Минский тракторный завод

Минский тракторный завод
MTZ main building (Minsk) p5.jpg
Тип открытое акционерное общество
Год основания 1946 год
Расположение Белоруссия, Минск,
Ключевые фигуры Авраменко Сергей Анатольевич(генеральный директор)
Отрасль машиностроение
Продукция сельскохозяйственные тракторы и машины
Оборот
Операционная прибыль Выход в высший дивизион 292 млн.руб. (2024)[2]
Чистая прибыль Выход в высший дивизион 6 млн.501тыс.руб. (2024)[2]
Число работников Более 16 000[3]
Награды Орден Ленина — 1966
Сайт [1]
53°53′30″ с. ш. 27°37′30″ в. д. / 53.89167° с. ш. 27.62500° в. д. / 53.89167; 27.62500 (G) (O) (Я)
МТЗ (Минск)
Точка
МТЗ
Расположение МТЗ на карте Минска

Ми́нский тра́кторный заво́д (ОАО «МТЗ») ((белор. ААТ «Мінскі трактарны завод») — завод в Белоруссии, производитель техники для сельского хозяйства. По состоянию на 2025 год на предприятии работает более 16 тысяч человек. Мощности завода рассчитаны на производство 71 тысячи тракторов различных серий[4][5].

Минский тракторный завод является управляющей компанией «МТЗ-Холдинга», зарегистрированного 1 августа 2014 года. В структуру холдинга входят 14 открытых акционерных обществ[4].

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса[6].

На 2019 год выпущено более 3,86 миллионов тракторов, из них свыше 2,6 миллионов поставлено более чем в 100 стран мира. Предприятие выпускает около 100 моделей разных видов машин с более чем 200 вариантами сборки для различных эксплуатационных условий мощностью от 9 до 455 л. с. Большинство моделей тракторов оснащаются дизельными двигателями производства Минского моторного завода[6].

История создания

16 июля 1945 года в белорусской столице остановилась правительственная делегация СССР, направлявшаяся в Германию на Потсдамскую конференцию стран-победительниц Второй мировой войны. Делегацию возглавлял Председатель Совета Министров Иосиф Сталин. Встречал высоких гостей глава правительства БССР Пантелеймон Пономаренко. Прямо в вагоне поезда он предложил Сталину на месте разрушенного завода № 453 возвести Минский тракторный завод. Сталин идею одобрил. Строительство контролировал сам Иосиф Сталин. О грандиозности стройки говорит количество работников — на площадке работали более десяти с половиной тысяч человек[7][8][9][10].

Минский тракторный завод начал свою историю в мае 1946 года. Точкой отсчёта послужило решение Совнаркома от 9 ноября 1945 года о перепрофилировании авиационного завода в структуру Главтракторопрома Наркомата среднего машиностроения СССР. Штат авиазавода был переведён в штат тракторного. Изначально МТЗ назывался Государственным Союзным тракторным заводом Наркомата среднего машиностроения. Официальное решение о строительстве Минского тракторного завода было утверждено Постановлением Совета Министров СССР № 1142, датированным 29 мая 1946 года[6].

В задачи новой организации входило изготовление гусеничных тракторов. Изначальные планы предусматривали выпуск 50 единиц техники ежедневно. Прежде чем приступить к выпуску знаменитых тракторов марки «Беларус», завод прошёл через несколько стадий развития. В 1948 году была произведена первая продукция — пусковой двигатель ПД-10, 24 марта 1948 года в ремонтно-механическом цехе начали собирать болотный плуг 2ПФ-55. Перед Минским тракторным заводом была поставлена задача к весенне-полевым работам 1948 года собрать 150 плугов 2ПФ‑55 для Минской области. Она была перевыполнена почти вдвое. В 1950 году выпустили двигатель Д-35. Впоследствии производство было выделено в отдельное предприятие, известное как Минский моторный завод[5][7][9].

