Лазовская, Агния Александровна
| Агния Александровна Лазовская | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| | |||||
| Имя при рождении | Каракосова Агния Александровна | ||||
| Дата рождения | 29 ноября (12 декабря) 1907 | ||||
| Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя | ||||
| Дата смерти | 30 декабря 2000 (93 года) | ||||
| Место смерти | Санкт-Петербург, Российская Федерация | ||||
| Страна |
|
||||
| Профессии | оперная певица | ||||
| Певческий голос | сопрано | ||||
| Коллективы | ЛАТОБ имени С. М. Кирова, Молотовский АТОБ | ||||
| Награды |
|
||||
Агния Алекса́ндровна Лазо́вская (29 ноября (12 декабря) 1907, Санкт-Петербург, Петроградская губерния, Российская империя — 30 декабря 2000 год, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советская оперная певица (колоратурное и лирическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1946 год), лауреат Сталинской премии (1951 год). Не имея специального музыкального образования, стала солисткой Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где работала с 1938 по 1962 год с перерывом на работу в Пермском театре оперы и балета в годы эвакуации.
Биография
Становление и начало творческого пути
Агния Александровна родилась 29 ноября (12 декабря) 1907 года в городе Санкт-Петербурге. В 1928 году окончила Ленинградский медицинский техникум, работала медсестрой на фабрике им. Самойловой, счетоводом и солисткой хора Государственной академической хоровой капеллы (1932—1935 годы). Агния Александровна имела лишь этот малый опыт работы в хоре Капеллы, но смогла своим голосом покорить Павла Захаровича Андреева (директора театра оперы и балета им. С. М. Кирова), за что он позволил девушке пробоваться на сцену[1].
В 1938 году Агнию Александровну обладательницу первой премии городской олимпиады художественной самодеятельности направляют в Москву на конкурс «Лучшая самодеятельность СССР», где она одерживает победу. Так медсестра Агния Александровна стала солисткой оперного театра. Она дебютировала в опере Павла Чайковского «Пиковая дама», исполнив третьестепенную партию «Прилепы», а вот главную роль «Виолетты» она спела осенью 1939 года в филиале театра, по приглашению Николая Печковского, ставшего его руководителем. Николай Константинович не боялся выпускать молодежь на сцену, говоря: «если из ста просмотренных прослушанных будет хотя-бы один настоящий артист, то и это хорошо. И для этого надо рисковать». Он, не жалея своего времени, занимался с молодежью, отдавая свои знания, умения и талант.[1].
Вспоминая о Николае Печковском Агния Александровна писала[2]:
«Я лично работала с Н. К. Печковским, когда он был художественным руководителем Филиала оперы. К сожалению период этот был коротким — помешала война. Мне посчастливилось петь вместе с ним. Он был моим первым Альфредом. Трудно передать на бумаге то ощущения, которые испытывает молодой актёр, выступая в той или другой роли. Ясно только одно — волнение безгранично. Для меня не оно было вдвойне волнительно. Я молодая, начинающая должна была вступать в ответственной роли, еще в паре с самим Печковским. Это было очень страшно. И вот я со всеми этими ощущениями на сцене. Несколько минут отрадного нервного напряжения, знакомые звуки в оркестр и Альфред-Печковский передо мною и… все мои страхи и волнение, как по волшебной палочке покинули меня. Сила сценической правды, которую нёс с собою талант Печковского, была так велика, что невольно, еще совсем неопытную, „воленую“, заставила сразу перевоплотиться как говорят у артистов, войти в образ. И я почувствовала себя подлинно Виолеттой. А отсюда и пошел настоящий спектакль. Кроме того того дружеская поддержка старшего товарища за сценой, превратили для меня этот „страшный“ дебют в настоящий творческий праздник. Это ощущение живо во мной и посей день».
Агния Александровна впервые поднялась на Большой зал в январе 1941 года в концертном исполнении под управлением Николая Рабиновича оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В театре Агния Александровна находилась с 1938 года до 1962 года, с шестилетним перерывом[1].
Военные годы
Агния Александровна готовила все три женские партии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», когда началась война. В составе фронтовой бригады певица оказалась на Ленинградском и Волховском фронтах. Впоследствии бригадам стали присваиваться порядковые номера. Первая фронтовая выехала на передовую 15 июня 1942 года, шестая, где находилась Агния Александровна, — в феврале 1943 года. По её возращении театральная многотиражка рапортовала: «Бригада была сформирована в связи с XXV годовщиной Красной армии и провела культурное обслуживание частей и кораблей Краснознаменной Балтики и Волховского фронта, дав в общей сложности 43 концерта». Письмо Татьяны Вечесловой[3]:
«Нам объявили, что 23 февраля 1943 мы должны быть на Ленинградском фронте, а до этого заехать в Ленинград на две недели, чтобы обслужить корабли и военные части. И вот выдали обмундирование, состоящее из овчинного тулупа, шапки-ушанки, ватника, штанов и гимнастерки. У меня вид был скорее комичный, чем внушительный. < …> 25 января мы были в Москве. Там получили документы, разрешение на проезд в Ленинград. С момента блокады мы были первой бригадой, попавшей в город. Попасть мы могли лишь по ледовой трассе — Дороге жизни».
Молотовский период и гастроли
В 1944 году Агния Александровна эвакуировалась с театром в Молотов и до октября 1950 года являлась солисткой Пермского академического театра оперы и балета. В молотовской опере Агния Александровна спела центральные партии лирико-колоратурного сопрано, получила звание заслуженной артистки. В многочисленных рецензиях отмечалась не только блестящая вокальная техника певицы, но и её незаурядные актёрские данные. Рецензент газеты «Наш театр» писал[1]:
«Слушая Виолетту — Лазовскую нужно, не отрываясь смотреть на неё, и тогда не знаешь, что сильнее, чему отдать предпочтение».
