ Отчетность за 2024 год. Дата обращения: 16 августа 2025. Архивировано 11 августа 2025 года.
- ↑ 2,0 2,1 Бухгалтерская отчетность ОАО «Минский тракторный завод».
- ↑ Среднесписочная численность (ССЧ) работников организации — 16 000.. Дата обращения: 8 апреля 2025. Архивировано 8 апреля 2025 года.
- ↑ 4,0 4,1 Нестеров А. На МТЗ подвели итоги 2024 года и обозначили планы на 2025-й. Беларусь сегодня (30 декабря 2024). Дата обращения: 24 августа 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 МТЗ – 75 лет: вспомнили, с чего начиналась история тракторов Беларус. Коммерсант. Дата обращения: 24 августа 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Суслова Н. 29 мая. Минский тракторный завод. Планета Беларусь (29 мая 2025). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Минский Тракторный Завод (МТЗ): Обзор и История Лидера Индустрии. iqstroy24.ru (6 июня 2023). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ BELARUS - бренд Беларуси. Вспоминаем, как строился МТЗ и к чему привел визит Лукашенко в 1995 году. Белта (16 ноября 2022). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Первая продукция. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 10,17 10,18 10,19 Колёсные тракторы. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Мини-техника. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Государственные награды. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
- ↑ Три ордена. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Генеральные директоры. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.