История тракторного производства началась с гусеничных моделей КД-35. Переломным моментом стало начало выпуска трактора МТЗ-2 с пневматическими шинами в 1953 году, что в дальнейшем определило специализацию завода. Параллельно с производством трелевочных тракторов КТ-12, в 1953 году предприятие запустило выпуск тракторов МТЗ-2. В мае 1956 года стартовало серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. В 1958 году Минский тракторный завод отметил выпуск своего стотысячного трактора. 24 марта 1984 года с конвейера сошёл двухмиллионный трактор «Беларус», а в 1995 году завод произвёл трёхмиллионный трактор[9].

По состоянию на 2025 год на предприятии трудится около 16 тысяч человек. Производственные мощности позволяют выпускать до 71 тысячи тракторов разных серий. ОАО «Минский тракторный завод» занимается разработкой и производством как колёсных, так и гусеничных тракторов, мотоблоков, прицепного и навесного оборудования для сельского хозяйства, строительства, лесозаготовки и коммунальных служб, а также запасных частей и товаров народного потребления. Завод организует лицензионное производство, оказывает услуги по сервисному обслуживанию и наладке. К 2019 году было выпущено более 3,86 миллиона тракторов, из которых свыше 2,6 миллиона экспортировано в более чем 100 стран мира. Ассортимент предприятия насчитывает около 100 моделей различных видов техники с более чем 200 вариантами комплектации для различных условий эксплуатации[9][10][11].

Продукция завода

Минский Тракторный Завод (МТЗ) производит разнообразную продукцию. В ассортименте представлено множество видов сельскохозяйственной техники[5].

«Беларусь» МТЗ-1

Экспериментальный образец «Беларусь» модификации «Беларусь» МТЗ-1 стал первым колёсным пропашным трактором. Предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами. Модификацию планировалось использовать для обработки высокостебельных культур со сближёнными передними колёсами. МТЗ-1 имел полурамную конструкцию остова и модернизированный двигатель от гусеничного КД‑35. У машины были независимый привод вала отбора мощности, гидравлическая система для подъёма навесных орудий и съёмное регулируемое прицепное приспособление[10].

Работа трактора предусматривалась на резиновых баллонах низкого давления или колёсах с жёстким стальным ободом со шпорами.1949 году было выпущено несколько опытных образцов МТЗ-1. Но в серию модификация так и не была запущена. Стала основой для серийной машины МТЗ-2[10].

«Беларусь» МТЗ-2

Модель МТЗ-2 — первый колёсный пропашной трактор Минского тракторного завода серийного производства. С конвейера сошел 14 октября 1953 года. Предназначался для эксплуатации с прицепными и навесными машинами. Модификация с совпадающим следом передних и задних колёс использовалась для междурядной обработки низкостебельных культур[10].

Первый серийный МТЗ-2 работал в колхозе «Большевик» Копыльского района до 1971 года. К 25-летию со дня основания завода он был отреставрирован и установлен на пьедестале возле центральной проходной. Сейчас располагается в сквере «70 лет МТЗ».МТЗ-2 выпускался до 1957 года — всего было собрано 43 979 единиц. Машина определила специализацию завода по выпуску колёсных универсально-пропашных тракторов[10].

«Беларусь» МТЗ-5

Первые образцы колёсного трактора «Беларусь» модели МТЗ-5 были разработаны в январе 1956 года. Новинка обладала большей универсальностью по сравнению с МТЗ-2, имела независимый привод к валу отбора мощности, более мощный (45 л. с.) и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами[10].

В ноябре 1957 года с конвейера сошла модификация МТЗ-5К, отличавшаяся раздельно-агрегатной гидравлической системой. В августе 1958 года завод приступил к производству модификации МТЗ-5Л, а в декабре — МТЗ-5М. Их особенности заключались в уменьшенном весе трактора и сниженном удельном расходе топлива. Всего модели МТЗ-5 и её модификаций было выпущено 136 166 тысяч штук[10].