В 1948 году с коллегами Агния Александровна приехала на гастроли в Ленинград и выступили на нескольких филармонических концертах. Она принимала участие в спектаклях пермского театра, а также в городах области: таких как Кизел и Краснокамск. Выезжала с концертными бригадами и на фронты, и к шахтерам Кузбасса[1]. Успешно пела в Ленинграде, в различных городах РСФСР и Украины. Агния Александровна обладала широким вокальным диапазоном, исполняла партии как колоратурного, так и драматического сопрано, сочетая вокальное мастерство с актёрским талантом. В декабре 1950 года вернулась в Ленинград, но сама она в это время опять пела в Кировском — Джильду и Виолетту, Лакме и Эболи, Маргариту и Розину, Антониду и Иоланту. В 1951 году Театр им. Кирова поставил оперу советского композитора Льва Степанова «Иван Болотников». Агния Александровна исполнила в ней сложную в вокальном отношении партию Ирины Шаховской, за что получила Сталинскую премию. Музыковед Юрий Келдыш писал в газете «За советское искусство»[4]:
«Театр приложил большие усилия к тому, чтобы подать оперу Л. Степанова насколько можно выгоднее. Нельзя ставить в вину талантливой артистке А. А. Лазовской, что она своим выразительным исполнением ещё более способствовала преображению образа Ирины Шаховской в основной, центральный по значению образ всего произведения».
Концертная деятельность и признание
Агния Александровна дважды приглашена на симфонические концерты: поёт романс и каватину Антониды с БСО Ленинградского радиокомитета под управлением Кирилла Кондрашина (1951 год) и с Заслуженным коллективом (1954 год) — программой к 150-летию со дня рождения Михаила Глинки, дирижировал Борис Хайкин. За партию Шаховской певица получила Государственную премию. В начале 1950-х годов состоялось два сольных вечера певицы в Большом зале и три в Малом зале имени Глинки. С 1952 года до мая 1958 года редкие концерты мастеров искусств и праздничные программы обходились без участия Агнии Александровны[1].
Поздние годы и память
В 1998 году в Мариинском театре, в котором артистка проработала в общей сложности 25 лет, состоялся торжественный вечер в её честь. На сцене Мариинского театра в 1998 году Агнию Александровну чествовали в связи с её 90-летием[5].
Агния Александровна умерла 30 декабря 2000 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище (Московский проспект 100)[5]:
«Агнии Александровны Лазовской не стало 30 декабря 2000 года в 6 часов утра. Не хватило совсем немного, чтобы хотя бы символически войти в новое тысячелетие. А за две недели, 12 декабря, она отмечала свое 93-летие. И мне казалось, что так будет всегда: каждое новое 12 декабря будет отмерять новый год ее жизни, и вновь, и вновь, на еНово-Девичьем кладбищее „как долго я зажилась“, я буду вспоминать дожившую до ста лет Изабеллу Юрьеву. Но 31 декабря прошлого високосного года, набрав по телефону знакомый номер, чтобы поздравить Агнию Александровну с новым веком, я узнала, что ее больше нет.» Светлана Рухля.
Награды и премии
- Заслуженная артистка РСФСР (6 июля 1946 год),
- Лауреат Сталинской премии в области литературы и искусства второй степени (1951 год) — за исполнение главной партии Ирины Шаховской в оперном спектакле «Иван Болотников» Льва Степанова на сцене Молотовского АТОБ имени П. И. Чайковского[6].
Оперные партии
Оперные партии Агнии Александровны[5]:
- «Травиата» Джузеппе Верди — Виолетта,
- «Лакме» Лео Делиба — Лакме,
- «Дон Жуан» Вольфранга Моцарта — Анна,
- «Севастопольцы» Мариана Коваля — Ануш,
- «Риголетто» Джузеппе Верди — Джильда,
- «Дон Карлос» Джузеппе Верди — Эболи,
- «Фауст» Шарля Гуно — Маргарита,
- «Кармен» Жоржа Бизе — Микаэла,
- «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини — Розина,
- «Иван Сусанин» Михаила Глинки — Антонида,
- «Ромео и Джульетта» Шарлем Гуно — Джульетта,
- «Иоланта» Петра Чайковского — Иоланта,
- «Иван Болотников» Льва Степанова — Ирина Шаховская,
- «Хованщина» Модеста Мусоргского — Марфа,
- «Пиковая дама» Петра Чайковского — Прилепа.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Светлана Рухля. Блестящее сопрано медсестры. «Санкт-Петербургские ведомости» (18 июля 2005). Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ Лазовская Агния Александровна (оперная певица). Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Дата обращения: 3 мая 2025.
- ↑ https://мариинский.рф/about/exhibitions/war/concert_crews/
- ↑ https://мариинский.рф/about/exhibitions/shostakovich111/edinenie/
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Агния Лазовская. Кино-Театр (9 февраля 2016). Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) // Портал Дамира Шамарданова. — 2020. — 4 марта.
- Страницы с ошибками скриптов
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 декабря
- Родившиеся в 1907 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 30 декабря
- Умершие в 2000 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Певцы и певицы по алфавиту
- Оперные певцы и певицы СССР
- Оперные певцы и певицы России
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Заслуженные артисты РСФСР
- Лауреаты Сталинской премии II степени
- Музыканты по алфавиту
- Сопрано
- Мариинский театр
- Персоналии:Пермский театр оперы и балета