Майкопский десант
Майкопский десант | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Великая Отечественная война Битва за Кавказ | |||
Дата | 24 октября 1942 | ||
Место | Майкоп, Северный Кавказ | ||
Итог | Основная цель десанта была достигнута | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Майкопский воздушный десант 24 октября 1942 года — диверсионная воздушно-десантная операция во время битвы за Кавказ в Великой Отечественной войне.
Цель операции
Первой боевой операцией нового подразделения парашютного спецназа Черноморского флота стал воздушный десант в ночь с 23 на 24 октября 1942 года на немецкий аэродром близ города Майкопа, с задачей уничтожения на его территории находившихся там самолетов противника, складов ГСМ, авиационных боеприпасов и других объектов материально-технического обеспечения. Основная цель операции – ослабление воздушной поддержки немецких войск, рвавшихся к перевалам Главного Кавказского хребта, поскольку господство немецкой авиации в воздухе было одним из главных преимуществ немецких войск в тогдашних боях на Северном Кавказе[2].
Планирование и подготовка операции
На Майкопском аэродроме, по данным разведки, находилось 28 истребителей типа Me-109, четыре бомбардировщика типа Ю-88, три транспортных самолета типа Ю-52 и четыре самолета связи, управляемые опытными экипажами. Неоднократные попытки советского командования организовать и осуществить по аэродрому удары с воздуха успеха не имели из-за его надежной защищенности средствами ПВО. Поэтому и было принято решение уничтожить находившуюся там группировку вражеской авиации силами отряда парашютистов-десантников, выброшенных ночью с транспортных самолетов.
В соответствии с планом данной десантной операции, разработанным штабом ВВС ЧФ и утвержденным Военным советом флота 13 октября 1942 года, из состава отдельной парашютной роты была сформирован специальный десантный отряд из 38 показавших себя наиболее опытными моряков-парашютистов парашютно-десантной роты разведотдела штаба Черноморского флота (командир капитан М. А. Орлов)[3].
Поскольку основным транспортным самолетом советской авиации на тот момент был бывший бомбардировщик типа ТБ-3, то при парашютной подготовке десантников основное внимание уделялось специфике десантирования именно с него — через бомболюки и путем выхода на крылья самолета. В ходе боевой и тактической подготовки парашютисты отрабатывали мастерство в сборе в подразделение сразу после приземления (когда воздушный десант наиболее уязвим), совершали марш-броски по незнакомой горно-лесной местности и производили преодоление различных природных и искусственных преград. Кроме того, тщательно отрабатывались действия по уничтожению различных объектов в тылу противника[4].
Подготовка заняла две недели, в течение которых было отработано ночное десантирование и тщательно изучена местность.
Ход операции
Высадку десанта запланировали в ночь на 24 октября 1942 года. Первая часть операции прошла неудачно: подавление зенитных средств особого результата не принесло, а три из восьми прожекторов оставались неповрежденными. Оба транс портных самолета вышли точно на объект и выбросили парашютистов. Но шедший вторым ТБ-3 был подбит зенитным огнем и загорелся. У части выбросившихся из него десантников от его огня загорелись парашюты в воздухе, и они погибли. Пилоты ТБ-3 продолжали удерживать горящий самолет на курсе до полной выброски десанта, но сами покинуть самолет уже не успели. Четырехмоторный гигант рухнул на землю и взорвался[5].
Охрана аэродрома оказалась застигнутой врасплох – она не ожидала высадки десанта. Часть десантников ворвалась на стоянки самолетов и приступили к их уничтожению, другие сдерживали охрану огнем. Тем временем из ближайшей немецкой воинской части на аэродром прибыло поднятое по тревоге подразделение на мотоциклах с пулеметами, с ходу прорвавшееся к самолетным стоянкам. Возникла угроза полного уничтожения десанта. Бойцы разбились на отдельные группы и стали прорываться с боем в близлежащий лес[5].
Бой на аэродроме был стремительным и скоротечным – он продолжался не более 40 минут. Десантники уничтожили до сорока солдат противника, полностью вывели из строя 13 самолетов и повредили еще десять. Однако по поводу ущерба, причиненного люфтваффе, единой точки зрения нет: одни исследователи отмечают, что было уничтожено 22 самолета, другие же – что общее число уничтоженных и поврежденных машин не превышало десяти единиц. Противник активно преследовал отходившие группы десантников, пытаясь их уничтожить. Но благодаря помощи ожидавших их в лесу проводников из числа местных партизан большинство парашютистов оторвалось от преследования. Через девять суток на место сбора вышла группа из 12 человек, через 22 дня – – группа из девяти парашютистов, на 25-й день вышел еще один боец. Таким образом, из 37 десантников выжили 21 (22-м стал один выживший член экипажа сбитого ТБ-3). Погибли 16 парашютистов (тела троих не были найдены), семь летчиков и два партизана[5].
Результаты операции
В боях при отходе десантники уничтожили ещё 23 гитлеровцев, 15 казаков-коллаборационистов, 4 пулемётные точки, перерезали 11 линий телефонной связи и 1 кабель[6].