«Беларусь» МТЗ-7

Главная отличительная особенность трактора «Беларусь» модели МТЗ-7 — четыре ведущих колеса. Впервые конструкторами был применён подрессоренный передний ведущий мост от грузового автомобиля ГАЗ-63, карданный вал и раздаточная коробка. Это значительно повысило тягово-сцепные качества и проходимость техники. Вес машины был снижен на 250 кг[10].

Трактор предназначался для использования на всех видах сельхозработ и как пропашной для обработки низкостебельных культур. Модель МТЗ-7 имела четыре модификации: МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС (скоростные). За оригинальность конструкторских решений трактор «МТЗ-7» получил Почётный диплом Брюссельской всемирной выставки в 1958 году. МТЗ-7 выпускался с 1959-го по 1961 год. Всего было собрано 2779 тракторов[10].

МТЗ-50

Новым этапом в истории Минского тракторного завода считается создание МТЗ-50 — базовой модели, которая стала основой для производства тракторов узкого назначения. Её серийный выпуск начался в октябре 1963 года. Основным отличием была высокая универсальность и приспособленность базовой модели для использования во всех почвенно-климатических зонах[10].

В итоге семейство состояло из семи модификаций:

  1. МТЗ-50 с колёсной формулой 4×2 (базовая модель)
  2. МТЗ-50ПГХ на полугусеничном ходу
  3. МТЗ-52 с колёсной формулой 4×4
  4. МТЗ-50Х колёсный хлопководческий
  5. Т-54В гусеничный виноградниковый
  6. Т-54Л гусеничный лесохозяйственный
  7. Т-54С гусеничный свекловодческий

На базе МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колёсами — МТЗ-52. Данная оригинальная конструкция имела передний ведущий мост портального типа, зарубежных аналогов которого не существовало. Серийный выпуск МТЗ‑52 на заводе начался в 1964 году[10].

МТЗ-80/82

Отличительной особенностью МТЗ-80 стала увеличенная мощность двигателя — 80 л. с., что на треть выше, чем у МТЗ‑50. От предыдущего семейства у «восьмидесятки» остался только остов: трактор получил новые облицовку и кабину, 9-ступенчатую коробку передач с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной ВОМ, шины увеличенных размеров, пневматический вывод для тормозов прицепов и другие технические опции. При этом степень унификации с предыдущими моделями превышала 85 %[10].

Серийный выпуск модели начался в 1974 году. Трактор разрабатывался как базовый для нового семейства унифицированных сельхозмашин — и колёсных, и гусеничных. МТЗ-80 стал одним из самых массовых и продолжительных по выпуску тракторов в мире. МТЗ-82 — та же «восьмидесятка», только в премиальном исполнении. Главное отличие — машина полноприводная благодаря переднему ведущему мосту (в МТЗ-80 привод только на задние колёса). Трактор экономичен в расходе топлива при больших тяговых усилиях. Серийный выпуск МТЗ-82 начался в 1975 году. Трактор претерпел несколько модернизаций. Опыт эксплуатации показал необходимость создания модификаций, предназначенных для определённого комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярные из них — МТЗ-82Р (рисоводческий), МТЗ-82Н (низкоклиренсный), МТЗ-82К (крутосклонный)[10].

МТЗ-100

Первая промышленная партия модели МТЗ-100/102 была выпущена в 1984 году. Созданная на базе легендарной восьмидесятки, машина имела множество отличий, главное из которых заключалось в увеличенной мощности двигателя. Под капотом −105 л. с. Новые тракторы выпускались в двух модификациях: МТЗ-100 с приводом только на задние колеса, МТЗ‑102 — с полным приводом 4×4. Двигатель трактора МТЗ-100 агрегатировался с новой механической шестидиапазонной коробкой передач, обеспечивающей 24 скорости вперед и 8 скоростей — назад. Сцепление также было новым: двухдисковое постоянно замкнутого типа. Предусмотрена возможность установки на трактор гидроходоуменьшителя для работы на пониженных технологических скоростях (минимальная скорость — 0,5 км/ч). При этом максимальная транспортная скорость трактора массой четыре тонны составляла 35 км/ч[10].

