Майкопский десант

Материал из «Знание.Вики»
Майкопский десант
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Битва за Кавказ
Дата 24 октября 1942
Место Майкоп, Северный Кавказ
Итог Основная цель десанта была достигнута
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик Ермаченков В.В.
Союз Советских Социалистических Республик Орлов М.А.

 Нацистская Германия
В. фон Рихтгофен

Силы сторон

Союз Советских Социалистических Республик Десант:
37 человек;
Партизаны-проводники;
21 самолёт

Нацистская Германия Силы на аэродроме:
Люфтваффе 39 самолётов,
около роты пехоты

Потери

Потери убитыми:
16 десантников, 7 лётчиков, два партизана. Уничтожен 1 самолёт.

Общие потери Свыше 60 человек убитыми
13 самолётов сожжены,
10 самолётов повреждены;
также уничтожены 4 огневые точки, перерезаны 11 линий связи и повреждён кабель[1]

Схема Майкопского аэродрома на 9 час.07 мин 24.10.1942 на основе объективного фотоконтроля (дешифрованный аэроснимок)

Майкопский воздушный десант 24 октября 1942 года — диверсионная воздушно-десантная операция во время битвы за Кавказ в Великой Отечественной войне.

Цель операции

Первой боевой операцией нового подразделения парашютного спецназа Черноморского флота стал воздушный десант в ночь с 23 на 24 октября 1942 года на немецкий аэродром близ города Майкопа, с задачей уничтожения на его территории находившихся там самолетов противника, складов ГСМ, авиационных боеприпасов и других объектов материально-технического обеспечения. Основная цель операции – ослабление воздушной поддержки немецких войск, рвавшихся к перевалам Главного Кавказского хребта, поскольку господство немецкой авиации в воздухе было одним из главных преимуществ немецких войск в тогдашних боях на Северном Кавказе[2].

Планирование и подготовка операции

На Майкопском аэродроме, по данным разведки, находилось 28 истребителей типа Me-109, четыре бомбардировщика типа Ю-88, три транспортных самолета типа Ю-52 и четыре самолета связи, управляемые опытными экипажами. Неоднократные попытки советского командования организовать и осуществить по аэродрому удары с воздуха успеха не имели из-за его надежной защищенности средствами ПВО. Поэтому и было принято решение уничтожить находившуюся там группировку вражеской авиации силами отряда парашютистов-десантников, выброшенных ночью с транспортных самолетов.

В соответствии с планом данной десантной операции, разработанным штабом ВВС ЧФ и утвержденным Военным советом флота 13 октября 1942 года, из состава отдельной парашютной роты была сформирован специальный десантный отряд из 38 показавших себя наиболее опытными моряков-парашютистов парашютно-десантной роты разведотдела штаба Черноморского флота (командир капитан М. А. Орлов)[3].

Поскольку основным транспортным самолетом советской авиации на тот момент был бывший бомбардировщик типа ТБ-3, то при парашютной подготовке десантников основное внимание уделялось специфике десантирования именно с него — через бомболюки и путем выхода на крылья самолета. В ходе боевой и тактической подготовки парашютисты отрабатывали мастерство в сборе в подразделение сразу после приземления (когда воздушный десант наиболее уязвим), совершали марш-​броски по незнакомой горно-​лесной местности и производили преодоление различных природных и искусственных преград. Кроме того, тщательно отрабатывались действия по уничтожению различных объектов в тылу противника[4].

Подготовка заняла две недели, в течение которых было отработано ночное десантирование и тщательно изучена местность.

Ход операции

Высадку десанта запланировали в ночь на 24 октября 1942 года. Первая часть операции прошла неудачно: подавление зенитных средств особого результата не принесло, а три из восьми прожекторов оставались неповрежденными. Оба транс портных самолета вышли точно на объект и выбросили парашютистов. Но шедший вторым ТБ-3 был подбит зенитным огнем и загорелся. У части выбросившихся из него десантников от его огня загорелись парашюты в воздухе, и они погибли. Пилоты ТБ-3 продолжали удерживать горящий самолет на курсе до полной выброски десанта, но сами покинуть самолет уже не успели. Четырехмоторный гигант рухнул на землю и взорвался[5].

Охрана аэродрома оказалась застигнутой врасплох – она не ожидала высадки десанта. Часть десантников ворвалась на стоянки самолетов и приступили к их уничтожению, другие сдерживали охрану огнем. Тем временем из ближайшей немецкой воинской части на аэродром прибыло поднятое по тревоге подразделение на мотоциклах с пулеметами, с ходу прорвавшееся к самолетным стоянкам. Возникла угроза полного уничтожения десанта. Бойцы разбились на отдельные группы и стали прорываться с боем в близлежащий лес[5].

Бой на аэродроме был стремительным и скоротечным – он продолжался не более 40 минут. Десантники уничтожили до сорока солдат противника, полностью вывели из строя 13 самолетов и повредили еще десять. Однако по поводу ущерба, причиненного люфтваффе, единой точки зрения нет: одни исследователи отмечают, что было уничтожено 22 самолета, другие же – что общее число уничтоженных и поврежденных машин не превышало десяти единиц. Противник активно преследовал отходившие группы десантников, пытаясь их уничтожить. Но благодаря помощи ожидавших их в лесу проводников из числа местных партизан большинство парашютистов оторвалось от преследования. Через девять суток на место сбора вышла группа из 12 человек, через 22 дня – – группа из девяти парашютистов, на 25-й день вышел еще один боец. Таким образом, из 37 десантников выжили 21 (22-м стал один выживший член экипажа сбитого ТБ-3). Погибли 16 парашютистов (тела троих не были найдены), семь летчиков и два партизана[5].

