Лазовская, Агния Александровна

Агния Александровна Лазовская
Портрет
Имя при рождении Каракосова Агния Александровна
Дата рождения 29 ноября (12 декабря) 1907(1907-12-12)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 30 декабря 2000(2000-12-30) (93 года)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская Федерация
Страна Флаг СССР, Флаг России Россия
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано
Коллективы ЛАТОБ имени С. М. Кирова, Молотовский АТОБ
Награды

Агния Алекса́ндровна Лазо́вская (29 ноября (12 декабря1907, Санкт-Петербург, Петроградская губерния, Российская империя — 30 декабря 2000 год, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советская оперная певица (колоратурное и лирическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1946 год), лауреат Сталинской премии (1951 год). Не имея специального музыкального образования, стала солисткой Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где работала с 1938 по 1962 год с перерывом на работу в Пермском театре оперы и балета в годы эвакуации.

Биография

Становление и начало творческого пути

Агния Александровна родилась 29 ноября (12 декабря1907 года в городе Санкт-Петербурге. В 1928 году окончила Ленинградский медицинский техникум, работала медсестрой на фабрике им. Самойловой, счетоводом и солисткой хора Государственной академической хоровой капеллы (19321935 годы). Агния Александровна имела лишь этот малый опыт работы в хоре Капеллы, но смогла своим голосом покорить Павла Захаровича Андреева (директора театра оперы и балета им. С. М. Кирова), за что он позволил девушке пробоваться на сцену[1].

В 1938 году Агнию Александровну обладательницу первой премии городской олимпиады художественной самодеятельности направляют в Москву на конкурс «Лучшая самодеятельность СССР», где она одерживает победу. Так медсестра Агния Александровна стала солисткой оперного театра. Она дебютировала в опере Павла Чайковского «Пиковая дама», исполнив третьестепенную партию «Прилепы», а вот главную роль «Виолетты» она спела осенью 1939 года в филиале театра, по приглашению Николая Печковского, ставшего его руководителем. Николай Константинович не боялся выпускать молодежь на сцену, говоря: «если из ста просмотренных прослушанных будет хотя-бы один настоящий артист, то и это хорошо. И для этого надо рисковать». Он, не жалея своего времени, занимался с молодежью, отдавая свои знания, умения и талант.[1].

Вспоминая о Николае Печковском Агния Александровна писала[2]:

«Я лично работала с Н. К. Печковским, когда он был художественным руководителем Филиала оперы. К сожалению период этот был коротким — помешала война. Мне посчастливилось петь вместе с ним. Он был моим первым Альфредом. Трудно передать на бумаге то ощущения, которые испытывает молодой актёр, выступая в той или другой роли. Ясно только одно — волнение безгранично. Для меня не оно было вдвойне волнительно. Я молодая, начинающая должна была вступать в ответственной роли, еще в паре с самим Печковским. Это было очень страшно. И вот я со всеми этими ощущениями на сцене. Несколько минут отрадного нервного напряжения, знакомые звуки в оркестр и Альфред-Печковский передо мною и… все мои страхи и волнение, как по волшебной палочке покинули меня. Сила сценической правды, которую нёс с собою талант Печковского, была так велика, что невольно, еще совсем неопытную, „воленую“, заставила сразу перевоплотиться как говорят у артистов, войти в образ. И я почувствовала себя подлинно Виолеттой. А отсюда и пошел настоящий спектакль. Кроме того того дружеская поддержка старшего товарища за сценой, превратили для меня этот „страшный“ дебют в настоящий творческий праздник. Это ощущение живо во мной и посей день».

Агния Александровна впервые поднялась на Большой зал в январе 1941 года в концертном исполнении под управлением Николая Рабиновича оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В театре Агния Александровна находилась с 1938 года до 1962 года, с шестилетним перерывом[1].

Военные годы

Агния Александровна готовила все три женские партии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», когда началась война. В составе фронтовой бригады певица оказалась на Ленинградском и Волховском фронтах. Впоследствии бригадам стали присваиваться порядковые номера. Первая фронтовая выехала на передовую 15 июня 1942 года, шестая, где находилась Агния Александровна, — в феврале 1943 года. По её возращении театральная многотиражка рапортовала: «Бригада была сформирована в связи с XXV годовщиной Красной армии и провела культурное обслуживание частей и кораблей Краснознаменной Балтики и Волховского фронта, дав в общей сложности 43 концерта». Письмо Татьяны Вечесловой[3]:

«Нам объявили, что 23 февраля 1943 мы должны быть на Ленинградском фронте, а до этого заехать в Ленинград на две недели, чтобы обслужить корабли и военные части. И вот выдали обмундирование, состоящее из овчинного тулупа, шапки-ушанки, ватника, штанов и гимнастерки. У меня вид был скорее комичный, чем внушительный. < …> 25 января мы были в Москве. Там получили документы, разрешение на проезд в Ленинград. С момента блокады мы были первой бригадой, попавшей в город. Попасть мы могли лишь по ледовой трассе — Дороге жизни».