МТЗ-100 имел высокую степень универсальности — мог агрегатироваться более чем с 500 сельскохозяйственными машинами. Испытания показали: новинка позволяла повысить производительность труда на 5-20 %, а с использованием широкозахватных машин — до 50 %.Новые машины превосходили советские и зарубежные образцы тракторов по энергонасыщенности, удельной материалоемкости, набору вспомогательных узлов и дополнительного оборудования. Стосильный трактор отвечал требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Многие идеи, применявшиеся при его создании, были воплощены в последующих моделях МТЗ[10].

Мини-техника

Первый мотоблок, разработанный конструкторами Минского тракторного завода, назывался садово-огородный инструмент (СОИ). До 1981 года в СССР было запрещено разрабатывать и производить средства малой механизации для индивидуальных потребителей. На МТЗ уже в начале 1970-х годов видели широкую перспективу в создании такой техники. В начале 1981 года запущен мотоблок в серийное производство. Мотоблок МТЗ-05 — одноосное двухколёсное шасси. По сути, это пешеходно-ездовой трактор безрамной конструкции, имеющий в миниатюре практически все основные узлы. Эксплуатационная масса — 175 кгс, тяговое усилие — до 100 кгс. Модель оснащена механической четырёхступенчатой коробкой передач и развивала скорость до 9,6 км/ч. Мотоблок комбинировался со специальными сельхозмашинами и выполнял несколько основных операций: вспашку, боронование, культивацию, окучивание, кошение трав[11].

Популярность мотоблоков подтолкнула завод к увеличению объёмов выпуска до 20 тысяч в год. Также стало понятно, что модели нужна модернизация, результатом которой стал мини-трактор МТЗ-05К. Первый мини-трактор МТЗ-05К состоял из серийного мотоблока с приставным управляющим (не ведущим) колесом, рулевой вилки и посадочного места для водителя. Его колёсная схема напоминала мотоцикл с коляской. Но даже в таком несовершенном варианте он был лучше в управлении, чем мотоблок: нагрузки на руки водителя практически не было. В 1991 году с конвейера сошёл серийный мини-трактор МТЗ-082, который мог использоваться не только в сельском хозяйстве, но и для механизации малотоннажных подъёмно-транспортных и других работ. МТЗ-082 представлял собой четырёхколесное шасси с шарнирно-сочлененным безрамным остовом, с постоянно включённым передним мостом, с отключаемым задним мостом и четырьмя одинаковыми ведущими колёсами. Оснащался карбюраторным двигателем СК-12-10 мощностью 11 л. с. при частоте вращения вала двигателя 3 000-3 100 об/мин или двигателем 9Н-1511 компании «Мотор-Йков» производства Чехия мощностью 12,5 л. с. при 3 600 об/мин[11].

Рекорды

Первый миллионный трактор

Первый миллион тракторов был выпущен 5 ноября 1972 года. Юбилейной стала модель МТЗ-52. Минский тракторный попал в тройку заводов, перешагнувших миллионный рубеж. Волгоградскому тракторному заводу потребовалось на это 40 лет, Харьковскому тракторному заводу — 26, а МТЗ справился за 22 года. Юбилейная машина была передана Герою Социалистического Труда, трактористке совхоза «Логоза» Логойского района Надежде Куницкой. В 2017 году трактор вернулся на МТЗ и стал экспонатом заводского музея[10].

Второй миллионный трактор

На производство второго миллиона тракторов Минскому тракторному заводу потребовалось меньше 12 лет: двухмиллионник сошёл с конвейера 24 марта 1984 года. Модель — МТЗ-82. Ключ от трактора вручили механизатору совхоза «Загальский» Любанского района Ивану Синицкому. Через 34 года машина также пополнила экспозицию музея МТЗ[10].

