Тулоксинская десантная операция

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тулоксинская десантная операция
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Тулоксинський десант біля Відліци.jpeg
Дата 23 июня — 27 июня 1944
Место Ладожское озеро, Карелия
Итог победа Красной Армии
Противники

Флаг СССР СССР

Флаг Финляндии Финляндия

Командующие

Чероков В. С.

неизвестно

Силы сторон

до 5000 человек,
78 кораблей[1]

неизвестны

Потери

194 убитых, 366 раненых, 2 катера, 1 мотобот, 1 баржа

по сов.данным:
до 1300 убитых, 16 пленных

Туло́ксинская деса́нтная опера́ция 23-27 июня 1944 года — десантная операция советской Ладожской военной флотилии в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции Великой Отечественной войны[1].

Цель операции

Целью операции войск 7-й армии и сил Ладожской военной флотилии, проведенной 23-27 июня 1944 года во время Свирско-Петрозаводской операции состояла в том, чтобы перерезать в тылу противника в междуречье Видлицы и Тулоксы шоссейную и железную дороги, проходившие вдоль берега Ладожского озера, и, удерживая занятый плацдарм до подхода основных сил, нарушить планомерный отход войск противника.

Задачи десанта

Тулоксинская десантная операция была проведена частями 7-й армии Карельского фронта совместно с Ладожской военной флотилией с 23 по 27 июня 1944 года. Она является частной операцией, цель которой состояла в том, чтобы высадкой десанта в тылу противника перерезать его основные коммуникации на восточном побережье Ладожского озера и, создав угрозу окружения, содействовать тем самым разгрому олонецкой группировки финнов.

С 10 июня 1944 года войска Карельского фронта начали деятельную подготовку к наступательной операции на участке между Онежским и Ладожским озерами. В порядке подготовки к операции командование Карельского фронта поставило перед Ладожской военной флотилией 14 июня 1944 года следующую задачу:

Высадкой десанта в период 21–22 июня в районе рек Олонка и Видлица и артиллерийским огнем кораблей с озера содействовать наступлению левофланговых частей 7-й армии вдоль восточного побережья Ладожского озера.

Подготовка операции

К операции были привлечены 70-я отдельная морская стрелковая бригада, 78 кораблей, катеров и вспомогательных судов Ладожской военной флотилии (командующий контр-адмирал В.С. Чероков), сведённых в отряды артиллерийской поддержки, охранения, транспортов, высадочных средств.

Отряд корабельной поддержки включал 5 канонерских лодок, 2 сторожевых и 2 торпедных катера; отряд охранения — 6 катеров типа «МО», 2 бронекатера и быстроходная десантная баржа; отряд транспортов — 3 парохода, 2 шхуны, 2 тральщика и вспомогательное судно; отряд высадочных средств — катера «КМ» и мотоботы. Командиром высадки был назначен командир Охраны водного района Главной базы капитан 1 ранга Н.И. Мещерский[2].

С воздуха их прикрывала авиация 7-й воздушной армии (ВА) (командующий генерал-лейтенант И.М. Соколов) и Краснознаменного Балтийского флота (командующий адмирал В.Ф. Трибуц). Из состава 7-й ВА для подавления противодесантной обороны противника было выделено 2 полка бомбардировочной авиации и 3 — штурмовой.

Операцию предполагалось осуществить двумя эшелонами, с интервалом между ними в 4-5 часов. В период подготовки к операции сил и средств флотилии были своевременно осуществлены мероприятия по боевому, специальному, тыловому и техническому обеспечению боевых действий[2].

Состав десанта в ходе подготовки к операции проходил тренировку по посадке на высадочные средства и высадке с них. После размещения на корабли, десант вывозился на небольшое расстояние в море и высаживался либо на пирсы, либо прямо в воду у берега, получая, таким образом, некоторую тренировку. Отряд кораблей артиллерийской поддержки, состоящий из 5 канонерских лодок, 2 сторожевых катеров и 2 артиллерийских катеров с реактивными установками, проводил специальную боевую подготовку с фактическим использованием огня и маневрированием.

