Контекст в прагматике

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Контекст в прагматике — один из ключевых аспектов изучения языка и коммуникации[1].

Прагматика — это область лингвистики, которая фокусируется на изучении языковых выражений в контексте их использования для достижения определенных коммуникативных целей[2]. Контекст, в данном случае, относится к всем параметрам, которые оказывают влияние на процесс коммуникации, включая физическое окружение, социокультурные факторы, предысторию общения, невербальные выражения и индивидуальные характеристики участников диалога[3].

Teaching Pragmatics

Контекст в прагматике

Контекст является одним из ключевых понятий в прагматике — области изучения языка, которая исследует использование языка в контексте коммуникации. Контекст включает все факторы, описывающее коммуникативное событие и влияют на интерпретацию и понимание. В прагматике контекст рассматривается в широком смысле и включает не только лингвистический контекст, но и социокультурные, пространственные, временные и психологические факторы[4]. Контекст играет важную роль в понимании и интерпретации высказываний, поскольку он предоставляет дополнительную информацию, не явно выраженную в самих высказываниях. Эта неявная информация позволяет нам понять и уточнить значение высказывания, намерения и отношение говорящего[5][6].

Типы контекста

Лингвистический контекст

Это контекст, связанный с самим высказыванием, включая предыдущие высказывания, фразы или слова, которые могут влиять на его интерпретацию. Лингвистический контекст помогает определить значения слов и фраз и связать их с конкретными ситуациями и обстоятельствами[7][8].

Социокультурный контекст

Связан с социальными и культурными факторами, которые влияют на коммуникацию. Это может включать нормы и ценности определенного сообщества, статус и роль участников коммуникации, их культурные обычаи и привычки. Социокультурный контекст определяет ожидания и правила поведения в различных контекстах коммуникации[9].

Пространственный контекст

Он относится к физическому окружению, в котором происходит коммуникация. Пространственный контекст включает место, где происходит коммуникация, расположение участников, их пространственные отношения и физические атрибуты окружающей среды. Этот контекст может влиять на способ восприятия и интерпретации высказываний[10].

Временной контекст

Он связан со временем, когда происходит коммуникация, и временными факторами, которые могут быть важными для понимания высказывания. Временной контекст может включать текущую ситуацию, прошлые события или будущие планы, которые могут быть связаны с высказыванием[11].

Психологический контекст

Это контекст, связанный с ментальными и психологическими состояниями участников коммуникации. Психологический контекст включает эмоции, мотивации, знания, предпочтения и ожидания, которые могут влиять на способ интерпретации и реагирования на высказывание[12].

Понимание контекста

Понимание контекста является важным для успешной коммуникации, поскольку позволяет участникам более точно интерпретировать высказывания и учитывать нюансы и намерения говорящего[13]. Контекст обеспечивает дополнительную информацию, которая помогает уточнить значения слов и фраз, раскрыть смыслы, подразумеваемые говорящим, и адаптировать коммуникацию к конкретной ситуации[14].

Изучение контекста в прагматике помогает нам лучше понять, как люди взаимодействуют и общаются, а также как мы можем использовать контекст для эффективного использования языка в различных коммуникативных ситуациях[15].

Пример

Разговор на вечеринке

Представьте, что два человека, Алиса и Боб, разговаривают на вечеринке:

Алиса: Я слышала, что вчера у нас была невероятная вечеринка!

Боб: Да, было супер! Алиса: Ты ничего не помнишь, правда?

В этом примере контекст включает несколько аспектов:

Лингвистический контекст

Предыдущее высказывание Алисы о невероятной вечеринке создает ожидание, что Боб будет соглашаться с ней и подтверждать, что вечеринка была замечательной.

Социокультурный контекст

Вечеринка может быть социальным событием, на котором люди ожидают забавы и развлечений. В данном случае, предполагается, что оба участника ожидали положительного опыта на вечеринке.

Пространственный контекст

Разговор происходит на вечеринке, которая может быть шумной и весёлой. Атмосфера и энергия вокруг могут влиять на то, как интерпретируются высказывания и настроение участников разговора.

Психологический контекст

Алиса предполагает, что Боб, возможно, потерял некоторые воспоминания из-за алкогольного опьянения или просто веселья на вечеринке. Это предположение основывается на знании о поведении людей на подобных событиях.

В этом примере контекст предоставляет дополнительную информацию, которая позволяет нам понять и интерпретировать высказывания. С учётом контекста, высказывание «Ты ничего не помнишь, правда?» имеет импликатуру[16], что Боб может не помнить некоторые события или детали вечеринки, что считается типичной ситуацией на подобных событиях[5][17]. Интерпретация высказываний в данном случае зависит от контекста, включая лингвистические, социокультурные, пространственные и психологические факторы. Понимание контекста позволяет нам точнее интерпретировать высказывания и принимать во внимание все факторы, которые влияют на коммуникацию[18][19].

Примечания

  1. Laurence R. (eds) Horn and Gregory L. Ward. The handbook of pragmatics. — ISBN ISBN 0631225471.
  2. Прагматика в кругу лингвистических дисциплин: проблемы дефиниции и классификации. Cyberleninka. Дата обращения: 23 июля 2023.
  3. С.Н. ЛЮТОВА. О С Н О В Ы П С И Х О Л О Г И И и КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, Курс лекций. — МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ, 2007.
  4. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива. Cyberleninka. Дата обращения: 22 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 Составление, редакция и вступительная статья В. В. ПЕТРОВА и В. И. ГЕРАСИМОВА. НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. — Москва, Прогресс, 1988. — Т. ВЫП. XXIII. — (КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА).
  6. Обдалова Ольга Андреевна, Одегова Ольга Владимировна. Межкультурная и межъязыковая коммуникация как новая реальность в контексте глобализации // Киберленинка.
  7. Л.Д. Захарова. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ // Киберленинка. — 2010.
  8. George Yule. Pragmatics / Series Editor H.G. Widdowson. — Oxford University Press.
  9. М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб. пособие]. — Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — ISBN ISBN 978-5-7996-1517-8.
  10. Верхотурова Татьяна Леонтьевна. Грамматическая категоризация наивной картины мира и наблюдатель // Киберленинка. — 2008.
  11. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты : монография. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — ISBN ISBN 5-8265-0609-1.
  12. Комалова Лилия Ряшитовна. Межличностная коммуникация: от конфликта к консенсусу // Киберленинка. — 2016.
  13. Понимание в коммуникации. 2005 Тезисы докладов Международной научной конференции. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА (28 февраля – 1 марта 2005). Дата обращения: 23 июля 2023.
  14. Иштван Кечкеш. Слово, контекст и коммуникативное значение // Киберленинка. — 2014.
  15. Переверзева Наталья Александровна. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Киберленинка. — 2017.
  16. Davis, Wayne. Implicature. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Metaphysics Research Lab, Stanford University (Fall 2019 Edition).
  17. Обдалова Ольга Андреевна Минакова Людмила Юрьевна Соболева Александра Владимировна. Исследование роли контекста в адекватности репрезентации иноязычной речи в непрямой коммуникации // Киберленинка. — 2017.
  18. Обдалова Ольга Андреевна, Минакова Людмила Юрьевна, Соболева Александра Владимировна. Дискурс как единица коммуникативного и речемыслительного процесса в коммуникации представителей разных лингвокультур // Киберленинка.
  19. Обдалова Ольга Андреевна. Когнитивно-дискурсивная технология в обучении иноязычной межкультурной коммуникации // Киберленинка.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!