Третий миллионный трактор

Трёхмиллионный трактор — МТЗ‑920 — сошёл с главного конвейера 8 июня 1995 года. Трактор отправился на экспорт в Германию. С тех пор о его судьбе почти ничего неизвестно[10].

Четвёртый миллионный трактор

Трактор с порядковым номером четыре миллиона сошёл с конвейера 22 февраля 2022 года. Юбилейной моделью символично стал BELARUS 2022. Ключи от трактора генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк вручил трактористу-машинисту сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз «Родина» Белыничского района Могилёвской области, заслуженному работнику сельского хозяйства Николаю Даречкину[10].

Награды

Минский тракторный завод был награждён тремя орденами: орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом «Полярная звезда» (Монгольской Народной республики).

Орден Ленина

Орденом Ленина Минский тракторный завод был награждён 25 июля 1966 года — почти сразу после 20-летия со дня основания предприятия. Формулировка в Указе Президиума Верховного Совета СССР, звучала так[12]:

За достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии

За 20 лет МТЗ произвел 485 тыс. тракторов. Выпуск первых 100 тысяч занял семь лет, вторых 100 тысяч — три года, третьих 100 тысяч — 20 месяцев. В 1966 году тракторостроителям предстояло произвести 75 тысяч машин[12].

Орден Октябрьской Революции Минскому тракторному заводу был вручён 28 апреля 1971 года — за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана по выпуску тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов для сельского хозяйства. Речь шла о будущей легенде белорусского тракторостроения — модели МТЗ-80/82, на внедрении в производство которой были сосредоточены все силы завода. В 1986 году в Белорусской ССР широко отмечалось 40-летие МТЗ. За эти годы с главного конвейера завода сошло 2210000 тракторов марки «Беларусь», которые работали более чем в 90 государствах мира. Деятельность предприятия была отмечена высокой правительственной наградой: Указом Президиума Великого народного хурала Монгольской Народной Республики Минский тракторный завод удостоен ордена «Полярная звезда»[13].

Государственную премию СССР коллектив Минского тракторного завода получил в 1971 году «за создание и освоение серийного производства семейства унифицированных колесных, полугусеничных и гусеничных тракторов класса 1,4-2,0 т тяги». Другими словами, за базовый МТЗ‑50 и его модификации[12].

Среди высоких наград у работников МТЗ есть и две Государственные премии Белорусской ССР. В 1972 году одна из них присуждена «за комплекс работ по созданию автоматизированных систем управления для предприятий машиностроения и приборостроения БССР». В то время на заводе действовал информационно-вычислительный центр с тремя ЭВМ «Минск-22». За разработку и освоение серийного производства универсального трактора МТЗ-80 и его модификаций Государственная премия БССР была присуждена в 1976 году[12].

Государственную премию Республики Беларусь коллектив Минского тракторного завода получил в 1994 году — «за разработку и освоение серийного производства малогабаритной тракторной техники». Минский тракторный завод имеет прямое отношение ещё к одной Государственной премии Беларуссии. В 1996 году высокая награда была присуждена за комплекс учебников и учебных пособий «Тракторы». Все авторы-лауреаты в своё время работали на МТЗ[12].

Генеральные директоры

Генеральные директоры[14]:

Год Генеральный директор Достижения завода за время руководства
1945—1947 Моисей Решетян Под его началом была разработана и утверждена программа развития завода на ближайшую перспективу, которая включала производство гусеничного трактора КД-35
1947—1951 Виктор Суслов В период его руководства было налажено производство пускового двигателя ПД-10, в начале 1950 года начали производить более сложный основной дизельный двигатель трактора. При нём на МТЗ собрали первенца белорусского тракторостроения — гусеничный КД-35, а 15 августа 1951 года с конвейера сошел первый трелевочный КТ-12
1951—1958 Александр Тарасов В период его руководства на Минском тракторном заводе начался серийный выпуск трактора МТЗ-2 — первой колесной машины, полностью созданной на предприятии. При нём же модель была модернизирована. В 1956 году были разработаны образцы нового трактора МТЗ-5, а также трелевочных ТДТ-40 и ТДТ-60. Через год завод начал осваивать производство МТЗ-5М, МТЗ-5Л, МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС. Он постоянно лично контролировал разработку совершенно нового пропашного трактора МТЗ-50.
1958—1965 Борис Сивак Талант организатора в полной мере проявил во время перехода на выпуск МТЗ-50 без остановки производства.