Особое внимание было уделено организации базы высадки. Руководство базой высадки осуществлял специально назначенный командир, имевший в своем подчинении группы: инженерную, гидрографическую, комендантскую, аварийно-спасательную, связи и другие[3].

Ход операции

23 июня 1944 года в 5 час утра корабли флотилии начали обстрел побережья, затем по укреплениям противника нанесла удар авиация[1]. Строго по плану в 6 час высадочные средства после артиллерийской и авиационной подготовки под прикрытием дымовых завес начали высадку передового отряда десанта. Первый бросок высаживался способом «берег-берег», а основные силы с кораблей и транспортов свозились на берег высадочными средствами. Высадка десанта оказалась неожиданной для противника.

Высадка передового отряда десанта была проведена в течение 25 мин, организованно и без потерь. Десантники, выйдя на шоссе, атаковали расположившееся на отдых артиллерийское подразделение врага, разгромили его и захватили 3 орудия, 2 тягача, 8 автомашин и боеприпасы.

С передовым отрядом высадились командир базы высадки, её личный состав и 2 корректировочные поста. Передовой отряд десанта захватил небольшой плацдарм, наладил связь с поддерживающими кораблями, создал базу высадки.

Личный состав базы высадки, высаженный с передовым отрядом, обеспечивал планомерную и быструю высадку главных сил десанта, хранение и распределение грузов, доставляемых для десанта, а также оборону базы высадки, для чего командиру базы придавались подразделения морской пехоты. В его распоряжении имелись 3 комендантских пункта, пост радиосвязи, 2 пункта медпомощи. Личный состав базы высадки, высадившись в 6 час 15 мин, через 10 минут установил связь между командиром базы высадки, командующим операцией, командиром десантных войск и командиром высадки. Сразу же была организована комендантская служба, началось оборудование причалов и эвакуация раненых[4].

В 6 часов высаженные подразделения 1-го броска десанта оттеснили противника от берега и лишили его возможности вести прицельный огонь по району высадки. В 6 час 45 мин начал высадку первый эшелон главных сил десанта. Закончив к 9 час 25 мин высадку, он овладел намеченным плацдармом, перерезал железнодорожную и шоссейную дороги и перешел к обороне. Всего за день было высажено 3159 человек.

В Тулоксинской десантной операции истребительная авиация, выделенная для прикрытия десанта в районе высадки, не была подчинена командующему операцией контр-адмиралу В.С. Черокову, в связи с чем в нужный момент прикрытие десанта с воздуха отсутствовало, в результате 14 самолетов противника нанесли безнаказанный бомбовый удар по десантным отрядам в районе их развертывания.

Фактически уже первый эшелон десанта выполнил ближайшую задачу. Десантники захватили плацдарм 4,5 км по фронту и 2 км в глубину и перерезали дорогу Олонец — Питкяранта[4].

Во второй половине дня 23 июня и в течение ночи на 24 июня противник яростно атаковал оборонявшуюся 70-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, которая к утру 24 июня стала испытывать недостаток в боеприпасах (почти весь боезапас бригады был погружен на одну баржу, которая при подходе к месту высадки была уничтожена артиллерией противника). Успешно захватив плацдарм, бригада оказалась без боезапаса, что сильно снизило её боеспособность. К полудню создалось кризисное положение. Противник, подтянув резервы (около 2 пехотных полков и резервный батальон), артиллерию и минометы, перешел в решительную атаку, намереваясь сбросить десант в озеро. Чтобы удержать захваченный плацдарм, командование Ладожской флотилии в кратчайшие сроки передало бригаде половину своего боезапаса.

По мере усиления противника десант стал нуждаться в поддержке огнем корабельной артиллерии. Отряд корабельной поддержки быстро подавил батареи противника в начале высадки и успешно действовал в кризисные для десанта моменты боя на берегу (с 12 до 17 час 24 июня) как артиллерия поддержки пехоты[4].

Командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков, правильно оценив обстановку и учитывая, что крупные силы противника под ударами войск 7-й армии (командующий генерал-лейтенант А.Н. Крутиков) отходят с линии фронта в направлении занятого десантом плацдарма, принял решение перебросить для усиления десанта 3-ю отдельную морскую стрелковую бригаду (командир инженер-капитан 1 ранга С.А. Гудимов) и зенитный артиллерийский полк. В течение 24-26 июня Ладожская флотилия в сложных метеоусловиях осуществила проводку 6 конвоев, доставив на плацдарм 4534 человека, 72 орудия, 135 тракторов и автомашин, около 600 т боеприпасов и различных грузов. После высадки этих сил 26 июня десантные войска перешли в наступление и 27 июня соединились с передовыми частями 7-й армии, наступавшими с юга.

Прочно удерживая дороги, ведущие на станцию Питкяранта, советские десантники вынудили отступавшие с фронта вражеские войска бросать технику и отходить на север по просёлочным дорогам. 27 июня десант соединился с преследовавшими противника частями 7-й армии и участвовал в освобождении Видлицы[4].

Результаты операции

Операция завершилась полным успехом и достигла всех намеченных целей. Она по праву считается одной из наиболее успешных десантных операций советского Военно-Морского флота в войне. Теоретически финское командование могло использовать удалённость десанта от линии фронта (35 километров) и быстро нарастить свои силы в месте боя, но явно запоздало с таким решением. Когда снятые с фронта подразделения прибыли к Тулоксе, десант уже занял и подготовил выгодные позиции.

Ладожская военная флотилия за эту победу была награждена орденом Красного Знамени. Многие моряки и морские пехотинцы награждены орденами и медалями, пять морских пехотинцев удостоены звания Героя Советского Союза.

Потери в ходе операции составили: 2 сторожевых катера (И-42 и КМ-15) были выброшены штормом на берег 25 июня (после операции сняты и отремонтированы), до 5 кораблей повреждены авиацией и артиллерией врага (все остались в строю и продолжали выполнять боевые задачи до конца операции)[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 «Ташкент» — Ячейка стрелковая / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 131. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 8).
  2. 2,0 2,1 Тулоксинская десантная операция
  3. Косов А. Из опыта управления силами Краснознамённого Балтийского флота в 1944—1945 гг. // Военно-исторический журнал. — 1978. — № 6. — С. 38—45.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Тулоксинская десантная операция (23 — 27 июня 1944 г.)
  5. Тулоксинская десантная операция

Литература

  • Тулоксинская десантная операция 1944 // «Ташкент» — Ячейка стрелковая / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 8).
  • Тулоксинская десантная операция. // Морозов М., Платонов А., Гончаров В. Десанты Великой Отечественной войны. — М.:"Яуза"—"Эксмо", 2008. — С.482-510.
  • Абрамов Е. П. Подвиг морской пехоты: «Стой насмерть!». — М.: «Яуза», «Эксмо», 2013. — 416 с. — (Сталинский спецназ. Морпехи). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-62623-6.
  • Бодаревский Ю. С. Высадка морских десантов в наступательных операциях Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 1984. — № 4. — С.39-47.
  • Бунаков С. Тулоксинский десант. // Военно-исторический журнал. — 1969. — № 10. — С.57-62.
  • Жуматий В. И. Морские десантные операции Вооружённых Сил СССР. — М.:"Центрполиграф", 2011. — 399 с. — ISBN 978-5-2270-2784-9
  • Козлов О. В. Ладожские моряки в период Великой Отечественной войны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Санкт-Петербургский институт истории РАН. Санкт-Петербург, 2015.
  • Крученых А. В. Тулоксинский десант. // Военно-исторический журнал. — 1964. — № 11. — С.23-30.
  • Сорокин И. Советские морские десанты в оценке зарубежной военной литературы. // Военно-исторический журнал. — 1960. — № 3. — С.53-65.
  • Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! — М.: Воениздат, 1978. — 205 с. — (Военные мемуары). Тираж 65000 экз. — Глава «Новая слава старую множит».

Ссылки