Немцы сообщали в своей ежедневной сводке, что на аэродром были сброшены до 150 десантников, из них «123 уничтожены в бою, а остальные разбежались». О своих потерях немцы не сообщили[6].
22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, 2 — орденом Отечественной войны I степени, остальные — медалями.
Память
На Центральном Мемориале в Майкопе находится братская могила погибших воинов: 13 моряков-черноморцев, 7 членов экипажа самолёта и 2 партизан-проводников, погибших в октябрьскую ночь 1942 года. Ежегодно здесь в день подвига проводятся торжественные мероприятия. Принимают присягу воины Майкопского гарнизона, курсанты полиции, спасатели МЧС и др.
На мраморной плите выбиты имена героев[2].
Экипаж самолета:
- 1.Косолапов С.А., старший лейтенант
- 2.Сухих Ф.А., старший лейтенант
- 3.Гонтарев А.Т., старший лейтенант
- 4.Гогин А.Г., старший лейтенант
- 5.Глухов М.Т., сержант
- 6.Роменский П.Т., старший сержант
- 7.Кокуров А.К., младший сержант
Десантники:
- 1.Бережной. В.Г., сержант
- 2.Кравченко Ф.Ф., сержант
- 3.Малышкин А.П., старший краснофлотец
- 4.Мальцев М.Н., младший сержант
- 5.Нащекин А.И., старший краснофлотец
- 6.Нестеров Н.З., старший краснофлотец
- 7.Перепелица В.А., старший краснофлотец
- 8.Пасюк А.Г., сержант
- 9.Скибенко П.Ф., старший сержант
- 10.Савин С.С., младший сержант
- 11.Терещюк А.А., старший краснофлотец
- 12.Тишпко В.П., сержант
- 13.Щербаков А.М., сержант
Проводники:
- 1.Суханов Г.И.
- 2.Терещенко В.А.
СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ДУШИ УСОПШИХ ВОИНОВ ТВОИХ...
- 18 ноября 1944 года состоялось перезахоронение останков погибших десантников в братскую могилу на территории аэродрома, где высаживался десант.
- 20.05.1981 Исполнительный комитет Майкопского городского Совета народных депутатов принял решение увековечить фамилии членов экипажа самолета ТБ-З — семь человек — на надгробную доску, погибших 23 октября 1942 года при выполнении боевого задания:
КОСОЛАПОВ Сергей Александрович — 1914 г.р., штурман отряда, старший лейтенант; СУХИХ Федор Петрович — 1916 г.р., пилот, старший лейтенант; ГОНТАРЕВАлександр Тимофеевич — 1909 г.р., пом. бортмеханика, старший техник-лейтенант; ГОГИН Анатолий Григорьевич — 1914 г.р., бортмеханик, старший техник-лейтенант; ГЛУХОВ Михаил Тимофеевич — 1919 г.р., механик, авиационный сержант; РОМЕНСКИИ Петр Тимофеевич — 1915 г.р., радист, старший сержант;КОКУРОВ Алексей Кузьмич — 1918 г.р., стрелок, младший сержант.
- В 15-й школе Майкопа создан в 1964 году поисковый отряд «Эврика», который вёл поисковую работу, переписку с участниками десанта в том числе и с Орловым М. А., а также с Центральным военно-морским архивом (город Гатчина Ленинградской области)[7].
Примечания
- ↑ ЦВМА, ф.141, д.32622, л.л. 76-79.
- ↑ 2,0 2,1 Памяти "огненного десанта"
- ↑ 24.10.42 – высадка Майкопского десанта
- ↑ 24 октября 1942 года Майкопский воздушный десант
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Майкопская десантная операция – дерзкий замысел
- ↑ 6,0 6,1 Сиджак Х. И. Десант на Майкопский аэродром (К 70-летию подвига моряков-черноморцев). // Морской сборник. — 2012. — № 5. — С. 61.—70.
- ↑ Майкопский десант
Литература
- Минаков В. В. Фронт до самого неба. — Москва: Издательство ДОСААФ, 1977.
- Сиджах Х. И. Десант на Майкопский аэродром (к 70-летию подвига моряков-черноморцев). — Майкоп: ООО «Качество», 2012. — ISBN 978-5-9703-0367-2
- Сиджах Х. И. «Будем драться до последнего, а последний — до последней капли крови…» Майкопский десант в невероятно сложных условиях поставленную задачу выполнил. // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 6. — С.22-24.
- Иваненко И. В. Огненный десант. Документальная повесть. — Краснодар: Книжное издательство, 1990. − 176 с. — ISBN 5-7561-0567-0.
- Тхагапсов М. М. На службе Отечеству. — Майкоп: ООО "Качество", 2015. — 262 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9703-0473-0.[1]
- Фуртатов В. М. Огненные десанты (О мужестве парашютистов ВВС Черноморского флота). — М.: Воениздат, 1989. — 95 с. — (Героическое прошлое нашей Родины). — Глава «Испытание огнём».
Ссылки
- ↑ Автор в октябре 1942 года жил в оккупированном Майкопе и был свидетелем выброски десанта, в зрелом возрасте искал документы об этой операции.