Период руководства Бориса Сивака известен как поход за культурой производства: эстетически преобразились все заводские помещения. В октябре 1961 года был сдан в промышленную эксплуатацию новый главный сборочный конвейер. 23 марта 1965 года с него сошел 400-тысячный трактор «Беларусь»[14].

1965—1972 Николай Слюньков Под его руководством на предприятии началась разработка модели трактора МТЗ-80/82, создавались мощности для производства оборонной техники. Кроме того, проводилась работа по реформированию экономической и хозяйственной деятельности, переводу завода на новые методы планирования, формированию фондов развития и социального развития коллектива. При нём было создано производственное объединение «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина»
1972—1982 Пётр Бойков Он непосредственно разрабатывал ряд сложных узлов трансмиссии тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, что сыграло свою роль в назначении его на должность начальника КБ шасси тракторов МТЗ-2 и его модификаций. Под его руководством был разработан энергонасыщенный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 для работы на повышенных скоростях, освоен серийный выпуск мини-тракторов МТЗ-05.

В 1975 году МТЗ-80 был признан лучшей машиной года в СССР. При Петре Бойкове для заводчан были построены новые жилые дома, два общежития, базы отдыха на водохранилище Вяча и в местечке Рудня, реконструирован и расширен заводской стадион «Трактор»

1982—1993 Иван Кулешов На посту генерального директора ПО «Минский тракторный завод» занимался подготовкой производства тракторов «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102, активно развивал производство мини-техники.

В 1989 году МТЗ выпустил 101 300 тракторов. Столько машин не выпускал ни один завод в мире. Иван Кулешов закончил строительство корпуса с новым главным сборочным конвейером. При нём был введен агрегатный завод в Сморгони — самый большой филиал МТЗ. Расширились филиалы в Витебске и других городах.

Именно по его инициативе возвели прачечную самообслуживания, магазин-кулинарию, универсам, рынок, банный комплекс. Особой гордостью стала построенная в 1992 году поликлиника.

1993—1995 Виктор Филиппов Карьеру на МТЗ начинал учеником моториста-испытателя, работал в отделе главного конструктора, в комитете комсомола завода, возглавлял внешнеторговую фирму Минского тракторного завода. Виктор Филиппов награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»
1995—2002 Михаил Леонов Под руководством Михаила Леонова ассортимент техники, выпускаемой МТЗ, вырос с 4 до 44 базовых моделей, причем более чем в сотне сборочных вариантов для разных климатических и эксплуатационных условий. Созданы новые модели BELARUS-1221, 1522, 1822, 2522. В 1997 году белорусские тракторостроители выпустили в полтора раза больше техники, чем все тракторные заводы СНГ[14].
2002—2012 Александр Пуховой Под его руководством на заводе были изготовлены два опытных образца трактора «Беларус» МТЗ-2822 — самой мощной на тот момент машины из серии колесных тракторов (280 л. с.). МТЗ начал производство тракторов с двигателями, сертифицированными по стандарту «Евро-2».

При нём был создан образец сверхмощного трактора на 360 л. с. Завод расширил модельный ряд выпускаемых машин, в том числе для развивающихся стран. В 2004 году в состав ПО «МТЗ» вошли Минский завод шестерен с филиалом в Лепеле, Гомельский завод «Гидропривод» с филиалами в Наровле и Хойниках, Мозырский машиностроительный завод. К Минскому тракторному заводу были присоединены два колхоза в Логойском районе, которые впоследствии стали сельхозцехом «Гайна»[14].