Молотовский период и гастроли

В 1944 году Агния Александровна эвакуировалась с театром в Молотов и до октября 1950 года являлась солисткой Пермского академического театра оперы и балета. В молотовской опере Агния Александровна спела центральные партии лирико-колоратурного сопрано, получила звание заслуженной артистки. В многочисленных рецензиях отмечалась не только блестящая вокальная техника певицы, но и её незаурядные актёрские данные. Рецензент газеты «Наш театр» писал[1]:

«Слушая Виолетту — Лазовскую нужно, не отрываясь смотреть на неё, и тогда не знаешь, что сильнее, чему отдать предпочтение».

В 1948 году с коллегами Агния Александровна приехала на гастроли в Ленинград и выступили на нескольких филармонических концертах. Она принимала участие в спектаклях пермского театра, а также в городах области: таких как Кизел и Краснокамск. Выезжала с концертными бригадами и на фронты, и к шахтерам Кузбасса[1]. Успешно пела в Ленинграде, в различных городах РСФСР и Украины. Агния Александровна обладала широким вокальным диапазоном, исполняла партии как колоратурного, так и драматического сопрано, сочетая вокальное мастерство с актёрским талантом. В декабре 1950 года вернулась в Ленинград, но сама она в это время опять пела в Кировском — Джильду и Виолетту, Лакме и Эболи, Маргариту и Розину, Антониду и Иоланту. В 1951 году Театр им. Кирова поставил оперу советского композитора Льва Степанова «Иван Болотников». Агния Александровна исполнила в ней сложную в вокальном отношении партию Ирины Шаховской, за что получила Сталинскую премию. Музыковед Юрий Келдыш писал в газете «За советское искусство»[4]:

«Театр приложил большие усилия к тому, чтобы подать оперу Л. Степанова насколько можно выгоднее. Нельзя ставить в вину талантливой артистке А. А. Лазовской, что она своим выразительным исполнением ещё более способствовала преображению образа Ирины Шаховской в основной, центральный по значению образ всего произведения».

Концертная деятельность и признание

Агния Александровна дважды приглашена на симфонические концерты: поёт романс и каватину Антониды с БСО Ленинградского радиокомитета под управлением Кирилла Кондрашина (1951 год) и с Заслуженным коллективом (1954 год) — программой к 150-летию со дня рождения Михаила Глинки, дирижировал Борис Хайкин. За партию Шаховской певица получила Государственную премию. В начале 1950-х годов состоялось два сольных вечера певицы в Большом зале и три в Малом зале имени Глинки. С 1952 года до мая 1958 года редкие концерты мастеров искусств и праздничные программы обходились без участия Агнии Александровны[1].

Поздние годы и память

В 1998 году в Мариинском театре, в котором артистка проработала в общей сложности 25 лет, состоялся торжественный вечер в её честь. На сцене Мариинского театра в 1998 году Агнию Александровну чествовали в связи с её 90-летием[5].

Агния Александровна умерла 30 декабря 2000 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище (Московский проспект 100)[5]:

«Агнии Александровны Лазовской не стало 30 декабря 2000 года в 6 часов утра. Не хватило совсем немного, чтобы хотя бы символически войти в новое тысячелетие. А за две недели, 12 декабря, она отмечала свое 93-летие. И мне казалось, что так будет всегда: каждое новое 12 декабря будет отмерять новый год ее жизни, и вновь, и вновь, на еНово-Девичьем кладбищее „как долго я зажилась“, я буду вспоминать дожившую до ста лет Изабеллу Юрьеву. Но 31 декабря прошлого високосного года, набрав по телефону знакомый номер, чтобы поздравить Агнию Александровну с новым веком, я узнала, что ее больше нет.» Светлана Рухля.

Награды и премии

  • Заслуженная артистка РСФСР (6 июля 1946 год),
  • Лауреат Сталинской премии в области литературы и искусства второй степени (1951 год) — за исполнение главной партии Ирины Шаховской в оперном спектакле «Иван Болотников» Льва Степанова на сцене Молотовского АТОБ имени П. И. Чайковского[6].

Оперные партии

Оперные партии Агнии Александровны[5]:

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Светлана Рухля. Блестящее сопрано медсестры. «Санкт-Петербургские ведомости» (18 июля 2005). Дата обращения: 2 мая 2025.
  2. Лазовская Агния Александровна (оперная певица). Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Дата обращения: 3 мая 2025.
  3. https://мариинский.рф/about/exhibitions/war/concert_crews/
  4. https://мариинский.рф/about/exhibitions/shostakovich111/edinenie/
  5. 5,0 5,1 5,2 Агния Лазовская. Кино-Театр (9 февраля 2016). Дата обращения: 2 мая 2025.
  6. Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) // Портал Дамира Шамарданова. — 2020. — 4 марта.