Результаты операции

В боях при отходе десантники уничтожили ещё 23 гитлеровцев, 15 казаков-коллаборационистов, 4 пулемётные точки, перерезали 11 линий телефонной связи и 1 кабель[6].

Немцы сообщали в своей ежедневной сводке, что на аэродром были сброшены до 150 десантников, из них «123 уничтожены в бою, а остальные разбежались». О своих потерях немцы не сообщили[6].

22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, 2 — орденом Отечественной войны I степени, остальные — медалями.

Память

Герои на Майкопском мемориале. 75-я годовщина "Огненного десанта" 23.10.2017

На Центральном Мемориале в Майкопе находится братская могила погибших воинов: 13 моряков-черноморцев, 7 членов экипажа самолёта и 2 партизан-проводников, погибших в октябрьскую ночь 1942 года. Ежегодно здесь в день подвига проводятся торжественные мероприятия. Принимают присягу воины Майкопского гарнизона, курсанты полиции, спасатели МЧС и др.

На мраморной плите выбиты имена героев[2].

Экипаж самолета:

  • 1.Косолапов С.А., старший лейтенант
  • 2.Сухих Ф.А., старший лейтенант
  • 3.Гонтарев А.Т., старший лейтенант
  • 4.Гогин А.Г., старший лейтенант
  • 5.Глухов М.Т., сержант
  • 6.Роменский П.Т., старший сержант
  • 7.Кокуров А.К., младший сержант

Десантники:

  • 1.Бережной. В.Г., сержант
  • 2.Кравченко Ф.Ф., сержант
  • 3.Малышкин А.П., старший краснофлотец
  • 4.Мальцев М.Н., младший сержант
  • 5.Нащекин А.И., старший краснофлотец
  • 6.Нестеров Н.З., старший краснофлотец
  • 7.Перепелица В.А., старший краснофлотец
  • 8.Пасюк А.Г., сержант
  • 9.Скибенко П.Ф., старший сержант
  • 10.Савин С.С., младший сержант
  • 11.Терещюк А.А., старший краснофлотец
  • 12.Тишпко В.П., сержант
  • 13.Щербаков А.М., сержант

Проводники:

  • 1.Суханов Г.И.
  • 2.Терещенко В.А.

СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ДУШИ УСОПШИХ ВОИНОВ ТВОИХ...

  • 18 ноября 1944 года состоялось перезахоронение останков погибших десантников в братскую могилу на территории аэродрома, где высаживался десант.
  • 20.05.1981 Исполнительный комитет Майкопского городского Совета народных депутатов принял решение увековечить фамилии членов экипажа самолета ТБ-З — семь человек — на надгробную доску, погибших 23 октября 1942 года при выполнении боевого задания:

КОСОЛАПОВ Сергей Александрович — 1914 г.р., штурман отряда, старший лейтенант; СУХИХ Федор Петрович — 1916 г.р., пилот, старший лейтенант; ГОНТАРЕВАлександр Тимофеевич — 1909 г.р., пом. бортмеханика, старший техник-лейтенант; ГОГИН Анатолий Григорьевич — 1914 г.р., бортмеханик, старший техник-лейтенант; ГЛУХОВ Михаил Тимофеевич — 1919 г.р., механик, авиационный сержант; РОМЕНСКИИ Петр Тимофеевич — 1915 г.р., радист, старший сержант;КОКУРОВ Алексей Кузьмич — 1918 г.р., стрелок, младший сержант.

  • В 15-й школе Майкопа создан в 1964 году поисковый отряд «Эврика», который вёл поисковую работу, переписку с участниками десанта в том числе и с Орловым М. А., а также с Центральным военно-морским архивом (город Гатчина Ленинградской области)[7].

Примечания

  1. ЦВМА, ф.141, д.32622, л.л. 76-79.
  2. 2,0 2,1 Памяти "огненного десанта"
  3. 24.10.42 – высадка Майкопского десанта
  4. 24 октября 1942 года Майкопский воздушный десант
  5. 5,0 5,1 5,2 Майкопская десантная операция – дерзкий замысел
  6. 6,0 6,1 Сиджак Х. И. Десант на Майкопский аэродром (К 70-летию подвига моряков-черноморцев). // Морской сборник. — 2012. — № 5. — С. 61.—70.
  7. Майкопский десант

Литература

  • Минаков В. В. Фронт до самого неба. — Москва: Издательство ДОСААФ, 1977.
  • Сиджах Х. И. Десант на Майкопский аэродром (к 70-летию подвига моряков-черноморцев). — Майкоп: ООО «Качество», 2012. — ISBN 978-5-9703-0367-2
  • Сиджах Х. И. «Будем драться до последнего, а последний — до последней капли крови…» Майкопский десант в невероятно сложных условиях поставленную задачу выполнил. // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 6. — С.22-24.
  • Иваненко И. В. Огненный десант. Документальная повесть. — Краснодар: Книжное издательство, 1990. − 176 с. — ISBN 5-7561-0567-0.
  • Тхагапсов М. М. На службе Отечеству. — Майкоп: ООО "Качество", 2015. — 262 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9703-0473-0.[1]
  • Фуртатов В. М. Огненные десанты (О мужестве парашютистов ВВС Черноморского флота). — М.: Воениздат, 1989. — 95 с. — (Героическое прошлое нашей Родины). — Глава «Испытание огнём».

Ссылки

  1. Автор в октябре 1942 года жил в оккупированном Майкопе и был свидетелем выброски десанта, в зрелом возрасте искал документы об этой операции.