2012—2014 Владимир Волчок В период его руководства предприятием прошла реорганизация ПО «Минский тракторный завод» и Республиканского унитарного предприятия «Минский тракторный завод» в открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».

Также при Владимире Волчке в 2014 году был создан холдинг «МТЗ-ХОЛДИНГ», в который вошли 10 ОАО: Минский тракторный завод, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Витебский завод тракторных запчастей, Минский завод специального инструмента и технологической оснастки, Минский завод шестерен, Мозырский машиностроительный завод, Наровлянский завод гидроаппаратуры, Хойникский завод гидроаппаратуры, Лепельский ремонтно-механический завод, Лепельский электромеханический завод[14].

2014—2019 Фёдор Домотенко Под руководством Федора Домотенко произошло разделение сферы использования логотипов «МТЗ» и «BELARUS»: первый стал заводским брендом, второй — товарным.7 ноября 2016 года состоялась презентация самого мощного трактора BELARUS-4522. В 2019 году пятисотсильный BELARUS-5022 продемонстрировал идею нового формата техники МТЗ из серии Yellow Line. В кратчайшие сроки была создана линейка зимней техники МТЗ: льдозаливочная и снегоуплотнительные машины.При его руководстве открылся сквер «70 лет МТЗ», заработал Музейно-промышленный центр трудовой славы МТЗ[14].
2019—2024 Виталий Вовк При его руководстве на Минском тракторном заводе был собран 4-миллионный трактор BELARUS, который отправился работать на поля Могилевской области. В «МТЗ-ХОЛДИНГ» вошли ещё пять открытых акционерных обществ: «СтанкоГомель», Гомельский завод станков и узлов, «ВИСТАН», Гомельский литейный завод «ЦЕНТРОЛИТ», «Фирменная торговля промышленности». Холдинг стал развивать станкостроительное направление. К 75-летию МТЗ был изготовлен опытный образец первого автономного трактора BELARUS 3523i (беспилотник). Виталий Вовк инициировал процесс перехода конструкторских и технологических служб, а также производства Минского тракторного завода в цифровую среду. МТЗ провёл первое в Белоруссии «ТракторШоу», участие в котором приняли механизаторы со всей страны[14].

Примечания

  1. Отчетность за 2024 год. Дата обращения: 16 августа 2025. Архивировано 11 августа 2025 года.
  2. 2,0 2,1 Бухгалтерская отчетность ОАО «Минский тракторный завод».
  3. Среднесписочная численность (ССЧ) работников организации — 16 000.. Дата обращения: 8 апреля 2025. Архивировано 8 апреля 2025 года.
  4. 4,0 4,1 Нестеров А. На МТЗ подвели итоги 2024 года и обозначили планы на 2025-й. Беларусь сегодня (30 декабря 2024). Дата обращения: 24 августа 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 МТЗ – 75 лет: вспомнили, с чего начиналась история тракторов Беларус. Коммерсант. Дата обращения: 24 августа 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Суслова Н. 29 мая. Минский тракторный завод. Планета Беларусь (29 мая 2025). Дата обращения: 25 августа 2025.
  7. 7,0 7,1 Минский Тракторный Завод (МТЗ): Обзор и История Лидера Индустрии. iqstroy24.ru (6 июня 2023). Дата обращения: 25 августа 2025.
  8. BELARUS - бренд Беларуси. Вспоминаем, как строился МТЗ и к чему привел визит Лукашенко в 1995 году. Белта (16 ноября 2022). Дата обращения: 25 августа 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Первая продукция. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 10,17 10,18 10,19 Колёсные тракторы. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
  11. 11,0 11,1 11,2 Мини-техника. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Государственные награды. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
  13. Три ордена. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Генеральные директоры. Официальный сайт Минского тракторного завода. Дата обращения: 20 августа 2025.

Ссылки